ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 24

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

При трансляции рекламы уровень громкости её звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утверждённой федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой <…> телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьёй 35.1 настоящего Федерального закона.

Задание 1 21688

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это слово.

Задание 2 21689

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) УРОВЕНЬ. Горизонтальная плоскость, поверхность как граница, от которой измеряется высота. У. воды в реке. На высоте ста метров над уровнем моря (относительно определённой точки отсчёта положения поверхности воды морей и океанов).
2) СИГНАЛ. Условный знак для передачи на расстояние каких-н. сведений, сообщений. Визуальный, световой с. Подать с. фонарём, флажком. С. SOS (от терпящих бедствие в море; также перен.: призыв о помощи в беде).
3) ФУНКЦИЯ. В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
4) ПОРЯДОК. Правила, по которым совершается что-н.; существующий режим. П. выборов, голосования. Внести новые порядки.
5) ОРГАН. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение. О. слуха. О. зрения. Внутренние органы. Органы растений.

Задание 3 21690

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст соответствует основному требованию, предъявляемому к деловым бумагам, – предельная точность и однозначность информации, исключающая разные толкования содержания.
2) Усложнённость синтаксиса создаётся за счёт распространения предложений причастными оборотами и однородными членами предложения.
3) Официальность тона обеспечивается путем полного отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики, средств выразительности. В тексте используются уже утвердившиеся готовые словесные формулы.
4) В последнем абзаце текста излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, аргументируется и доказывается их правильность, анализируются примеры – таким образом, слушатели подводятся к необходимым выводам.
5) В тексте употребляются цепочки слов в форме родительного падежа (при трансляции рекламы, уровня громкости звука, уровня громкости звука телепрограммы или телепередачи, методики измерения уровня громкости звука, выявление превышения уровня громкости звука и др.).

Задание 4 19057

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) мЕстностей
2) молящИй
3) аэропОрты
4) досУг
5) квАртал

Задание 5 19127

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Современные МОРОЗИЛЬНЫЕ камеры позволяют замораживать любые продукты питания, сохраняя их на длительный срок без ущерба вкусовым и питательным качествам.
Из ОБВИНИТЕЛЬНОГО акта было ясно, что городовой остановил мальчика в то время, когда тот возвращался с прогулки.
Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.
От природы наделённый АРТИСТИЧЕСКИМИ способностями, А.П. Чехов с братьями часто устраивал домашние спектакли для семьи.
К рукописям и некоторым редким документам можно получить доступ только по особому АБОНЕМЕНТУ.

Задание 6 19224

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Актёр произносил монолог героя, оживлённо жестикулируя руками, и его энергичные движения завораживали зал.

Задание 7 19290

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

около ШЕСТИСОТ рублей
модных САПОГОВ
ДЕВЯТЬЮСТАМИ отдыхающими
нет ТУФЕЛЬ
уважаемые ПРОФЕССОРА

Задание 8 19335

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видо-временнóй соотнесённости глагольных форм

1) Слетевшиеся к кормушке воробьи быстро склевали брошенные им зёрна.
2) Согласно славянской мифологии земля предстаёт матерью всего человеческого рода.
3) Мне стало обидно, и я не преминул сказать капитану, что он, не зная человека, пытается о нём судить.
4) После того как герой повести знакомится с режиссёром, он получил роль в новом спектакле.
5) Эта эпоха хорошо изучена палеонтологами благодаря множеству погребённых в земле останков древних животных.
6) Заканчивая свою поэму, у писателя не было чёткого плана.
7) Ребята не только посещали музеи, парки, усадьбы, а также организовали школьный музей боевой славы.
8) Все, кто любит поэзию Н.А. Некрасова, знает о его трудном жизненном и творческом пути.
9) Не приученные люди к физическому труду не смогут стать фермерами.

Задание 9 19822

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вр..дители, зап..реть (дверь), просв..щение
2) прис..гать, сн..мать, неисс..каемый
3) задр..жавший, прик..сновение, загром..здить
4) объед..нение, увл..кательный, побл..дневший
5) прим..рять (обновку), изм..нить (поведение), (не) прид..рёшься

Задание 10 20087

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..списание, с..гласие, поз..вчера
2) чере..чур, и..коверкать, ра..торгнуть
3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..успеть
4) без..нициативный, вз..скать, пред..дущий
5) кар..ера, об..ём, двух..ярусный

Задание 11 20185

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) боч..нок, размеж..вывать (участки)
2) непоседл..вый, предприимч..вый
3) накрепк.., сначал..
4) кож..ная (куртка), клетч..тый
5) швед..кий, свет..кий

Задание 12 20755

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вылеч..шься, невид..мый
2) вы́сто..вший (в бою), приемл..мый
3) (ветры) гон..т, (соловьи) засвищ..т
4) увенч..нный, (люди) слыш..т
5) обид..шься, зави́с..вший

Задание 13 21375

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ) ПОВТОРИМАЯ пора цветения багульника привлекает на Алтай сотни туристов со всей страны.
2) Архивные материалы, (НЕ) ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные научные открытия.
3) Меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где (НИ) ЧТО не помешает работать.
4) Только летним утром ощущаешь, что всё дышит запахом ещё (НЕ) КОШЕННОЙ травы.
5) Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ) ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.

Задание 14 20832

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

1) Перевод денег (НА)СЧЁТ организации будет осуществлён на месяц позже, ТАК(КАК) отсутствуют банковские реквизиты.
2) Когда (НА)КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
3) Фамусов ценит в людях чины и богатство, (ПО)ЭТОМУ он ищет для своей дочери соответствующую пару, (ТО)ЕСТЬ человека, подобного полковнику Скалозубу.
4) Комиссия выступает ЗА(ТО), чтобы провести амнистию всех незаконно вывезенных (ЗА)ГРАНИЦУ капиталов.
5) Гаев, произнося только (ИЗ)РЕДКА КАКИЕ(ТО) сложные речи, приобрёл таким образом славу скучнейшего человека.

Задание 15 20896

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Утомлё(1)ый путешестве(2)ик сосредоточе(3)о осматривал окрестности, отряхивая пыль с рва(4)ых башмаков.

Задание 16 20958

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Фольклор и русская история являются источниками вдохновения художников современной Мстёры и Жостова.
2) В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени представлены все основные фольклорные жанры.
3) Дремали не только леса но и лесные озёра.
4) Поэта можно любить или не любить принимать его идеи или быть их противником.
5) Постепенно звук ослабел и превратился в далёкий шелест.

Задание 17 21068

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Крупнейшие музеи мира (1) показывая уникальные коллекции (2) гордятся (3) говорящими о непревзойдённом искусстве мастеров и высоком уровне культуры древних народов (4) шедеврами.

Задание 18 21183

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.

Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?

(В.В. Набоков)

Задание 19 21264

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С моря дул сильный ветер (1) порывы (2) которого (3) клонили деревья практически к земле.

Задание 20 21380

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Я подумал (1) что (2) если в эту решительную минуту не переспорю старика (3) то впоследствии не освобожусь от его опеки (4) которая будет мне только в тягость.

Задание 21 21520

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Те, кто хотя бы раз побывал в Петербурге, не могли не обратить внимания на чугунные ограды дворцов и парков этого удивительного города. (2)По воле замечательных русских умельцев, занимавшихся литьём и ковкой металла, в самый сильный мороз здесь словно распускаются цветы на решётке Михайловского сада, порывы осеннего ветра как бы прижимают твёрдые листья лавра к копьям на воротах Русского музея и заставляют звенеть колокольчики на ограде Шереметьевского дворца. (3)А как музыкальна ограда Смольного собора! (4)Волны  металлических линий то поднимаются, то опускаются, то приближаются, то уходят вдаль, будто в такт вальсу изгибаются скрипичные ключи. (5)Любуясь игрой причудливых узоров, невольно удивляешься искусству мастеров, которые сумели из тяжёлого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки листьев на перилах Певческого или Демидова моста. (6)Петербург будто бы специально создан для романтиков и влюблённых.

Задание 22 21533

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Чуть левее сопки грозно дышал Ключевской вулкан.
Б) Этот год был тёмным от растаявшего снега.
    Шумным от лая караульных псов.
    (С. Довлатов)
В) Уста твои что мёд.
Г) Били копыта, пели будто.
    Гриб. Граб. Гроб. Груб.
    (В.В. Маяковский)
Д) Клянусь четой и нечетой.
    Клянусь мечом и правой битвой...
    (А.С.Пушкин)

1) анафора
2) риторический вопрос
3) литота
4) олицетворение
5) ассонанс
6) эпифора
7) эпитет
8) аллитерация
9) сравнение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Олеши Ю. К. 

(1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, а я уже был в форменной фуражке, в тужурке, перехваченной кожаным поясом с металлической бляхой посередине живота. (3)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания». (4)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня  — до моих одиннадцати лет…

(5)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (6)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (7)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (8)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (9)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (11)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (12)Именно  — я был просто человек…

(13)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (14)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом*, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча…

(18)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (19)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (22)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (23)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…

(24)Удивительная работа воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания.

(30)Какая чудесная вещь  — свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но  —дудки  — мы её никогда не поймём.

(33)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (34)Мы  — это знаменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (35)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой  — длинная, узкая, летящая. (36)Нет, это настолько плохое описание, что оно сворачивается. (37)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней…

(38)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя  — ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись…

(40)Я ещё люблю вспоминать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое…

(По Ю. К. Олеше*)
* Юрий Карлович Олеша (1899–1960)  —
русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист.

 

Задание 23 21749

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Когда рассказчик учился в гимназии, он никогда не готовил уроков.
2)  В детстве рассказчик не размышлял о своём возрасте.
3)  Первая мировая война помешала сбыться детским мечтам рассказчика.
4)  Работа воспоминаний удивительна: мы всегда можем вспомнить то, что захотим.
5)  Воспоминания всплывают в нашем воображении вне зависимости от волевых усилий.

Задание 24 21750

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.
2)  В предложении 10 представлено повествование.
3)  Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
4)  В предложениях 30-32 представлено рассуждение.
5)  Предложение 35 содержит элементы описания.

Задание 25 21751

Из предложений 13-16 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 21752

Среди предложений 24-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ