ОГЭ 2025: ФИПИ Вариант 1

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

ОГЭ: текст

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Задание 2 18069

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) потенциал огромен (предложение 1)
2) он заключён (предложение 2)
3) превышает показатели (предложение 3)
4) возможности имеются (предложение 4)
5) обладают ресурсами (предложение 5)

Задание 3 10932

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.
2) В предложении 2 составное именное сказуемое.
3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Задание 4 17999

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

В)  Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

1)  Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.

2)  А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

3)  Контуры деревьев, обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.

4)  Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.

5)  После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.

Задание 5 17606

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) подавая знак (5) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (6) красноярцы на месте сторожевой вышки (7) поставили деревянную часовню (8) а позднее заменили её каменной.

Задание 6 11116

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.
2) РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.
3) БЛИЗКИЙ – в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.
4) БЕЗВРЕДНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква З.
5) ЛЫЖНИЦЫ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква Ы.

Задание 7 18171

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Одежда опричн..(1)ков представляла собой разительную прот..(2)воположность лохмоть..(3)м нищих: царские телохранит..(4)ли бл..(5)стали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая шапочка, усаж..(6)нная жемчугом и дорогими камнями, и все они казал..(7)сь ж..(8)выми украшен..(9)ями волшебного дворца, с которым составляли как бы единое целое.

Задание 8 23313

Раскройте скобки и запишите слово «платье» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В магазине представлен широкий выбор модных (платье) и костюмов.

Задание 9 23082

Замените словосочетание «железные ворота», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

Текст Ю.Я. Яковлева

(1)Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку: при одном упоминании о ней лица у них вытягиваются, и они мрачными голосами говорят:
‒ Только через мой труп!

(2)При чём здесь труп, если речь идёт о верном друге, о дорогом существе, которое сделает жизнь интересней и радостней. (3)Но взрослые говорят:
‒ Даже не мечтай!

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:
‒ Только через мой труп!
(6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

(13)В один из дней мама спросила Жеку:
‒ Скоро твой день рождения, что тебе подарить?

(14)Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
‒ Собаку.

(15)Глаза у мамы округлились.
(16)Собаку? (17)Никогда!

(18)Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. (19)Жека молча прошёл в комнату, сел на краешек дивана и сказал:
‒ Вот!

(20)Он сказал «вот» тихо, но достаточно твёрдо.

‒ (21)Что это? ‒ спросила мама, хотя прекрасно видела, что это щенок.

‒ (22)Щенок, ‒ ответил Жека.

‒ (23)Сейчас же унеси его прочь!

‒ (24)Человек должен иметь собаку, ‒ отчаянно произнёс Жека и замолчал.

(25)Мама сказала:
‒ Отнеси его туда, откуда принёс.

(26)Она взяла Жеку за плечи и вытолкала за двери вместе со щенком.

(27)Жека потоптался немного перед закрытой дверью и, не зная, что ему теперь делать, сел на ступеньку. (28)Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

(29)Жека решил, что не уйдёт отсюда. (30)Будет сидеть день, два, пока мама не пустит его домой вместе со щенком. (31)Щенок не знал о тяжёлых событиях, которые из-за него происходили в жизни Жеки. (32)Он задремал.

(33)Потом пришёл с работы папа. (34)Он увидел сына, сидящего на ступеньке, и спросил:
‒ Никого нет дома?

(35)Жека покачал головой и показал папе щенка. (36)Папа сел рядом с сыном на холодную ступеньку и стал разглядывать щенка. (37)А Жека наблюдал за папой. (38)Он заметил, что папа довольно сморщил нос и заёрзал на ступеньке. (39)Потом папа стал гладить щенка и причмокивать губами. (40)И Жека почувствовал, что в папе постепенно пробуждается мальчишка. (41)Тот самый мальчишка, который когда-то сам просил собаку, потому что у человека должна быть собака. (42)Жека взглядом звал его себе в союзники. (43)И этот мальчишка, как подобает мальчишке, пришёл на помощь другу.

(44)Папа взял на руки щенка, решительно встал и открыл дверь.

‒ (45)А что если нам в самом деле взять щенка? ‒ спросил он маму. ‒ (46)Щенок-то славный.

(47)Мама сразу заметила, что в папе пробудился мальчишка, и сказала:
‒ Это мальчишество.

‒ (48)Почему же? ‒ не сдавался папа.

‒ (49)Собака ‒ это шерсть, грязь, вонь. (50)Это разгрызенные ботинки и лужи на паркете. (51)Кто будет убирать? ‒ спросила мама.

(52)Папин мальчишка подмигнул Жеке:
‒ Мы!

(53)Их было двое, и они победили. (54)В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. (55)Он действительно грызёт ботинки и оставляет на паркете лужи. (56)И убирают за ним не папа и не Жека, а мама. (57)Но если вы постучите в дверь и попросите: «Отдайте щенка», то мама первая скажет вам: «Только через мой труп. (58)И не мечтайте».

(59)Потому что это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака.

(По Ю.Я. Яковлеву*)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1922‒1995) – советский писатель,
сценарист, автор книг для детей и юношества.

Задание 10 23189

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Некоторых родителей очень трудно уговорить купить собаку.
2) Жеке купил щенка папа.
3) Мама не хотела заводить собаку, потому что у неё была аллергия на животных.
4) Папа и Жека обещали маме, что будут убирать за собакой.
5) Щенок убедил маму, что верное, ласковое существо обязательно должно быть в семье.

Задание 11 23191

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак.
2) Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
    ‒ Собаку.
3) Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка.
4) Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.
5) В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец.

Задание 12 23192

В предложениях 4‒12 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

Источник: 
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ