ЕГЭ 2025: Вариант 66

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». <...> человек представляет собой независимое и обособленное целое.

Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, – идеал образованного и культурного человека. Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, обществу, государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

(По А.Ф. Лосеву)

Задание 1 18952

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 18953

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СТОРОНА. Человек, группа лиц, противопоставленных другим (офиц.). Прения сторон на суде. Выслушать обе стороны. Обязательства сторон. Высокие договаривающиеся стороны.
2) УБЕЖДЕНИЕ. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения. Политические убеждения. Отстаивать свои убеждения.
3) КУЛЬТУРНЫЙ. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурное общество.
4) ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
5) КРУГЛЫЙ. полн. ф. О мере времени: весь, целый. Круглое лето. Круглые сутки.

Задание 3 25374

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Жанр текста - рецензия: автор не только сообщает информацию, которая может быть интересна широкой публике, но и анализирует статью, выражает своё отношение к ней.
2) В тексте употреблена общественно-политическая лексика (государство, общество), а также слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометой «книжное» (неотъемлемую, миросозерцание).
3) Текст относится к научному стилю, так как основная задача автора - изложить факты, объясняющие значение науки для человека.
4) В третьем (3) абзаце автор использует развёрнутое сравнение.
5) Текст имеет языковые особенности, характерные для книжной речи: деепричастные обороты (оставляя пока в стороне все материальные выгоды,  имея свои убеждения), отглагольные существительные со значением действия (развития, изучения, формирование).

Задание 4 25375

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) облЕгчит
2) кремЕнь
3) пломбировАть
4) кухОнный
5) клалА

Задание 5 25376

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Ранней весной листовой сельдерей помогает организму ВОСПОЛНИТЬ недостаток витаминов и минеральных веществ.
Человек видит эту пробуждающуюся прелесть жизни и забывает обо всех БУДНИХ невзгодах и суетных мелочах.
Что может снизить привлекательность и ВЫГОДНОСТЬ новых проектов?
ХИЩНИЧЕСКАЯ вырубка этих вечнозелёных кустарников резко сократила площадь их распространения.
Необходимо уметь РАЗГРАНИЧИВАТЬ понятия «государственная должность» и «должность государственной гражданской службы».

Задание 6 25377

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

«Крокодил Иванович» - написанный М.А. Булгаковым сатирический фельетон, насыщенный символами, которые отражают специфику ранней советской эпохи.

Задание 7 25378

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять БРЕЛОКОВ
ПРИЛЯГТЕ на диван
с ВОСЬМИСТАМИ посетителями
благодаря ЕЙ
КРЕМЫ для рук

Задание 8 25379

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) ошибка в построении сложного предложения
Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Д) ошибка в построении предложения с косвенной речью

1) В «Юбилейном», относимых к позднему творчеству В.В. Маяковского, представлен глубокий динамичный монолог лирического героя.
2) Поэзия А.С. Пушкина – неисчерпаемая сокровищница для всех, кто ценит не только выразительность художественных образов, но и мудрость, жизненный опыт поэта.
3) Д.С. Лихачёв интересовался тем, что обращал ли кто-нибудь внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются среди реставраторов и музейных работников.
4) Человек, полюбивший неторопливую речку, осоку, качающуюся на ветру, омуты, леса́, не будет им вредить.
5) У Большакова есть преимущество над остальными - он настолько самоироничен, что невозможно его смутить и задеть.
6) По возвращении в родные края каждое утро поэт спускался к морю, чтобы жадно вдыхать и наслаждаться морским воздухом.
7) Вместо ответа Сережа вдруг спросил: «Ты не знаешь адрес травмпункта?»
8) Сколько раз ты, наверное, слышал, что «сними шапку, если в комнату вошёл!»
9) Если бы мы, отстояв свою смену, усталые, пусть даже трижды голодные, приходили в заводскую столовую вместе с рабочими, обедали, разговаривая о нашей же работе и чувствуя себя с ними на равной ноге, нам, я уверен, и в голову не пришло бы сделать то, что мы сделали однажды.

Задание 9 25380

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) к..сатки (виднелись из-за борта), нав..ждение (исчезло), (деревенский) ст..рожил
2) вск..чу (с кровати), (единственный) р..сток, укр..щение
3) прист..жной (ворот), пол..мический, соч..тающийся
4) (обшитый досками) ч..лн, пиж..н, беч..вка
5) бл..стать, ваз..лин, ув..валась (за хозяином)

Задание 10 25381

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..кословить, пр..амбула, пр..поясаться (полотенцем)
2) сн..скать, дез..нформация, вз..мать
3) транс..европейский, ин..екция, с..экономить
4) беспр..зорник, пр..зумпция, непр..ступная (крепость)
5) не..держанный, бли..стоящий, не..дешний

Задание 11 25382

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обессил..ть (врага), метел..ца
2) холщ..вый, трещ..тка
3) недосто..н, юрод..вый
4) кольц..вой, (по) старш..нству
5) ослаб..вать, облиц..вать

Задание 12 25383

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) брезж..щий, (кошки) мурлыч..т
2) изгрыз..нный, стач..нные (клинья юбки)
3) движ..мое (имущество), объемл..шь
4) выровн..нный (слой земли), (знамя) ре..т
5) разгон..шь, выбер..те (товар, пожалуйста)

Задание 13 25384

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Если бы рыбаки (НЕ)ДОГЛЯДЕЛИ, лодка наполнилась бы водой.
2) С детства утёсы казались мне страшно загадочными, и хотя до них было (НЕ)ДАЛЕКО, но я так и не поднялся туда ни разу.
3) (НЕ)ИСПЫТАННОЕ никогда раньше острое чувство жалости переполнило душу Пьера.
4) Совершенно не осознавая, какая опасность ему грозит, Ваня (НЕ)СПЕША пошёл по меже в сторону леса.
5) Выяснилось, что это (НЕ)КТО иной, как Иван Петрович Родионов, покинувший имение ещё пять лет назад.

Задание 14 25385

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Девушка (В)ТАЙНЕ мечтала о роскошной жизни, и (НА)УТРО после бала она твёрдо решила, что сделает всё возможное для достижения своих целей.
2) В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) сокращение МИД, (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».
3) Она простояла молча с (ПОЛ)МИНУТЫ, а затем (НА)ЗЛО Константину Петровичу разорвала только что подписанное заявление и вышла из кабинета.
4) Туристы пробирались (В)ГЛУБЬ тропического леса (НА)ПРОТЯЖЕНИИ двух дней.
5) (ВО)ВРЕМЯ показа сериала в 1979 году взволнованные зрители постоянно звонили домой режиссёру, ЧТО(БЫ) узнать, как дальше будет развиваться линия главного героя и его возлюбленной.

Задание 15 25386

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Ветре(1)ый вечер принёс с собой неожида(2)ый аромат: где-то неподалёку, в окружё(3)ом благоуха(4)ым садом ресторане, приглашё(5)ые повара готовили томлё(6)ые телячьи щёчки, подавали жаре(7)ых по особой технологии перепелов, угощали посетителей разнообразными копчё(8)остями и соленьями.

Задание 16 25387

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) И день и ночь меня терзали мысли о тяжёлом мучительном пути домой.
2) Ручейки струились и переливались у подножия горы а позже сливались воедино и образовывали реку.
3) Лицом пригожа да нравом негожа.
4) Он вырос в бедной крестьянской семье и уже с раннего возраста привык к тяжёлому труду.
5) У Юрия Викторовича Подлипчука большие широко посаженные глаза и уголки губ всегда приподняты.

Задание 17 25388

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Утомлённый ожиданием (1) он (2) неловко поклонившись (3) быстро уходит (4) прижимая (5) к груди смешные букеты из листьев (6) и (7) оглядываясь по сторонам.

Задание 18 25389

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Между тем (1) всё тогда (2) казалось (3) мне удивительным и (4) даже (5) таинственным: например (6) вершины сосен, терявшиеся во мраке, туман над болотами, блеск звёзд в вышине между ветвей и (7) наконец (8) бесшумный полёт тёмных птиц.

Задание 19 25390

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бесчисленные снимки с картины (1) которые мне приходи­лось видеть (2) оставляли меня в совершенном недоумении (3) и я не понимал (4) чем тут можно восхищаться (5) и (6) почему все стремятся увидеть Сикстинскую Мадонну.

Задание 20 25391

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Человек знал (1) что всё-таки нет ему подлинной разлуки с Родиной (2) и (3) что (4) куда бы ни забросила его доля (5) всегда будет над ним (6) родное небо.

Задание 21 25392

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На побережье Баренцева моря, в Кольском районе Мурманской области, располагается сельское поселение Териберка. (2)Сельское поселение Териберка, в прошлом один из рыболовецких центров области, фактически состоит из двух посёлков: Лодейного и Териберки. (3)Териберка, преемник поморского становища, является более старым, а Лодейное возник в 1940-е. (4)Жилой фонд также подчёркивает эту разницу между старым и новым посёлком. (5)В Лодейном, целенаправленно строившемся для приезжающего на работу населения, только многоквартирные дома. (6)В старой Териберке к началу 2010-х гг. было два многоквартирных блочных дома, остальные дома были деревянные двух- и одноэтажные. (7)В настоящее время жилым остался один многоквартирный и несколько частных домов. (8)Экономический расцвет посёлка пришёлся на послевоенное время, когда в посёлке-райцентре было два рыболовецких колхоза.

Задание 22 25393

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) …Радуги цветное коромысло.
                                                  (М.В. Палиевский)
Б) Он знает наизусть всего Тютчева.
В) Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли.

Г) Мне завещал отец, во-первых,
     Угождать всем людям без изъятья:
     Хозяину, где доведётся жить,
     Слуге его, который чистит платье,
     Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
     Собачке дворника, чтоб ласкова была.
                                                 (А.C. Грибоедов)
Д) Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью.
                                                                                                                                                                                                (В.Г. Короленко)

1) синтаксический параллелизм
2) ассонанс
3) анафора
4) метафора
5) антитеза
6) многосоюзие
7) метонимия
8) литота
9) градация

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

Текст В.Н. Кузнецовой

- (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина.

– (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.

– (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…

– (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля.

– (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто.

– (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина.

– (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидовна.

– (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.

(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.

– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24)А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл», – говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу.

(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось.

(По В.Н. Кузнецовой)*
* Кузнецова Вероника Николаевна – современная писательница,
автор фантастических и детективных рассказов и повестей.


 

Задание 23 25395

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По мнению Светланы Леонидовны, друзья должны приходить на помощь даже в мелочах.
2) Марина пыталась объяснить, как она понимает дружбу, и в итоге у неё это получилось.
3) Светлана Леонидовна решила обменять подаренный другом недостающий в собрании сочинений Диккенса том на другую книгу, потому что уже прочитала его.
4) Проданная книга через некоторое время вернулась в дом Светланы Леонидовны.
5) Диккенс является автором романа «Приключения Оливера Твиста».

Задание 24 25396

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 12 содержится ответ на вопрос, заданный в предложении 10.
2) Предложение 18 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 19.
3) В предложении 15 представлено рассуждение.
4) В предложении 22 содержатся элементы описания.
5) Предложение 34 поясняет, раскрывает содержание предложении 33.

Задание 25 25397

Из предложений 10-15 выпишите слово с лексическим значением «чувство близости, основанное на преданности и симпатии».

Задание 26 25398

Среди предложений 13-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм(ы) слов(а), лексического повтора и наречия. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).