ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 1

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст

Климат на Земле стремительно меняется. Связанные с этим природные явления создают риски для благополучия жизни будущих поколений. Особое беспокойство и тревогу вызывают сокращение площади морских льдов, горных и полярных ледников, таяние вечной мерзлоты, повышение уровня Мирового океана, изменение режима и интенсивности атмосферных осадков, увеличение количества тайфунов и ураганов, засушливых периодов и масштабных природных пожаров, рост неустойчивости в развитии природных процессов.

Достоверное прогнозирование последствий климатических изменений возможно, если оно базируется на реалистичных факторах, влияющих на климат. Среди таких факторов основными считаются солнечная радиация, парниковый эффект, вулканическая деятельность и механизмы теплообмена. В настоящее время мнение о том, что основная причина изменения глобального климата — парниковый эффект, претендует на статус достоверного. <…> убедительные научные доказательства, подтверждающие это мнение, не приводятся.

Парниковый эффект проявляется в способности ряда газов и аэрозолей удерживать тепло, получаемое нашей планетой от Солнца. Иными словами, приходящая от Солнца коротковолновая радиация разогревает поверхность нашей планеты, которая излучает тепло в виде длинноволнового (инфракрасного) излучения. Это тепло нагревает атмосферу и частично удерживается ею. Оценка парникового эффекта основывается на понятии эффективной температуры Земли и её отличии от фактической температуры земной поверхности. Парниковый эффект — естественный и важный процесс для нашей планеты. Потенциальную опасность представляет превышение нормы парниковых газов.

(По материалам журнала «Наука и жизнь»)

Задание 1 25937

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 25938

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СОКРАЩЕНИЕ. Пропуск в каком-нибудь тексте. Роман печатается с сокращениями.
2) РЕЖИМ. Точно установленный порядок жизни, дел, действий человека. Строгий режим дня.
3) МАСШТАБНЫЙ. Отличающийся большим охватом чего-нибудь; крупный. Масштабная стройка.
4) СЧИТАТЬСЯ. Расцениваться, восприниматься каким-либо образом; признаваться кем-либо, чем-либо или каким-либо. Купаться здесь считается опасным.
5) ОЦЕНКА. Обозначение уровня знаний учащихся, отметка. Выставлять оценки.

Задание 3 25939

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов

1) Наряду с общеупотребительной в тексте присутствует специальная лексика (тайфунов и ураганов, коротковолновая радиация, длинноволнового (инфракрасного) излучения, солнечная радиация, механизмы теплообмена).
2) Объективность изложения обеспечивается использованием терминов и терминологических сочетаний, слов в прямом значении, отглагольных имён существительных со значением процесса и его интенсивности (повышение, изменение, увеличение, таяние, сокращение и др.).
3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для разговорной речи: местоимения, междометия, усиливающие экспрессию частицы, простые неосложнённые предложения.
4) Информативная насыщенность обеспечивается использованием таких синтаксических конструкций, как ряды однородных членов предложения, обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
5) Текст относится к научному стилю, так как цель автора — сообщить научную информацию об изменении климата на Земле.

Задание 4 25987

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) пОняв
2) бухгАлтеров
3) Отзыв (о книге)
4) газопрОвод
5) крЕмень

Задание 5 25996

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Бабушка – ПРАКТИЧНАЯ хозяйка, у неё многому можно научиться.
В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
За годы пребывания в Италии композитор создал ряд опер, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
По крутым склонам неслись ДОЖДЛИВЫЕ потоки.

Задание 6 26006

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Можаев уехал из родного города много лет назад, и, когда ему пришлось вернуться обратно, он долго бродил по знакомым улицам, вспоминая детство и юношеские годы.

Задание 7 26032

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) у ДЕВЯНОСТА восьми фирм
2) наши ШОФЁРЫ
3) пользоваться ШАМПУНЕМ
4) наиболее УМНОГО ребёнка
5) ЕХАЙТЕ в лагерь

Задание 8 26057

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в употреблении числительного

1) На всю жизнь бабушка сохранила в памяти имена двоих школьных подруг.
2) Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы.
3) В исследованиях автор опирался на данные как толковых словарей, так и на материалы летописей.
4) Благодаря уникальных  экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.
5) Прочитав письмо друга, мне стало стыдно за долгое молчание.
6) Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
7) Отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны.
8) Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.
9) Всадник гнал лошадь двое суток, чтобы прибыть в расположение отряда вовремя.

Задание 9 26099

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) благоч..стивый, в..лосипед, вы́т..реть (руки)
2) разг..релся (спор), сокр..венные (мечты), затв..рить (окно)
3) (яркое) осв..щение, зам..реть (от восторга), прим..рить (друзей)
4) отск..чить, (на) з..ре, пан..рама
5) сж..г (дотла), трущ..ба, пощ..чина

Задание 10 26123

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..волье, пр..открыть (дверь), пр..чудливый
2) ни..ходящий, во..становление (промышленности), ра..париться
3) ант..научный, д..сфункция, арх..серьёзный
4) ад..ютант, об..ём, пред..январский
5) пре..сказание, на..строчный (символ), о..благодарить

Задание 11 26131

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) преодол..вавший, рул..во́й
2) доверч..вый, раска..лся
3) хитр..цы́, устра..вать
4) миндал..вый, обид..лись
5) команд..вать, свинц..вый (слиток)

Задание 12 26132

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (друзья) утеш..т, дыш..щий (легко)
2) относ..шься, вы́ключ..вший
3) (невежи) переч..т (окружающим), движ..щаяся (машина)
4) (ветры) высуш..т, брызж..щий (фонтан)
5) почу..вший (опасность), припа..нный (к чайнику носик)

Задание 13 26142

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Новая театральная постановка вызвала крайне (НЕ)ОДНОЗНАЧНУЮ реакцию в обществе.
2) Он был молод и пылок, отнюдь (НЕ)НАИВЕН.
3) О чём бы его (НИ)СПРОСИЛИ, у него нет другого ответа, кроме «не знаю».
4) Не отвлекайтесь, ведь наша цель ещё (НЕ)ДОСТИГНУТА.
5) Врачи не назначают пациентам (НЕ)ИЗУЧЕННЫЕ препараты.

Задание 14 26153

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Этот (С)ВИДУ тихий и скромный человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ проявил себя как настоящий герой.
2) Вскоре мы уехали (ЗА)ГОРОД, надеясь провести там (ПОЛ)МЕСЯЦА.
3) Надо было дождаться ребят во ЧТО(БЫ) то ни стало, ПОТОМУ(ЧТО) нельзя бросать друзей в беде.
4) Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ПРИ)ЭТОМ часто присылал с земляками гостинцыи ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.
5) Окончив университет, я была счастлива: (НА)КОНЕЦ настал (ТОТ)ЧАС, когда я смогу взять судьбу в свои руки.

Задание 15 26159

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Лицо солдата, утомлё(1)ое, обветре(2)ое и сосредоточе(3)ое, потемнело после бессо(4)ой ночи.

Задание 16 26165

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) День ясный а мороз не боится солнца и днём держится.
2) Это от большого тумана на стекле собрались капельки и теперь замёрзли.
3) В полях снег тает а в лесу ещё лежит на земле и ветках деревьев.
4) Тонкие стволы деревьев пригнулись к земле примёрзли и ждут с часу на час освобождения.
5) Пришёл жаркий час снег незаметно подтаивает и в полной лесной тишине шевельнётся еловая веточка и закачается.

Задание 17 26170

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Лиза ничего не отвечала ему (1) и (2) слегка приподняв брови (3) и (4) краснея (5) глядела на пол.

Задание 18 26175

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это (1) может быть (2) только так кажется поначалу. Однако (3) предупреждаю (4) тебя (5) милый Родя (6) о следующем. При встрече с Лужиным не суди о нём (7) с первого взгляда.

(По Ф.М. Достоевскому)

Задание 19 26182

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В непогожие дни (1) когда над тундрой бушует пурга (2) и (3) даже ко всему привычные собаки не решаются показываться из своих убежищ (4) было особенно приятно гостить в маленьком тёплом домике.

Задание 20 26199

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Очень важно (1) чтобы наша повседневная жизнь как можно больше соответствовала идеалу (2) который мы стремимся вселить в ребёнка (3) и (4) который должны представлять собой воспитатели.

(По Ш.А. Амонашвили)

Задание 21 26209

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Праздник Ивана Купалы уходит корнями в древние языческие времена, когда было принято восхвалять цветение и плодородие. (2)По времени проведения этот праздник совпал с христианским праздником – поминовением Иоанна Крестителя. (3)Известно, как было принято отмечать этот праздник. (4)Представьте себе ночь. (5)Звучат песни, девушки водят хороводы, мужчины состязаются в силе и ловкости. (6)Некоторые одеты в костюмы мифических существ: леших, домовых, русалок. (7)В ночь на Ивана Купалу принято было гадать: девушки пускали по воде сплетённые из цветов венки, в которые ставили горящие свечи. (8)А молодым людям нельзя было растеряться: нужно было выловить венок возлюбленной и затушить свечу.

Задание 22 26214

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

A) Но к сердцу подбирается тревога,
     И ветер дует под капот.
                                                                                                    (А. Саватеева)
Б) Он ходит по пристани гоголем и знать ничего и никого не хочет.
                                                                                        (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
B) Ещё раздражают те глупые люди,
     Которые ум свой лелеют прилюдно.
                                                                                                       (Е. Ишутина)
Г) Не надо бояться густого тумана,
    Не надо бояться пустого кармана.
                                                                                                 (Е.А. Евтушенко)
Д) Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя.
                                                                                                   (К.Д. Бальмонт)

1) эпитет
2) риторическое восклицание
3) парцелляция
4) эпифора
5) метафора
6) олицетворение
7) сравнение
8) лексический повтор
9) многосоюзие

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Трифонова Ю.В.

(1)Антону пришла в голову изумительная идея: создать ТОИВ, то есть Тайное общество испытания воли. (2)Это случилось после того, как нас исколошматили в Дерюгинском переулке. (3)Антон поправился, и мы решили пойти туда снова. (4)Мы – это Антон, Химиус, Морж, Лёвка Шулепа и я. (5)Но тут встал вопрос о Вадьке Глебове, по кличке Батон, который жил в том переулке. (6)Звать ли его в тайное общество? (7)Когда-то давно он принёс в школу белый батон, сидел на уроке, щипал мякиш и угощал желающих. (8)А желающих было много! (9)Кажется, пустяк: притащил батон, который всякий может купить в булочной за пятнадцать копеек. (10)Но вот никто не догадался, а он догадался. (11)И на переменке все просили у него кусочек, и он всех оделял. (12)Впрочем, не всех. (13)Некоторым он не давал.

(14)Этот Вадька Батон долгое время занимал меня как личность немного загадочная. (15)Почему-то многие хотели с ним дружить. (16)Он был какой-то для всех подходящий. (17)И с теми, и с этими, и не злой, и не добрый, и не очень жадный, и не очень уж щедрый, и не трусливый, и не смельчак, и вроде бы не хитрец, и в то же время не простофиля. (18)Мог дружить с Лёвкой и Манюней, хотя Лёвка и Манюня друг друга терпеть не могли. (19)Был хорош с Антоном, ходил в гости к Химиусу и Лёвке и ладил с дерюгинскими, которые нас ненавидели.

(20)Вот и думали: рассказать ли ему нашу тайну. (21)Шулепа был горячий его защитник. (22)Он говорил, что Батон никогда не предаст. (23)Антон тоже склонялся к тому, чтобы Батона принять в ТОИВ, потому что от него могла быть польза. (24)Мне очень не хотелось, чтобы Вадька Батон был принят в тайное общество, но сказать об этом вслух и объяснить причины я не мог. (25)Потому что была замешана женщина. (26)Соня Ганчук была влюблена в этого невзрачного, неопределённого, не такого и не сякого Батона. (27)Что она в нём находила? (28)Уши торчком, пол-лица в веснушках, редкие зубы, походка какая-то нескладная, волосы тёмные, зачёсанные немного набок и такие гладкие, будто он только что вылез из речки и причесался. (29)Я ничего не мог понять. (30)Но было очевидно для всех: она краснела, разговаривая с ним, норовила остаться в классе, когда он дежурил, задавала ему глупые вопросы и смеялась, когда он пытался острить. (31)Кстати, он не умел острить. (32)В его шутках было больше насмешки, чем остроумия.

(33)Он был совершенно никакой, Вадик Батон. (34)Люди, умеющие быть никакими, продвигаются далеко. (35)Те, кто имеет с ними дело, довоображают и дорисовывают на никаком фоне всё, что им подсказывают их желания и их страхи. (36)Никакие всегда везунчики. (37)И много лет назад, когда пятеро мальчишек решали жгучую проблему – посвящать или не посвящать Глебова в свою тайну, – ему, конечно же, повезло. (38)Решили посвятить и принять. (39)Антон сказал, что война с дерюгинскими будет долгая, на изнурение, и нужен свой человек в их стане.

(40)Однажды после уроков повели Вадьку Батона на задворки и всё рассказали. (41)А он уже что-то подозревал. (42)И было видно, как он обрадовался, когда ему предложили вступить в ТОИВ. (43)Но ответил он... (44)О, это был замечательный ответ! (45)Он сказал, что рад вступить в ТОИВ, но хочет быть вправе когда угодно из него выйти. (46)То есть хотел быть членом нашего общества и одновременно не быть им. (47)Вдруг обнаружилась необыкновенная выгода такой позиции: он владел нашей тайной, не будучи полностью с нами. (48)Когда мы сообразили это, было уже поздно. (49)Мы оказались у него в руках. (50)Помню, задумали новый поход в Дерюгинский переулок и назначили день, но Батон, не объясняя причин, держась таинственно, сказал, что день не годится, надо перенести на неделю. (51)Потом – ещё на неделю, ещё на три дня. (52)И мы соглашались. (53)Потому что он был наш. (54)Но не до конца и всякую минуту мог выйти из игры. (55)«Если хотите, давайте хоть сегодня, но тогда без меня...» (56)Мы стали бояться, что он предупредит Миньку Быка и вся затея с внезапным захватом переулка рухнет. (57)Чего мы хотели? (58)Просто пройти вверх и вниз Дерюгинским переулком, где увечили и обирали ребят нашего дома. (59)И если нападут, дать отпор.

(60)Наконец Батон сказал: такой-то день. (61)Мы пошли часов в пять вечера. (62)Когда подошли к Дерюгинскому подворью, увидели на втором этаже в окне бледное лицо Батона. (63)Мы прошли весь переулок, на нас никто не напал. (64)Мы постояли у одной подворотни, у другой; пираты не появлялись – ни Минька Бык, ни Таранька, никто. (65)Все были разочарованы. (66)Испытания воли не получилось. (67)Ходили туда ещё раза два, но так же безрезультатно. (68)Что случилось? (69)Это так и осталось неизвестным. (70)В памяти нет ничего, кроме ощущения досады и странного чувства: будто всё это – для нашего неудовольствия и собственного покоя – подстроил Вадька Батон...

(По Ю.В. Трифонову*)
*Юрий Валентинович Трифонов (1925—1981)  —
русский советский писатель.

Задание 23 26073

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В ТОИВ вошло пятеро ребят, живших в Дерюгинском переулке: Антон, Химиус, Морж, Лёвка Шулепа и Вадька Глебов, по кличке Батон.
2) Рассказчика долгое время интересовало, как Вадьке Батону, ничем на первый взгляд не примечательному человеку, удаётся дружить со всеми.
3) Ребята, решив посвятить Глебова в свою тайну, позже пожалели об этом.
4) Глебов с радостью согласился вступить в ТОИВ, сказав, что будет для его членов своим человеком в стане врагов.
5) Все понимали, что Батон, как мог, заботился о своих друзьях, ради их покоя оберегал их от встречи с хулиганами.

Задание 24 26074

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 7 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.
2) В предложении 15 указана причина того, о чём говорится в предложении 16.
3) В предложении 17 содержатся элементы описания.
4) Предложение 32 разъясняет суждение, высказанное в предложении 31.
5) В предложениях 34, 35 представлено повествование.

Задание 25 26075

Из предложений 33-36 выпишите один фразеологизм.

Задание 26 26076

Среди предложений 14-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
Открытый банк ФИПИ