ВПР10 2025 (л): вариант 5


- ВПР 2025 литература, 10 класс
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5. Текст 1
ВПР10: текст Гончарова И.А.– Где, батюшка, Андрей Иваныч, нынче место найдёшь? Был на двух местах, да не потрафил. Всё не то теперь, не по-прежнему: хуже стало… Сапоги сами снимают с себя: какую-то машинку выдумали! – с сокрушением продолжал Захар. – Срам, стыд, пропадает барство! Он вздохнул. – Вот определился было я к немцу, к купцу, в передней сидеть; всё шло хорошо, а он меня послал к буфету служить: моё ли дело? Однажды понёс посуду, какую-то богемскую, что ли, полы-то гладкие, скользкие – чтоб им провалиться! Вдруг ноги у меня врозь, вся посуда, как есть с подносом, и грянулась оземь: ну, и прогнали! Вдругорядь одной старой графине видом понравился: «почтенный на взгляд», говорит, и взяла в швейцары. Должность хорошая, старинная: сиди только важнее на стуле, положи ногу на ногу, покачивай, да не отвечай сразу, когда кто придёт, а сперва зарычи, а потом уж пропусти или в шею вытолкай, как понадобится; а хорошим гостям, известно: булавой наотмашь, вот так! – Захар сделал рукой наотмашь. – Оно лестно, что говорить! Да барыня попалась такая неугодливая – Бог с ней! Раз заглянула ко мне в каморку, увидала клопа, растопалась, раскричалась, словно я выдумал клопов! Когда без клопа хозяйство бывает! В другой раз шла мимо меня, почудилось ей, что вином от меня пахнет... такая, право! И отказала. – А ведь в самом деле пахнет, так и несёт! – сказал Штольц. – С горя, батюшка, Андрей Иваныч, ей-богу с горя, – засипел Захар, сморщившись горько. – Ну, полно, не бродяжничай и не пьянствуй, приходи ко мне, я тебе угол дам, в деревню поедем – слышишь? – Слышу, батюшка, Андрей Иваныч, да... Он вздохнул. – Ехать-то неохота отсюда, от могилки-то! Наш-то кормилец-то, Илья Ильич, – завопил он, – опять помянул его сегодня, царство ему небесное! Этакого барина отнял Господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет... – всхлипывал и приговаривал Захар, морщась. – Вот сегодня на могилке у него был; как в эту сторону приду, так и туда, сяду, да и сижу; слёзы так и текут... Этак-то иногда задумаюсь, притихнет всё, и почудится, как будто кличет: «Захар! Захар!» Инда мурашки по спине побегут! Не нажить такого барина!.. – Ну, приходи на Андрюшу взглянуть: я тебя велю накормить, одеть, а там как хочешь! – сказал Штольц и дал ему денег. – Приду; как не прийти взглянуть на Андрея Ильича? Чай, великонек стал! Господи! Радости какой привёл дождаться Господь! Приду, батюшка, дай Бог вам доброго здоровья и несчётные годы... – ворчал Захар вслед уезжавшей коляске. И.А. Гончаров. «Обломов» |
||||
Задание 1 25250
Как называется направление литературы второй половины XIX века, к которому относится «Обломов» И.А. Гончарова? |
||||
Задание 2 25251
Каков жанр этого произведения? |
||||
Задание 3 25252
Как называется заключительная часть произведения, в которой рассказывается о том, что произошло с действующим лицом после завершения основного действия: «Где, батюшка, Андрей Иваныч, нынче место найдёшь? Был на двух местах, да не потрафил. Всё не то теперь, не по-прежнему: хуже стало…»? |
||||
Задание 4 25253
Как называется разговор двух или более лиц в литературном произведении? |
||||
Задание 5 25254
Представьте, что Вам предстоит написать сочинение на основе предложенного фрагмента: «Почему Захар после смерти Обломова так и не смог найти себе места в жизни?». Составьте тезисный план сочинения: кратко раскройте содержание каждой композиционной части. Каждый пункт плана должен представлять собой связное развёрнутое высказывание. 1. Вступление. |
||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9. Текст 2
ВПР10: текст Фет А.А.*** Ты пела до зари, в слезах изнемогая, И много лет прошло, томительных и скучных, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, |
||||
Задание 6 25257
Выпишите из текста слово, которое означает: «находиться в состоянии крайнего утомления, бессилия». |
||||
Задание 7 25258
Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 8 25259
Дайте развёрнутый ответ на задание 8. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Раскройте роль повторяющейся строки во второй и четвертой строфах. |
||||
Задание 9 25260
Напишите мини-сочинение: дайте развёрнутый ответ на задание 9. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами стихотворения. Объём высказывания – не менее 70 слов. Какое стихотворение, рассмотренное Вами на уроках литературы в этом учебном году или прочитанное самостоятельно, Вы бы посоветовали прочитать человеку, который размышляет о смысле своей жизни? Почему именно это стихотворение? |
Источник:
ВПР 2025. Литература. 10 класс. Вариант 4