ВПР6 2022: вариант 5

Версия для печатиPDF
Задание 1 16589

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Когда п..лоска копотного плам..ни ра(з/с)г..релась в (само)..дельной лампе-«сталинградке» и осв..тила з..млянку, п..мещение ок..залось довольно пр..сторным, уютно обжитым.

В нишах глиня(нн/н)ых(2) стен, на матрацах, (с/з)деланных из набитых душ..стым сеном (плащ)палаток, были две а(кк/к)уратные постели. Молодые б..рё(з/с)ки ст..яли по углам, как об..яснил лётчик, «для духу». Над п..стелями в земле были вырыты ровные уступы. Там л..жали сто(п/б)ки каких(то) книг и.. бритве(н/нн)ые пр..надлежности. На столе стоял (не)..большой кот..лок с л..сной малиной. От малины от свеж..х берёзок от еловых веток, которыми был выстлан пол, ш..л (ж..зне)..радос..ный запах.

Лётчик сел на койку и о чём(то) задумался.(4) Затем нач..л ра(сс/с)каз..вать. Уд..вительн..я повесть этого человека так з..хв..тила(3) меня, что я старался з..п..сать её как можно п..дробнее.


Задание 2 16590

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разбор;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 16591

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

Над п..стелями в земле были вырыты ровные уступы.

Задание 4 16592

Поставьте знак ударения в следующих словах.

(Над) воротами, занялась, красивее, торты.

Задание 5 14993

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

Новый
ученик
не
помогал
ребятам,
но
через
два
дня
присоединился
к
ним.

Задание 6 10292

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1)   белоснежная тюль
2)   кратчайший путь
3)   четверо подруг
4)   в две тысячи втором году

Задание 7 16593

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Деревья в лесу голые и мокрые.
2)  Рассказы в этой книге интересны и познавательны.
3)  Воспитание ребёнка главная задача взрослых.
4)  Зимний лес укрылся белым снегом.

Задание 8 16594

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1)  Ласточки перед дождём летают низко над землёй и ловят насекомых и жуков.
2)  В саду поспела вишня и воробьи прилетели поклевать сладкие ягоды.
3)  Зимой медведь не выходит из берлоги а спокойно пережидает холода и метели.
4)  Раскрась зима узорами своими леса и города.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

текст 2

ВПР6: текст Серовой О.

(1)Тайга… (2)На триста тысяч гектаров простираются по Хамар-Дабанскому нагорью густые сосновые, лиственничные, пихтовые и кедровые леса. (3)В падях, распадках и низинах, по берегам озера Байкал и впадающих в него рек на тысячи гектаров тянутся рощи берёз, осин, тополей, ольхи, вербы. (4)А вот и сибирский кедр. (5)Стройный, высокий, с могучим стволом, он кажется неумирающим. (6)Мужает сибирский кедр к двадцати годам и живёт более пяти веков! (7)Кедр – сама щедрость. (8) Он не скупится на свои вкусные плоды – сибирские кедровые орехи. (9)Кедровые орехи – излюбленное лакомство сибиряков. (10)Масло из кедровых орехов широко применяется в кондитерской, парфюмерной промышленности, при бактериологических исследованиях. (11)Кедровая древесина из-за её однородной плотности применяется при изготовлении фортепьяно. (12)Сухостойный кедр идёт на карандашные дощечки.

(13)Ценны и многие другие породы байкальских деревьев. (14)Крепкая и плотная лиственница служит строительным материалом, из неё изготовляются дубильные вещества. (15)Своеобразна лиственница – дерево севера. (16)Про неё говорят: от хвойных ушла и к лиственным не пришла. (17)Хотя лиственница и покрыта хвоей, но хвоя, как листья, осенью опадает. (18)В осенние и зимние дни лиственница стоит голая, с обнажёнными наростами и кажется такой неприглядной… (19)Но весной не узнать некогда чёрной лиственницы. (20)Нежнейшей светло-зелёной хвоей, в виде коротеньких кисточек, перевязанных узелками, опушатся ветви дерева и украсятся вскоре малиновыми шишечками.

(21)Скромная тихая пихта. (22)Она любит влагу и, как ель, селится в глухих местах. (23)Только ель выбирает низину, а пихта – горные увалы, и живёт она в самой таёжной гуще. (24)В сумраке чернолесья пихта радует глаз светло-зелёной своей одеждой, мягкой, как кошачьи лапки, и блестящим тёмно-серебристым стволом.

(По О. Серовой)

Задание 9 16597

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 10 16598

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11 16599

Чем, по мнению автора текста, ценна байкальская лиственница?

Задание 12 16600

Определите и запишите лексическое значение слова «служить» («служит») из предложения 14. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Задание 13 16601

Определите стилистическую окраску слова «мужать» («мужает») из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Задание 14 16558

Объясните и запишите значение фразеологизма набрать в рот воды. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Источник: 
ВПР 2022. Русский язык. 6 класс. Вариант 5
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.