ВПР10 2025 (р): вариант 8


- ВПР 2025 русский язык, 10 класс (реальные)
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–2
ВПР10: текст Долгополова И.(1)...Изогнулась берёза, тянется кверху, ослепляя своей белизной, а рядом белеют стволы её соседок; вдали золотится на солнце полоска зимнего леса, и надо всем этим миром расстилается огромное синее небо. (2)«В то необычайное утро, – рассказывал великий И. Э. Грабарь о создании «Февральской лазури», – природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (3)Художник стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей и, заглядевшись на неё, уронил палку, нагнулся, чтобы её поднять, а когда взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, то обомлел от открывшегося перед ним зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба... (4)Позже Грабарь вспоминал, что, вернувшись в 1901 году в Россию, он был несказанно потрясён красотою русского пейзажа: нигде он не видел таких чудесных берёзовых рощ, таких «восхитительных вёсен, золотых осеней, сверкающих инеев». (По И. Долгополову) |
||||||||||||||
Задание 1 24859
Подберите и запишите пароним к слову «великий» из предложения 2. |
||||||||||||||
Задание 2 24860
Определите, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности». Запишите ответ и приведите из текста два примера этого средства художественной выразительности. |
||||||||||||||
Задание 3 24861
Поставьте знак ударения в следующих словах Значимость, облегчит, понявший, засветло. |
||||||||||||||
Задание 4 24862
Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
|
||||||||||||||
Задание 5 24863
Укажите номера предложений, в которых формы выделенных слов образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка. 1) Во время грозы в усадьбе, в полутораста метрах от дома, упало дерево. |
||||||||||||||
Задание 6 24883
Выпишите слова, в которых пропущена гласная в окончании, вставьте пропущенные буквы. Расплавленным свинц..м, побывать в имень..це, на центральной площад.., гулять на раздоль.., разов..ёт скорость, на выцветш..й бумаге, пастушок гон..т стадо, обиж..нный ребёнок, разж..вать сухарь, имитац..я деятельности, с утра нездоров..лось, сообщить о происшеств..и, неглубокий овраж..к, аккомпанир..вать хору, в роскошной резиденц..и. |
||||||||||||||
Задание 7 24896
Раскрыв скобки, запишите предложения в правую колонку таблицы в соответствии с частеречной принадлежностью выделенных слов. 1) (На)счёте в банке у фабриканта находилась крупная сумма денег.
|
||||||||||||||
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8–10
ВПР10: текст Зайцева Б.– (1)Как же, Марсель знаю... (2)Мне Марсель тяжелее дался. (3)Я там восемь месяцев служил чернорабочим, поезда разгружал. (4)Ну и занятие, я вам скажу… (5)Нас на «Марселе-товарном» целая артель подобралась русских. (6)Офицеры и судейские, бывшие учителя, студенты... (7)Н-н-да... (8)Немало я на своей спине разного добра перетаскал… (9)Один вечер выдался у нас у всех особенный. (10)Полковник закурил, поправил на пальце большой перстень с печаткою. – (11)Дело это было весной, на Страстной неделе, в самое для нашего брата на чужбине трудное время, потому, знаете, воспоминания одолевают... и берёзки наши распускающиеся, разлив, куличи, пасхи, и сама весна русская, весенний воздух... здесь же воздух, может быть, ещё слаже и нежнее с моря, и само море в эти дни особенно сиреневое, и когда ночью над ним белые и голубые огни сияют, то, конечно, красота замечательная, но не то... (12)Хорошо-с, вот мы все эти «бывшие-то» и работаем, как всегда, мешки с зерном таскаем: взвалишь на спину, еле дышишь и по тропочке знакомой, согнувшись в три погибели, бежишь, чтобы от ноши своей избавиться. (13)Говорит контр-мэтр, француз: «Хотите, русские, в России побывать?» (14)«То есть, как это в России, когда здесь ваша Франция?» (15)«Она хоть и наша, а всё-таки тут и Россия есть. Идите-ка, смотрите». (16)Ну, разумеется, все русские побросали работу, за ним идут. (17)Он на запасные пути, там товарные вагоны, целый поезд, только что пришёл из порта. (18)Отворили первый вагон – как всегда, мешки. (19)Контр-мэтр велел один снять и развязал. (20)«Вот она и есть, – говорит, – ваша Россия. Это пшеница русская». (21)Русская... (22)Как сейчас помню, вечерело. (23)Звёздочки уж показались первые. (24)Паровозы кое-где посвистывают, на море сирена воет, а вдруг сразу так тихо стало, наши все обступили... все к зерну тянутся... (25)А кто на коленки стал, руки в мешок запускает, гладит... (26)И молчим все. (27)Шапки поснимали, только зёрнышко всё ласкаем, с руки на руку пересыпаем. (28)Тёплое, янтарное зерно. (29)Тут казак один кубанский прямо наземь кинулся, носом в пшеницу в эту уткнулся, у самого на глазах слёзы, всё дышит, нюхает – не нанюхается... (30)«Господи, – закричал, – Мати Божия, да то ж зерно наше, кубанское...» (31)И даже голос перехватило. (32)Ну, знаете, долго так вокруг стояли, народ бывалый, тёртый, мало чего не видели, да, а тут... всё что-то глаза утирали. (33)Полковник остановился, помолчал. – (34)Потом мы пшеничку эту нашу расейскую на себе таскали. (35)Но и таскать легче было. (36)Вот вам и загвоздка. (37)Вес всё тот же, а бежишь и знаешь: это наша, родимая... (38)И сколько натерпелись на родной земле, и сколько гнева, ненависти в сердце, а тут вот всё отошло, на душе стало полегче… (39)Я вообще вам скажу, я тогда этот случай понял не совсем спроста – да и не я один. (40)Ну, что особенного? (41)Понятное дело, в Марсель русскую пшеницу возили, и как нам не наткнуться на неё? (42)Всё-таки же показалось это доброй вестью. (43)Точно бы и нас вот, вовсе уж заброшенных, осенил крылом Ангел Господень. (44)«Бог дал жизнь, Бог даст и хлеб» – и представьте, ведь недолго мы с той Пасхи промытарились на этой каторге. (45)Оно и сейчас нелегко, ну, кое-куда разбрелись, кое-как пристраиваемся, кто чем... (46)И даже дети наши учатся. (47)Вот-с... а Марсель... (48)Нет, Бог с ним. (По Б. Зайцеву) |
||||||||||||||
Задание 8 25337
Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста. |
||||||||||||||
Задание 9 25338
Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте. 1) Служить (предложение 3) – выполнять обязанности слуги, прислуги, а также выполнять обязанности наёмного работника у кого-либо, у хозяина (устар.). |
||||||||||||||
Задание 10 25339
Дайте развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Что помогает выжить и выстоять человеку, оказавшемуся вдали от Родины?»: сформулируйте позицию автора и приведите два примера, важные для понимания этой позиции. |
Источник:
ВПР 2025. Русский язык. 10 класс. Вариант 8