ВПР10 2025 (л): вариант 4

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

ВПР10: текст Тургенева И. С.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её метелями, морозами и снегами… «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых её волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

– Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

– Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня.

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Задание 1 25235

Как называется представленный в этом отрывке авторский приём, основанный на воспроизведении речи действующего лица, обращённой к самому себе?

Задание 2 25236

Каким литературоведческим термином обозначается представленная в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» система противоречий, борьба противодействующих сил?

Задание 3 25237

Как называется изображение в литературном произведении картин природы: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени…»?

Задание 4 25238

Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении:
«– Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?
– Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня»
?

Задание 5 25239

Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Что привело Аркадия к выводу о необходимости преобразований?».
Соберите материал к сочинению, выполнив задание 5.

Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.

1.  Вступление.
2.  Основная часть.
2.1.  Главная идея сочинения (тезис).
2.2.  Обоснование идеи (аргументация).
2.3.  Иллюстрация приведённых аргументов (с опорой на фрагмент текста).
3.  Заключение.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2

ВПР10: текст Тютчева Ф.И.

К. Б. (Я встретил вас, и всё былое…)
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Ф.И. Тютчев

Задание 6 25242

Выпишите из третьего четверостишия слово, которое означает: «лёгкий порыв ветра или движение воздуха».

Задание 7 25243

Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) И то же в вас очарованье,
     И та ж в душе моей любовь!..
Б) И сердцу стало так тепло
В) Как после вековой разлуки,
     Гляжу на вас…

1) анафора
2) эпитет
3) сравнение
4) метафора

Задание 8 25244

Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения.
Объём высказывания – не менее 50 слов.

Раскройте, как автор изображает пробуждение прежних чувств в душе лирического героя.

Задание 9 25245

Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать человеку, который любит размышлять над философскими вопросами? Почему именно это стихотворение?

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 10 класс. Вариант 3