ЕГЭ 2025: Вариант 51

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Медный всадник... В скульптурном изображении Фальконе представил Петра верхом на вздыбленном коне, который поднялся на полном скаку по крутой скале и остановился на вершине у края обрыва. Екатерине II модель понравилась, и мастер приступил к работе.

Во дворе мастерской, которая находилась на Малой Морской улице, насыпали большую кучу песка. На этот искусственный холм попеременно взлетали два лучших наездника, круто останавливая на вершине горячих коней из дворцовой конюшни, а Фальконе в это время зарисовывал положение ног коня, посадку и поворот головы всадника. <...> конь, замерший на двух ногах, мог получиться опасно неустойчивым. И у скульптора зародилась мысль бросить под копыта змею. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила дополнительной опорой. Русский скульптор Гордеев вылепил змею с таким виртуозным мастерством, что она органически вошла в общий комплекс монумента.

18 августа 1782 года упала полотняная ограда, на которой были изображены горы и скалы, и многотысячной толпе открылся бронзовый конь, стремительно взлетевший на крутизну скалы и резко остановившийся над обрывом на растоптанной его копытами змее. В посадке, повороте головы и простёртой руке всадника отражался величественный покой и уверенная сила властителя. Даже в туманные, дождливые дни, когда трудно заглянуть в бронзовое лицо Петра, когда стираются в серой дымке детали, очертания вставшего на дыбы коня и всадника с властно поднятой рукой повергают в невольный трепет.

   

Задание 1 23160

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце. Запишите этот союз.

Задание 2 23161

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРЕДСТАВИТЬ. Изобразить, показать. Представить дело в смешном виде.
2) ПОДНЯТЬСЯ. Переместиться вверх или принять более высокое положение. Подняться на пятый этаж.
3) ПОВОРОТ. Место, где поворачивают. На повороте дороги.
4) МАСТЕРСТВО. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое мастерство.
5) ОТРАЖАТЬСЯ. Получать, давать изображение на гладкой поверхности. Отражаться в зеркале.

Задание 3 23162

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте присутствует яркая глагольная лексика, используются глаголы в переносном значении (взлетали два лучших наездника, зародилась мысль, бросить под копыта змею, стираются детали, повергают в трепет), высокая лексика (властителя, повергают).
2) Эмоциональности, экспрессивности текста, выражению авторской оценки способетвует использование эпитетов (на вздыбленном коне, горячих коней, с виртуозным мастерством, величественный покой, уверенная сила), фразеологизмов (на полном скаку, вставшего на дыбы).
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для деловой речи: отымённые предлоги (под копыта, над обрывом), составные союзы; используемые в предписаниях, распоряжениях глаголы в форме инфинитива (мог получиться, трудно заглянуть).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых используемые в изобразительной функции ряды однородных членов предложения; обособленные определения, выраженные причастным оборотом; обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
5) Текст относится к разговорной речи, так как основные цели автора - непринуждённое общение, обмен с читателем впечатлениями, мнениями на бытовую тему.

Задание 4 22664

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) иксЫ
2) грАжданство
3) сорИт
4) снятА
5) столЯр

Задание 5 19167

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Статья молодого прозаика, опубликованная в свежем номере альманаха, вызвала заинтересованные ОТКЛИКИ читателей.
Вошедший в комнату пожилой господин опирался на палку с КОСТНЫМ набалдашником.
УДАЧНЫЙ проект был реализован в сжатые сроки.
Начальство приказало максимально НАПОЛНИТЬ подземные хранилища газа.
Информацию о НАЛИЧИИ билетов на премьерный показ спектакля по пьесе М.А. Булгакова «Белая гвардия» можно получить в кассах драматического театра.

Задание 6 22951

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Величественно и великолепно небо начала сентября месяца, покрытое россыпью звёзд!

Задание 7 16164

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИСПЕКЁТ пирожок
ОБОИМИ столами
известные КОНСТРУКТОРЫ
СКОРЕЙШЕГО выздоровления
КОЛЫШЕТСЯ листва

Задание 8 23958

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова 

1) В 1920-е годы Е. Д. Поливанов отправился в столицу Японии изучать язык: Токио поразил его своей оригинальной восточной культурой и бережным отношением к народным традициям.
2) Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия Солнца.
3) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём.
4) По прошествии многих лет мне вспомнились слова Ф. М. Достоевского о том, что высшая и самая характерная черта российского народа — это чувство справедливости.
5) Снег помогает дольше удерживаться свету, поэтому вопреки расхожего мнения зимние дни не кажутся слишком короткими, особенно если светит солнце.
6) В мае громко поют птицы и ярко светило солнце.
7) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на самостоятельный ремонт машины.
8) В древнерусском языке слово «дом», обозначавшее и хозяйство, и семью, было очень важным.
9) Поезд уже ушёл, оставив позади многолюдный перрон, и шум его едва слышался и замирал где-то вдали.

Задание 9 20030

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) напр..гаясь, зам..реть, вы..вленный
2) р..сток, пол..житься, т..ропливый
3) обл..гать (налогом), отт..ргать, возр..ждение
4) расс..кать (волны), посв..тить (фонарём), г..ниальный
5) выч..тание, выт..реть, кр..тиковать

Задание 10 23029

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..бить (гвоздём к доске), пр..вокзальная (площадь), пр..ступить (к делу)
2) в..помнить (правило), чре..вычайно (интересно), ра..бежаться
3) по..скать, мед..нститут, раз..грать (представление)
4) пр..бежка, пр..родина, с..переживание
5) об..ект, ад..ютант, двух..ярусная (кровать)

Задание 11 23006

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ноч..вка, дириж...рский
2) дружоч..к, ковш..к
3) прикле..л (марку), обессил..ть (в дороге)
4) перебеж..ик,  вклад..ик (человек)
5) черкеш..нка, больш..нство

Задание 12 23727

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) числ..шься, раста..вший
2) незыбл..мый, удар..шься
3) завис..щий, ка..щийся
4) разве..вший, вид..щий
5) распиш..шься, сморщ..нный

Задание 13 22966

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) В великолепном полотне, над созданием которого художник трудился в течение долгих лет, воплотился весь его (НЕ)РАСТРАЧЕННЫЙ талант.
2) Вопрос о происхождении названия городской реки до сих пор (НЕ)ВЫЯСНЕН.
3) Дело, которое было поручено молодому специалисту, оказалось далеко (НЕ)ПРОСТЫМ.
4) За поступок, который в глубине души Ефим всегда считал (НЕ)ЧЕСТНЫМ, ему было стыдно всю жизнь.
5) Игорь Константинович (НЕ)ПОНАСЛЫШКЕ знал, что такое тяжёлый физический труд.

Задание 14 20862

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

1) Античный мыслитель Цицерон выступал (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) ораторская речь была динамичной, красивой и приятной.
2) Роспись Сикстинской капеллы грандиозна (ИЗ)ЗА своих размеров и (В)СВЯЗИ с величием образов.
3) Историкам известно, что часто (В)ТЕЧЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА) ЕДИНЕ со своим учителем Даниилом Чёрным, который открывал иконописцу тайны живописи.
4) Цветы (ВО)КРУГ нас – это барометры: они, ТАК(ЖЕ) как и животные, прекрасно чувствуют погоду.
5) Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.

Задание 15 20922

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

И серебря(1)ая ложка на застеле(2)ом скатертью столе, и высокие стаканы, и часть папи(3)ой холщовой косоворотки в темноте чердака – всё это отражало лившийся в окна мягкий лу(4)ый свет.

Задание 16 20985

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Во время экскурсии на острове бакланов уже не было зато чаек и уток не счесть.
2) По глубине воплощения жизненной правды силе художественных обобщений произведения Н.В. Гоголя принадлежат к числу наиболее значительных творений не только русского но и мирового искусства.
3) Обыкновенно раньше всех просыпался гусь Иван Иваныч и тотчас же подходил к Тётке или к коту выгибал шею и начинал говорить о чём-то горячо и убедительно.
4) Опекунские советы имели право брать в залог дома́ ценности зе́мли с крестьянами и отдельно крепостных крестьян.
5) Посередине странной грубо сколоченной деревяшки висели большой и маленький колокола и игрушечный пистолет.

Задание 17 21115

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

При всём многообразии талантов (1) характеризующих этот период литературы (2) Н.С. Лесков оставил в ней свой неповторимый и яркий след (3) сказав (4) своё слово.

Задание 18 21221

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

– И тебе не стыдно теперь (1) сестра? – спросил Раскольников.
– Стыдно (2) Родя, – сказала Дуня. – Пётр Петрович (3) подите вон! – обратилась она к Лужину, побледнев от гнева.
Пётр Петрович (4) кажется (5) совсем не ожидал такого конца. Он слишком надеялся на себя, на власть свою и на беспомощность своих жертв.

(По Ф.М. Достоевскому)

Задание 19 22991

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Между Москвой и Рязанью расположился небольшой город Коломна (1) первое упоминание (2) о котором (3) датировано в летописи 1177 годом (4) когда он выполнял роль пограничного форпоста Рязанского княжества.

Задание 20 21420

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.

Задание 21 23742

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В дубовом редколесье Сихотэ-Алинского заповедника, у подножия сопок, перед путником возникает волшебный разноцветный мир. (2)3десь мелькают ярко-красные с радужными переливами крапивницы, кружатся жёлто-белые с кровавыми и тёмными пятнами аполлоны, перелетают с цветка на цветок огромные исчерна-синие махаоны. (3)Махаоны ведут себя как заправские пловцы: садятся на воду и, распластав крылья, несутся по течению реки. (4)Сначала кажется, что бабочки случайно попали в воду и не могут подняться. (5)Желая спасти красавицу, человек протягивает руку — она вмиг взлетает. (6)А через минуту эти великолепные, красивые бабочки снова стремятся к воде. (7)Внизу, в траве, бегают проворные блестящие жужелицы. (8)Эти хищные жуки — друзья и помощники человека в борьбе с вредными насекомыми.

Задание 22 21692

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
   Величавый возглас волн.
   (К.Д. Бальмонт)
Б) Плывёт рыбак и тянет за собою
   Убогий невод.
   (А.С. Пушкин)
B) К осени созревает урожай человеческих дум.
   (К.Г. Паустовский)
Г) И дольше века длится день…
   (Б.Л. Пастернак)
Д) Милый друг, и в этом тихом доме
   Лихорадка бьёт меня.
   Не найти мне места в тихом доме
   Возле мирного огня!
   (А.А. Блок)

1) метафора
2) эпитет
3) анафора
4) риторический вопрос
5) синтаксический параллелизм
6) аллитерация
7) гипербола
8) эпифора
9) лексический повтор

 

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Гарина-Михайловского Н. Г.

(1)Надя, голубка, ты пишешь, что тебя пугает наше счастье. (2)Боже мой! (3)И меня оно иногда пугает — так оно велико. (4)Иногда мне кажется, что это все просто сон и что вот проснись — всё исчезнет. (5)В эти минуты мне так тяжело. (6)Одна из таких минут была, когда я получил твоё предпоследнее письмо, на которое вчера ответил. (7)Но зато, прочитав его, я более чем когда-нибудь убедился, что это не сон, что мы любим друг друга и что мы сойдёмся. (8)Без сомнений нельзя, голубка моя, и хотя очень тяжелы эти минуты, но зато они ещё рельефнее оттеняют другие минуты полного счастья и веры в будущее. (9)Последние так велики, так много дают наслажденья, что охотно прощаешь за них былые сомненья.

(10)Надя, крошка моя, мне кажется, что с каждым днём я всё больше и больше понимаю тебя, и чем больше понимаю, тем спокойнее становлюсь за наше будущее счастье. (11)С тех пор, как стала ты моей невестой, я стал совсем иным.

(12)Я всегда любил людей, немного идеально смотрел на всё и только к себе был недоверчив. (13)Последние годы я чувствовал, что во мне начала происходить перемена.

(14)То же недоверие к себе, но зато стало вкрадываться недоверие и к людям.

(15)Прежде я старался делать зависящее от меня добро, твёрдо уверенный, что люди ценят и понимают делаемое им, мало-помалу я продолжал делать добро, но всё более и более убеждаясь, что люди не стоят этого и не оценят. (16)Делал же добро потому, что зла делать не мог, и, когда бывала возможность сделать это, иногда и заслуженное ими зло, мне жаль становилось этих жалких людишек, пошлость которых и негодный эгоизм — главные причины их страданий. (17)Одним словом, я переставал верить в людей, а вместе с тем и в самого себя, и так как мстить, делать зло — все эти качества не в моей натуре, а сознательно делать добро при таких взглядах становится бессмысленным, то и выходит, что я обрекал себя таким образом на какое-то глупое бессознательное существование человека, сознающего одно и продолжающего делать другое. (18)Пожалуй, даже бесхарактерного.

(19)Ты снова, сильнее, чем когда-нибудь, возвратила меня таким образом к жизни, потому что только сознательная жизнь есть жизнь, бессознательная же жизнь — прозябание. (20)Мало того, ты дала мне веру в себя, чего у меня прежде было мало. (21)Теперь я хочу жить для тебя, трудиться, делать добро и приносить пользу людям, любя и жалея их по-настоящему. (22)Я верю в себя — эту веру в свои способности к труду дал мне опыт, а веру в людей и в свои отношения к ним возвратила и дала мне ты. (23)Крошка ты моя золотая! (24)Будь всегда моей путеводной звёздочкой, моим счастьем, моей гордостью. (25)Вот мои пожелания тебе ко дню твоего рождения, я очень хотел бы, чтобы письмо пришло в срок.

(По Н. Г. Гарину-Михайловскому*)
* Николай Георгиевич Михайло́вский (1852—1906) —
русский инженер, путешественник и писатель.

 

Задание 23 22603

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик пишет своей невесте о том, что его пугает их счастье.
2) Чем больше рассказчик понимает Надю, тем спокойнее становится за будущее счастье.
3) Рассказчик всегда был недоверчив к людям, но со временем стал идеально смотреть на всех вокруг.
4) По словам рассказчика, Надя возвратила ему веру в людей.
5) Рассказчик пожелал Наде на день рождения гордиться самой собой.

Задание 24 22604

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 6 иллюстрирует, конкретизирует содержание предложения 5.
2) В предложениях 8, 9 представлено повествование.
3) В предложениях 10, 11 представлено рассуждение.
4) Предложение 14 поясняет, раскрывает содержание предложения 13.
5) В предложениях 21, 22 представлено описание.

Задание 25 22605

Из предложения 16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 22606

Среди предложений 12-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).