ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 22

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Создание искусственного разума – одна из главных задач и ближайших перспектив современной цивилизации. Чтобы научить машину мыслить, человеку нужно поделиться с ней секретами творческого мышления. Более того, человеку нужно научить её пользоваться приёмами творческого мышления, чтобы искусственный интеллект приобрёл способность к саморазвитию и мог в перспективе превзойти человеческий.

Научить машину мыслить трудно прежде всего потому, что она слишком много знает и помнит, её информационные ресурсы способны превысить ресурсы мозга человека. Все факты и их комбинации у машины уже «в голове». Зачем же придумывать новое? Машина, особенно если это современный мощный компьютер на квантовой основе, – сверхэрудит. В её огромной, практически безграничной памяти есть не только все когда-либо и кем-либо созданные тексты, но и все параметры элементарных частиц, составляющих Вселенную, их свойства и отношения. О чём же ей мыслить, если она и так уже всё знает? Может быть, вообще мышление – следствие ограниченности человеческого знания, своеобразный компенсаторный механизм, развившийся из-за нехватки информации? <...> если это так, то именно эта благословенная нехватка привела к эволюции природы человека, к созданию цивилизации («несчастье помогло»).

(По М.Н. Эпштейну)

Задание 1 21680

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 21681

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) МАШИНА. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая м. Вычислительная м. Транспортные м. Паровая м. Вязальная, швейная м. М. времени (в научной фантастике: устройство, способное переносить человека из одной эпохи в другую).
2) ПРИЁМ. Собрание приглашённых (обычно у официальных лиц) в честь кого-чего-н. П. в посольстве. Устроить п.
3) ПЕРСПЕКТИВА. перен. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. С перспективой, без перспектив в каком-нибудь деле.
4) СЛЕДСТВИЕ. Выяснение, расследование обстоятельств, собирание и проверка данных, связанных с преступлением. Предварительное с. (до суда). Судебное с. Вести с. Находиться под следствием.
5) ПРИРОДА. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболеваний.

Задание 3 21682

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (компьютер, машина, информация и др)
2) Текст относится к художественному стилю, так как содержит красочные сравнения, призванные сделать текст ярче, эпитеты и другие средства выразительности.
3) Синтаксические конструкции, используемые автором текста, позволяют ему выразить свою мысль точнее и делают текст понятным для широкого круга читателей.
4) Специальная терминология, используемая в тексте, указывает на научный стиль текста.
5) Тип повествования текста – рассуждение.

Задание 4 19055

Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) создАв
2) кухОнный
3) нажившИй
4) облилАсь
5) отозвалАсь

Задание 5 19125

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики Университета театрального искусства.
В течение недели стояла НЕТЕРПИМАЯ жара.
Пожалуй, главная тема поэта –– тема ВЕЧНОГО одиночества.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Авторы выставки создали ГАРМОНИЧНОЕ архитектурное пространство, которое предполагает прохождение посетителей по индивидуальным маршрутам.

Задание 6 19222

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Люди в традиционной одежде –– длинных меховых пальто –– предлагают местные изысканные деликатесы: мёд, варенье, колбасы, сыр, настойку.

Задание 7 19289

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями
БОГАЧЕ всех
ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти экземпляров
более ДВЕ тысяч человек
несколько ПЛАТЬЕВ

Задание 8 19333

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри».
2) Из результатов опроса следовало, что одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.
3) В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные исторических произведений, так и на материалы летописей.
4) Решив исправить ошибку, всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду.
5) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
6) Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
7) В августе отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны.
8) Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы.
9) Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.

Задание 9 19820

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обг..релый, пок..ситься, г..роскоп
2) взгл..нуть, выб..рать, расст..лать
3) к..сательная, з..рница, р..стительность
4) претв..рить, г..лактика, предв..рительный
5) вел..сипед, г..ристый, к..ллекционный

Задание 10 20081

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..емственность, пр..стыдить, пр..даваться (веселью)
2) об..гнуть (овраг), с..переживание, пр..верка
3) пед..нститут, дез..нфекция, контр..гра
4) бе..выходное, бе..дельник, ра..мышлять
5) ш..ёт (платье), об..ективный, трет..и (сутки)

Задание 11 20183

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) никел..вый, намер..ваться
2) присва..вать, замш..вый
3) удоста..вая, доверч..вый
4) удва..вающий, кресл..це
5) законч..вший, питом..ц

Задание 12 20752

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (соседи) сел..тся, спе..щие (яблоки)
2) (вагоны) сцеп..тся, стара..щийся
3) (маляры) побел..т, став..щий (на окно)
4) (пчёлы) ужал..т, ла..щая (на прохожих)
5) пол..шь (грядки), пилотиру..мый (спутник)

Задание 13 21373

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ) ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.
2) Стихотворение «Я гимны прежние пою» имеет большое значение: (НЕ) ДАРОМ, судя по черновикам, А. С. Пушкин переделывал его четыре раза.
3) Всем известно, что наша система образования одна из лучших, если (НЕ) ЛУЧШАЯ в мире.
4) Глядя на картину, ощущаешь, что всё дышит запахом ни разу (НЕ) КОШЕННОЙ травы.
5) В дымковской игрушке отразилась (НЕ) РАЗГАДАННАЯ русская душа.

Задание 14 20830

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (НА)УТРО мы забыли о ссоре и (ЗА)ТЕМ никогда не вспоминали о ней.
2) С годами отец раздался (В)ШИРЬ, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ был быстр и ловок в движениях.
3) За берёзами с пожелтевшей листвой стояли (ВЕЧНО)ЗЕЛЁНЫЕ, (КАК)БЫ помолодевшие ели и сосны.
4) Таблицу умножения я, казалось, запомнил (НА)ВЕКА, однако ПОЧЕМУ(ТО) промолчал, когда на уроке нужно было исправить ошибку в примере.
5) ЧТО(БЫ) договориться, не надо (НИ)КОГО так настойчиво уговаривать.

Задание 15 20894

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

После длительного путешествия по России художник И.К. Айвазовский задержался в Феодосии, которая с этого времени стала местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом.

Задание 16 20956

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) О былом благополучии и знатности рода Буниных писатель знал и по семейным преданиям и по литературным источникам.
2) Неудача приковывает ноги к земле или даёт крылья.
3) Наш проводник был прекрасно осведомлён о повадках диких зверей и хищных птиц и великолепно ориентировался в лесу.
4) За снежным туманом скрылись поле и телеграфные столбы и лес.
5) Народу в дом набилось битком и на человека в чёрном костюме никто не обращал внимания.

Задание 17 21066

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Долго не заходящее (1) солнце катилось над самым гребнем хребта (2) тускло светя сквозь пелену туч (3) и (4) окрашивая их в красноватый цвет.

Задание 18 21181

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По словам современников (1) два близких и любимых ученика Ф. де Соссюра, ставшие (2) кстати (3) очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи самого профессора и его студентов.

Задание 19 21262

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наконец я посетил эти чудесные места (1) чтобы познакомиться со страной (2) общий характер которой (3) поразительно сходен с характером нашей страны (4) и осмотреть её основные достопримечательности.

Задание 20 21369

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

В.И. Суриков занимал две расположенные рядом маленькие квартиры (1) и (2) когда писал свою «Боярыню Морозову» (3) он поставил огромное полотно на лестничной площадке и передвигал его (4) от одной двери к другой в ходе работы.

Задание 21 21518

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Москвы находится «Лосиный остров», или «Лосиноостровский заповедник». (2)Это название появилось в ту пору, когда леса между селениями и полями именовались островами. (3)На этом острове издавна водилось много лосей, отсюда и пошло название «лосиный». (4)Кроме лосей, здесь можно повстречать новосёлов Подмосковья – оленей. (5)Жарким летним полднем приятно укрыться от зноя в еловой чаще и собрать букет голубых колокольчиков, золотой осенью хорошо любоваться листопадом и ощущать в руках холодок свежесрезанного боровика. (6)В солнечный морозный денёк хочется лететь на лыжах с крутого склона оврага. (7)Здесь любил гулять П.И. Чайковский. (8)«Что за восхитительная прогулка в лесу!» – вспоминал композитор. (9)Заповедный «Лосиный остров» – кладезь чистоты и здоровья, жемчужина в зелёном уборе столицы.

Задание 22 21531

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) От обиды у девочки слёзы хлынули в три ручья.
Б) Пора снимать янтарь,
    Пора менять словарь,
    Пора гасить фонарь наддверный.
    (М. Цветаева)
В) Я звал тебя, но ты не оглянулась,
    Я слёзы лил, но ты не снизошла.
    (А.А. Блок)
Г) Такой души ты знала ль цену?
    Ты знала — я тебя не знал!
    (М.Ю. Лермонтов)
Д) ... Твои скалы, твои заливы.
    И блеск, и тень, и говор волн.
    (А.С. Пушкин)

1) эпифора
2) гипербола
3) метафора
4) анафора
5) антитеза
6) синтаксический параллелизм
7) парцелляция
8) ряды однородных членов предложения
9) сравнение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Паустовского К. Г.

(1)Ещё в юности я вычитал у какого-то древнего мудреца изречение: «От одного слова может померкнуть солнце».

(2)Я тотчас забыл это изречение и никогда не вспоминал о нём. (3)Но однажды случилось незначительное на первый взгляд событие.

(4)Действительно, после этого события мне показалось, что солнце померкло и скучный сумрак затянул всё, что перед этим сверкало вокруг разнообразными красками, светом и теплотой.

(5)Случилось это на Оке, вблизи Рязани, около наплавного моста.

(6)Я перешёл по мосту на луговой берег, на пески. (7)От нагретой лозы пахло вялой сладостью. (8)По Оке нехотя проплывало отражённое небо, всё в летних белых облаках.

(9)На песчаном пляже сидел человек с сизым затылком, в чёрном френче и сапогах. (10)Рядом с ним, как откормленный кот, лежал портфель, раздувшийся от бумаг.

(11)Посреди реки купались, рыча и повизгивая, два человека.

(12)Неожиданно сидевший на берегу человек сердито закричал:
— Эй, товарищи!
(13)Закругляйте купаться!

— (14)Мгновенно, товарищ начальник!  — бодро крикнул в ответ молодой человек.

— (15)Лимит времени прошу соблюдать!  — снова прокричал человек в чёрном френче.

(16)Солнце в моих глазах померкло от этих слов. (17)Я как-то сразу ослеп и оглох. (18)Я уже не видел блеска воды, воздуха. (19)Я не чувствовал запаха клевера, не слышал смеха белобрысых мальчишек, удивших рыбу с моста.

(20)Мне стало даже страшно. (21)Что это?  — спрашивал я себя. (22)Шутит ли этот человек или говорит всерьёз? (23)Если всерьёз, то это отвратительно, а если шутит, то это ещё отвратительнее.

(24)Я подумал: до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором!

(25)В сотый раз пришла в голову мысль, что мы нерадивые потомки своих отцов. (26)Для чего Пушкин, Языков, Лермонтов, Герцен, Толстой, Чехов, Лесков, Салтыков-Щедрин создавали величайший в мире по красоте и зримой образности русский язык? (27)Для чего в тысячах деревень этот язык приобретал меткость, силу, задушевность, блеск и певучесть?

(28)Для чего в этом языке существует неизмеримое количество великолепнейших слов, способных передать всё богатство духовного мира нашего человека? (29)И не только духовное богатство, но и все богатства природной жизни страны  — её шумов, её очарований  — от соловьиного боя до гула сосновых вершин и от мгновенной зарницы до жгучей росы на траве.

(30)Для чего был вызван к жизни этот волшебный, свободный, крылатый и живой язык, живой потому, что он всегда выражал живую душу народа? (31)Неужели для того, чтобы свести его к косноязычию, к словарной нищете, иными словами,  — к языку мёртвому?

(32)Мне в тот день вообще не везло. (33)В двух километрах от реки на обочине дороги я увидел фанерный щит, рябой от дождя, с лозунгом: «Доярки, выполняйте среднефермские обязательства надоя!»

(34)Солнце вторично погасло в тихом и, казалось, обиженном небе.

(35)Чтобы прийти в себя и избежать дальнейших возможных огорчений, я ушёл на Старицу и заночевал там на берегу, в старом шалаше под непроглядной сенью ив.

(36)Я лежал на старом сене и почти всю ночь напролёт вспоминал стихи разных наших поэтов. (37)Это вернуло мне веру в могущество русского языка, в то, что ничто не сможет убить его, как нельзя убить звёзды, воздух, великую душу народа.

(38)Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок  — «Слово о полку Игореве», степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.

(39)Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого человека. (40)Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. (41)Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

(42)Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка  — точного, как алмазный резец, и кружащего голову, как вино.

(43)Богатства русского языка неизмеримы. (44)Они просто ошеломляют. (45)Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.

(46)Подобно тому как каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.

(47)Дурной язык  — следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствия вкуса к жизни. (48)Русский язык, по существу, дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед потомками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить.

(49)Наш язык  — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость! (50)Глубоко прав Тургенев, сказавший, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

(По К. Г. Паустовскому*)
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) —
русский советский писатель, классик русской литературы.

Задание 23 21726

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Рассказчик постоянно вспоминает изречение древнего мудреца о силе слова, ещё в юности вычитанное им.
2)  Заменяя живой и светлый язык речевым мусором, мы проявляем холодное безразличие к своей стране и своему народу.
3)  Автор заночевал в шалаше на берегу Старицы, так как опасался, что не успеет вернуться домой до захода солнца.
4)  Стихотворения русских поэтов, которые автор вспоминал почти всю ночь напролёт, вернули ему веру в могущество русского языка.
5)  Увидев фанерный щит с лозунгом, адресованным дояркам, рассказчик обрадовался богатству русской речи.

Задание 24 21727

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 8-10 представлено повествование с элементами описания.
2)  Предложения 21-24 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 20.
3)  Предложение 29 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 28.
4)  В предложениях 42-46 представлено рассуждение.
5)  Предложения 47,48 содержат описание.

Задание 25 21728

Из предложений 28-33 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 21729

Среди предложений 33-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ