ЕГЭ 2021: вариант 29

Версия для печатиPDF
ЕГЭ русский язык, 2021

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

(1)Об имитации звездного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён, достаточно вспомнить, <...>, Архимеда, который предположительно построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». (2)Изобретение в начале XVII века телескопа и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира, и прежде всего начали строить механические модели гелиоцентрической системы с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника: так как все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе. (3)Эти модели называли коперниковскими планетариями.


Задание 1 13304

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Стимулом для строительства планетариев, первый из которых предположительно был построен и описан ещё Архимедом, стало связанное с созданием в начале XVII века телескопа развитие астрономии, и прежде всего создавались механические модели гелиоцентрической системы, названные коперниковскими планетариями.
  2. С целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника в начале XVII века создавались модели гелиоцентрической системы: с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
  3. Предположительно первый планетарий построил и описал ещё Архимед, но развитие астрономии было вызвано созданием в XVII веке телескопа, обусловившего строительство планетариев, и сначала были созданы коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы.
  4. В начале XVII века создавались коперниковские планетарии — механические модели гелиоцентрической системы, представляющие собой устройства, в которых шарики — планеты — двигались вокруг центрального шара — Солнца — с соблюдением таких же относительных скоростей и расстояний, как и на небе.
  5. Ещё Архимед построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами, и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы», что подтверждает существование ещё в древние времена идеи создания звёздного неба в закрытом помещении.
Задание 2 13305

Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите эту конструкцию.

Задание 3 13306

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕРЕДАЧА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЕРЕДАЧА, -и, ж.

  1. Действие по значению глагола «передать».
    П. приказа. П. телефонограммы. П. знаний и опыта. П. эстафетной палочки. П. мысли на расстояние. П. земли в собственность.
  2. Механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой.
    Гидравлическая п. Червячная п.
  3. То, что передаётся по радио, телевидению.
    Интересная п. Слушать передачу. Программа передач.
  4. Вещи, продукты, передаваемые кому-н. (в больницу, тюрьму).
    Принести передачу.
  5. Бросок мяча, шайбы от игрока к игроку одной команды (спорт.).
    Точная п. Голевая п. П. полузащитника. П. с центра поля.
Задание 4 13307

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

донЕльзя
накренИтся
зАнятый
перелилА
тортОв

Задание 5 13308

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТБОРОЧНЫЙ тур уже прошёл, и подготовка к концерту шла полным ходом.
Нужно соблюдать правила этикета, чтобы нечаянно не поставить человека в УНИЖЕННОЕ для него положение.
Комлев уже не испытывал ненависти и понимал, что не сможет ОТПЛАТИТЬ своему врагу.
Во ВРАЖЕСКОМ лагере царила неразбериха.
Ежегодно библиотека получает от своих АБОНЕНТОВ около тысячи заказов, поступающих в том числе и по электронной почте.

Задание 6 13309

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники.

Задание 7 13310

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм ВАФЛЕЙ
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ОЗЯБ на ветру
движение БОЛЕЕ РЕЗКОЕ
много БАКЛАЖАНОВ

Задание 8 13311

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
B)  ошибка в построении сложного предложения
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного

 

1) Когда закончилась война, о которой бабушка рассказывала, не скрывая боль в душе, жить стало ещё труднее: вырытые из последних сил окопы приходилось зарывать, но опаснее всего были минные поля.
2) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
3) Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.
4) Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
5) В 1970-е годы все мальчишки страстно любили детские фильмы, а кинотеатр «Надежда» в центре города уже с утра осаждалась ребятами, жаждущими увидеть приключения своих сверстников.
6) Те, кто побывал в Антарктиде, могли видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из прибрежных островов.
7) Спустившись в лощину, археологам стало понятно, откуда исходит мягкий свет.
8) Пчёл привлекают цветы, не только издающие благоухающий аромат, но и обладающие яркой окраской.
9) Город Сочи стал столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр.

Задание 9 13312

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. застилать (пол ковром), вычитание, нанимать
  2. разгорелся (спор), (на) заре, протереть
  3. пловец, семинар, равняться (на других)
  4. посвятить (в рыцари), закаать, отскочить
  5. возраст, навевать (воспоминания), затворить (окно)
Задание 10 13313

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. сверх..дея, под..скать, из..мать
  2. пр..брежный, пр..добрый, пр..ступить (к делу)
  3. меж..гровой, мед..нститут, дез..нформация
  4. бе..болезненно, и..бавиться, и..желта-красный
  5. пр..сытиться, пр..граждать, (достойный) пр..емник
Задание 11 13314

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. сосредоточ..вать, марл..вая (повязка)
  2. глянц..вый, овлад..вать
  3. талантл..вый, предвид..ть
  4. земл..ные (работы), вод..нистые (краски)
  5. находч..вый , нов..нький
Задание 12 13315

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (это) противореч..т (правилам), зачист..вший
  2. (друзья) вышл..т (посылку), дежур..щий (по классу)
  3. перекин..шь, сломл..нный
  4. тревож..щийся (напрасно), (они) рошц..т (на судьбу)
  5. произнос..шь, преобразу..мый
Задание 13 13316

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Спасение пришло неожиданно и именно в тот момент, когда казалось, что помощи ждать (НЕ)ОТКУДА.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки.
Оседает пыль, и взору открываются вовсе (НЕ)ВЫСОКИЕ пирамидальные тополя.
Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Кажется, что весны давно уже (НЕ)БЫЛО, все её ждали с нетерпением.

Задание 14 13317

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне довелось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(ИЗ)ПОД снега показались первые весенние цветы, и (С)РАЗУ повеяло радостью обновления природы.

Задание 15 13318

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запечё(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.

Задание 16 13319

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
  2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
  3. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
  4. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
  5. Нападки главного героя на людей неуместны и в чрезмерной требовательности к людям он выглядит комично.
Задание 17 13320

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза в траву.

Задание 18 13321

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Задание 19 13322

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого (3) производится подразделение стран (4) на развитые и развивающиеся.

Задание 20 13323

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

Задание 21 13324

Найдите предложения,  в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Кандалакшский залив Белого моря в Мурманской области прекрасен своей строгой красотой. (2)Неспешно и тихо перекатываются волны по его водной глади. (3)Временами только слышится неожиданный всплеск — это уточки гаги поднялись с воды. (4)Суровый северный край завораживает простотой и бесхитростностью. (5)Тут нет яркой зелени и роскошных цветов, наоборот: скалистые берега, редкие скромные растения, прозрачный холодный воздух создают атмосферу отстранённости от жизненной суеты. (6)Здесь хорошо думается: на фоне великой природы можно правильно определить приоритеты, отделить главное от пустого, принять важные решения. (7)К Кандалакшскому заливу выходит второй по величине горный массив Кольского полуострова — Домашние горы. (8)У них изрезанные выветриванием скалистые склоны. (9)Посмотришь на склоны гор — глаза слепит от увиденного!

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Грина А.

(1)Наконец я приехал в Одессу. (2)Этот огромный южный порт был, для моих шестнадцати лет, дверью мира, началом кругосветного плавания, к которому я стремился, имея весьма смутные представления о морской жизни.

(3)Я проводил дни на улицах, рассматривая витрины или бродя в порту, где на каждом шагу открывал Америку. (4)3десь бился пульс мира.

(5)«Береговой командой» были матросы, кочегары и другие мелкие служащие, почему-либо неспособные временно находиться на корабле. (6)Можно здесь было встретить также отставшего от рейса молодого матроса или живущего в ожидании места какого-нибудь старого служащего.

(7)Отсюда-то и совершал я свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рёва и грома, свистков и криков, лязга вагонов на эстакаде и звона якорных цепей, а также голубым заревом свободного синего Чёрного моря. (8)Я жил в полусне новых явлений. (9)Тогда один случай, может быть незначительный в сложном обиходе человеческих масс, наполняющих тысячи кораблей, показал мне, что я никуда не ушёл, что я не в преддверии сказочных стран, полных беззаветного ликования, а среди простых, грешных людей.

(10)В казарму привезли раненого. (11)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (12)Поссорились они или не поделили чего-нибудь — этого я не помню. (13)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (14)Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (15)Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (16)Рана была не опасна. (17)Температура немного повысилась, но больной, хотя и лежал, ел с аппетитом и даже играл в карты с соседями.

(18)Вечером раздался слух: «Доктор приехал, говорить будет».

(19)Доктор? (20)Говорить? (21)Я направился к койке раненого.

(22)Доктор, пожилой человек, по-видимому сам лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (23)Больной, лёжа, смотрел в сторону и слушал.

(24)Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (25)Он послан им, пришёл по его просьбе. (26)У него жена, дети, сам он военный матрос. (27)Он полон раскаяния. (28)Его ожидают каторжные работы.

— (29)Вы видите, — сказал доктор в заключение, — что от вас зависит, как поступить: «по закону» или «по человечеству». (30)Если «по человечеству», то мы замнём дело. (31)Если же «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда этот человек погиб, потому что он виноват.

(32)Была полная тишина. (33)Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (34)Что скажет раненый? (35)Какой приговор изречёт он? (36)Я ждал, верил, что он скажет: «По человечеству». (37)На его месте следовало простить. (38)Он выздоравливал. (39)Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. (40)Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (41)От него несло океаном, родиной больших душ. (42)И он был так симпатично мужествен, как умный атлет...

(43)Раненый помолчал. (44)Видимо, он боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (45)Он вздохнул, поморщился, взглянул доктору в глаза и нехотя, сдавленно произнёс:
— Пусть... уж... по закону.

(46)Доктор, тоже помолчав, встал.

— (47)3начит, «по закону»? — повторил он.

— (48)По закону. (49)Как сказал, — кивнул матрос и закрыл глаза.

(50)Я был так взволнован, что не вытерпел и ушёл на двор. (51)Мне казалось, что у меня что-то отняли.

(52)С этого дня я стал присматриваться к морю и морской жизни с её внутренних, настоящих сторон, впервые почувствовав, что здесь такие же люди, как и везде, и что чудеса — в самих нас.

(По А. Грину)

Задание 22 13327

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Раненый, рассказывая о случившемся, был преисполнен гнева, поскольку обидчик нанёс ему опасную для жизни ножевую рану.
  2. Доктор случайно оказался давним знакомым обидчика, поэтому решил замолвить слово за него и за его семью.
  3. Раненый не задумываясь принял решение судить обидчика в соответствии с законом.
  4. Обидчик, которого ожидали каторжные работы, раскаивался в случившемся.
  5. Для рассказчика, до приезда в Одессу плохо представлявшего себе морскую жизнь, понятия «моряк» и «рыцарь» были неразделимы.
Задание 23 13328

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 9 объясняет, раскрывает содержание предложения 8.
  2. В предложениях 12-14 представлено описание.
  3. В предложениях 40—42 содержится описание.
  4. Предложение 44 объясняет содержание предложения 43.
  5. В предложениях 45, 46 представлено повествование.
Задание 24 13329

Из предложений 5, 6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 25 13330

Среди предложений 32-42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 13331

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«А. Грин был поэтом морских портов. В начале рассказа "По закону" жизнь моряков показана в романтическом свете, во многом благодаря использованию такого тропа, как (А)_______ ("южный порт был... дверью мира" в предложении 2, "пульс мира" в предложении 4), и такого синтаксического средства выразительности, как (Б)_______ (в предложении 7). Однако затем внимание писателя фокусируется на переживаниях героев. Передать тончайшие нюансы того, что творится в душе героев, автору помогают троп — (В)_______ ("горячее участие" в предложении 22, "ядовитым воспоминанием" в предложении 44), а также синтаксическое средство — (Г)_______ (в предложениях 34, 35)».

Список терминов:
1) метонимия
2) восклицательные предложения
3) метафора
4) фразеологизм
5) ряд однородных членов предложения
6) сравнительный оборот
7) парцелляция
8) эпитет
9) вопросительные предложения

Источник: 
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 23
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.