ВПР10 2025 (л): вариант 2


- ВПР 2025 литература, 10 класс
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5. Текст 1
ВПР10: текст Достоевского Ф.М.Не замечая никого во дворе, он прошагнул в ворота и как раз увидал, сейчас же близ ворот, прилаженный у забора жёлоб (как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.), а над желобом, тут же на заборе, надписана была мелом всегдашняя в таких случаях острота: «Сдесь становитца воз прещено». Стало быть, уж и тем хорошо, что никакого подозрения, что зашел и остановился. «Тут всё так разом и сбросить где-нибудь в кучку и уйти!» Оглядевшись ещё раз, он уже засунул и руку в карман, как вдруг у самой наружной стены, между воротами и желобом, где всё расстояние было шириною в аршин, заметил он большой неотёсанный камень, примерно, может быть, пуда в полтора весу, прилегавший прямо к каменной уличной стене. За этою стеной была улица, тротуар, слышно было, как шныряли прохожие, которых здесь всегда немало; но за воротами его никто не мог увидать, разве зашёл бы кто с улицы, что, впрочем, очень могло случиться, а потому надо было спешить. Он нагнулся к камню, схватился за верхушку его крепко, обеими руками, собрал все свои силы и перевернул камень. Под камнем образовалось небольшое углубление; тотчас же стал он бросать в него всё из кармана. Кошелёк пришёлся на самый верх, и всё-таки в углублении оставалось ещё место. Затем он снова схватился за камень, одним оборотом перевернул его на прежнюю сторону, и он как раз пришёлся в своё прежнее место, разве немного, чуть-чуть казался повыше. Но он подгрёб земли и придавил по краям ногою. Ничего не было заметно. Тогда он вышел и направился к площади. Опять сильная, едва выносимая радость, как давеча в конторе, овладела им на мгновение. «Схоронены концы! И кому, кому в голову может прийти искать под этим камнем? Он тут, может быть, с построения дома лежит и ещё столько же пролежит. А хоть бы и нашли: кто на меня подумает? Всё кончено! Нет улик!» – и он засмеялся. Да, он помнил потом, что он засмеялся нервным, мелким, неслышным, долгим смехом, и всё смеялся, всё время, как проходил через площадь. Но когда он ступил на К-й бульвар, где третьего дня повстречался с тою девочкой, смех его вдруг прошёл. Другие мысли полезли ему в голову. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» |
||||
Задание 1 25188
Как называется направление литературы второй половины XIX века, к которому принадлежит роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? |
||||
Задание 2 25189
Каким термином обозначается воссоздание внутренней жизни, душевных переживаний и состояний героя, определяющее особенности романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? |
||||
Задание 3 25190
Как называется воспроизведение речи героя, обращённой к самому себе: «Тут всё так разом и сбросить где-нибудь в кучку и уйти!»? |
||||
Задание 4 25191
Каким термином обозначается значимая подробность в тексте произведения: «…как вдруг у самой наружной стены, между воротами и желобом, где всё расстояние было шириною в аршин, заметил он большой неотёсанный камень, примерно, может быть, пуда в полтора весу, прилегавший прямо к каменной уличной стене»? |
||||
Задание 5 25192
Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Почему смех его <Раскольникова> вдруг прошёл» и «другие мысли полезли ему в голову»?. Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание. 1. Вступление. |
||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9. Текст 2
ВПР10: текст Некрасова Н.А.Запомнил Гриша песенку Довольно демон ярости Средь мира дольнего Взвесь силу гордую. Одна просторная – По ней громадная, О жизни искренней, Кипит там вечная. За блага бренные... На вид блестящая, Другая – тесная Лишь души сильные, За обойдённого. Иди к униженным, |
||||
Задание 6 25195
Выпишите из первой строфы стихотворения слово, которое означает: «горевать, тосковать». |
||||
Задание 7 25196
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 8 25197
Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Основываясь на приведённом фрагменте из поэмы, объясните, в чём Н.А. Некрасов видит смысл жизни человека и к чему призывает читателя. |
||||
Задание 9 25198
Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать человеку, ценящему искусство и красоту? Почему именно это стихотворение? |
Источник:
ВПР 2025. Литература. 10 класс. Вариант 1