ЕГЭ 2023: вариант 38

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст Хазанова Б.

Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?

Кочевье корней языка ведёт их в новые земли, миграция слов меняет одежду слов, вместе со звучанием изменяется их душа. Слова взрослеют или деградируют; предок не узнал бы потомка. Так, латинское ratio превратилось во французское raison, оттуда проникло в наш язык, <...> «резон» означает опять-таки не совсем то же самое. Итак, вы хотели бы знать, каков смысл занятий литературой, в чём её резон.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не быти.
Антиох Кантемир

Один ответ уже дан: пишут ради известности. Можно было бы продолжать. Пишут, чтобы выставить себя напоказ. Повинуясь потребности выразить себя. Высказаться по поводу той или иной злободневности. Расквитаться с кем-нибудь (литература – это сведение счётов, как сказал Арман Лану). Пишут для собственного удовольствия. Для заработка (что оказывается чаще всего иллюзией: доходы прозаика средней руки уступают улову опытного собирателя подаяний). Наконец, можно возразить, что, как всякое традиционное занятие, литература существует потому, что она существует: коль скоро есть редакторы, издатели, критики и, по некоторым сведениям, читатели, то должны быть и писатели.

И всё же вы чувствуете унылую недостаточность этих доводов – между тем как остаётся без ответа нечто такое, чему невозможно дать конкретное и прагматическое объяснение, нечто... словом, нечто такое.

(По Борису Хазанову)

Задание 1 16349

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это союзное слово.

Задание 2 16350

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОПРАВДАНИЕ. Довод, которым можно оправдать, объяснить, извинить что-н. Найти о.
2) ПРОНИКНУТЬ. во что. Понять, разгадать, углубившись, вникнув во что-нибудь. П. в суть дела.
3) СОБСТВЕННЫЙ. Свой, личный. Видеть собственными глазами.
4) СУЩЕСТВОВАТЬ. Наличествовать, иметься, иметь место. Книгопечатание существует давно.
5) ДАТЬ. кого-что кому. То же, что вручить. Д. деньги. Д. книгу.

Задание 3 16351

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Наряду с нейтральной лексикой в тексте употребляются термины (злободневность, иллюзия, прозаик) и просторечная лексика (напоказ, сиюминутных), так как текст ориентирован на широкую аудиторию читателей.
2) Текст содержит грамматические особенности, характерные для научного стиля: встречаются отглагольные имена существительные (известности, удовольствия), присутствуют предложения с обособленными согласованными определениями и обособленными обстоятельствами.
3) Выразительность, яркость тексту придаёт использование различных художественных средств, среди которых можно отметить метафору (улов собирателя подаяний), эпитет («унылую недостаточность»), олицетворения (миграция слов, слова взрослеют и деградируют), что позволяет отнести его к публицистическому стилю.
4) Вопросно-ответная форма изложения (Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?.. Один ответ уже дан) создаёт впечатление непринуждённого диалога с читателем, что необходимо автору, чтобы в доступной форме донести свою мысль.
5) Ведущим функционально-смысловым типом речи в тексте является рассуждение, что подтверждается тезисно-доказательным построением текста, наличием вводных слов и конструкций.

Задание 4 16352

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) укрЕпит
2) сливОвый
3) лОктей
4) бухгАлтеров
5) прИнял

Задание 5 16353

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Пароход «Десна» был отправлен в ЛЕДОВОЕ плавание в восточную часть Карского моря.
На протяжении XX века отношение к аэроионам ПРЕТЕРПЕЛО ряд метаморфоз – от эйфории до отрицания.
Микроэлементы, содержащиеся в натуральных соках, повышают СОПРОТИВЛЕНИЕ организма инфекционным болезням.
Перед химиками встала задача разработки ЭКОНОМИЧНОЙ промышленной технологии получения целлюлозных волокон нового поколения.
ХИЩНИЧЕСКОЕ истребление пум на востоке страны привело к их полному исчезновению в этом регионе.

Задание 6 16354

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Многие ощущают настоятельную потребность в метких и запоминающихся обзорах новинок, в предварительных анонсах, которые позволяют читателю осознанно выбрать нужную ему книгу.

Задание 7 16355

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ледяные НЕДРА
с ВОСЕМЬЮСТАМИ килограммами
пять КЕГЛЕЙ
две пары ДЖИНС
более ПОЛУТОРАСТА учащихся

Задание 8 16356

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
B)  ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Быстрыми шагами она вышла на балкон, оттуда в сад и, приблизившись к зелёному деревцу, росшему в углу сада, сорвала небольшую веточку.
2) Бренд выпускает одежду не только для мужчин и женщин, но и имеет большую детскую коллекцию.
3) В отцовской библиотеке, в значительной степени утраченной, было множество книг по истории медицины, и он всегда любил остатки этой милой рухляди, радовался интересным находкам, иногда даже смеялся над фантастическими суждениями своих давно умерших коллег.
4) Народу в подвал набилось много, пройти негде: забрались сюда из разных частей те, кто имел право вздремнуть несколько часов.
5) Мы узнали огромное количество людей, потратившие столько сил в поисках доброго смысла там, где была сплошная ложь и злонамеренность.
6) Понятие «серебряный век» Георгий Иванов стал употреблять в числе первых, одновременно с Маковским, Оцупом, Бердяевым.
7) Пообщавшись с коллегами, выяснилось, что проблема может быть успешно решена.
8) Те, кто остался в науке, сначала, словно оправдываясь, выстраивает систему аргументации своего выбора.
9) Как только с травы сходит серебристая роса, они выбрались из дома и весь день, до захода солнца, провели на лугу.

Задание 9 16357

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) изл..жить (суть), сотв..рение (мира), п..лисадник
2) вым..ршие (животные), водоизм..рительный, соед..нение
3) пар..докс, отв..рить (окно), оз..рённый
4) пот..рать (руки), отп..рательство, усм..рённый
5) прис..гать, одр..хлевший, ..довитый (гриб)

Задание 10 16358

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..ссыпной, пр..славянский (язык), пр..видец
2) пр..образиться, пр..емственность, пр..имущественный
3) многооб..ектный, (ржавчина) раз..ела, макрос..ёмка
4) не..быточный, бе..системность, в..карабкаться
5) под..скивать, дез..нфектор, от..граться

Задание 11 16359

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (он) обездвиж..л (из-за травмы), микротрещ..на
2) чешуйч..тый, червоточ..на
3) ситц..вый, реч..вые (навыки)
4) дотанц..вался, книж..чка
5) занов.. (прочесть), бег..тня

Задание 12 16360

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обмен..нный, зала..вший
2) муч..мый (совестью), разрумян..шься
3) (они) истле..т (в земле), ржаве..щий (металл)
4) движ..мый (любопытством), проветр..вший (класс)
5) (они) продерж..тся, скач..щий (галопом)

Задание 13 16361

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СМОЛКАЯ ни на минуту, заливался в роще соловей.
(НЕ)ПОДВЕРЖЕННЫЕ воздействию воздуха, подводные артефакты долго сохраняются в первоначальном виде.
Каждый цветочек на броши был (НЕ)БОЛЬШЕ булавочной головки.
Мутно-болотная водная гладь была (НЕ)ЕСТЕСТВЕННО гладкой, но это спокойствие лишь настораживало.
Что можно было разглядеть сквозь (НЕ)МЫТОЕ многие годы и потому мутное окошко?

Задание 14 16362

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В этот миг он уловил ЕДВА(ЛИ) слышный кому-то ещё глухой удар наверху, БУД(ТО) стул опрокинули.
«ЧТО(Ж), в темноте идти будем? – не утерпел Кудыка. – Или вы (НА)ОЩУПЬ дорогу знаете?»
Судя (ПО)ТОМУ, что он слез при помощи двух топориков, (ПО)ПЕРЕМЕННО вонзая в ствол то один, то другой, залез на дерево он так же.
Ученики почти ежедневно приходили к нему то (ПО)ОДНОМУ, то (В)ДВОЁМ, то все вместе.
Он приехал (ИЗ)ДАЛЕКА только для того, ЧТО(БЫ) подарить вам свою монографию о Наматжире.

Задание 15 16363

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

В Норвегии я с удовольствием испробовал приготовле(1)ую по местным рецептам рыбу: соле(2)ую в бочке, копчё(3)ую на еловых стружках, варё(4)ую, жаре(5)ую на гриле, паровую, печё(6)ую с мочё(7)ыми яблоками.

Задание 16 16364

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пытливость ума и то ли наивная то ли серьёзная любознательность неуклонно подводят учёного к открытию.
2) В потёртом пиджачке и заштопанных брюках он казался если не дальним бедным родственником то случайным знакомым именинника.
3) Я очутился в тесном сводчатом тоннеле с гладкими отшлифованными временем стенами.
4) Всю неделю шли проливные холодные дожди и уныло чавкала под ногами золотая опавшая листва.
5) После пребывания на солнце или на холоде или после воздействия агрессивных моющих средств наша кожа теряет влагу.

Задание 17 16365

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Павел (1) задумавшийся о чём-то и глядевший себе под ноги (2) рассеянно кивал кудрявой головой в такт моим словам, но вдруг резко остановился (3) замерев с открытым от недоумения ртом (4) и (5) попятившись (6) осел на землю от ужаса.

Задание 18 16366

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Да что, в самом деле, случилось?
Ну, рад умирать, ну, не рад.
Ведь (1) это от музыки чисел
Свобода  — не так ли (2) Сократ?
Её ещё нужно услышать,
А если (3) ты (4) глохнешь (5) щегол,
Не проще ли струнами вышить
Для голоса тёмный чехол?
Не в такт и не счётом уйти мы
Согласны  — а с тем, что болит,
Не звук, а лучи паутины
Покинуть  — не так ли (6) Эвклид?
Не жалуйся (7) лютня (8) что узко
Последнее было жильё.
Ах, музыка, музыка, музыка,
Ведь (9) я ещё помню её.

(Анатолий Найман)

Задание 19 16367

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда он бежал вверх по лестнице (1) и еле переводил дыхание (2) его вдруг пронзила мысль (3) что никогда он не будет больше так любить (4) и этот туман счастья (5) который окутал его с головы до ног (6) быстро рассеется.

Задание 20 16368

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он осознавал (1) что это многолетнее внутреннее бегство по страницам дневника слишком затянулось (2) и (3) что (4) если сейчас он не сделает шаг (5) чтобы претворить это убегание во что-то ещё (6) дальше ему придётся уже метаться по лабиринтам собственного поражения до тех пор (7) пока он окончательно не свыкнется с тем (8) что проиграл.

Задание 21 16369

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Истоки современной науки о древнерусском искусстве восходят к учёному, чья жизнь пала на XIX век. (2)Блестящий филолог и человек широкого кругозора, Фёдор Иванович Буслаев одним из первых по достоинству оценил красоту древнерусской литературы и живописи, показав их органическую связь с византийской культурой. (3)По его мнению, в русской иконописи «отразилась твёрдая самостоятельность и своеобразность русской народности». (4)Не меньших поклонников древнерусское искусство обрело в лице великих художников: В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и М.А. Врубеля. (5)Этот интерес к древнерусской живописи, ещё не дождавшейся своего часа, стимулировался широко распространённым в старообрядческих кругах коллекционированием икон. (6)Старообрядцы собирали иконы либо как святыню, либо как редкость и драгоценность. (7)Их опыт лёг в основу известного труда Д.А. Ровинского «Обозрение иконописания в России до конца XVII века». (8)Среди русских учёных XIX века одним из самых серьёзных специалистов по вопросам иконописи был Г.Д. Филимонов. (9)Его исследование о знаменитом московском иконописце Симоне Ушакове и по сей день остаётся образцом строгого научного метода.

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Тынянова Ю.Н.

(1)Мать маленького Александра Пушкина была где-то далеко, в поместье чёрного деда, о котором родители не говорили. (2)Саша привык к любопытству мальчишек и прохожих: лицо его было смуглое, волосы светлые и вились.

(3)Ему говорили, что дед умер; теперь он умер вторично. (4)Судьба этого тёмного деда чрезвычайно его занимала. (5)Теперь у них было поместье, о котором отец сказал, что там прекрасное озеро. (6)Мать уехала, расцеловав маленьких в щёки, а его – в голову. (7)И теперь он был на свободе.

(8)По утрам он иногда видел виноватую фигуру отца. (9)Отец возвращался откуда-то и быстро семенил к себе в кабинет. (10)Саша прекрасно знал его походку: так отец являлся домой, когда боялся матери. (11)К вечеру отец исчезал. (12)Случалось, что кабинет пустовал и день, и два. (13)В кабинете Александр научился распоряжаться, как в захваченном вражеском лагере. (14)Он перечёл много книг, лежавших в беспорядке на окнах. (15)Это были анекдоты, быстрые и отрывистые. (16)Он узнал об изменах, об острых ответах королей, о римских полководцах, прочёл о людях, которые, умирая на плахе, делали острые замечания.

(17)Он читал отрывисто и быстро, без разбора. (18)Его очень занял портрет Вольтера: полуобезьянья голова старика с длинными, вытянутыми вперёд губами, в ночном белом колпаке. (19)Это был мудрец, поэт и шалун; он смеялся над королём Фредериком и всю жизнь хитрил.

(20)Стихи нравились ему более, чем всё другое, в них рифма была как бы доказательством истинности происшествия. (21)Он читал быстро, выбирая глазами концы стихов и кусая в совершенном самозабвении кончики смуглых пальцев. (22)При каком-нибудь шуме он ловко ставил книжку на место и, вытянув шею, приготовлялся к неожиданности. (23)Вообще осенью этого года он вдруг переменился. (24)Исчезла медленная походка увальня; медленный и как бы всегда вопрошающий взгляд стал быстрым и живым. (25)Ему было семь лет.

(26)Теперь, когда мать уехала, движенья его стали вдруг свободны и быстры.

(27)Ему ничего не стоило без усилия и разбега вспрыгнуть на стол, перескочить через кресло. (28)Ему не сиделось на одном месте, неожиданно для самого себя он вскакивал и ронял книгу, менял место. (29)Он играл в мяч на дворе с мальчишками и верно находил цель взглядом и мышцами всего тела.

(30)Почти весь день проводил он в девичьей. (31)Арина вначале на него ворчала, но вскоре перестала. (32)Девушки привыкли к любопытному барчонку, здоровались с ним нараспев. (33)Они пели долгие, протяжные песни, и лица их становились серьёзными. (34)Заметив, что песни ему полюбились, они всякий раз, когда он приходил, пели ему. (35)Так они спели песню про «белы снеги», про берёзу, про синицу.

(36)Жизнь его теперь стала вдруг полна.

(37)Баловень Лёвушка хныкал без матери; Оленька, во всём похожая на тётку Анну Львовну, по нескольку раз в день заглядывала в комнаты отца – здесь ли. (38)Николенька льнул к Арине, зарываясь носом в её подол.

(39)А Александр наслаждался свободой.

(40)Теперь перед сном, лёжа в постели, он долго, тихо смеялся, зарываясь в подушки. (41)Арина с огорчением на него смотрела; она думала, что он опять напроказил.

(42)Проказы его теперь сходили с рук; незаметно был отбит край хрустального графина; он мячом попал в портрет дедушки Льва Александровича в гостиной, так что холст подался и краска посыпалась. (43)Арина обмерла, но обошлось. (44)Сергей Львович редко смотрел на отцовский портрет и ничего не заметил. (45)«Дед-то ажно моргнул на стенке, вот горе», – говорила Арина.

(46)Она крестила его и сердилась. (47)Сказок она ему на ночь теперь не рассказывала, от сказок он долго не мог заснуть. (48)Сказки она начинала пораньше, под вечер. (49)Он никогда её не прерывал, ни о чём не расспрашивал.

(50)А перед сном он смеялся (51)От счастья.

(По Ю.Н. Тынянову*)
* Юрий Николаевич Тынянов (1894–1943)
– русский советский прозаик,
драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик,
представитель русского формализма.

Задание 22 16372

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Родители ребёнка были в тёплых, доверительных отношениях друг с другом.
  2. Герой текста страдал от насмешек окружающих над его внешностью.
  3. Анекдоты, которые читал герой, – короткие рассказы из жизни исторического лица, часто без комического эффекта.
  4. По сословной принадлежности мальчик – дворянин.
  5. От Сергея Львовича, «чёрного деда», мальчику досталась смуглая кожа.
Задание 23 16373

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 2 содержит элементы описания.
  2. Предложение 7 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 6.
  3. Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.
  4. Предложения 37, 38 содержат рассуждение.
  5. Предложения 48–50 включают рассуждение.
Задание 24 16374

Из предложений 40–50 выпишите один фразеологизм.

Задание 25 16375

Среди предложений 8–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 16376

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Юрий Тынянов создаёт живой и убедительный образ героя с помощью такого синтаксического средства, как (А) __________ (предложения 16, 28, 29). В этом писателю помогает троп – (Б) __________ (“вопрошающий взгляд стал быстрым и живым”). Физические и интеллектуальные перемены, происходящие с мальчиком, описаны с мягким юмором, о чём говорит, например, троп – (В) __________ (в предложении 13), а такой приём, как (Г) __________ (в предложениях 15, 48), задаёт оригинальный ритм повествованию».

Список терминов
1) неполные предложения
2) ряды однородных членов предложения
3) анафора
4) антитеза
5) разговорные и просторечные слова
6) инверсия
7) эпитеты
8) лексический повтор
9) сравнение

Источник: 
СтатГрад, тренировочная работа №3 (16.11.2022). Вариант 1.
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.