ЕГЭ 2026: Вариант 4
- ЕГЭ русский язык, 2026
|
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текст по В.Г. РаспутинуВ 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е – распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль. Суть нашего характера – суть географических условий. Максимализм нашей души – от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или всё, или ничего, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты – вероятно, от резкой смены климата, а отсюда – нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость – от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадёжен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Ещё и в конце XVIII века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность – психическая, между святостью и стихией, между небом и землёй. Третья: мы не рождены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный. Но <...> мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для соседства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает российский человек главному замыслу вообще о человеке? Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти. Чужие земли похвалой стоят, а наша и хайкой крепка будет». (По В.Г. Распутину) |
||||
|
Задание 1 26021
Самостоятельно подберите простой подчинительный условный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз. |
||||
|
Задание 2 26022
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ПЕРЕХОДИТЬ. кому и к кому. Доставаться кому-нибудь от кого-нибудь, сообщаться, передаваться. Имущество переходило детям. Черты характера переходили от отца к сыну. |
||||
|
Задание 3 26023
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов. 1) Текст написан в научном стиле; цель автора – описать основные этапы отечественной истории. |
||||
|
Задание 4 26024
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) газопровОд |
||||
|
Задание 5 26025
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Картины художников-передвижников являются ГОРДОСТЬЮ Русского музея. |
||||
|
Задание 6 26026
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания. Он потянул груз на себя, с каждым мгновеньем ему становилось всё тяжелее, он отступал назад, по снегу, чувствуя непомерную тяжесть и жгучую боль в мышцах рук. |
||||
|
Задание 7 26027
В одном из выделенных ниже слов допущена грамматическая ошибка. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. КЛАДИ сюда |
||||
|
Задание 8 26028
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Задание 9 26029
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) д..ректор, кар..катура, антр..соли |
||||
|
Задание 10 26030
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пед..нститут, дез..нфекция, контр..гра |
||||
|
Задание 11 26031
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) врем..чко, предприимч..вый |
||||
|
Задание 12 26036
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пропил..нное (отверстие), (он) вер..т |
||||
|
Задание 13 21394
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Вспомогательное слово в составном глагольном сказуемом (НЕ)ВЫРАЖАЕТ лексического значения. |
||||
|
Задание 14 26041
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) ЧТО(БЫ) ни происходило в университете, я всегда с радостью мчался туда, (ТАК)КАК очень любил это место. |
||||
|
Задание 15 20917
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Таможе(1)ая декларация ‒ документ, составле(2)ый по установле(3)ой форме, ‒ предназначе(4)а для заполнения при пересечении границы иностранного государства. |
||||
|
Задание 16 26044
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Костры на сторожевых башнях высоко вздымали в тихое небо языки тёмно-красного пламени и дымное зарево накрывало город. |
||||
|
Задание 17 26045
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну (1) как зелёная свечка (2) и зовет к себе (3) такую же свечку-осинку (4) помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с (5) раскрытыми от тепла (6) почками. |
||||
|
Задание 18 26046
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Нездоровье природы (1) однако (2) заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (3) лишь (4) глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (5) возможной (6) в будущем экологической катастрофы. |
||||
|
Задание 19 26047
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Но самого медведя (1) сколько (2) я ни ходил в лес (3) встретить мне так и не удалось (4) что очень опечалило меня. |
||||
|
Задание 20 26048
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мороз замечтался о далёкой тропической стране (1) и (2) пока занимался узорами (3) тёплая вода (4) убежала под землю. |
||||
|
Задание 21 26049
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В глубине этой безмолвной лесной глуши есть продолговатая, сверкающая белизной поляна. (2)У западной окраины её, под грядой заиндевелого леса, стоит в низенькой оградке на возвышении простенький обелиск, увенчанный звездой. (3)На нём размещён портрет молодого русского паренька с открытым, далёким взглядом. (4)Это Саша Матросов, который покрыл своё имя бессмертной славой. (5)Рядом с обелиском — большой сугроб. (6)На восточном скате его зияет тёмная, зловещая дыра. (7)Это немецкий дзот. (8)3десь Александр Матросов, гвардии рядовой, совершил свой великий подвиг. (9)Из леса с трёх сторон к памятнику Александру Матросову прочно проложены тропы, а к обелиску возложены цветы. |
||||
|
Задание 22 26050
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Катаева В.П.(1)Наконец наступило 16 января, день моего рождения, который я каждый год ждал с таким нетерпением и такими надеждами. (2)Кроме подарков, этот день сулил мне ещё одну радость: я мог не идти в гимназию и валяться в постели сколько захочу. (3)Я проснулся, когда в доме ещё все спали, и при слабом, предрассветном свете, как бы делавшем вокруг меня все предметы ещё более тёмными, чем ночью, прежде всего осмотрел плетёное сиденье стула возле моей кровати. (4)Я надеялся, что на нём, как всегда, уже с вечера положены для меня подарки. (5)Подарков не было. (6)Я осторожно вылез из-под одеяла и на цыпочках — тёплыми босыми ногами по холодному полу — отправился на разведку в столовую. (7)Я надеялся, что подарки стоят на буфете или на обеденном столе. (8)На подоконниках, куда из щелей закрытых ставней уже проникал мутно-голубой робкий свет зимнего утра, подарков тоже не было. (9)Странно! (10)Меня же не разбудили, значит, день моего рождения всё же не отменён, и это меня немного обнадёжило. (11)«Если даже и отменён, то всё-таки не полностью: в гимназию можно не идти — и то хорошо», — подумал я... (12)Мне пришла счастливая мысль, что, может быть, папа положил маленький подарок под мою подушку. (13)Я засунул руку под подушку и сразу же почувствовал, что там лежит что-то совсем небольшое, похожее на ощупь на миниатюрный мешочек. (14)Я проворно вытащил из-под подушки руку, в которой был действительно зажат небольшой, весьма неказистый замшевый кошелёчек, из которого я достал монету... (15)Да! (16)Это были самые настоящие золотые пять рублей! (17)Я знал, что папа считает безнравственным дарить детям деньги, которые развращают человека. (18)Он часто высказывал эту мысль. (19)И тем не менее он подарил мне деньги — целых пять золотых рублей. (20)Я клал пятирублёвую монетку на ладонь и любовался её блеском, жёлтым, ярким, свойственным одному лишь золоту. (21)И я владел этим золотом! (22)Я был готов любоваться этим тяжёлым кружочком, этим своим сокровищем бесконечно; однако сила и власть, заключённые в золоте, уже овладели мною, моей бессмертной, свободной душой. (23)Папа был прав, что деньги развращают. (24)Я уже был развращён. (25)Я поехал на извозчике в город и через полтора часа, показавшиеся мне вечностью, вернулся домой. (26)На пуговице моей шинели висел пакет с покупками: лобзик для выпиливания и дрель для просверливания дырочек, несколько пачек тоненьких пилочек для лобзика; под мышкой у меня были два листа тонкой фанеры, свёрнутой в трубу, перевязанную шпагатом. (27)Похваставшись перед кухаркой своими покупками, я пообещал ей выпилить красивую узорчатую полочку для кухни и сейчас же принялся за дело. (28)Однако выпилить лобзиком изящные узоры оказалось мне, к сожалению, не под силу. (29)Тонкие пилочки лопались, злополучные винты лобзика плохо закручивались, дрель с трудом просверливала в фанере необходимые дырочки, да и сама фанера была твёрдая, неровная; видно, продавец в лесном складе на привокзальном базаре здорово меня надул. (30)Я поранил палец и забросил все свои материалы и принадлежности для выпиливания древнерусских национальных узоров из фанеры в чулан, где они, наверное, пролежали бы до сих пор, если бы дом в Отраде, где мы тогда жили, не был снесён с лица земли немецкой фугаской в 1941 году. (31)Там торчали лишь остатки обгорелого дуба, который некогда так красиво рос перед нашим балконом. (32)Меня утешало, что покупки стоили сравнительно не очень дорого. (33)Осталась сдача рубля два с чем-то... (34)Ну, а потом всё было как полагается: торт, дымящийся шоколад в нарядных именинных чашках, бисквиты. (35)А золотой монетки всё-таки было ужасно жалко... (36)Как я поторопился с ней разделаться!.. (По В.П. Катаеву*) |
||||
|
Задание 23 26052
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В день рождения мальчик мог не идти в гимназию, но должен был помочь кухарке принести дров. |
||||
|
Задание 24 26053
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 12-14 представлено повествование с элементами описания. |
||||
|
Задание 25 26054
Из предложений 12-16 выпишите разговорное слово со значением «некрасивый, невзрачный с виду». |
||||
|
Задание 26 26055
Среди предложений 13-16 найдите такое(-ие), которое(-ые) Связано(-ы) с предыдущим при помощи лексических повторов. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
