ВПР10 2025 (л): вариант 4


- ВПР 2025 литература, 10 класс
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5. Текст 1
ВПР10: текст Тургенева И. С.Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетёнными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с её метелями, морозами и снегами… «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..» Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени ещё низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых её волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял. – Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживём с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли? – Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня. И.С. Тургенев. «Отцы и дети» |
||||
Задание 1 25235
Как называется представленный в этом отрывке авторский приём, основанный на воспроизведении речи действующего лица, обращённой к самому себе? |
||||
Задание 2 25236
Каким литературоведческим термином обозначается представленная в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» система противоречий, борьба противодействующих сил? |
||||
Задание 3 25237
Как называется изображение в литературном произведении картин природы: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени…»? |
||||
Задание 4 25238
Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении: |
||||
Задание 5 25239
Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Что привело Аркадия к выводу о необходимости преобразований?». Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание. 1. Вступление. |
||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9. Текст 2
ВПР10: текст Тютчева Ф.И.К. Б. (Я встретил вас, и всё былое…) Как поздней осени порою Так, весь обвеян дуновеньем Как после вековой разлуки, Тут не одно воспоминанье, |
||||
Задание 6 25242
Выпишите из третьего четверостишия слово, которое означает: «лёгкий порыв ветра или движение воздуха». |
||||
Задание 7 25243
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 8 25244
Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Раскройте, как автор изображает пробуждение прежних чувств в душе лирического героя. |
||||
Задание 9 25245
Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать человеку, который любит размышлять над философскими вопросами? Почему именно это стихотворение? |
Источник:
ВПР 2025. Литература. 10 класс. Вариант 3