ВПР5 2024: вариант 2

Версия для печатиPDF
Задание 1 6600

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Свет..т со..нце. Бл..стит на солнышк.. журчит по кана(в/ф)кам в..да в руч..ях. Ск..рее за дело! Во все(1) к..рманы наб..раеш..(2) бумагу. Остаёт..ся а(кк/к)уратно с..гнуть л..сток взять за уголки и (з/с)делать бумажный(3) к..раблик. Пуст..шь его на воду и любу..ш..ся. Вода подхват..т лё(х/г)кое судёнышко и пон..сёт.(4)

Беж..шь по грязи стара..ш..ся (не)отстать от к..раблика. Надо успеть подправить судно, чтобы оно (не)прит..ралось к бер..гу. Ты к..питан. (Не)усм..трел – к..рабль опр..кинулся его захлес..нула в..лна. Теперь ты сп..сатель. Подхват..ва..ш.. к..рабль и выбрасыва..ш.. на бере(г/к).

В спешк.. (не)успева..ш.. подумать о штанах и башмаках. А мама (не)понима..т гр..зит..ся на улицу (не)выпустить.


Задание 2 6601

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 19882

Поставьте знак ударения в следующих словах.

(Она) начала, каучук, на доску, облегчишь.

Задание 4 6636

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

При порыве ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

Задание 5 19883

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не рас­ставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Алёши в лесу ему встретился настоящий волк.
2) Алёша рассказал что видел в лесу настоящего волка.
3) Светлана Николаевна сообщила Алёша не обманул нас.
4) Ты действительно видел в лесу настоящего волка Алёша.

Задание 6 19884

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Послушайте чудесную песню соловья!
2) Поёт соловей всю ночь от вечерней и до утренней зари.
3) Ты не пой соловей под моим окном всю ночь.
4) В мае повсюду раздаётся чудесная трель соловья.

Задание 7 15281

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Взошло на небе красное солнышко и разослало повсюду свои золотые лучи.
2) Первый луч солнца полетел и попал на голосистого жаворонка и сороку.
3) Дёрнул ушами зайчик от второго луча и весело запрыгал по росистому лугу.
4) Третий луч попал в улей и оттуда вылетела трудолюбивая пчёлка.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

текст 2

ВПР5: текст по Н. Абрамцевой

(1)На подоконнике в красивом горшке жил кактус. (2)Раз в год кактус расцветал.

(3)Котёнок осторожно прыгнул на подоконник, подошёл к цветущему кактусу, восхищённо захлопал глазами, потянулся к цветку и... (4)Неожиданно он отпрыгнул в самый угол подоконника.

- (5)Ой, нос уколол! (6)Вы что же когти не убираете?

- (7)Это не когти, это иглы, - важно сказал кактус. (8)Иглы - вещь нужная. (9)Тебе же иногда тоже нужны твои когти?

- (10)Когти мне нужны для того, чтобы лазить по деревьям, - ответил котёнок. - (11)Я могу выпустить когти и царапаться, если, например, придёт волк. (12)А вы просто царапаетесь.

- (13)Я не злой, - сказал кактус. - (14)Я просто привык быть колючим. (15)Понимаешь? (16)Ну, что ты молчишь? (17)Подойди поближе. (18)Посмотри на мой цветок. (19)Может, и не уколешься.

- (20)Спасибо, - грустно ответил котёнок, - я отсюда хорошо вижу. (21)У вас очень красивый цветок. (22)Но я лучше пойду. (23)С вами как-то не так...

(24)Котёнок мягко спрыгнул с подоконника. (25)Посидел, погрустил о чём-то. (26)Посмотрел на свою лапку со спрятанными коготками. (27)И решил, что ни за что не согласился бы быть таким колючим-царапучим, как этот кактус. (28)Царапучим просто так. (29)Колючим по привычке. (30)Ни за что бы не согласился! (31)Даже за самый красивый цветок. (32)Нельзя по привычке обижать других, нельзя просто так царапаться и колоться.

(По Н. Абрамцевой)

Задание 8 19887

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 9 19888

Какой факт свидетельствует о том, что котёнку когти нужны для защиты? Запишите ответ.

Задание 10 19889

Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 3−4 текста. Запишите ответ.

Задание 11 19890

В предложениях 4−5 найдите слово со значением «прыжком удалиться от чего-либо». Выпишите это слово.

Задание 12 19891

В предложениях 20−22 найдите антоним к слову «радостно» и выпишите его.

Источник: 
ВПР 2024. Русский язык. 5 класс. Вариант 2