ВПР6 2025 (л): вариант 3

Версия для печатиPDF
Задание 1 23357

Как называется жанр эпического произведения, большего по охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньшего, чем роман?

Задание 2 23358

Назовите термин, которым обозначается противопоставление образов или понятии в художественном произведении.

Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст

ВПР6: текст Толстого Л.Н.

Один раз я на неё рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слёз. — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

— Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

(Л.Н. Толстой. «Детство»)

Задание 3 23361

Выпишите из приведённого фрагмента устаревшее слово, которое означает «просторная парадная комната».

Задание 4 23362

Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

A) Наталья Савишна, просто Наталья
     говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу
     мокрой скатертью, как дворового мальчишку.
Б) Когда Наталья Савишна увидала,
     что я распустил слюни, она тотчас же убежала...
B) ...я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том,
       как бы отплатить дерзкой Наталье
       за нанесённое мне оскорбление.

1) эпитет
2) сравнение
3) олицетворение
4) фразеологизм

Задание 5 23380

Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания - не менее 30 слов.

Объясните, почему у героя чувство злости переросло в чувства «любви и стыда».

Задание 6 23381

Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.

Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, испытывают чувство неловкости, смущения. Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 6 класс. Вариант 1. Сенина Н.А.