ЕГЭ 2023: вариант 39

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

С 1970-х годов психологи и психолингвисты исследуют феномен ошибок в понимании речи. Например, Томас Эриксон и Марк Мэттсон показали, что на вопрос «Сколько зверей каждого вида взял с собой на ковчег Моисей?» люди обычно отвечают: «По паре каждого вида», не обращая внимания на то, что предпосылка вопроса некорректна: животных на ковчег собрал не Моисей, а Ной.

В работе 2003 года Фернанда Феррейра показала, что предложения типа «Собаку укусил человек» в 25 процентах случаев воспринимаются как «Собака укусила человека», <…>, люди могут игнорировать грамматические связи между словами и интерпретировать предложения, опираясь на смысл слов и знания о типичных жизненных ситуациях. Такой тип обработки информации получил название «поверхностная обработка языка» (англ. good-enough language processing).

Психолингвисты из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выяснили, что при чтении пожилые люди чаще, чем молодые, предсказывают семантические связи между словами на основании не грамматики, а своих знаний о мире. Опора на смысл отдельных слов вместо точного грамматического анализа позволяет быстрее обрабатывать информацию, однако может приводить к ошибкам понимания.

Задание 1 16738

Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это(-у) вводное слово (вводную конструкцию).

Задание 2 16739

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ФЕНОМЕН. О человеке, отличающемся какими-либо выдающимися способностями, талантами, чертами и т. п. Он настоящий ф.
2) СОБРАТЬ. кого (что). Сосредоточить, соединить в одном месте. С. людей.
3) СВЯЗЬ. Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Логическая с.
4) ЖИЗНЕННЫЙ. Важный для жизни, общественно необходимый. Жизненные интересы.
5) ОПОРА. Место, предмет, на котором можно утвердить, укрепить, поддержать что-л. для придания прочного положения; предмет, служащий для поддержки чего-либо; подпорка. Опоры моста. Правая нога лишилась опоры.

Задание 3 16740

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в публицистическом стиле и характеризуется использованием стилистически неоднородной лексики: с одной стороны, терминов (предпосылка, интерпретировать), с другой – разговорных выражений (не обращая внимания, типичных ситуаций).
2) В тексте есть существительные, употреблённые в переносном значении для создания образности (ковчег, мозга, о мире).
3) Текст относится к научному стилю речи, поэтому в нём отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом значения.
4) Тематика статьи обусловила включение в текст ссылок на авторитетные исследования феномена ошибок в понимании текста.
5) Характерными признаками приведённого отрывка текста являются использование обособленных согласованных определений и преобладание бессоюзных сложных предложений.

Задание 4 16741

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) обнЯлась
2) мЕстностей
3) отклЮченный
4) дОнизу
5) прозорлИва

Задание 5 16742

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Есть у большого телескопа ещё одна ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКАЯ новинка -вакуумная камера для зеркал.
Проверка показала, что производитель стремился ЗАНИЗИТЬ налогооблагаемую прибыль.
ИСХОДЯЩИЙ тезис трудов А. Зиновьева состоял в том, что люди по природе своей эгоисты.
Гул мотора превращался в НЕСТЕРПИМЫЙ вой, вызывавший резкую головную боль.
Истец ПРЕДСТАВИЛ суду ходатайство с просьбой о повторном рассмотрении дела.

Задание 6 16743

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Текст, о котором идёт речь, послужил отправной точкой формирования в общественном сознании вымышленного мифа, связанного с фигурой Ивана Грозного.

Задание 7 16744

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(технические) РЕДАКТОРЫ
в АЭРОПОРТЕ
(нет) БЛЮДЕЦ
ПОЛУТОРА (саженями)
(встретились) у НЕЁ

Задание 8 16745

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Работая в архиве, мне не раз встречались в уголовных делах истории людей, перешедших на сторону врага.
2) Он чувствовал какую-то смутную вину за то, что опубликовал статью, и опасался скандала, который мог бы разразиться по приезде Петрова.
3) Мелодия передаёт загадочную сопряжённость мира и души композитора, который осмысливает и следует законам музыкального жанра.
4) Спеша на работу по узкой тропе, протоптанной между яблонями посредине закамуфлированной сугробами садовой дорожки, она встретила Таню.
5) Птенцы, сформированные в яйце, по истечению срока насиживания разрушают скорлупу при помощи маленького рогового нароста на клювике.
6) Будучи человеком самодостаточным и бескорыстным, вы должны сохранять хладнокровие в этом запутанном деле, которое определит дальнейшую судьбу беззащитной сироты.
7) В «Записках из подполья» Ф.М. Достоевский знакомит нас с фантазиями героя, который в деталях представляет, как будет мстить своим обидчикам.
8) Научный руководитель Института водных проблем РАН обстоятельно объяснил нам то, что загрязнение вирусом сточных вод в создавшейся ситуации вполне возможно.
9) Я вспоминаю изящных дам из высшего общества, два рубля пожалевшим вдове, молившей о спасении.

Задание 9 16746

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) б..рлога, п..лотируемый, оп..раться
2) глоб..листский, к..раллы, вып..лоть (сорняки)
3) ос..бняк, т..рговец, об..грённый (кровью)
4) м..заичный, выск..чить, в..пиющий (случай)
5) прож..вать (пищу), ут..плённая (куртка), д..сантироваться

Задание 10 16747

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пост..нфекционный (кашель), об..скивать, (пьеса) с..грана
2) пр..вередничать, непр..глядный (на вид), непр..нуждённый
3) пред..январский, неб..ющийся, об..едки
4) з..остриться, ультр..звуковой, пр..родитель (драконов)
5) во..препятствовать, ра..цепиться, обе..движенность

Задание 11 16748

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  (удобное) кресл..це, букаш..чка
2)  отвлеч..нность, дириж..рский
3)  выкорч..вать, завинч..вающийся
4)  буш..вать, зародыш..вый
5)  неудачл..вый, противоопухол..вый

Задание 12 16749

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  энергозавис..мый, благоустро..шь
2)  беспоко..щийся, выгул..нный (пёс)
3)  непроница..мый, подта..вшее (мороженое)
4)  вывер..шь (рукопись), не сыщ..шь (днём с огнём)
5)  (они) перестел..т (паркет), вылин..вшие (обои)

Задание 13 16750

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы все опасались, как бы чего (НЕ)ВЫШЛО.
Сильные морозы, (НЕ)БЫВАЛЫЕ для наших южных краёв, уничтожили виноградники.
Он человек слабовольный, подверженный чужому влиянию, ни на что (НЕ)ГОДНЫЙ.
Суматоху вызвал (НЕ)ПРИМЕЧЕННЫЙ путешественниками ранее молодой волк.
(НЕ)ВСЯКОЕ дерево годится для изготовления спичек, но лишь всеми презираемая осина.

Задание 14 16751

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дня не проходило до отъезда, ЧТО(БЫ) кто-нибудь из друзей не повторял ему: «Имей (В)ВИДУ, я тебе не завидую».
Сейчас же Семён ясно увидел то, (ЗА)ЧЕМ он так пылко гнался, то, что так сильно его привлекало (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей сознательной жизни.
Далеко (В)ПЕРЕДИ (ПО)ХОДУ поезда показалась зелёная полоска кустов.
(В)СЛЕДСТВИЕ того что суда были небольшие и довольно ветхие, в штормовую погоду (В)БЛИЗИ берега их сильно качало.
«ЧТО(Ж) такое?» – сказал Петрович и, вывернув шею, стал смотреть куда-то (В)БОК, по направлению к коридору.

Задание 15 16752

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Раньше он любил часами беседовать с Дашей: образова(1)ая, начита(2)ая, она восхищала недюжи(3)ым умом, романтическим цинизмом и подли(4)ым благородством; говорил он с нею рассея(5)о, пута(6)о.

Задание 16 16753

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Потенциальное донорство представляется благородным и если не обязательным то естественным с точки зрения морали намерением.
2)  Все влюблены да только боятся открыто признаться в этом!
3)  Ни с отцом ни с матерью поговорить не удалось и впоследствии никого из родных печальная судьба Лиды не взволновала.
4)  На скит опустилась тяжёлая пропитанная осенним дождём ночь и всё вокруг скрылось в тумане.
5)  Потом показались деревья и кладбище и стал виден монастырский холм и блестевший золотой звездой храмовый крест.

Задание 17 16754

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Узнав о скором отъезде отряда (1) я (2) всё-таки огорчённый своим новым положением в лаборатории (3) решил уговорить Рахманова оформить меня картографом в экспедицию (4) и (5) нисколько не жалея (6) попрощался с городской жизнью.

Задание 18 16755

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Знаешь ли (1) ночью поэты и астрономы
вплавь бороздят простор, недоступный глазу…
Чайки кричат – а (2) как будто (3) смеются гномы,
где-то я (4) милый (5) слышала эту фразу.
Где-то я слышала – это неважно (6) впрочем,
что псалмопевцу на плечи садится голубь.
Мы, как воздушные черви, пространство точим,
ибо не в силах вырубить в небе прорубь.
Что же (7) Ты (8) Господи (9) ждёшь от меня, поэта?
Что я прибавлю к любови Твоей и славе?
Ангел могучий – пловец в океане света,
Божий посланник – я большего знать не вправе.
(Светлана Кекова)

Задание 19 16756

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Этих слишком разных людей (1) общение между которыми (2) ещё вчера было столь тесным (3) отныне ничто не удерживало вместе (4) хотя на дачу ездить они продолжали (5) и (6) на дачных посиделках их можно было увидеть за одним общим столом.

Задание 20 16757

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Детей надо любить всем сердцем (1) и (2) чтобы их любить так (3) мы должны учиться у них проявлять эту любовь (4) поскольку маленькие бесхитростные сердца ещё не научились двуличию.

Задание 21 16758

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Развернув «Санкт-Петербургские ведомости» 7 декабря 1747 года, читатели увидели сенсационное сообщение, в котором говорилось, что в палатах императорской библиотеки и Кунсткамеры произошёл пожар и пострадали астрономические инструменты. (2)Главные утраты состояли ещё «в некоторых китайских вещах, платье, идолах и подобных куриозностях». (3)Свидетелем пожара был М.В.Ломоносов. (4)«Разные были о сём пожаре рассуждения, – писал он в записке “История академической канцелярии”, – но следствия не произведено никакого». (5)По словам Ломоносова, истинные потери скрывались. (6)Казалось, что после пожара последующие поколения никогда не смогут восстановить, какие именно вещи собирались в начале XVIII века в первом русском музее и как эти вещи выглядели. (7)Но в ленинградском отделении Архива Академии наук СССР сохранилось пять больших коробок из прочного картона, по своему внешнему виду напоминавших фолианты прошлых веков. (8)Крышки коробок были обтянуты кожей с золотым тиснением, а за массивными крышками скрывались превосходные акварельные рисунки экспонатов Кунсткамеры. (9)Рисунки говорили о том, что Кунсткамера для своего времени была действительно «чудес палата».

Прочитайте текст и выполните задания 22-26.

ЕГЭ: текст Тынянова Ю.Н.

(1)Мать маленького Александра Пушкина была где-то далеко, в поместье чёрного деда, о котором родители не говорили. (2)Саша привык к любопытству мальчишек и прохожих: лицо его было смуглое, волосы светлые и вились.

(3)Ему говорили, что дед умер; теперь он умер вторично. (4)Судьба этого тёмного деда чрезвычайно его занимала. (5)Теперь у них было поместье, о котором отец сказал, что там прекрасное озеро. (6)Мать уехала, расцеловав маленьких в щёки, а его – в голову. (7)И теперь он был на свободе.

(8)По утрам он иногда видел виноватую фигуру отца. (9)Отец возвращался откуда-то и быстро семенил к себе в кабинет. (10)Саша прекрасно знал его походку: так отец являлся домой, когда боялся матери. (11)К вечеру отец исчезал. (12)Случалось, что кабинет пустовал и день, и два. (13)В кабинете Александр научился распоряжаться, как в захваченном вражеском лагере. (14)Он перечёл много книг, лежавших в беспорядке на окнах. (15)Это были анекдоты, быстрые и отрывистые. (16)Он узнал об изменах, об острых ответах королей, о римских полководцах, прочёл о людях, которые, умирая на плахе, делали острые замечания.

(17)Он читал отрывисто и быстро, без разбора. (18)Его очень занял портрет Вольтера: полуобезьянья голова старика с длинными, вытянутыми вперёд губами, в ночном белом колпаке. (19)Это был мудрец, поэт и шалун; он смеялся над королём Фредериком и всю жизнь хитрил.

(20)Стихи нравились ему более, чем всё другое, в них рифма была как бы доказательством истинности происшествия. (21)Он читал быстро, выбирая глазами концы стихов и кусая в совершенном самозабвении кончики смуглых пальцев. (22)При каком-нибудь шуме он ловко ставил книжку на место и, вытянув шею, приготовлялся к неожиданности. (23)Вообще осенью этого года он вдруг переменился. (24)Исчезла медленная походка увальня; медленный и как бы всегда вопрошающий взгляд стал быстрым и живым. (25)Ему было семь лет.

(26)Теперь, когда мать уехала, движенья его стали вдруг свободны и быстры.

(27)Ему ничего не стоило без усилия и разбега вспрыгнуть на стол, перескочить через кресло. (28)Ему не сиделось на одном месте, неожиданно для самого себя он вскакивал и ронял книгу, менял место. (29)Он играл в мяч на дворе с мальчишками и верно находил цель взглядом и мышцами всего тела.

(30)Почти весь день проводил он в девичьей. (31)Арина вначале на него ворчала, но вскоре перестала. (32)Девушки привыкли к любопытному барчонку, здоровались с ним нараспев. (33)Они пели долгие, протяжные песни, и лица их становились серьёзными. (34)Заметив, что песни ему полюбились, они всякий раз, когда он приходил, пели ему. (35)Так они спели песню про «белы снеги», про берёзу, про синицу.

(36)Жизнь его теперь стала вдруг полна.

(37)Баловень Лёвушка хныкал без матери; Оленька, во всём похожая на тётку Анну Львовну, по нескольку раз в день заглядывала в комнаты отца – здесь ли. (38)Николенька льнул к Арине, зарываясь носом в её подол.

(39)А Александр наслаждался свободой.

(40)Теперь перед сном, лёжа в постели, он долго, тихо смеялся, зарываясь в подушки. (41)Арина с огорчением на него смотрела; она думала, что он опять напроказил.

(42)Проказы его теперь сходили с рук; незаметно был отбит край хрустального графина; он мячом попал в портрет дедушки Льва Александровича в гостиной, так что холст подался и краска посыпалась. (43)Арина обмерла, но обошлось. (44)Сергей Львович редко смотрел на отцовский портрет и ничего не заметил. (45)«Дед-то ажно моргнул на стенке, вот горе», – говорила Арина.

(46)Она крестила его и сердилась. (47)Сказок она ему на ночь теперь не рассказывала, от сказок он долго не мог заснуть. (48)Сказки она начинала пораньше, под вечер. (49)Он никогда её не прерывал, ни о чём не расспрашивал.

(50)А перед сном он смеялся (51)От счастья.

(По Ю.Н. Тынянову*)
* Юрий Николаевич Тынянов (1894–1943)
– русский советский прозаик,
драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик,
представитель русского формализма.

Задание 22 16759

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. «Тёмный дед» оставил в наследство после своей смерти поместье семье Александра.
  2. Лев Александрович, отец юного героя, прятал от сына книги, которые читал сам.
  3. Стихи нравились Александру больше прозы, потому что были сравнительно невелики по объёму и их можно было быстрее прочесть.
  4. Испытывая интерес к книжной культуре, Александр в то же время был восприимчив и к фольклору.
  5. Юного героя никогда не наказывали за шалости.
Задание 23 16760

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 8, 9 представлено рассуждение.
  2. Предложение 15 раскрывает, поясняет то, о чём говорится в предложении 14.
  3. В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
  4. Предложения 37, 38 противопоставлены по смыслу предложению 39.
  5. В предложениях 43–45 представлено описание.
Задание 24 16761

Из предложений 20–25 выпишите разговорное слово.

Задание 25 16762

Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 16763

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Мастер слова, Ю.Н. Тынянов увлекает читателя эпизодом взросления своего героя, семилетнего мальчика, с помощью таких приёмов, как (А) __________ (в предложениях 50, 51) и (Б) __________ (в предложениях 6, 38, 39). Оригинальный, но цельный внутренний мир героя подчёркивает использование такого приёма, как (В) __________ (в предложениях 27, 28), и такого тропа, как (Г) __________ („непослушные волосы” в предложении 2, „острых ответах” в предложении 16)».

Список терминов
1)  книжная лексика
2)  риторические обращения
3)  парцелляция
4)  анафора
5)  ряды однородных членов предложения
6)  сравнительный оборот
7)  литота
8)  эпитеты
9)  антитеза

Источник: 
СтатГрад, тренировочная работа №3 (16.11.2022). Вариант 2.
 

Комментарии

Аватар пользователя Нина
Спасибо
автор: Нина
Аватар пользователя Нина
Спасибо
автор: Нина
Аватар пользователя Гость
Крутой бланк
автор: Гость

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.