ЕГЭ 2023: вариант 35

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст Паустовского К.Г.

Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом - каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой.

Приметы на дорогах - это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и (…) не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

(По К.Г. Паустовскому)

Задание 1 16190

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите эту частицу.

Задание 2 16191

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) НАХОДИТЬ. Составлять некое мнение о чем-либо. Находить это возможным.
2) ОГНЕННЫЙ. Обладающий яркостью и цветом огня. Огненное оперение петуха.
3) ВРЕМЯ. Исторический период в развитии человечества. Время перемен.
4) ПОЛОЖЕНИЕ. Способ размещения частей объекта. Неудобное положение тела.
5) ПОГРУЖАТЬСЯ. Переходить в иное физическое или психическое состояние. Погружаться в уныние.

Задание 3 16192

Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Автор текста поднимает важную социальную проблему изучения примет и их функций, используя большое количество научных терминов в качестве доказательства своей мысли (обоняние, зарубка, созвездие и др.)
  2. Использование гиперболы (бесконечно разнообразен); эпитетов (огненный куст, золотистой смолой) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
  3. Лексические повторы (приметы), используемые в тексте, фиксируют внимание читателя, способствуют усилению смысловой и эмоциональной роли повторяемого слова.
  4. В тексте многократно используются парцелляции, простые синтаксические конструкции, что позволяет отнести его к разговорному типу речи.
  5. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора - сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
Задание 4 16193

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) кремЕнь
2) кровотОчить
3) ободрЁнный
4) красИвее
5) врУчит

Задание 5 16194

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Родители получили БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо за отличное воспитание сына.
Юноша стал ДИПЛОМАНТОМ конкурса молодых исполнителей.
Зверев был чрезвычайно подавлен и стоял с КАМЕНИСТЫМ лицом, не выражающим эмоций.
Новый ЛЕДОВЫЙ дворец был торжественно открыт в нашем городе.
Директор ПРЕДОСТАВИЛ возможность высказаться каждому сотруднику.

Задание 6 16195

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив слово. Выпишите это слово.

Охотник смог добраться до хижины, но путь его был нелёгок: ему пришлось постигать многочисленные препятствия, чтобы достичь цели.

Задание 7 16196

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПЯТЬЮСТАМИ рублями
бежит более БЫСТРО
ТРОЕ поросят
нет ЧУЛКОВ
килограмм ПОМИДОРОВ

Задание 8 16197

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
B) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1)  Резко повернув налево, автомобиль чуть не перевернулся, и сидевший водитель за рулем не справился с управлением.
2)  Мечтая о будущем, мне кажется, что оно обязательно станет прекрасным.
3)  Андрей мужественно терпел боль, рассчитывая на то, что скоро спасатели придут на помощь.
4)  По окончанию уроков дети шумно и радостно выбежали из школы, предварительно договорившись встретиться на пустыре.
5)  Пушкин писал, что «любви все возрасты покорны».
6)  Ольга очень любила и гордилась своим братом, который превосходил во всем знакомых ей мужчин.
7)  И хоть Александра никогда не ездила с бешеной скоростью, жизнь все равно начинала ускоряться, набирать обороты и день за днем вкатывалась в лето.
8)  Внимание Коновалова привлекла прелестная девушка, проходившая мимо, и он неожиданно для самого себя сказал ей, что «я хотел бы пригласить Вас на свидание».
9)  Подруги сидели перед электрокамином, умевшим без жара создать иллюзию уюта в любое время года.

Задание 9 16198

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   к..сательная, м..рковь, оп..саться
2)   в..лосипед, бл..стящий, з..мляника
3)   согл..совать, благосл..вить, водор..сли
4)   уб..ру, зан..мать, выт..рать
5)   пож..леть, отр..сль, р..внина

Задание 10 16199

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   пр..одолеть, пр..ходящие (ценности), пр..образования
2)   не..доровый, не..гибаемый, и..царапать
3)   пост..нфарктный, по..грать, мед..нститут
4)   обез..яна, пол..ю, п..едестал
5)   ра..стояние, бе..ценный, ..бежать

Задание 11 16200

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   милост..вый, корч..вать
2)   издавн.., налев..
3)   кле..л, отста..вать
4)   разговорч..вый, завистл..вый
5)   печ..нка, реч..нка

Задание 12 16201

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)   теш..щийся, трепещ..щий
2)   выкач..нная (бочка), (он) пиш..т
3)   (они) бор..тся, кол..щий
4)   ненавид..вший, обгрыз..нный
5)   прострел..нный, (он) стел..т

Задание 13 16202

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Работа по благоустройству территорий была (НЕ)ЗАКОНЧЕНА.
Пьер смотрел на нее (НЕ)НАВИДЯЩИМ взглядом.
На уроке присутствовали (НЕ)ТОЛЬКО старшеклассники, но и малыши.
Канатоходец шел, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на головокружительную высоту.
Колька, (НЕ)ИСПУГАВШИЙСЯ грозы, уверенно шел вперед.

Задание 14 16203

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Он (С)НАЛЕТУ ударился о столбик, который не заметил в темноте, (ПО)ТОМУ что очень торопился.
(В)ТЕЧЕНИИ Оки много поворотов, (ПО)ЭТОМУ стоит быть осторожным во время лодочного похода.
(В)ВИДУ отсутствия сильных дождей потушить торфяники оказалось чрезвычайно сложно, но (В)ПОСЛЕДСТВИИ глава области сумел справиться с этой непростой задачей.
(НЕ)СМОТРЯ на многочисленные разногласия, стороны смогли договориться и уладить конфликт, в котором принимало участие (ПОЛ)ТРОИЦКА.
Нужно иметь (В)ВИДУ, что истинной причиной ссор являются (ПОД)ЧАС слова, сказанные сгоряча.

Задание 15 16204

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Со(1)ые прохожие, загруже(2)ые в конце рабочей недели, брели по тума(3)ым улицам города, усыпа(4)ым лимо(5)ыми листьями, и, не замечая окрыле(6)ого юношу, постоя(7)о толкали его, надме(8)о поглядывая вслед.

Задание 16 16205

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Спустя много лет он помнил свою мать не забывал о ней ни на минуту и был несказанно предан ей.
  2. На возвышении горы росли удивительные голубые цветы и слышался шум кузнечиков.
  3. И летом и поздней осенью Андрей старался больше читать и записывать свои мысли.
  4. Гости не только не собирались уходить но и дружно пели вместе с хозяином.
  5. Мрачные тучи свисали с неба и все понимали необратимость грозы.
Задание 17 16206

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вдохновленная своей новой идеей (1) она сбегала по лестнице (2) перепрыгивая через ступеньки (3) и (4) закончив стремительное движение (5) заглядывала (6) рассерженному от ее беззаботности (7) Петру в глаза.

Задание 18 16207

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Облака (1) белогривые лошадки (2)
Облака (3) что вы мчитесь без оглядки!
Не смотрите (4) вы (5) пожалуйста (6) свысока,
А по небу прокатите нас (7) облака.
(С. Козлов)

Задание 19 16208

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рыбак (1) лодка (2) которого уплыла далеко от берега (3) был напуган (4) отсутствием возможности для спасения.

Задание 20 16209

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иннокентий был убежден в том (1) что (2) если он не сможет своевременно сдать зачет (3) или завалит экзамен (4) то его отчислят из университета (5) и мать непременно отправит его в деревню.

Задание 21 16210

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На самой северной окраине земли, на полуострове Таймыр, расположен Большой Арктический заповедник площадью 4 млн 200 тыс. га. (2)Он не только самый северный, но и самый большой в Евразии. (3)Омывает его берега Северный Ледовитый океан — самый суровый океан на планете. (4)Особенно популярные места заповедника — бухты Медуза и Ефремова. (5)Территория этого природного комплекса на юге покрыта арктическими тундрами, а на севере — арктическими пустынями. (6)Зимой здесь царство белого цвета и полярной ночи, а летом лишайники и водоросли окрашивают тундру в красные, жёлтые, зелёные тона. (7)К берегам Таймыра с севера подплывают айсберги — обломки шельфовых ледников, образующиеся на островах архипелага Северная Земля. (8)В этой части океана размеры айсбергов относительно невелики: не более 500 метров в длину и высотой около 25 метров.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Солоухина В.А.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину)*
* Владимир Алексеевич Солоухин
(1924–1997) –
русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».


Задание 22 16213

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Рассказчик любовался разливом реки после обильного таяния снегов.
  2. Выхухоль приблизилась к рассказчику на расстояние двух метров, что нетипично для таких осторожных зверьков.
  3. Рассказчик спас детенышей выхухоли и вытащил их из воды, потому что не мог оставаться равнодушным к бедной семье зверушек.
  4. В понимании рассказчика, война - страшное бедствие, сравнимое с тяжелой ситуацией, в которой оказались животные во время паводка.
  5. Рассказчик услышал писк мышей и испугался.
Задание 23 16214

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 6-7 представлено описание.
  2. Предложение 15 поясняет, дополняет содержание предложения 14.
  3. Предложения 12-13 представлено повествование.
  4. В предложениях 22-25 представлено рассуждение.
  5. В предложениях 27-28 представлено повествование.
Задание 24 16215

Из предложений 14-23 выпишите слово со значением «готовность отказаться от удовольствий, от личных жизненных целей, от собственной жизни ради защиты интересов других людей».

Задание 25 16216

Среди предложений 1-8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и указательной частицы. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 16217

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«В. А. Солоухин заставляет читателя о многом задуматься. Устами героя-рассказчика автор передаёт свои эмоции, используя такие тропы, как (А)________(предложения 4,7) и (Б)________(«летели птицы, созданные из огня и металла.» в предложении 29, «детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии» в предложении 30). Рассказчик переживает за судьбу детенышей, и автор, чтобы это нагляднее показать, использует синтаксические средства выразительности: (В)________(предложения 4, 23) и (Г)________(предложения 9, 12)».

Список терминов:
1)   олицетворение
2)   ряды однородных членов
3)   лексический повтор
4)   противопоставление
5)   вводные слова
6)   риторический вопрос
7)   метафора
8)   односоставные предложения
9)   эпитеты

Источник: 
Тренировочный КИМ, Л.Сенина
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.