ВПР10 2025 (л): вариант 5

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

ВПР10: текст Гончарова И.А.

– Где, батюшка, Андрей Иваныч, нынче место найдёшь? Был на двух местах, да не потрафил. Всё не то теперь, не по-прежнему: хуже стало… Сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали! – с сокрушением продолжал Захар. – Срам, стыд, пропадает барство!

Он вздохнул.

– Вот определился было я к немцу, к купцу, в передней сидеть; всё шло хорошо, а он меня послал к буфету служить: моё ли дело? Однажды понёс посуду, какую-то богемскую, что ли, полы-то гладкие, скользкие – чтоб им провалиться! Вдруг ноги у меня врозь, вся посуда, как есть с подносом, и грянулась оземь: ну, и прогнали! Вдругорядь одной старой графине видом понравился: «почтенный на взгляд», говорит, и взяла в швейцары. Должность хорошая, старинная: сиди только важнее на стуле, положи ногу на ногу, покачивай, да не отвечай сразу, когда кто придёт, а сперва зарычи, а потом уж пропусти или в шею вытолкай, как понадобится; а хорошим гостям, известно: булавой наотмашь, вот так! – Захар сделал рукой наотмашь. – Оно лестно, что говорить! Да барыня попалась такая неугодливая – Бог с ней! Раз заглянула ко мне в каморку, увидала клопа, растопалась, раскричалась, словно я выдумал клопов! Когда без клопа хозяйство бывает! В другой раз шла мимо меня, почудилось ей, что вином от меня пахнет... такая, право! И отказала.

– А ведь в самом деле пахнет, так и несёт! – сказал Штольц.

– С горя, батюшка, Андрей Иваныч, ей-богу с горя, – засипел Захар, сморщившись горько.

– Ну, полно, не бродяжничай и не пьянствуй, приходи ко мне, я тебе угол дам, в деревню поедем – слышишь?

– Слышу, батюшка, Андрей Иваныч, да...

Он вздохнул.

– Ехать-то неохота отсюда, от могилки-то! Наш-то кормилец-то, Илья Ильич, – завопил он, – опять помянул его сегодня, царство ему небесное! Этакого барина отнял Господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет... – всхлипывал и приговаривал Захар, морщась. – Вот сегодня на могилке у него был; как в эту сторону приду, так и туда, сяду, да и сижу; слёзы так и текут... Этак-то иногда задумаюсь, притихнет всё, и почудится, как будто кличет: «Захар! Захар!» Инда мурашки по спине побегут! Не нажить такого барина!..

– Ну, приходи на Андрюшу взглянуть: я тебя велю накормить, одеть, а там как хочешь! – сказал Штольц и дал ему денег.

– Приду; как не прийти взглянуть на Андрея Ильича? Чай, великонек стал! Господи! Радости какой привёл дождаться Господь! Приду, батюшка, дай Бог вам доброго здоровья и несчётные годы... – ворчал Захар вслед уезжавшей коляске.

И.А. Гончаров. «Обломов»

Задание 1 25250

Как называется направление литературы второй половины XIX века, к которому относится «Обломов» И.А. Гончарова?

Задание 2 25251

Каков жанр этого произведения?

Задание 3 25252

Как называется заключительная часть произведения, в которой рассказывается о том, что произошло с действующим лицом после завершения основного действия: «Где, батюшка, Андрей Иваныч, нынче место найдёшь? Был на двух местах, да не потрафил. Всё не то теперь, не по-прежнему: хуже стало…»?

Задание 4 25253

Как называется разговор двух или более лиц в литературном произведении?
– Ну, полно, не бродяжничай и не пьянствуй, приходи ко мне, я тебе угол дам, в деревню поедем – слышишь?
– Слышу, батюшка, Андрей Иваныч, да...

Задание 5 25254

Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Почему Захар после смерти Обломова так и не смог найти себе места в жизни?».
Соберите материал к сочинению, выполнив задание 5.

Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание.

1.  Вступление.
2.  Основная часть.
2.1.  Главная идея сочинения (тезис).
2.2.  Обоснование идеи (аргументация).
2.3.  Иллюстрация приведённых аргументов (с опорой на фрагмент текста).
3.  Заключение.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2

ВПР10: текст Фет А.А.

***
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А.А. Фет

Задание 6 25257

Выпишите из текста слово, которое означает: «находиться в состоянии крайнего утомления, бессилия».

Задание 7 25258

Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки…
Б) И много лет прошло, томительных и скучных,
     И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
     И веет, как тогда, во вздохах этих звучных…
В) Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали…

1) аллитерация
2) эпитет
3) сравнение
4) анафора

Задание 8 25259

Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения.
Объём высказывания – не менее 50 слов.

Раскройте роль повторяющейся строки во второй и четвертой строфах.

Задание 9 25260

Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 70 слов.

Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать человеку, который размышляет о смысле своей жизни? Почему именно это стихотворение?

Источник: 
ВПР 2025. Литература. 10 класс. Вариант 4