ЕГЭ 2025: Вариант 66


- ЕГЭ русский язык, 2025
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстОставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». <...> человек представляет собой независимое и обособленное целое. Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного и культурного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, обществу, государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений. Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (По А.Ф. Лосеву) |
||||
Задание 1 18952
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение. |
||||
Задание 2 18953
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) СТОРОНА. Человек, группа лиц, противопоставленных другим (офиц.). Прения сторон на суде. Выслушать обе стороны. Обязательства сторон. Высокие договаривающиеся стороны. |
||||
Задание 3 25374
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Жанр текста - рецензия: автор не только сообщает информацию, которая может быть интересна широкой публике, но и анализирует статью, выражает своё отношение к ней. |
||||
Задание 4 25375
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) облЕгчит |
||||
Задание 5 25376
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Ранней весной листовой сельдерей помогает организму ВОСПОЛНИТЬ недостаток витаминов и минеральных веществ. |
||||
Задание 6 25377
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. «Крокодил Иванович» - написанный М.А. Булгаковым сатирический фельетон, насыщенный символами, которые отражают специфику ранней советской эпохи. |
||||
Задание 7 25378
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пять БРЕЛОКОВ |
||||
Задание 8 25379
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Задание 9 25380
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) к..сатки (виднелись из-за борта), нав..ждение (исчезло), (деревенский) ст..рожил |
||||
Задание 10 25381
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..кословить, пр..амбула, пр..поясаться (полотенцем) |
||||
Задание 11 25382
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) обессил..ть (врага), метел..ца |
||||
Задание 12 25383
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) брезж..щий, (кошки) мурлыч..т |
||||
Задание 13 25384
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Если бы рыбаки (НЕ)ДОГЛЯДЕЛИ, лодка наполнилась бы водой. |
||||
Задание 14 25385
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Девушка (В)ТАЙНЕ мечтала о роскошной жизни, и (НА)УТРО после бала она твёрдо решила, что сделает всё возможное для достижения своих целей. |
||||
Задание 15 25386
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. Ветре(1)ый вечер принёс с собой неожида(2)ый аромат: где-то неподалёку, в окружё(3)ом благоуха(4)ым садом ресторане, приглашё(5)ые повара готовили томлё(6)ые телячьи щёчки, подавали жаре(7)ых по особой технологии перепелов, угощали посетителей разнообразными копчё(8)остями и соленьями. |
||||
Задание 16 25387
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) И день и ночь меня терзали мысли о тяжёлом мучительном пути домой. |
||||
Задание 17 25388
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Утомлённый ожиданием (1) он (2) неловко поклонившись (3) быстро уходит (4) прижимая (5) к груди смешные букеты из листьев (6) и (7) оглядываясь по сторонам. |
||||
Задание 18 25389
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Между тем (1) всё тогда (2) казалось (3) мне удивительным и (4) даже (5) таинственным: например (6) вершины сосен, терявшиеся во мраке, туман над болотами, блеск звёзд в вышине между ветвей и (7) наконец (8) бесшумный полёт тёмных птиц. |
||||
Задание 19 25390
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Бесчисленные снимки с картины (1) которые мне приходилось видеть (2) оставляли меня в совершенном недоумении (3) и я не понимал (4) чем тут можно восхищаться (5) и (6) почему все стремятся увидеть Сикстинскую Мадонну. |
||||
Задание 20 25391
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Человек знал (1) что всё-таки нет ему подлинной разлуки с Родиной (2) и (3) что (4) куда бы ни забросила его доля (5) всегда будет над ним (6) родное небо. |
||||
Задание 21 25392
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)На побережье Баренцева моря, в Кольском районе Мурманской области, располагается сельское поселение Териберка. (2)Сельское поселение Териберка, в прошлом один из рыболовецких центров области, фактически состоит из двух посёлков: Лодейного и Териберки. (3)Териберка, преемник поморского становища, является более старым, а Лодейное возник в 1940-е. (4)Жилой фонд также подчёркивает эту разницу между старым и новым посёлком. (5)В Лодейном, целенаправленно строившемся для приезжающего на работу населения, только многоквартирные дома. (6)В старой Териберке к началу 2010-х гг. было два многоквартирных блочных дома, остальные дома были деревянные двух- и одноэтажные. (7)В настоящее время жилым остался один многоквартирный и несколько частных домов. (8)Экономический расцвет посёлка пришёлся на послевоенное время, когда в посёлке-райцентре было два рыболовецких колхоза. |
||||
Задание 22 25393
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
Текст В.Н. Кузнецовой- (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина. – (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна. – (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить… – (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля. – (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто. – (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина. – (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидовна. – (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах. (12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась. – (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости? – (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24)А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл», – говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу. (28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось. (По В.Н. Кузнецовой)*
|
||||
Задание 23 25395
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) По мнению Светланы Леонидовны, друзья должны приходить на помощь даже в мелочах. |
||||
Задание 24 25396
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 12 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 10. |
||||
Задание 25 25397
Из предложений 10-15 выпишите слово с лексическим значением «чувство близости, основанное на преданности и симпатии». |
||||
Задание 26 25398
Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а), лексического повтора и наречия. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |