ОГЭ 2025: ФИПИ Демо

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы - его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.

Задание 2 20634

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1)
2) служение стало (предложение 2)
3) автор достоин (предложение 3)
4) мы должны (предложение 4)
5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5)

Задание 3 20635

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Предложение 1 содержит цитирование.
2)  В первой части сложного предложения 2 содержится сказуемое составное именное.
3)  Предложение 3 сложносочинённое.
4)  Предложение 4 простое, распространённое.
5)  Предложение 5 осложнено однородными и обособленными членами предложения.

Задание 4 17198

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём.

2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.

3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега.

4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны.

5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Задание 5 20636

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток, каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую речку (3)Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) - эти строки Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.

Задание 6 20637

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ - написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ - в корне слова с чередующейся безударной гласной перед -СТ- пишется буква А.
3) ПОЛ-ОСТРОВА - слово пишется через дефис, потому что после ПОЛ-стоит гласная буква.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ - на конце  приставки перед  буквой,  обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
5) ГОРЕЧЬ - в имени существительном 3-го склонения после шипящего согласного пишется буква Ь.

Задание 7 20638

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Над рекой стел..(1)тся туман. В неб..(2) медленно та..(3)т серебр..(4)ный серп молодого мес..(5)ца. Вдал..(6)ке при лунном осв..(7)щении можно разл..(8)чить крышу крайн..(9)й избушки.

Задание 8 20639

Раскройте скобки и запишите слово «он» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Пароход отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.

Задание 9 20640

Замените словосочетание «пробежка утром», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Ю.Я Яковлева

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома.

(12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась.

(23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

(По Ю.Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) –
писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.


Задание 10 11038

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Мать приучила рассказчика ценить родную землю.
  2. После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.
  3. Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.
  4. Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.
  5. Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.
Задание 11 11039

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Один, только один раз земля не уберегла меня...
  2. Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
  3. Я сгорал от жажды. 
  4. И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.
  5. Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
Задание 12 11040

В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.

Источник: 
ФИПИ. Демоверсия КИМ 2025