ВПР5 2024: вариант 5

Версия для печатиPDF
Задание 1 6469

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Природа средн..й п..л..сы (Р/р)оссии вроде пр..ста. Первая встреча с ней увл..ка..т и уд..вля..т.(4) Нет (c/з)десь бе(з/с)брежн..го моря и снег..вых гор. Нам откро..тся ржаные п..ля б..рёзовые(3) рощи реч..ки под стар..ми ивами. Эта к..ртина (не)броса..т..ся ч..ловеку в гл..за ярк..ми красками. Но ты вгляд..ва..ш..ся в неё и тогда она станов..т..ся милой и бли(з/с)кой. Она, как тихая песня, трога..т душу.

Р..дная природа! Вслуша..ш..ся в неё и поймёшь её язык. Услыш..шь его в ш..поте леса в песенк.. зимн..й в..юги в б..лтовне в..сенних руч..ёв. И тогда прор..стёт(2) в твоём сер..це любо(ф/в)ь к ней.. и посел..т..ся там на всю(1) ж..знь.


Задание 2 6470

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 19915

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Щавель, взяла, углубит, ворота.

Задание 4 14872

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На середине реки мы увидели огромный плот с парусом.

Задание 5 15255

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Коля сказал что встанет до зари
2) Коля вставай скорее а то весь клёв проспишь
3) На заре хорошо карась клюёт напомнил отец
4) По словам отца в этом озере много рыбы

Задание 6 15297

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Старые батарейки ребята нельзя выбрасывать в мусорное ведро.
2) Используйте при выполнении работы пластилин и картон.
3) Опасное содержимое старой батарейки попадает в почву.
4) На уроке литературы мы читаем произведения и анализируем их.

Задание 7 19916

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Дождь лил всю ночь и не прекратился в течение дня.
2) Кузнечики прыгали в траве и мы никак не могли их поймать.
3) Небо вдруг резко потемнело и затянулось чёрными тучами.
4) Заяц быстро перебежал через дорогу и исчез в кустах.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

текст 2

ВПР5: текст по В.Осеевой

(1)Катя ахнула: ящик её стола выдвинут, краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

— (2)Алёшка! — закричала Катя и, закрыв лицо руками, громко заплакала.

(3)Алёша просунул в дверь голову. (4)Лицо его были перепачкано красками. (5)Катя бросилась на него с кулаками, но братишка через раскрытое окно прыгнул в сад.

— (6) Я тебе отомщу! — плакала Катя.

(7)Алёша вскарабкался на дерево и свесился с ветки.

— (8)Из-за каких-то красок заплакала!

— (9)Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя.

— (10)А ты сначала поймай меня!

(11)Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. (12)Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. (13)Ветка хрустнула и обломилась.(14) Алёша упал. (15)Катя бегом бросилась в сад. (16)Она сразу забыла испорченные краски и ссору с братом.

— (17)Алёша!

(18)Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

— (19)Вставай!

(20)Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.

— (21)Больно тебе? – кричала Катя, ощупывая Алёшины коленки. (22)Она обняла братишку за плечи. (23)Алёша вдруг заплакал.

— (24)Не можешь стоять?

(25)Алёша ещё громче заплакал и крепко прижался к сестре.

— (26)Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

(27)Отвечать злом на зло плохо, а в семье главное – умение прощать друг друга.

(По В.Осеевой)

Задание 8 19919

Определите и запишите основную мысль текста.

Задание 9 19920

Какой факт свидетельствует о том, что Алёше стало стыдно за свой поступок? Запишите ответ.

Задание 10 19921

Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 11−15 текста. Запишите ответ.

Задание 11 19922

В предложениях 10−12 найдите слово со значением «лезть наверх, цепляясь руками и ногами за что-либо». Выпишите это слово.

Задание 12 19923

В предложениях 18−20 найдите антоним к слову «бесстрашно» и выпишите его.

Источник: 
ВПР 2024. Русский язык. 5 класс. Вариант 5