ЕГЭ 2025: ФИПИ Вариант 30

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Эпиграфом к рассказу «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин взял строки из «Апокалипсиса»: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Таким образом, уже с эпиграфа, который позже был снят, начинал звучать сквозной мотив рассказа – мотив гибели, смерти. Он повторится и в названии гигантского корабля «Атлантида», <…> является в рассказе образом-символом современной цивилизации.

Основное событие рассказа – смерть господина из Сан-Франциско. С самого начала путешествия героя окружает масса деталей, напоминающих о смерти. Например, весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчёркивает странную, как бы мёртвую внешность принца. Сухие руки, лакированная кожа, усы, как у мёртвого, маленький рост – всё это характерные признаки мумифицированного тела. Получается, что на борту «Атлантиды» в течение всего путешествия находится мертвец, а это, по суеверию моряков, считается плохим предзнаменованием.

Кстати, в 1912 году, за три года до появления рассказа Бунина, затонул гигантский пароход «Титаник», на борту которого везли мумию египетского фараона. По утверждению некоторых источников, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, погрузив её туда неаккуратно, не соблюдая обрядов.

(По А. Яблокову)

Задание 1 21850

Самостоятельно подберите относительное местоимение (союзное слово), которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение (союзное слово).

Задание 2 21851

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЭПИГРАФ. Изречение, предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее внимание читателей на его идее. Э. к роману.
2) ЗВУЧАТЬ. Издавать, производить звуки. Струны звучат глухо.
3) МАССА. Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.
4) НАСЛЕДНЫЙ. Являющийся наследником престола. Н. князь.
5) ИНКОГНИТО. Под вымышленным именем, не открывая своего подлинного. Жить и.

Задание 3 21852

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к официально-деловому стилю; цель текста – передать объективную информацию о рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
2) В первых двух предложениях второго (2) абзаца текста выдвигается тезис, а в последующих предложениях этого абзаца данный тезис доказывается.
3) Разговорный характер тексту придают такие приёмы, как анафора, парцелляция и инверсия.
4) В тексте А. Яблоков использовал вводные конструкции, которые помогают сделать высказывание логичным и последовательным.
5) Для большей убедительности автор обращается к такому приёму, как цитирование.

Задание 4 19063

Укажите варианты ответов, в которых неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) вернА
2) повтОрит
3) низведЁнный
4) газопрОвод
5) дозвонЯтся

Задание 5 19133

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ искусство этого певца совершенствуется постоянно.
Несколько дней подряд мы почти не выходили из лаборатории, и в результате накопилось ВЕЛИКОЕ множество бытовых проблем и неотложных дел.
В таких условиях предприятие может ПРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
ВЕЧНЫЕ деревья украшали заповедник.

Задание 6 19230

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Два месяца назад я приехал в родной город, чтобы осуществить редакционное задание, и внезапно принял решение остаться на родине.

Задание 7 19296

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ двумя тетрадями
БОГАЧЕ всех
связка БАНАНОВ
более ДВЕ тысяч человек
несколько ПЛАТЬЕВ

Задание 8 19341

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) ошибка в построении сложного предложения
Г) неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) В «Юбилейном», относимых к позднему творчеству В.В. Маяковского, представлен глубокий динамичный монолог лирического героя.
2) Поэзия А.С. Пушкина – неисчерпаемая сокровищница для всех, кто ценит не только выразительность художественных образов, но и мудрость, жизненный опыт поэта.
3) Д.С. Лихачёв интересовался тем, что обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются среди реставраторов и музейных работников.
4) Человек, полюбивший неторопливую речку, осоку, качающуюся на ветру, омуты, леса́, не будет им вредить.
5) Вопреки бравады, показной желчности и нарочитой остроты «Юбилейное» – одно из самых лиричных произведений В.В. Маяковского.
6) Каждое утро поэт спускался к морю, чтобы жадно вдыхать и наслаждаться морским воздухом.
7) Был август – лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и воздух свеж.
8) Летом я прочитал увлекательную статью в журнале «Природе».
9) Меня заинтересовала мысль о том, что интеллект человека проявляется не в умении читать, а в умении перечитывать.

Задание 9 19935

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расст..лать, разл..чать, выт..рать
2) т..лант, осн..стить, ат..ковать
3) обн..мать, л..нейка, сж..гать
4) распл..скать, выл..нять (от стирки), аргум..нтировать
5) в..рсистый, м..тивировать, обог..щать

Задание 10 20100

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) от..брать, п..знавательный, под..йти
2) заш..ёт, бур..ян, под..ярус
3) бе..болезненно, и..бавиться, ра..грызть
4) пр..морский, пр..ступник, пр..вкусный
5) пре..вкушение, по..тянуть, на..почечник

Задание 11 20191

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) перешаг..вающий, масл..це
2) завистл..вый, взрывч..тые (вещества)
3) глянц..вый, недоум..вать
4) насла..ваться, посе..ть
5) еж..вые (рукавицы), ситц..вый

Задание 12 20761

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) завал..шь, немину..мый
2) обид..вшись, (кузнечик) стрекоч..т
3) раскле..шь, пилотиру..мый
4) колебл..шься, неприемл..мый
5) рассе..нный, донос..тся (крики)

Задание 13 21396

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Воздух, ещё (НЕ) СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
2) Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ) ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
3) Лирическая поэзия далеко (НЕ) ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
4) (НЕ) ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
5) Корабли вышли в море, (НЕ) СМОТРЯ на штормовое предупреждение.

Задание 14 20841

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) (НА) ВСТРЕЧУ герою шагнул со стороны, казалось, невидимый ДО(СИХ) ПОР человек.
2) Грохот невиданного грома как бы рассёк землю (НА)ДВОЕ, и мне даже показалось, БУД(ТО) она дрогнула.
3) В уставе нет точных указаний, (НА)СКОЛЬКО миллиметров должен выглядывать (ИЗ)ПОД ворота кителя белый подворотничок.
4) Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
5) Я вставал рано, с рассветом, и (ТОТ)ЧАС принимался за КАКУЮ(НИБУДЬ) работу.

Задание 15 20902

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было восстановле(1)о и частично перестрое(2)о архитектором Доменико Жилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора М.Ф. Казакова.

Задание 16 20964

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Именами древнегреческих и древнеримских богов называли большие и малые планеты.
2) Столярные работы выполняются или в специальных халатах или в комбинезонах или в фартуках.
3) В течение нескольких месяцев не работали ни театры ни музеи.
4) Различные миски и блюда ковши и рукомои светильники и кувшины украшали иногда надписями и покрывали глазурью.
5) Осыпался яблоневый цвет и всё дышало весной.

Задание 17 21075

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Старинные решётки были оплетены мышиным горошком (1) висевшим целыми бледно-зелёными кучками (2) и (3) пестревшим кое-где (4) бледно-лиловыми кисточками цветов.

Задание 18 21189

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Озеро (1) похоже (2) было бесконечным. По форме оно было (3) похоже (4) на вытянутую во всю длину ленту.

Задание 19 21269

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Получилось (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди молодёжи.

Задание 20 21386

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Бывалый рыбак резонно заметил (1) что (2) если червей не упрятать в консервную банку (3) то к вечеру не на что будет ловить.

Задание 21 21526

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Все слышали о Мёртвом море в Израиле, настолько солёном, что плотность воды позволяет спокойно лежать на её поверхности и читать газету. (2)В России тоже есть своё «мёртвое море»: это белоснежное солёное озеро Баскунча́к на левом берегу Волги в Астраханской области, на территории Ахтубинского района. (3)Водоём питает периодически пересыхающая маловодная речка Горькая, а воду озеру поставляют 25 родников, которые не дают ему полностью испариться. (4)Поскольку поток на своём пути размывает красные глины, вода окрашивается в красный цвет. (5)Так образовался фантастический ландшафт: зелёная трава, белые пятна соли, красная вода и голубое небо. (6)Где ещё такое увидишь? (7)Содержание соли в воде достигает 300 граммов на литр – на вкус она очень горькая. (8)Для сравнения: вода Чёрного моря в одном литре содержит всего 18 граммов соли. (9)Аномальное содержание NaCl вызвано тем, что под водой находится пласт соли мощностью от 18 метров до шести километров!

Задание 22 21540

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры.
    (М. Пришвин)
Б) Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов.
В) Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул;
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальний гул.
    (Ф. Тютчев)
Г) Морозной пылью серебрится
    Его бобровый воротник.
    (А. Пушкин)
Д) Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    (С. Есенин)

1) сравнение
2) бессоюзие
3) гипербола
4) лексический повтор
5) метафора
6) градация
7) риторическое обращение
8) риторическое восклицание
9) аллитерация

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Бардышева И.Т.

(1)О Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2)Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(3)Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4)Ваше положение – аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5)Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

(7)Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (10)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих… (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать… (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное!  (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

(22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (30)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!» (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (33)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных.

(36) «Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!» – говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.

(37)История – это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, – это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая сущность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность – силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

(По И.Бардышеву)*
*Бардышев Игорь Тимофеевич
(род. в 1957 г.) –
современный прозаик, автор многочисленных публицистических статей.


Задание 23 21930

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Люди, которые играют в шахматы, быстро приобретают способность принимать быстрые и точные решения, основанные на детальном анализе сложившейся ситуации.
2)  Кутузов не отдавал приказа об отступлении, потому что, в отличие от многоопытного Барклая, не имел полного представления о том, что происходит на поле битвы.
3)  Исход сражения определяется теми внутренними чувствами, самоотверженностью и отвагой, которые живут в душе каждого солдата, и Кутузов это понимал.
4)  Кутузов во время Бородинского сражения ощущал себя в положении гроссмейстера, который осознал невозможность оказывать влияние на ход игры.
5)  Историю можно считать учебником жизни.

Задание 24 4162

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 22–23 содержится рассуждение.
2) В предложениях 30–31 представлено описание.
3) В предложениях 37–38 содержится рассуждение. 
4) Предложение 7 содержит описание.
5) Предложения 33–34 объясняют содержание предложения 32.

Задание 25 4216

Из предложения 8 выпишите фразеологизм.

Задание 26 4381

Среди предложений 2–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ