ЕГЭ 2025: Вариант 51


- ЕГЭ русский язык, 2025
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстМедный всадник... В скульптурном изображении Фальконе представил Петра верхом на вздыбленном коне, который поднялся на полном скаку по крутой скале и остановился на вершине у края обрыва. Екатерине II модель понравилась, и мастер приступил к работе. Во дворе мастерской, которая находилась на Малой Морской улице, насыпали большую кучу песка. На этот искусственный холм попеременно взлетали два лучших наездника, круто останавливая на вершине горячих коней из дворцовой конюшни, а Фальконе в это время зарисовывал положение ног коня, посадку и поворот головы всадника. <...> конь, замерший на двух ногах, мог получиться опасно неустойчивым. И у скульптора зародилась мысль бросить под копыта змею. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила дополнительной опорой. Русский скульптор Гордеев вылепил змею с таким виртуозным мастерством, что она органически вошла в общий комплекс монумента. 18 августа 1782 года упала полотняная ограда, на которой были изображены горы и скалы, и многотысячной толпе открылся бронзовый конь, стремительно взлетевший на крутизну скалы и резко остановившийся над обрывом на растоптанной его копытами змее. В посадке, повороте головы и простёртой руке всадника отражался величественный покой и уверенная сила властителя. Даже в туманные, дождливые дни, когда трудно заглянуть в бронзовое лицо Петра, когда стираются в серой дымке детали, очертания вставшего на дыбы коня и всадника с властно поднятой рукой повергают в невольный трепет.
|
||||
Задание 1 23160
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце. Запишите этот союз. |
||||
Задание 2 23161
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПРЕДСТАВИТЬ. Изобразить, показать. Представить дело в смешном виде. |
||||
Задание 3 23162
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) В тексте присутствует яркая глагольная лексика, используются глаголы в переносном значении (взлетали два лучших наездника, зародилась мысль, бросить под копыта змею, стираются детали, повергают в трепет), высокая лексика (властителя, повергают). |
||||
Задание 4 22664
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) иксЫ |
||||
Задание 5 19167
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Статья молодого прозаика, опубликованная в свежем номере альманаха, вызвала заинтересованные ОТКЛИКИ читателей. |
||||
Задание 6 22951
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Величественно и великолепно небо начала сентября месяца, покрытое россыпью звёзд! |
||||
Задание 7 16164
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИСПЕКЁТ пирожок |
||||
Задание 8 23958
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 20030
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) напр..гаясь, зам..реть, вы..вленный |
||||
Задание 10 23029
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..бить (гвоздём к доске), пр..вокзальная (площадь), пр..ступить (к делу) |
||||
Задание 11 23006
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ноч..вка, дириж...рский |
||||
Задание 12 23727
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) числ..шься, раста..вший |
||||
Задание 13 22966
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) В великолепном полотне, над созданием которого художник трудился в течение долгих лет, воплотился весь его (НЕ)РАСТРАЧЕННЫЙ талант. |
||||
Задание 14 20862
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. 1) Античный мыслитель Цицерон выступал (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) ораторская речь была динамичной, красивой и приятной. |
||||
Задание 15 20922
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. И серебря(1)ая ложка на застеле(2)ом скатертью столе, и высокие стаканы, и часть папи(3)ой холщовой косоворотки в темноте чердака – всё это отражало лившийся в окна мягкий лу(4)ый свет. |
||||
Задание 16 20985
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Во время экскурсии на острове бакланов уже не было зато чаек и уток не счесть. |
||||
Задание 17 21115
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). При всём многообразии талантов (1) характеризующих этот период литературы (2) Н.С. Лесков оставил в ней свой неповторимый и яркий след (3) сказав (4) своё слово. |
||||
Задание 18 21221
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). – И тебе не стыдно теперь (1) сестра? – спросил Раскольников. (По Ф.М. Достоевскому) |
||||
Задание 19 22991
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Между Москвой и Рязанью расположился небольшой город Коломна (1) первое упоминание (2) о котором (3) датировано в летописи 1177 годом (4) когда он выполнял роль пограничного форпоста Рязанского княжества. |
||||
Задание 20 21420
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. |
||||
Задание 21 23742
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В дубовом редколесье Сихотэ-Алинского заповедника, у подножия сопок, перед путником возникает волшебный разноцветный мир. (2)3десь мелькают ярко-красные с радужными переливами крапивницы, кружатся жёлто-белые с кровавыми и тёмными пятнами аполлоны, перелетают с цветка на цветок огромные исчерна-синие махаоны. (3)Махаоны ведут себя как заправские пловцы: садятся на воду и, распластав крылья, несутся по течению реки. (4)Сначала кажется, что бабочки случайно попали в воду и не могут подняться. (5)Желая спасти красавицу, человек протягивает руку — она вмиг взлетает. (6)А через минуту эти великолепные, красивые бабочки снова стремятся к воде. (7)Внизу, в траве, бегают проворные блестящие жужелицы. (8)Эти хищные жуки — друзья и помощники человека в борьбе с вредными насекомыми. |
||||
Задание 22 21692
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Гарина-Михайловского Н. Г.(1)Надя, голубка, ты пишешь, что тебя пугает наше счастье. (2)Боже мой! (3)И меня оно иногда пугает — так оно велико. (4)Иногда мне кажется, что это все просто сон и что вот проснись — всё исчезнет. (5)В эти минуты мне так тяжело. (6)Одна из таких минут была, когда я получил твоё предпоследнее письмо, на которое вчера ответил. (7)Но зато, прочитав его, я более чем когда-нибудь убедился, что это не сон, что мы любим друг друга и что мы сойдёмся. (8)Без сомнений нельзя, голубка моя, и хотя очень тяжелы эти минуты, но зато они ещё рельефнее оттеняют другие минуты полного счастья и веры в будущее. (9)Последние так велики, так много дают наслажденья, что охотно прощаешь за них былые сомненья. (10)Надя, крошка моя, мне кажется, что с каждым днём я всё больше и больше понимаю тебя, и чем больше понимаю, тем спокойнее становлюсь за наше будущее счастье. (11)С тех пор, как стала ты моей невестой, я стал совсем иным. (12)Я всегда любил людей, немного идеально смотрел на всё и только к себе был недоверчив. (13)Последние годы я чувствовал, что во мне начала происходить перемена. (14)То же недоверие к себе, но зато стало вкрадываться недоверие и к людям. (15)Прежде я старался делать зависящее от меня добро, твёрдо уверенный, что люди ценят и понимают делаемое им, мало-помалу я продолжал делать добро, но всё более и более убеждаясь, что люди не стоят этого и не оценят. (16)Делал же добро потому, что зла делать не мог, и, когда бывала возможность сделать это, иногда и заслуженное ими зло, мне жаль становилось этих жалких людишек, пошлость которых и негодный эгоизм — главные причины их страданий. (17)Одним словом, я переставал верить в людей, а вместе с тем и в самого себя, и так как мстить, делать зло — все эти качества не в моей натуре, а сознательно делать добро при таких взглядах становится бессмысленным, то и выходит, что я обрекал себя таким образом на какое-то глупое бессознательное существование человека, сознающего одно и продолжающего делать другое. (18)Пожалуй, даже бесхарактерного. (19)Ты снова, сильнее, чем когда-нибудь, возвратила меня таким образом к жизни, потому что только сознательная жизнь есть жизнь, бессознательная же жизнь — прозябание. (20)Мало того, ты дала мне веру в себя, чего у меня прежде было мало. (21)Теперь я хочу жить для тебя, трудиться, делать добро и приносить пользу людям, любя и жалея их по-настоящему. (22)Я верю в себя — эту веру в свои способности к труду дал мне опыт, а веру в людей и в свои отношения к ним возвратила и дала мне ты. (23)Крошка ты моя золотая! (24)Будь всегда моей путеводной звёздочкой, моим счастьем, моей гордостью. (25)Вот мои пожелания тебе ко дню твоего рождения, я очень хотел бы, чтобы письмо пришло в срок. (По Н. Г. Гарину-Михайловскому*)
|
||||
Задание 23 22603
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик пишет своей невесте о том, что его пугает их счастье. |
||||
Задание 24 22604
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 6 иллюстрирует, конкретизирует содержание предложения 5. |
||||
Задание 25 22605
Из предложения 16 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
||||
Задание 26 22606
Среди предложений 12-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |