ВПР10 2025 (р): вариант 1


- ВПР 2025 русский язык, 10 класс (реальные)
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2
ВПР10: текст Лазарева-Грузинского А.(1)Антон Павлович Чехов был одним из самых душевных людей, которых я когда-либо знал; и я не скажу ничего нового, отметив, что в нём были видны большой ум и большая духовная сила, но, кроме того, в его внешности, в манере держать себя сквозило какое-то врождённое благородство, искренность, точно он был странным и чуждым пришельцем в доме родителей, быть может, и милых (мать Чехова), но совсем уже незатейливых людей. (2)И мне казалось, что от Чехова не может укрыться ни малейшая фальшь и ему невозможно солгать. (3)Ещё один факт: А. П. Чехов ничто так не любил в человеке, как талант, и людей, обнаруживавших хотя бы небольшие блёстки таланта, не стесняясь, выделял из среды заурядной толпы. (4)При всей деликатности и мягкости писатель умел спокойно, добродушно, но вместе с тем твёрдо ставить на своё место зарывавшихся лиц. (По А. Лазареву-Грузинскому) |
||||||||||||||
Задание 1 24780
Подберите и запишите синоним к слову «фальшь» из предложения 2. |
||||||||||||||
Задание 2 24781
Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Образное определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности. |
||||||||||||||
Задание 3 24782
Поставьте знак ударения в следующих словах Оптовый, плодоносить, донельзя, подняв. |
||||||||||||||
Задание 4 24783
Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||||||||||||||
Задание 5 24784
Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) Внимательные читатели комедии А. П. Чехова, опираясь на расчёты Лопахина о выгоде сдачи участков в аренду, посчитали площадь вишнёвого сада: она составила около тысячи гектаров. |
||||||||||||||
Задание 6 24785
Выпишите слова с орфограммой в суффиксе, вставьте пропущенные буквы. Прослуш..нные звонки, неиссяка..мый источник, суп с лапш..й, преодол..вать препятствия, выт..чка на платье, отбивать чеч..тку, крупн..панельный дом, невид..мый образ, ц..трусовый сок, туш..нка из говядины, деш..вая мебель, аккуратный поч..рк, прик..сновение к прекрасному, мелодический маж..р, ист..нный путь. |
||||||||||||||
Задание 7 24786
Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) А день (по)тихоньку катился на убыль, но солнце стояло ещё высоко.
|
||||||||||||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10
ВПР10: текст Коровиной Е.(1)Скульптор Этьен Морис Фальконе приехал в Россию в 1766 году по рекомендации философа Дидро. (2)Тот считал Фальконе лучшим скульптором Франции и полагал, что именно он сможет осуществить грандиозный замысел императрицы – поставить памятник великому государю Петру I. (3)Но, представив на суд Екатерины II модель будущего монумента, Фальконе по её нахмуренным бровям понял, что не достиг взаимопонимания. (4)Дело в том, что скульптор видел будущий памятник символом самодержавия: Пётр I должен стоять на высокой колонне посреди площади, чтобы все проходящие снимали перед ним шляпы. (5)Но Екатерина хотела иного. (6)«Русскому императору не нужно, чтобы перед ним снимали шляпу, как перед простым бюргером! – вспыхнула Екатерина. – Пётр был реформатором, полководцем, любимцем Фортуны. Он должен предстать перед подданными на коне, как римский император!» (7) Фальконе был поражён замыслом императрицы. (8)Эта властительница знает, чего хочет! (9)Теперь и скульптор понимал, что его замысел был вовсе не хорош. (10)Может, в каком-нибудь европейском городе зеваки и пришли бы в восторг от такой идеи, но не в бурном, динамичном, непредсказуемом Петербурге. (11)Здесь всё огромное, шумное и грандиозное, как стихии природы. (12)Конечно, Екатерина права: Пётр был дерзким реформатором, обладал железной волей, построил не только этот город, но и поднял всю страну. (13 Однако как изобразить это?.. (14)Ночью Фальконе проснулся от того, что огромная белая луна заглядывала в окно. (15)Он забыл задёрнуть и шторы, и полог кровати. (16)В воображении снова ожила призрачная картина: могучий всадник поднимает на дыбы громадного коня. (17)Вот так когда-то Пётр Великий поднял на дыбы всю старую Русь. (18)Вот таким его и надо изваять – в едином порыве, едином движении. (19)И пусть царь не держит никакого жезла – напротив, пусть огромная и мощная рука Петра-защитника прикрывает город от всех напастей. (20)А постамент?.. (21)Фальконе словно прозрел: никаких колонн! (22)Постаментом должен быть огромнейшая глыба, ведь само имя «Пётр» в переводе с греческого означает «камень». (23)И камень этот должен быть похож на вершину скалы или на гребень могучей невской волны. (24)Вскоре нашли мощный, грубый, полный природной силы гранит в деревне Конная Лахта под Петербургом. (25)Осенью 1768 года крестьянин Семён Вишняков сообщил, что в окрестностях деревни лежит гранитная глыба, на которую, по преданию, во времена Северной войны поднимался сам Пётр Великий, чтобы осмотреть местность. (26)Неожиданно началась гроза, в каменную скалу ударила молния. (27)Однако государь не пострадал. (28)С тех пор глыбу и величают «Гром-камень». (29)Государыня пришла в восторг, увидев готовый памятник. (30)Мастер виртуозно преодолел все технические сложности: его конь, поднявшийся на дыбы, имел всего две точки опоры, а остальные скульптор провёл через хвост коня и змею, которую конь топчет. (31)Такое решение было новым, уникальным. (32)А бронзовый всадник, которого, с лёгкой руки А. С. Пушкина, стали называть «Медным», стоит, возвышаясь над своим великим городом. (33)Одни считают его виноватым в бедах Петербурга. (34)Другие верят: он защитник города. (35)Но все сходятся в одном: пока стоит над Невой Медный всадник, Петербург будет жить. (36)Недаром же монумент не эвакуировали из города даже во время Великой Отечественной войны. (37)Вместе с жителями Ленинграда он пережил блокаду. (38)Когда памятник освободили от укрывавших его мешков с песком, на камне увидели нарисованную мелом медаль «За оборону Ленинграда». (39)Великий Пётр защищал свой великий город. (По Е. Коровиной) |
||||||||||||||
Задание 8 24789
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста. |
||||||||||||||
Задание 9 24790
Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Великий (предложение 2) – очень большой. |
||||||||||||||
Задание 10 24791
Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Что помогло Фальконе создать величественный памятник Петру I?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции. |
Источник:
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 1
Похожие материалы