ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 30


- ЕГЭ русский язык, 2025 (открытый банк ФИПИ)
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстЭпиграфом к рассказу «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин взял строки из «Апокалипсиса»: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Таким образом, уже с эпиграфа, который позже был снят, начинал звучать сквозной мотив рассказа – мотив гибели, смерти. Он повторится и в названии гигантского корабля «Атлантида», <…> является в рассказе образом-символом современной цивилизации. Основное событие рассказа – смерть господина из Сан-Франциско. С самого начала путешествия героя окружает масса деталей, напоминающих о смерти. Например, весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчёркивает странную, как бы мёртвую внешность принца. Сухие руки, лакированная кожа, усы, как у мёртвого, маленький рост – всё это характерные признаки мумифицированного тела. Получается, что на борту «Атлантиды» в течение всего путешествия находится мертвец, а это, по суеверию моряков, считается плохим предзнаменованием. Кстати, в 1912 году, за три года до появления рассказа Бунина, затонул гигантский пароход «Титаник», на борту которого везли мумию египетского фараона. По утверждению некоторых источников, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, погрузив её туда неаккуратно, не соблюдая обрядов. (По А. Яблокову) |
||||
Задание 1 21850
Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение (союзное слово). |
||||
Задание 2 21851
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ЭПИГРАФ. Изречение, предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее внимание читателей на его идее. Э. к роману. |
||||
Задание 3 21852
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст относится к официально-деловому стилю; цель текста – передать объективную информацию о рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
||||
Задание 4 19063
Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) вернА |
||||
Задание 5 19133
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе. |
||||
Задание 6 19230
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Два месяца назад я приехал в родной город, чтобы осуществить редакционное задание, и внезапно принял решение остаться на родине. |
||||
Задание 7 19296
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями |
||||
Задание 8 19341
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 19935
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) расст..лать, разл..чать, выт..рать |
||||
Задание 10 20100
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) от..брать, п..знавательный, под..йти |
||||
Задание 11 20191
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) перешаг..вающий, масл..це |
||||
Задание 12 20761
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) завал..шь, немину..мый |
||||
Задание 13 21396
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Воздух, ещё (НЕ) СТАВШИЙ знойным, приятно освежает. |
||||
Задание 14 20841
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) (НА) ВСТРЕЧУ герою шагнул со стороны, казалось, невидимый ДО(СИХ) ПОР человек. |
||||
Задание 15 20902
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было восстановле(1)о и частично перестрое(2)о архитектором Доменико Жилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора М.Ф. Казакова. |
||||
Задание 16 20964
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Именами древнегреческих и древнеримских богов называли большие и малые планеты. |
||||
Задание 17 21075
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Старинные решётки были оплетены мышиным горошком (1) висевшим целыми бледно-зелёными кучками (2) и (3) пестревшим кое-где (4) бледно-лиловыми кисточками цветов. |
||||
Задание 18 21189
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Озеро (1) похоже (2) было бесконечным. По форме оно было (3) похоже (4) на вытянутую во всю длину ленту. |
||||
Задание 19 21269
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Получилось (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди молодёжи. |
||||
Задание 20 21386
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Бывалый рыбак резонно заметил (1) что (2) если червей не упрятать в консервную банку (3) то к вечеру не на что будет ловить. |
||||
Задание 21 21526
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Все слышали о Мёртвом море в Израиле, настолько солёном, что плотность воды позволяет спокойно лежать на её поверхности и читать газету. (2)В России тоже есть своё «мёртвое море»: это белоснежное солёное озеро Баскунча́к на левом берегу Волги в Астраханской области, на территории Ахтубинского района. (3)Водоём питает периодически пересыхающая маловодная речка Горькая, а воду озеру поставляют 25 родников, которые не дают ему полностью испариться. (4)Поскольку поток на своём пути размывает красные глины, вода окрашивается в красный цвет. (5)Так образовался фантастический ландшафт: зелёная трава, белые пятна соли, красная вода и голубое небо. (6)Где ещё такое увидишь? (7)Содержание соли в воде достигает 300 граммов на литр – на вкус она очень горькая. (8)Для сравнения: вода Чёрного моря в одном литре содержит всего 18 граммов соли. (9)Аномальное содержание NaCl вызвано тем, что под водой находится пласт соли мощностью от 18 метров до шести километров! |
||||
Задание 22 21540
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Бардышева И.Т.(1)О Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления. (3)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение – аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует. (7)Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (10)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих… (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать… (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет! (22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (30)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!» (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (33)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных. (36) «Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!» – говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины. (37)История – это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, – это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая сущность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность – силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории. (По И.Бардышеву)* |
||||
Задание 23 21930
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Люди, которые играют в шахматы, быстро приобретают способность принимать быстрые и точные решения, основанные на детальном анализе сложившейся ситуации. |
||||
Задание 24 4162
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 22–23 содержится рассуждение. |
||||
Задание 25 4216
Из предложения 8 выпишите фразеологизм. |
||||
Задание 26 4381
Среди предложений 2–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
Источник:
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ