ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 23

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Когда-то в России был такой возраст – отрочество. Недаром Л.Н. Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».

В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и юностью».

По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, и по хозяйству родителям по-взрослому помогают. А у некоторых оно и в 40 лет ещё не кончилось.

Вот в словаре В.И. Даля про отрочество сказано более чётко: это пора «от 7 до 15 лет».

Потом, в советское время, эта самая пора куда-то подевалась... «Советские дети» – а потом сразу «советская молодёжь».

Та власть давно кончилась, и уже нельзя её спросить: почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст – отрочество – всё равно существует. И он, может, самый важный в жизни человека.

В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, <...> на всю жизнь. Совершаются благородные поступки, потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. Принимаются серьёзные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги, или не прочитываются уже никогда.

(По М.О. Чудаковой)

Задание 1 21684

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите это слово.

Задание 2 21685

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ХОЗЯЙСТВО. Работы по дому, по устройству быта, связанные с течением домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.
2) ВЛАСТЬ. Государственное политическое управление и его органы. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.
3) РАСЧЁТ. Увольнение с полной выплатой заработанного. Дать р. кому-нибудь. Взять, получить р. Потребовать расчёта.
4) СЕРЬЁЗНЫЙ. Существенный и важный по содержанию и по своей роли. Серьёзная книга. С. разговор.
5) РЕШИТЬ. что. Найти ответ к задаче, искомые числа и функции. Р. задачу. Р. уравнение.

Задание 3 21686

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю речи, так как цель автора текста - ознакомление читателей с научной проблемой определения отрочества как периода жизни человека.
2) Автор оспаривает научное определение отрочества, представленное в Академическом словаре.
3) Текст относится к официально-деловому стилю, так как в нём используются точные числительные (40 лет, от 7 до 15).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные слова, однородные члены предложения.
5) В тексте много возвратных глаголов для привлечения внимания к предмету (складываются привычки, совершаются поступки, принимаются решения, прочитываются книги и др.).

Задание 4 19056

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) понЯв
2) дОнельзя
3) туфлЯ
4) нефтепровОд
5) Отрочество

Задание 5 19126

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.
В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.
Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.
По крутой лестнице Максим спустился с чердака в ЖИЛЫЕ комнаты.
Мы тратим на строительство значительные ресурсы, но ОТДАЧА от этих вложений порой минимальна.

Задание 6 19223

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Первостепенное внимание приобретает строительство дороги в новом жилом районе столицы.

Задание 7 4991

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много СВАДЕБ
в романах Александра ДЮМА
нет ТУФЕЛЬ
удобная КРОССОВКА
нет БОТИНКОВ

Задание 8 19334

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с однородными членами
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».
2) Два поколения расходились не столько потому, что одни были «отцами», а другие –– «детьми», но и потому, что были представителями различных социальных сословий.
3) За короткий срок в новом посёлке были построены не только больница и новая школа, но и детский сад, библиотека и дом культуры.
4) Идти наперекор общественного мнения способен далеко не каждый.
5) Скользя по осыпающимся камням, поднимаюсь на высокую насыпь, протянувшуюся вдоль открытого берега.
6) Большинство статей в этом научном журнале было посвящено проблемам влияния человека на природу.
7) Из-за грохота ближнего боя из берлоги поднялся медведь, нарушив его зимнюю спячку.
8) Оставив деревню Никольское, я поплыл вниз по реке.
9) За кинофильм «Молодая гвардия» все, кто играл подпольщиков, получил Сталинскую премию.

Задание 9 19821

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) прив..заться, скр..пучий, щ..бетать
2) выск..чить, зап..тевать, приг..ревшая
3) т..атральный, непост..жимый, осл..плённый
4) см..шать (краски), окам..неть, кр..стьянин
5) исст..ри, ок..лдовать, сокр..щать

Задание 10 20085

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..озёрный, пр..спокойно, пр..даное (невесты)
2) ра..писание, (на месте) ..гиба, бе..сердечный
3) д..верять, з..ход, пр..славянский (язык)
4) без..нициативный, от..грать, сверх..нтересный
5) с..езд, из..явительное (наклонение), ин..екция

Задание 11 15461

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) солом..нка, разборч..вый
2) аплодир..вать, издавн..
3) усидч..вый, ненавид..ли
4) затме..вать, подароч..к
5) никел..вый, наста..вать

Задание 12 20754

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подпрыгн..шь, завис..мый
2) подремл..шь, определя..мый
3) рассмотр..шь, оконч..вший
4) намаж..шь, накле..вший
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т

Задание 13 21374

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) ОБЛАДАЮЩИЙ тактом человек не имеет друзей.
2) В (НЕ) БОЛЬШОМ рассказе А.П. Чехова часто содержится целая человеческая жизнь.
3) (НЕ) ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большую зыбь на реке.
4) Глубина идеи в романе (НЕ) РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.
5) Каждый сотрудник понимал, что он работал (НЕ) ВПУСТУЮ.

Задание 14 20831

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (В)МЕСТО Андрея с нами пошёл Ростислав, недавно приехавший в город и мечтавший увидеть ЧТО(НИБУДЬ) необыкновенное.
2) Я не чувствовал полёта (В)ВЕРХ, а только видел: Москва с её огнями быстро проваливается и наконец совершенно исчезает (В)ГЛУБИНЕ ночи.
3) Сыщик то пристально всматривался (В)СЛЕД на подоконнике, то (ПО)ДОЛГУ записывал наблюдения в блокнот.
4) Павла Петровича считали гордецом, но уважали за его аристократические манеры, за то, что он (ПО)ВСЮДУ возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; его уважали ТАК(ЖЕ) и за безукоризненную честность.
5) ЧТО(БЫ) образ героя был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

Задание 15 20895

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

Задание 16 20957

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на всё происходящее вокруг.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим советом.
5) Вся досада на прежних врагов своих была забыта и Иван Ильич был счастлив

Задание 17 21067

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

День угасал; меловые облака (1) тянулись к западу (2) едва пропуская (3) отражающиеся на черепицах башен и ярких главах церквей (4) лучи солнца.

Задание 18 21182

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В 1832 году М.Ю. Лермонтов переехал в Петербург, предполагая продолжить образование в университете (1) однако (2) это желание не осуществилось. Он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков – закрытое военное учебное заведение, пребывание в котором (3) к сожалению (4) не оставляло времени для творческой работы.

Задание 19 21263

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литература (1) представляет собой достоверный документ (2) на основании (3) которого (4) легче всего восстановить (5) характерные черты времени (6) и узнать его требования.

Задание 20 21379

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

В доме сразу услыхали стук копыт по мостовой (1) и (2) когда топот затих у входной двери (3) и сквозь стену донеслись голоса (4) хозяева замерли в тревожном ожидании.

Задание 21 21519

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На опушках майского леса раскинулся пёстрый ковёр полевых цветов. (2)Прозрачна берёзовая роща, деревья полны живительной влаги. (3)Проделаешь в коре небольшие отверстия – брызнет на тебя ароматный берёзовый сок. (4)Многие животные любят этот напиток – чудесный дар вешнего русского леса. (5)Весь год дятел, пернатый лекарь, ухаживал за больными деревьями, уничтожал насекомых, а тут не утерпел, откупорил клювом здоровую берёзу и напился всласть. (6)К вечеру затихает в лесу разноголосый птичий гомон, но неожиданно лесное безмолвие прерывает звонкая щебечущая трель зарянки; её пение – прелюдия к ночному концерту. (7)Наконец раздаётся долгожданная соловьиная песня, напоминающая чарующую мелодию весны. (8)Всю ночь соловьиные россыпи будоражат чуткий сон лесных обитателей, а на рассвете их будит кукушка – далеко не тихая птица.

Задание 22 21532

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Я ищу прозрачности, а не призрачности.
    Я ищу признательности, а не признанности.
    (С.И. Кирсанов)
Б) И цветок с удивленьем смотрел на своё отраженье и как будто пытался чужую премудрость понять.
    (Н.А. Заболоцкий)
В) Северная Венеция поражает величественностью зданий и мостов.
Г) Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черёд.
    (М.И. Цветаева)
Д) Аня Раневская – хрупкая девушка с чистой душой.

1) эпитет
2) сравнение
3) метафора
4) гипербола
5) антитеза
6) перифраза
7) парцелляция
8) олицетворение
9) анафора

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Каверина В. А.

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

(6)Но именно это и произошло.

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.

(11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.

—(13)Я никуда не пойду!  — сказал я. — (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

— (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.

(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

—(29)Они не вернутся,  — нервно сказал он.—(30)Они бросили нас.

(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!

—(46)Сейчас же верни оружие, болван!  — сказал я спокойно.

—(47)Ты всё равно умрёшь,  — сказал он торопливо. —(48)Тебе не нужно оружие.

—(49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?

(51)Он стал коротко, быстро дышать:
— Какой там полевой суд!
(52)Мы одни, и никто ничего не узнает.

(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

(По В. А. Каверину*)
* Вениамин Александрович Каверин (1902—1989)  —
русский советский писатель, драматург и сценарист.

Задание 23 21744

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Немецкие танки безжалостно расстреляли санитарный поезд.
2)  Ромашов помог раненному в ногу рассказчику выбраться из поезда, перебраться через болото и спрятаться в берёзовой роще.
3)  Ромашов хотел пойти вместе с бойцами и санитарками ставить дрезину на рельсы, но рассказчик не пустил его, пригрозив пистолетом.
4)  Когда рассказчик уснул, Ромашов вытащил у него мешок с едой, флягу и пистолет.
5)  Ромашов ушёл искать пропавших бойцов и санитарок.

Задание 24 21745

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложении 5 представлено описание.
2)  В предложениях 9, 10 содержится повествование.
3)  В предложении 20 представлено рассуждение.
4)  Предложение 34 поясняет, раскрывает смысл предложения 33.
5)  В предложении 55 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.

Задание 25 21746

Из предложений 21-28 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21747

Среди предложений 1-7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ