ЕГЭ 2026: Вариант 4

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст по В.Г. Распутину

В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е – распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль.

Суть нашего характера – суть географических условий. Максимализм нашей ду­ши – от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или всё, или ниче­го, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты – вероятно, от резкой смены климата, а отсюда – нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость – от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадёжен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Ещё и в конце XVIII века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия.  Вторая раздвоенность – психическая, между святостью и стихией, между небом и землёй. Третья: мы не рож­дены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный.

Но <...> мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для со­седства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает российский человек главному замыслу вообще о человеке?

Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти. Чужие земли похвалой сто­ят, а наша и хайкой крепка будет».

(По В.Г. Распутину)

Задание 1 26021

Самостоятельно подберите простой подчинительный условный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 26022

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПЕРЕХОДИТЬ. кому и к кому. Доставаться кому-нибудь от кого-нибудь, сообщаться, передаваться. Имущество переходило детям. Черты характера переходили от от­ца к сыну.
2) УСЛОВИЕ. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назо­вите ваши условия. Условия перемирия.
3) ВНЕШНИЙ. Поверхностный, лишённый глубины, внутреннего содержания. Внешний лоск.
4) ИСКАТЬ. кого (что) и чего. Стараться получить. Искать защиту (защиты). Искать работу. Искать помощника.
5) ОТВЕЧАТЬ. чему. То же, что соответствовать. Одежда отвечает погодным условиям. Диссертация отвечает предъявляемым к ней требованиям. Новые технологии от­вечают мировым стандартам.

Задание 3 26023

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – описать основные этапы отечествен­ной истории.
2) Жанр текста – информационное сообщение о состоявшейся конференции, посвя­щённой развитию России в XX веке.
3) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используется разговорная (содер­жанки), сниженная (хайкой), книжная (испытующих), благодаря чему передаётся неравнодушное отношение автора к рассматриваемым вопросам.
4) Неполные предложения, встречающиеся во втором (2) абзаце текста, передают разго­ворную интонацию.
5) Риторические обращения, использованные в третьем (3) абзаце текста, позволяют привлечь внимание читателя к главным авторским высказываниям.

Задание 4 26024

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) газопровОд
2) накренИтся
3) цепОчка
4) полОжил
5) начАтый

Задание 5 26025

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Картины художников-передвижников являются ГОРДОСТЬЮ Русского музея.
ЛИРИЧЕСКИЙ герой в поэзии В.В. Маяковского – человек смелый, оригинальный, стремящийся к постоянному движению, обновлению.
На последний звонок я планирую ОДЕТЬ длинное платье исключительно чёрного цвета.
В семье его всегда старались ОГРАДИТЬ от трудностей и создавали все условия для полу­чения хорошего образования.
НЕВЕЖДОЙ называют необразованного или некомпетентного человека.

Задание 6 26026

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

Он потянул груз на себя, с каждым мгновеньем ему становилось всё тяжелее, он отступал назад, по снегу, чувствуя непомерную тяжесть и жгучую боль в мышцах рук.

Задание 7 26027

В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИ сюда
Привезли ТОРТЫ
Около ПОЛУТОРАСТА домов
О ТРЁХСТА студентах
Не вижу КУХОНЬ

Задание 8 26028

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предло­жения с косвенной речью
Б) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым
В) нарушение в построении пред­ложения с причастным оборо­том
Г) неправильное употребление падежной (предложно­-падежной) формы управляемо­го слова
Д) нарушение в построении пред­ложения с однородными чле­нами

1) Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы.
2) Согласно основного закона страны каждый имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
3) Борис Пастернак – это не только один из выдающихся писателей и крупнейший поэт XX века, лауреат Нобелевской премии, а также человек, который стал причиной настоящего раскола в обществе.
4) Будучи представителем обедневшей дворянской семьи, И.А. Бунин рано начал самостоятельную жизнь: в юношеские годы работал в газетах, канцеляриях, много странствовал.
5) Все, кто знал лично Антона Павловича Чехова, отмечал его интеллигентность, скромность, искрящее остроумие, обаяние и непосредственность.
6) По приезде в Петербург художник И.Н. Крамской решил поступить в Академию, с которой он связывал многие надежды на общение с вдохновенными живописцами.
7) В 1916 году вышел первый сборник стихов С.А. Есенина «Радуница», восторженно принятую критикой, обнаружившей в нём свежую струю, юную непосредственность и природный вкус автора.
8) Критики неоднозначно оценили вышедший в свет масштабный по замыслу роман Марины Степновой «Сад», в котором художественный вымысел переплетается с подлинной историей.
9) Когда В.В. Маяковский пришёл к И.Е. Репину в Пенаты, художник снова расхвалил рисунки поэта и потом повторил, что «я всё же напишу ваш портрет!»

Задание 9 26029

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) д..ректор, кар..катура, антр..соли
2) бл..стеть, ман..пуляция, ижд..венец
3) к..морка, изл..гать, к..ртотека
4) сп..ртакиада, заг..рать, пан..рама
5) соч..тание, инт..ллект, зап..чатлеть

Задание 10 26030

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пед..нститут, дез..нфекция, контр..гра
2) пр..восходство, пер..кати-поле, пр..творить (в жизнь)
3) пред..юбилейный, с..экономленный, без..ыскусный
4) об..крал (себя), с..переживание, пр..верка
5) чере..чур, бе..счётное (множество), ра..становка (сил)

Задание 11 26031

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) врем..чко, предприимч..вый
2) неразборч..во, фасол..вый
3) холщ..вый (мешок), хорош.. (спел)
4) оснащ..нный, ноч..вка
5) кож..ная (куртка), клетч..тый

Задание 12 26036

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пропил..нное (отверстие), (он) вер..т
2) помет..шь, обид..шься
3) наруш..вший, раска..вшийся
4) крас..щийся, подта..вший (лёд)
5) движ..мое (имущество), неотъемл..мый

Задание 13 21394

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Вспомогательное слово в составном глагольном сказуемом (НЕ)ВЫРАЖАЕТ лексического значения.
2) Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то (НЕ)ЗАМЕТНО осыпались.
3) Максим подвёл нас всех, (НЕ)СДЕРЖАВ своего слова.
4) Гоголевский Башмачкин олицетворял (НЕ)ИЗБЕЖНОСТЬ трагедии «маленького человека».
5) Фильм повествует о судьбе провинциального, никому (НЕ)ИЗВЕСТНОГО артиста.

Задание 14 26041

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) ЧТО(БЫ) ни происходило в университете, я всегда с радостью мчался туда, (ТАК)КАК очень любил это место.
2) Грохот невиданного грома КАК(БЫ) рассёк землю надвое, и мне даже показалось, БУД(ТО) она дрогнула.
3) ТАК(ЖЕ), как и вчера, сегодня душно, (ПО)ЭТОМУ все окна открыты настежь.
4) (В)ЦЕЛОМ, к этой теме художник периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
5) (НА)ВСТРЕЧУ герою шагнул, казалось, никем не замечаемый (ДО)(СИХ)ПОР человек.

Задание 15 20917

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Таможе(1)ая декларация ‒ документ, составле(2)ый по установле(3)ой форме, ‒ предназначе(4)а для заполнения при пересечении границы иностранного государства.

Задание 16 26044

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Костры на сторожевых башнях высоко вздымали в тихое небо языки тёмно-красного пламени и дымное зарево накрывало город.
2) Его всё тянуло к тёплым морям или к заснеженным горным вершинам или к раскалённым пескам пустыни.
3) На берегу болота было холодно и царил запах сырости затхлости.
4) Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир.
5) Волгоград расположен на берегу реки Волги и считается одним из самых длинных по протяжённости городов России.

Задание 17 26045

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну (1) как зелёная свечка (2) и зовет к себе (3) такую же свечку-осинку (4) помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с (5) раскрытыми от тепла (6) почками.

Задание 18 26046

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нездоровье природы (1) однако (2) заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (3) лишь (4) глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (5) возможной (6) в будущем экологической катастрофы.

Задание 19 26047

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но самого медведя (1) сколько (2) я ни ходил в лес (3) встретить мне так и не удалось (4) что очень опечалило меня.

Задание 20 26048

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Мороз замечтался о далёкой тропической стране (1) и (2) пока занимался узорами (3) тёплая вода (4) убежала под землю.

Задание 21 26049

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В глубине этой безмолвной лесной глуши есть продолговатая, сверкающая белизной поляна. (2)У западной окраины её, под грядой заиндевелого леса, стоит в низенькой оградке на возвышении простенький обелиск, увенчанный звездой. (3)На нём размещён портрет молодого русского паренька с открытым, далёким взглядом. (4)Это Саша Матросов, который покрыл своё имя бессмертной славой. (5)Рядом с обелиском — большой сугроб. (6)На восточном скате его зияет тёмная, зловещая дыра. (7)Это немецкий дзот. (8)3десь Александр Матросов, гвардии рядовой, совершил свой великий подвиг. (9)Из леса с трёх сторон к памятнику Александру Матросову прочно проложены тропы, а к обелиску возложены цветы.

Задание 22 26050

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A) Трепетно светит луна...
                                                (А.А. Фет)
Б) А годы, как листья осенние, кружатся.
                                        (Ю.В. Друнина)
B) Солнце реже смеётся...
                                        (К.Д. Бальмонт)
Г) Пока есть небо, будь доволен!
    Пока есть море, счастлив будь!
                                           (В.Я. Брюсов)
Д) Отсель грозить мы будем шведу...
                                            (А.С. Пушкин)

1) сравнение
2) анафора
3) антитеза
4) метонимия
5) литота
6) олицетворение
7) ассонанс
8) эпитет
9) риторическое восклицание

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Катаева В.П.

(1)Наконец наступило 16 января, день моего рождения, который я каждый год ждал с таким нетерпением и такими надеждами. (2)Кроме подарков, этот день сулил мне ещё одну радость: я мог не идти в гимназию и валяться в постели сколько захочу.

(3)Я проснулся, когда в доме ещё все спали, и при слабом, предрассветном свете, как бы делавшем вокруг меня все предметы ещё более тёмными, чем ночью, прежде всего осмотрел плетёное сиденье стула возле моей кровати. (4)Я надеялся, что на нём, как всегда, уже с вечера положены для меня подарки.

(5)Подарков не было. (6)Я осторожно вылез из-под одеяла и на цыпочках — тёплыми босыми ногами по холодному полу — отправился на разведку в столовую. (7)Я надеялся, что подарки стоят на буфете или на обеденном столе. (8)На подоконниках, куда из щелей закрытых ставней уже проникал мутно-голубой робкий свет зимнего утра, подарков тоже не было.

(9)Странно!

(10)Меня же не разбудили, значит, день моего рождения всё же не отменён, и это меня немного обнадёжило. (11)«Если даже и отменён, то всё-таки не полностью: в гимназию можно не идти — и то хорошо», — подумал я...

(12)Мне пришла счастливая мысль, что, может быть, папа положил маленький подарок под мою подушку. (13)Я засунул руку под подушку и сразу же почувствовал, что там лежит что-то совсем небольшое, похожее на ощупь на миниатюрный мешочек. (14)Я проворно вытащил из-под подушки руку, в которой был действительно зажат небольшой, весьма неказистый замшевый кошелёчек, из которого я достал монету...

(15)Да! (16)Это были самые настоящие золотые пять рублей! (17)Я знал, что папа считает безнравственным дарить детям деньги, которые развращают человека. (18)Он часто высказывал эту мысль. (19)И тем не менее он подарил мне деньги — целых пять золотых рублей.

(20)Я клал пятирублёвую монетку на ладонь и любовался её блеском, жёлтым, ярким, свойственным одному лишь золоту. (21)И я владел этим золотом! (22)Я был готов любоваться этим тяжёлым кружочком, этим своим сокровищем бесконечно; однако сила и власть, заключённые в золоте, уже овладели мною, моей бессмертной, свободной душой. (23)Папа был прав, что деньги развращают. (24)Я уже был развращён.

(25)Я поехал на извозчике в город и через полтора часа, показавшиеся мне вечностью, вернулся домой. (26)На пуговице моей шинели висел пакет с покупками: лобзик для выпиливания и дрель для просверливания дырочек, несколько пачек тоненьких пилочек для лобзика; под мышкой у меня были два листа тонкой фанеры, свёрнутой в трубу, перевязанную шпагатом.

(27)Похваставшись перед кухаркой своими покупками, я пообещал ей выпилить красивую узорчатую полочку для кухни и сейчас же принялся за дело. (28)Однако выпилить лобзиком изящные узоры оказалось мне, к сожалению, не под силу. (29)Тонкие пилочки лопались, злополучные винты лобзика плохо закручивались, дрель с трудом просверливала в фанере необходимые дырочки, да и сама фанера была твёрдая, неровная; видно, продавец в лесном складе на привокзальном базаре здорово меня надул.

(30)Я поранил палец и забросил все свои материалы и принадлежности для выпиливания древнерусских национальных узоров из фанеры в чулан, где они, наверное, пролежали бы до сих пор, если бы дом в Отраде, где мы тогда жили, не был снесён с лица земли немецкой фугаской в 1941 году. (31)Там торчали лишь остатки обгорелого дуба, который некогда так красиво рос перед нашим балконом.

(32)Меня утешало, что покупки стоили сравнительно не очень дорого. (33)Осталась сдача рубля два с чем-то...

(34)Ну, а потом всё было как полагается: торт, дымящийся шоколад в нарядных именинных чашках, бисквиты.

(35)А золотой монетки всё-таки было ужасно жалко... (36)Как я поторопился с ней разделаться!..

(По В.П. Катаеву*)
Валентин Петрович Катаев (1897 — 1986) —
русский советский писатель и поэт, драматург, киносценарист,
журналист, военный корреспондент.

Задание 23 26052

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В день рождения мальчик мог не идти в гимназию, но должен был помочь кухарке принести дров.
2) Герой рассказа догадался, что подарок отец оставил в столовой, и отправился туда.
3) Так как мальчик сам выбрал подарок и сам поехал за ним на извозчике, он не пожалел о потраченных деньгах.
4) Мальчик не смог сделать обещанную красивую полочку, поскольку купленные принадлежности оказались плохого качества.
5) Желая порадовать сына, отец подарил ему деньги, хотя считал подобные подарки безнравственными.

Задание 24 26053

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 12-14 представлено повествование с элементами описания.
2) Предложение 20 содержит объяснение того, о чём говорится в предложениях 17-19.
3) В предложениях 9-11 представлено рассуждение.
4) Предложение 34 является выводом из представленного выше повествования.
5) Предложение 29 раскрывает причину того, о чём сообщается в предложении 28.

Задание 25 26054

Из предложений 12-16 выпишите разговорное слово со значением «некрасивый, невзрачный с виду».

Задание 26 26055

Среди предложений 13-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) Связано(-ы) с предыдущим при помощи лексических повторов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).