ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 1
- ЕГЭ русский язык, 2026 (открытый банк ФИПИ)
|
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текстКлимат на Земле стремительно меняется. Связанные с этим природные явления создают риски для благополучия жизни будущих поколений. Особое беспокойство и тревогу вызывают сокращение площади морских льдов, горных и полярных ледников, таяние вечной мерзлоты, повышение уровня Мирового океана, изменение режима и интенсивности атмосферных осадков, увеличение количества тайфунов и ураганов, засушливых периодов и масштабных природных пожаров, рост неустойчивости в развитии природных процессов. Достоверное прогнозирование последствий климатических изменений возможно, если оно базируется на реалистичных факторах, влияющих на климат. Среди таких факторов основными считаются солнечная радиация, парниковый эффект, вулканическая деятельность и механизмы теплообмена. В настоящее время мнение о том, что основная причина изменения глобального климата — парниковый эффект, претендует на статус достоверного. <…> убедительные научные доказательства, подтверждающие это мнение, не приводятся. Парниковый эффект проявляется в способности ряда газов и аэрозолей удерживать тепло, получаемое нашей планетой от Солнца. Иными словами, приходящая от Солнца коротковолновая радиация разогревает поверхность нашей планеты, которая излучает тепло в виде длинноволнового (инфракрасного) излучения. Это тепло нагревает атмосферу и частично удерживается ею. Оценка парникового эффекта основывается на понятии эффективной температуры Земли и её отличии от фактической температуры земной поверхности. Парниковый эффект — естественный и важный процесс для нашей планеты. Потенциальную опасность представляет превышение нормы парниковых газов. (По материалам журнала «Наука и жизнь») |
||||
|
Задание 1 25937
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз. |
||||
|
Задание 2 25938
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) СОКРАЩЕНИЕ. Пропуск в каком-нибудь тексте. Роман печатается с сокращениями. |
||||
|
Задание 3 25939
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов 1) Наряду с общеупотребительной в тексте присутствует специальная лексика (тайфунов и ураганов, коротковолновая радиация, длинноволнового (инфракрасного) излучения, солнечная радиация, механизмы теплообмена). |
||||
|
Задание 4 25987
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) пОняв |
||||
|
Задание 5 25996
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы. |
||||
|
Задание 6 26006
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Можаев уехал из родного города много лет назад, и, когда ему пришлось вернуться обратно, он долго бродил по знакомым улицам, вспоминая детство и юношеские годы. |
||||
|
Задание 7 26032
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) у ДЕВЯНОСТА восьми фирм |
||||
|
Задание 8 26057
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Задание 9 26099
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) благоч..стивый, в..лосипед, вы́т..реть (руки) |
||||
|
Задание 10 26123
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..волье, пр..открыть (дверь), пр..чудливый |
||||
|
Задание 11 26131
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) преодол..вавший, рул..во́й |
||||
|
Задание 12 26132
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (друзья) утеш..т, дыш..щий (легко) |
||||
|
Задание 13 26142
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Новая театральная постановка вызвала крайне (НЕ)ОДНОЗНАЧНУЮ реакцию в обществе. |
||||
|
Задание 14 26153
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 1) Этот (С)ВИДУ тихий и скромный человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ проявил себя как настоящий герой. |
||||
|
Задание 15 26159
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Лицо солдата, утомлё(1)ое, обветре(2)ое и сосредоточе(3)ое, потемнело после бессо(4)ой ночи. |
||||
|
Задание 16 26165
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) День ясный а мороз не боится солнца и днём держится. |
||||
|
Задание 17 26170
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Лиза ничего не отвечала ему (1) и (2) слегка приподняв брови (3) и (4) краснея (5) глядела на пол. |
||||
|
Задание 18 26175
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Это (1) может быть (2) только так кажется поначалу. Однако (3) предупреждаю (4) тебя (5) милый Родя (6) о следующем. При встрече с Лужиным не суди о нём (7) с первого взгляда. (По Ф.М. Достоевскому) |
||||
|
Задание 19 26182
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). В непогожие дни (1) когда над тундрой бушует пурга (2) и (3) даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ (4) было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике. |
||||
|
Задание 20 26199
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Очень важно (1) чтобы наша повседневная жизнь как можно больше соответствовала идеалу (2) который мы стремимся вселить в ребёнка (3) и (4) который должны представлять собой воспитатели. (По Ш.А. Амонашвили) |
||||
|
Задание 21 26209
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Праздник Ивана Купалы уходит корнями в древние языческие времена, когда было принято восхвалять цветение и плодородие. (2)По времени проведения этот праздник совпал с христианским праздником – поминовением Иоанна Крестителя. (3)Известно, как было принято отмечать этот праздник. (4)Представьте себе ночь. (5)Звучат песни, девушки водят хороводы, мужчины состязаются в силе и ловкости. (6)Некоторые одеты в костюмы мифических существ: леших, домовых, русалок. (7)В ночь на Ивана Купалу принято было гадать: девушки пускали по воде сплетённые из цветов венки, в которые ставили горящие свечи. (8)А молодым людям нельзя было растеряться: нужно было выловить венок возлюбленной и затушить свечу. |
||||
|
Задание 22 26214
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Трифонова Ю.В.(1)Антону пришла в голову изумительная идея: создать ТОИВ, то есть Тайное общество испытания воли. (2)Это случилось после того, как нас исколошматили в Дерюгинском переулке. (3)Антон поправился, и мы решили пойти туда снова. (4)Мы – это Антон, Химиус, Морж, Лёвка Шулепа и я. (5)Но тут встал вопрос о Вадьке Глебове, по кличке Батон, который жил в том переулке. (6)Звать ли его в тайное общество? (7)Когда-то давно он принёс в школу белый батон, сидел на уроке, щипал мякиш и угощал желающих. (8)А желающих было много! (9)Кажется, пустяк: притащил батон, который всякий может купить в булочной за пятнадцать копеек. (10)Но вот никто не догадался, а он догадался. (11)И на переменке все просили у него кусочек, и он всех оделял. (12)Впрочем, не всех. (13)Некоторым он не давал. (14)Этот Вадька Батон долгое время занимал меня как личность немного загадочная. (15)Почему-то многие хотели с ним дружить. (16)Он был какой-то для всех подходящий. (17)И с теми, и с этими, и не злой, и не добрый, и не очень жадный, и не очень уж щедрый, и не трусливый, и не смельчак, и вроде бы не хитрец, и в то же время не простофиля. (18)Мог дружить с Лёвкой и Манюней, хотя Лёвка и Манюня друг друга терпеть не могли. (19)Был хорош с Антоном, ходил в гости к Химиусу и Лёвке и ладил с дерюгинскими, которые нас ненавидели. (20)Вот и думали: рассказать ли ему нашу тайну. (21)Шулепа был горячий его защитник. (22)Он говорил, что Батон никогда не предаст. (23)Антон тоже склонялся к тому, чтобы Батона принять в ТОИВ, потому что от него могла быть польза. (24)Мне очень не хотелось, чтобы Вадька Батон был принят в тайное общество, но сказать об этом вслух и объяснить причины я не мог. (25)Потому что была замешана женщина. (26)Соня Ганчук была влюблена в этого невзрачного, неопределённого, не такого и не сякого Батона. (27)Что она в нём находила? (28)Уши торчком, пол-лица в веснушках, редкие зубы, походка какая-то нескладная, волосы тёмные, зачёсанные немного набок и такие гладкие, будто он только что вылез из речки и причесался. (29)Я ничего не мог понять. (30)Но было очевидно для всех: она краснела, разговаривая с ним, норовила остаться в классе, когда он дежурил, задавала ему глупые вопросы и смеялась, когда он пытался острить. (31)Кстати, он не умел острить. (32)В его шутках было больше насмешки, чем остроумия. (33)Он был совершенно никакой, Вадик Батон. (34)Люди, умеющие быть никакими, продвигаются далеко. (35)Те, кто имеет с ними дело, довоображают и дорисовывают на никаком фоне всё, что им подсказывают их желания и их страхи. (36)Никакие всегда везунчики. (37)И много лет назад, когда пятеро мальчишек решали жгучую проблему – посвящать или не посвящать Глебова в свою тайну, – ему, конечно же, повезло. (38)Решили посвятить и принять. (39)Антон сказал, что война с дерюгинскими будет долгая, на изнурение, и нужен свой человек в их стане. (40)Однажды после уроков повели Вадьку Батона на задворки и всё рассказали. (41)А он уже что-то подозревал. (42)И было видно, как он обрадовался, когда ему предложили вступить в ТОИВ. (43)Но ответил он... (44)О, это был замечательный ответ! (45)Он сказал, что рад вступить в ТОИВ, но хочет быть вправе когда угодно из него выйти. (46)То есть хотел быть членом нашего общества и одновременно не быть им. (47)Вдруг обнаружилась необыкновенная выгода такой позиции: он владел нашей тайной, не будучи полностью с нами. (48)Когда мы сообразили это, было уже поздно. (49)Мы оказались у него в руках. (50)Помню, задумали новый поход в Дерюгинский переулок и назначили день, но Батон, не объясняя причин, держась таинственно, сказал, что день не годится, надо перенести на неделю. (51)Потом – ещё на неделю, ещё на три дня. (52)И мы соглашались. (53)Потому что он был наш. (54)Но не до конца и всякую минуту мог выйти из игры. (55)«Если хотите, давайте хоть сегодня, но тогда без меня...» (56)Мы стали бояться, что он предупредит Миньку Быка и вся затея с внезапным захватом переулка рухнет. (57)Чего мы хотели? (58)Просто пройти вверх и вниз Дерюгинским переулком, где увечили и обирали ребят нашего дома. (59)И если нападут, дать отпор. (60)Наконец Батон сказал: такой-то день. (61)Мы пошли часов в пять вечера. (62)Когда подошли к Дерюгинскому подворью, увидели на втором этаже в окне бледное лицо Батона. (63)Мы прошли весь переулок, на нас никто не напал. (64)Мы постояли у одной подворотни, у другой; пираты не появлялись – ни Минька Бык, ни Таранька, никто. (65)Все были разочарованы. (66)Испытания воли не получилось. (67)Ходили туда ещё раза два, но так же безрезультатно. (68)Что случилось? (69)Это так и осталось неизвестным. (70)В памяти нет ничего, кроме ощущения досады и странного чувства: будто всё это – для нашего неудовольствия и собственного покоя – подстроил Вадька Батон... (По Ю.В. Трифонову*) |
||||
|
Задание 23 26073
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В ТОИВ вошло пятеро ребят, живших в Дерюгинском переулке: Антон, Химиус, Морж, Лёвка Шулепа и Вадька Глебов, по кличке Батон. |
||||
|
Задание 24 26074
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 7 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6. |
||||
|
Задание 25 26075
Из предложений 33-36 выпишите один фразеологизм. |
||||
|
Задание 26 26076
Среди предложений 14-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
