ВПР7 2022: вариант 16

Версия для печатиPDF
Задание 1 8240

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Грэй (не)..ут..мимо изучал зáмок делая пор..зительные открытия. На ч..рдаке он наш..л (с)..перва(2) стальной рыцар..ский хлам и книги перепл..тё(нн/н)ые(3) в кожу. (За)..тем – и(з/с)тлевшие одежды и полчища г..лубей.

В погреб.. он то..(же) увид..л (не)..что интерес..ное. (З/С)десь, в мутном свет.. острок..нечных окон пр(и/е)давле(нн/н)ых треугольн..ками каме(нн/н)ых сводов ра(з/с)пол..гались маленькие и большие боч..ки. А самая большая была в форм.. плоск..го круга, она зан..мала всю попереч..ную стену. Ст..летний тёмный ду(б/п) её стенок бл..стел, как отшлифова(нн/н)ый. Среди боч..нков стояли в плетё(нн/н)ых к..рзинах пузатые бутылки (тёмно)син..го и з..лён..го стекла. На к..мнях и на земля(нн/н)ом полу р..сли серые грибы на тонк..х но(ж/ш)ках.(4) Огромная п..утина зол..тилась в дальн..м углу когда вечером со..нце высматр..вало её последн..м луч..м.


Задание 2 8241

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 13114

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1)   (В)следстви.. быстрого течения надо было внимательно смотреть вперёд.
2)   Все ученики нашего класса были заинтересованы (в)продолжени.. занятий.
3)   Сговорившись (на)счёт завтрашней встречи, они попрощались.
4)   (На)встречу со старым товарищем в ближайшем году Павел не надеялся.

Задание 4 16495

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Так(же), как и вчера, на площади засуетились люди.
2) Нет в мире ничего, что(бы) было ценнее Родины.
3) Николай хотел, что(бы) друзья с ним согласились.
4) Когда идёт снег, птицы то(же) ведут себя по-разному.

Задание 5 16496

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Цепочка, вручишь, мозаичный, сливовый.

Задание 6 16497

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложе-нии(-ях). Запишите исправленный(-е) вариант(-ы) предложения(-ий).

1) Путешествуя, мною были куплены сувениры.
2) По прибытию в лес все отправились на поиски грибов.
3) Приготовленный вовремя завтрак возбуждал аппетит.
4) Деревья, скрыв своей кроной строение, привлекли моё внимание.

Задание 7 13972

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Внимательно изучив карту мы отправились на поиски сокровищ.
  2. Лось раненный охотником мчался через бурелом.
  3. Она смотрела на сына с тревогой понятной любой матери и плакала.
  4. Умытые дождём тропинки уводили нас всё дальше и дальше в лес.
Задание 8 13119

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Недавно учёные расшифровали надпись обнаруженную ими в небольшой пещере.
  2. Решив стать историками мои старшие братья часами изучали артефакты и летописи.
  3. Дорогие школьники работая в архиве постарайтесь выполнять задания очень медленно.
  4. Дядя много раз повторял смешную историю услышанную им ещё в раннем детстве.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

Текст 2

ВПР7: текст Лесса А.

(1)У Фёдора Шаляпина, великого русского певца, был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством пестрых ярлыков, памятных знаков туристических фирм, отелей, пароходных компаний, стран и городов, в которых гастролировал артист. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

(3)В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. (5)Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

(6)Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. (7)Когда однажды в каком-то городке администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин разозлился и тут же поставил его на прежнее место.

(8)После смерти артиста его вдова Мария Валентиновна Шаляпина вскрыла ящик, который был наглухо заколочен.

(9)И тайное стало явным.

(10)В 1909 году великий артист приехал с концертами в Самару. (11)Встретили его ещё на пароходе и очень радушно. (12)Но никто не смог ему сказать, где похоронена его мать. (13)Никто не имел представления, где хоронили бедняков в год смерти его матери. (14)Только какой-то священник увёл Фёдора Ивановича в заросший сорными травами угол кладбища и сказал, глядя в сторону: «Кажись, здесь». (15)Сын поднял с могилы комок земли, поплакал о матери, отслужил панихиду.

(16)Евдокия Михайловна была самым дорогим человеком для Фёдора Ивановича Шаляпина. (17)На закате своей жизни он, увенчанный мировой славой и материально обеспеченный, часто вспоминал её и говорил с горечью: «У меня мать умерла от голода...»

(18)В ящичке, который так бережно хранил Фёдор Шаляпин, была горсть земли, взятой им перед отъездом за границу с могилы своей матери, – горсть русской земли.

(По А. Лессу)

Задание 9 16500

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10 16501

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 14-15 текста. Запишите ответ.

Задание 11 16502

Как автор даёт нам понять, что Ф. Шаляпин очень любил свою мать и всегда помнил о ней? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Задание 12 16503

Определите и запишите лексическое значение слова «гастролировал» из предложения 1.

Задание 13 16504

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 14–15, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14 8878

Объясните значение пословицы Корень учения горек, да плод его сладок, запишите Ваше объяснение.

Источник: 
ВПР 2022. Русский язык. 7 класс. Вариант 16