ЕГЭ 2021: вариант 30

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

(1)По мере усложнения хозяйственной деятельности человек стал испытывать нужду в более совершенных инструментах с тщательно обработанными лезвиями. (2)Но их изготовление требовало новых приёмов в обработке камня, поэтому около восьми тысяч лет назад людям пришлось освоить техники пиления, сверления и шлифовки. (3)Овладение этими техниками было <...> важно, что вызвало настоящую революцию в развитии общества, названную впоследствии неолитической революцией.


Задание 1 13362

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Испытывая нужду в более совершенных инструментах с тщательно обработанными лезвиями, люди совершили неолитическую революцию, в результате которой их хозяйственная деятельность усложнилась.
  2. Изготовление более совершенных инструментов, в которых нуждались все, кто вёл хозяйственную деятельность, требовало новых приёмов в обработке камня, в которых люди, жившие около восьми тысяч лет назад, начали испытывать нужду.
  3. Овладение около восьми тысяч лет назад техниками пиления, сверления и шлифовки, обусловленное осложнением хозяйственной деятельности, вызвало настоящую революцию в развитии общества, названную впоследствии неолитической.
  4. Причиной неолитической революции стала настолько усложнившаяся хозяйственная деятельность человека, что людям пришлось научиться обрабатывать камень.
  5. Настоящей революцией в развитии общества, названной впоследствии неолитической, стало произошедшее около восьми тысяч лет назад и обусловленное осложнением хозяйственной деятельности освоение людьми техник пиления, сверления и шлифовки.
Задание 2 13363

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Задание 3 13364

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕХНИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТЕХНИКА, -и, м.

  1. Круг наук, связанных с изучением и созданием средств производства, орудий труда.
    Достижения техники.
  2. Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей.
    Передовая т.
  3. Совокупность приёмов, применяемых в каком-н. деле.
    Музыкальная т. Т. шахматной игры. Т. делопроизводства.
  4. собир. Машины, механические орудия, устройства.
    Т. сельского хозяйства. Ремонт техники.
Задание 4 13365

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь
недУг
низвЕденный
ободрИшься
отдалА

Задание 5 13366

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Виновник случившегося отвернулся, пряча свой ПУГЛИВЫЙ взгляд.
Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ вид.
После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.
Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.
Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

Задание 6 13367

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

Задание 7 13368

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
пусть ПОПРОБОВАЕТ
из белого ТЮЛЯ
нет спелых АБРИКОСОВ
ЖЁСТЧЕ дерева

Задание 8 13369

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Шевцов уже давно отвык от полезного питания, поэтому в санатории первое время ничего не мог ни есть, ни пить; особенно поражало его то, что к каждому завтраку неизменно подавался какао.
2) Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.
3) В журнале «Этнографическом обозрении» Д. Н. Ушаков опубликовал статьи о поверьях русских крестьян.
4) И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».
5) В 1870-е годы Л. Н. Толстой по-другому взглянул на своё предшествующее творчество и говорит, что «Война и мир» кажется ему «слишком многоречивым романом».
6) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполняют методом лазерного гравирования.
7) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.
8) Все, кто вспоминал А. П. Чехова, отмечали его интеллигентность.
9) В «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака ,Доктор Живаго"» Д. С. Лихачёв заметил, что «автор и герой — это один и тот же человек, с одними и теми же думами, с тем же ходом рассуждений и отношением к миру».

Задание 9 13370

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. снаряжение, пессимистический, образность
  2. возрождение, смягчить (тон), драматургический
  3. утопический, виноватый, разрядить (обстановку)
  4. экстремальный, авантюрист, возразить
  5. осветить (дорогу), президент, старинный
Задание 10 13371

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. под..язычный, об..ятия, из..ян
  2. от..брать, п..знавательный, под..браться
  3. по..бородок, о..бросить, пре..сказать
  4. бе..звёздный, и..мельчить, бе..пробудный
  5. пр..мкнуть, пр..слать, пр..говор
Задание 11 13373

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. льн..ные (ткани), родств..нные (связи)
  2. отчётл..во, размаш..стый (почерк)
  3. развёрт..вать, идеализир..вать
  4. застр..вать, гел..вая (ручка)
  5. влюбч..вый, проветр..вать
Задание 12 13374

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (звери) чу..т, кочу..щие (стада)
  2. став..шь (цветы в вазу), обожа..мый
  3. услыш..нный, служ..щие (граждане)
  4. накин..шь (пальто), наполн..вший (комнату светом)
  5. маш..щий (флагом), (они) наточ..т (коньки)
Задание 13 13375

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Надеяться на чудо нам (НЕ)ПРИХОДИЛОСЬ, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.
Эта задача так и (НЕ)РЕШЕНА учениками.
(НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.
С утра до утра шёл (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь.

Задание 14 13376

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.
Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.
ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
(В)ВИДУ сложности предстоящего маршрута было решено (ВСЁ)ТАКИ не включать подростков в состав туристической группы.

Задание 15 13377

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

Задание 16 13378

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
  2. Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
  3. Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.
  4. Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
  5. У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
Задание 17 13379

Расставьте все знаки препинания: укажите дифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

Задание 18 13380

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди поэтов Серебряного века А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

Задание 19 13381

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

Задание 20 13382

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

Задание 21 13383

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Высокогорное плато Гуниб — одно из красивейших мест в Дагестане. (2)Со всех сторон окружённое отвесными известняковыми обрывами, оно когда-то представляло собой естественную неприступную крепость для древних жителей, а ныне стало прекрасным местом для отдыха. (3)Климатические условия плато близки Давосу в Швейцарии. (4)Мягкий субальпийский климат, живительный воздух, почти постоянное солнце (до 310 солнечных дней в году), сказочная красота пейзажей лечат душу и тело человека. (5)Зимой на плато температура достигает -4°С. (6)Летом — +18°С. (7)3десь удивительное разнообразие природных зон: на севере простираются субальпийские луга, а на юго-востоке — пышные леса. (8)Гуниб — настоящий природный музей под открытым небом. (9)«Кто не побывал в Гунибе, тот настоящего Дагестана не видел!» — гордятся своим краем горцы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Толстого А.Н.

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (3)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (6)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.

(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. (9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», — сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной — землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.

(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

(По А. Н. Толстому)

Задание 22 13386

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Общая беда заставляет людей объединиться ради спасения своей Родины.
  2. Родина — это историческое прошлое, созданное многими поколениями, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой.
  3. Земля оттич и дедич была отвоёвана нашим пращуром у вражеских племён, пришедших туда жить навечно.
  4. Устная литература, созданная народом, является всего лишь плодом народного досуга.
  5. Русское искусство оказало большое влияние на развитие мировой культуры.
Задание 23 13387

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 5 поясняет то, о чём говорится в предложении 4.
  2. В предложении 10 содержится описание.
  3. В предложении 13 представлено описание.
  4. Предложения 21-23 содержат рассуждение.
  5. В предложении 29 представлено повествование.
Задание 24 13388

Из предложений 8-9 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 25 13389

Среди предложений 19-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, форм слова и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 13390

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Статья „Родина" была написана А. Н. Толстым в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Повествование пронизано болью за судьбу России и одновременно гордостью за неё. Выразить эти чувства писателю помогают многочисленные тропы, среди которых (А)________ („поток людей" в предложении 11, „накинул волшебную сеть слова" в предложении 19) и (Б)_________ („как стрелы" в предложении 17, „как обузданный конь" в предложении 19), а также лексическое средство — (В)________ („возобладала" в предложении 8, „воспел" в предложении 18) и приём — (Г)_________ (предложения 22, 23)».

Список терминов:
1) метафора
2) сравнение
3) диалектизм
4) книжные слова
5) фразеологизм
6) цитирование
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) анафора

Источник: 
Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 24
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.