ВПР10 2025 (р): вариант 5


- ВПР 2025 русский язык, 10 класс (реальные)
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2
ВПР10: текст Васина К.(1)Дорога подобна судьбе человеческой, поэтому как бессчётно звёзд в небе, так и бессчётно судеб-дорог на земле, и все они разные. (2)Одна дорога стрелой пересекает раздольные поля, спускается в глубокие овраги, цепко карабкается на горки, идёт мимо частых ельников и развесистых березняков, от деревни к деревне, сворачивает в большие красивые города, переходит из округа в округ и приводит в чужедальние земли. (3)Если хочешь изведать даль и близь этой дороги, оставь на время свой край, жилище отцов и дедов и иди туда, куда она поведёт тебя, где ты никогда не бывал; но, уходя вдаль, не забывай оглянуться назад, сосчитай и почувствуй сердцем вёрсты, оставленные позади, осмысли умом свой путь. (4)Другая дорога, как нить, связывает человека с человеком, народ с народом, переносит огонь из одного сердца в другое, и, если хочешь познать эту благодатную дорогу, – полюби человека, живущего рядом с тобой, не чуждайся его горя и радости. (По К. Васину) |
||||||||||||||
Задание 1 24893
Подберите и запишите синоним к слову «оставь» из предложения 3. |
||||||||||||||
Задание 2 24894
Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности. |
||||||||||||||
Задание 3 24881
Поставьте знак ударения в следующих словах Красивейший, сосредоточение, прозорливый, дозировать. |
||||||||||||||
Задание 4 24882
Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||||||||||||||
Задание 5 24895
Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) С реки дул прохладный ветерок, катеры, хлопая днищем, вздымали белую пену бурунов. |
||||||||||||||
Задание 6 24883
Выпишите слова, в которых пропущена гласная в окончании, вставьте пропущенные буквы. Расплавленным свинц..м, побывать в имень..це, на центральной площад.., гулять на раздоль.., разов..ёт скорость, на выцветш..й бумаге, пастушок гон..т стадо, обиж..нный ребёнок, разж..вать сухарь, имитац..я деятельности, с утра нездоров..лось, сообщить о происшеств..и, неглубокий овраж..к, аккомпанир..вать хору, в роскошной резиденц..и. |
||||||||||||||
Задание 7 24896
Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) (На)счёте в банке у фабриканта находилась крупная сумма денег.
|
||||||||||||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10
ВПР10: текст Чуковского К.(1)Когда изучаешь этап за этапом периоды репинского творчества, то всякий раз совершается чудо: художник, к финалу жизни ставший беспомощным, дряхлым стариком, снова и снова встаёт перед тобой силачом и гигантом, легко раскрывающим глубины души человеческой. (2)Недаром на его лучших картинах так часто представлены люди, застигнутые какой-нибудь страшной бедой, испытывающие такие огромные чувства, каких до той поры у них никогда не бывало, чувства, далеко выходящие за пределы ровной, налаженной жизни, будничных, привычных эмоций. (3)Вообще его реализм был бурным и пламенным. (4)Спокойное изображение мирного, обывательского житья-бытья никогда не привлекало его. (5)Никогда не писал он идиллических сценок из быта обыкновенных людей и людишек. (6)Вспомните его царя Ивана, только что убившего сына, и Софью после казни стрельцов, и того осуждённого на смерть в картине «Николай Мирликийский», который вытянул шею и с сумасшедшей надеждой глядит на приостановленную казнь товарища… (7)Во всех трёх картинах ничего заурядного, повседневного, мелкого: в них глубочайшие переживания людей, застигнутых внезапной катастрофой. (8)И вспомните лицо ссыльного в картине «Не ждали». (9)Ссыльный шёл тысячи вёрст и всё думал, как он войдёт в эту комнату, где его семья, его мать, и вот он входит в неё… (10)Только И. Е. Репину дано изобразить, какое у него было в эту единственную секунду лицо, готовое и плакать, и смеяться, лицо, в котором множество выражений, и каждое доведено до предела. (11)И лицо революционера, приговорённого к виселице (в картине «Отказ от исповеди перед казнью»), – гордое лицо человека, победившего ужас смерти, противопоставившего своим палачам несокрушимую духовную силу. (12)Все эти катастрофические, чрезмерные чувства – для Репина родная стихия. (13)Лишь такому гиганту, как он, было под силу воплотить их в искусстве. (14)И, что всего замечательнее, он изображал их без всякого внешнего пафоса, без театральных эффектов и преувеличенных жестов. (15)Его Софья, например, в самый разгар катастрофы, разрушившей всю её жизнь, просто стоит и молча глядит перед собой, и всё же в этой обыкновеннейшей позе – высшее напряжение отчаяния, гнева и такого пылания души, какого не погасить даже смертью. (16)Она не изливается в проклятьях, не мечется по своей келье-тюрьме, она просто стоит и молчит, и в этой ненависти художника к внешним эффектам – национальное величие Репина. (17)Репин не был бы русским гением, если бы даже в изображении наиболее патетических чувств не оставался предельно простым, чуждым всякой позе и фразе. (18)В его картине, изображающей смертника, который отказался от исповеди, тоже никакого театрального жеста. (19)Смертник просто сидит на койке, запахнувшись в арестантский халат, и, чтобы не соблазниться каким-нибудь напыщенным жестом, Репин спрятал ему руки в рукава, отняв у себя, казалось бы, наиболее сильное средство для выражения человеческих чувств. (20)Именно благодаря такому отсутствию внешних эффектов эти огромные чувства выражены здесь с истинно репинской силой – чувства испепеляющего презрения к врагу и морального триумфа над смертью. (21)Репин в своей статье о художнике В. Серове прославлял особый, скрытый, непоказной героизм, свойственный русской душе. (22)Это коренное народное качество, выразившееся в русском искусстве суровым отказом от всякой напыщенной фальши, составляет одну из главнейших особенностей репинской живописи. (По К. Чуковскому) |
||||||||||||||
Задание 8 24899
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста. |
||||||||||||||
Задание 9 24900
Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Жизнь (предложение 1) – совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. |
||||||||||||||
Задание 10 24901
Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «В чём своеобразие репинского творчества?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции. |
Источник:
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 5