ВПР10 2025 (р): вариант 6

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2

ВПР10: текст Лазарева-Грузинского А.

(1)Антон Павлович Чехов был одним из самых душевных людей, которых я когда-либо знал; и я не скажу ничего нового, отметив, что в нём были видны большой ум и большая духовная сила, но, кроме того, в его внешности, в манере держать себя сквозило какое-то врождённое благородство, искренность, точно он был странным и чуждым пришельцем в доме родителей, быть может, и милых (мать Чехова), но совсем уже незатейливых людей. (2)И мне казалось, что от Чехова не может укрыться ни малейшая фальшь и ему невозможно солгать. (3)Ещё один факт: А. П. Чехов ничто так не любил в человеке, как талант, и людей, обнаруживавших хотя бы небольшие блёстки таланта, не стесняясь, выделял из среды заурядной толпы. (4)При всей деликатности и мягкости писатель умел спокойно, добродушно, но вместе с тем твёрдо ставить на своё место зарывавшихся лиц.

(По А. Лазареву-Грузинскому)

Задание 1 24780

Подберите и запишите синоним к слову «фальшь» из предложения 2.

Задание 2 24781

Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Образное определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности.

Задание 3 24782

Поставьте знак ударения в следующих словах

Оптовый, плодоносить, донельзя, подняв.

Задание 4 24904

Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ

А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) смешение паронимов

1) В последнее время общественные организации усилили внимание развитию сотрудничества в сфере защиты окружающей среды.
2) Катерина Кабанова, задыхаясь в атмосфере лицемерия и лжи, заранее предчувствует свою гибель.
3) При поступлении в университет можно предоставить электронные версии документов.
4) Заглавная тема многих созданных Н. А. Некрасовым произведений – борьба за свободу русского народа.
5) Не погоня за внешними эффектами водит пером писателя, а стремление проникнуть в сущность изображаемых явлений.

Задание 5 24784

Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) Внимательные читатели комедии А. П. Чехова, опираясь на расчёты Лопахина о выгоде сдачи участков в аренду, посчитали площадь вишнёвого сада: она составила около тысячи гектаров.
2) Я оказался в ещё более худшем положении, потому что на этот раз у меня под рукой не было ни толкового словаря, ни словаря синонимов.
3) Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путём: они заключали международные договора военного и торгового характера в устной или письменной форме.
4) Главным для начинающего художника было то, что на обеих его выставках, и в Москве, и в Петербурге, собралось много молодёжи.

Задание 6 24878

Выпишите слова, в которых пропущена безударная проверяемая гласная в корне, вставьте пропущенные буквы.

Раз..грать сценку, ч..стота ударов сердца, бл..стательный номер, трава колыш..тся, осв..тить прожектором, встать около знамен.., отв..рить макароны, вкрадч..вый голос, застр..вать вдали от берега, замечательный к..ламбур, эмал..вый ковш, п..тнистый олень, непр..язненный взгляд, беспр..кословное подчинение, известный б..снописец.

Задание 7 24905

Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов.

1) Что(бы) лучше понять творчество И. Бунина, нужно не только читать его произведения, но и знать художественный мир писателя.
2) Уходящее вдаль и теряющееся среди горных склонов ущелье было бы идеальным изображением для (не)безызвестной поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
3) Под деревьями яркими пятнами разброса(н,нн)ы цветущие тропические виды: бегонии, бромелии и орхидеи.
4) Ты отнимешь предмет для насмешки у дерзких на язык и слишком язвительных острословов, если, (не)дожидаясь их, сам над собой посмеёшься.
5) Мятежники действовали настолько слаже(н,нн)о и организова(н,нн)о, что сомнений в хорошей подготовленности этой дерзкой акции не оставалось.
6) Если не хочешь ничего менять в себе, мир будет точно так(же) вести себя по отношению к тебе.
7) (В)начале романа Л. Н. Толстой знакомит читателя с великосветским салоном Анны Павловны Шерер.
8) Русский борец Иван Поддубный обладал недюжи(н,нн)ой силой и волей к победе.

Части речи
выделенного слова
Предложения
(для каждой части речи может быть выбрано одно или два предложения)
Имя существительное / имя существительное с предлогом  
Имя прилагательное  
Наречие / наречие с частицей  
Причастие  
Деепричастие  
Союз  

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10

ВПР10: текст Васильева Б.

(1)У любого человека есть место его рождения. (2)Та точка на Земле, где он впервые набрал в грудь воздуха и закричал.

(3)Мне сказочно повезло: я издал свой первый крик и увидел свой первый свет в городе Смоленске. (4)Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен – есть множество городов и красивее, и древнее его. (5)Повезло потому, что Смоленск моего детства был городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. (6)И я рос среди людей, плывущих на плоту.

(7)История и география превращают город в плот, плывущий по течению времени. (8)Географически город Смоленск – в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей – расположен на Днепре. (9)Это вечная граница между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, между Севером и Югом. (10)История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на приграничный Смоленск, разбивались о его стены и стойкость его защитников, а брызги оседали в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких слободок и еврейских поселений. (11)И всё это разноязыкое и разноукладное население объединялось в общей для всех формуле ЖИТЕЛЬ ГОРОДА СМОЛЕНСКА. (12)Здесь победители роднились с побеждёнными; здесь вчерашние хозяева превращались в сегодняшних слуг, чтобы завтра дружно и упорно отбиваться от общего врага; сюда стремились опальные москвичи, тверяки и ярославцы, чтобы избежать гнева сильных мира сего. (13)И каждый тащил свои пожитки, если под ними понимать национальные обычаи, семейные традиции и фамильные привычки. (14)Смоленск был плотом, и я плыл на этом плоту среди пожитков моих разноплемённых земляков через собственное детство.

(15)В Смоленске моего детства помню Храм. (16)Двери его были распахнуты во все стороны света. (17)И никто не спрашивал, какой ты национальности и кто твои родители. (18)Имя этого Храма – Добро. (19)И детство, и город дышали Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра – детство или Смоленск.

– (20)Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошёлку до дома!

(21)Так мог сказать – и говорил! – любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. (22)Прохожий мог быть кем угодно – русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, а старушка тем более: это считалось нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения. (23)Повторяю, помощь воспринималась как норма, ибо жизнь порой неласкова к людям и выжить можно, только ощущая плечо соседа. (24)Конечно, такая помощь – простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага.

(25)Я был бы совсем другим, если бы не родился в древнейшем городе России, в городе, ставшим плотом, на котором плывёт сквозь время России её душа. (26)На котором спасаются от мора, голода и пожара, не думая о том, чьи деяния принесли это вселенское горе, не испытывая ни злобы, ни ненависти. (27)Я люблю тебя, старый Смоленск, ибо ты – колыбель детства моего.

(28)Образы детства всю жизнь живут в человеке, и – кто знает? – не они ли последними заглядывают в его тускнеющие глаза? (29)Пойте гимны земле вашего Детства, ибо это и есть ваша Родина. (30)Пойте себе, своим детям и детям ваших детей, влюбляя их в то, что они обязаны любить, беречь и защищать пуще собственной жизни.

(По Б. Васильеву)

Задание 8 24908

Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.

Задание 9 24909

Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Течение (предложение 7) – направление в какой-нибудь области деятельности.
2) Формула (предложение 11) – математический закон, выраженный алгебраическими знаками.
3) Опальный (предложение 12) – находящийся в немилости, наказанный.
4) Вместилище (предложение 19) – книжн. место, вмещающее в себя что-нибудь.
5) Кошёлка (предложение 20) – разг. небольшая плетёная сумка, корзина.

Задание 10 24910

Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Какое влияние оказывает малая родина на человека?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции.

Источник: 
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 6