ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 2
- ЕГЭ русский язык, 2026 (открытый банк ФИПИ)
|
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текст А.Б. ЕсинаВажным языковым средством художественной литературы является синтаксическая выразительность. Почему же так важен для художественного произведения его поэтический синтаксис, вплоть до длины фразы и расположения слов в ней? Дело в том, что первоначально искусство слова существовало не в печатном тексте, а в виде устного рассказа, повествования, песни и т.д. Литература очень хорошо помнит о своём происхождении из звучащего слова и никогда не порывает с ним. В отличие от других видов письменной речи (научной, деловой и т.п.), литературная речь есть речь потенциально звучащая. Поэтому художественный текст нельзя просто пробегать глазами, фиксируя смысл; его надо хотя бы мысленно слышать — без этого теряется очень многое: утрачивается какая-то сторона смысла (чаще всего в <…> случаях ускользает эмоциональная тональность), обедняется представление о художественном своеобразии, да и удовольствие от чтения многих художественных произведений при чтении только глазами во многом уменьшается, а то и вовсе пропадает. Вот поэтому в художественном произведении так важен синтаксис: в нём воплощаются, опредмечиваются живые интонации звучащего слова. Недаром многие писатели стремились к музыкальности своей фразы, а А.П. Чехов писал, что запятые служат «нотами при чтении». (По А.Б. Есину) |
||||
|
Задание 1 25941
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение. |
||||
|
Задание 2 25942
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ДЛИНА. Протяжённость чего-либо; расстояние между кем-, чем-либо. Меры длины. Измерить длину и ширину. Длина отрезка прямой. Длина пути. |
||||
|
Задание 3 25943
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора — передача объективной информации о синтаксическом строе художественного произведения. |
||||
|
Задание 4 25988
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) вОвремя |
||||
|
Задание 5 25997
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ЦЕЛЫЙ год готовился научный эксперимент. |
||||
|
Задание 6 26007
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. К словарным относятся те слова, правильное правописание которых нужно запомнить, потому что оно не определяется правилами. |
||||
|
Задание 7 26033
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. отдыхал в СОЧИ |
||||
|
Задание 8 26058
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Задание 9 26100
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ц..тата, ц..ничный (человек), ц..ркачи |
||||
|
Задание 10 26124
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) н..бросок, с..трудник, з..байкальский |
||||
|
Задание 11 26136
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) нов..нький, пу́гов..чка |
||||
|
Задание 12 26137
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) задремл..шь, ознаком..вшийся |
||||
|
Задание 13 26143
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) На асфальте были видны ещё (НЕ)СМЫТЫЕ дождём следы сапог. |
||||
|
Задание 14 26154
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Соседская кошка запрыгнула на забор, и в ТОТ(ЖЕ) миг стая голубей бросилась (В)РАССЫПНУЮ. |
||||
|
Задание 15 26160
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н. Хотя в семье большое значение придавали изыска(1)ости блюд, он очень любил ряженку и варенец с сахаром и сухарями, а также топлё(2)ое молоко и печё(3)ый картофель, приготовле(4)ые в русской печи. |
||||
|
Задание 16 26166
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Эти слёзы безотрадны и не приносят облегчения. |
||||
|
Задание 17 26171
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Как раз под ёлкой (1) спит (2) спрятавшись под её широкими ветками (3) заяц (4) укутавшийся (5) в снежное одеяло. |
||||
|
Задание 18 26176
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). – Молодой человек (1) в лице вашем я читаю (2) как бы (3) некую скорбь. А потому (4) тотчас же (5) и обратился к вам. (По Ф.М. Достоевскому) |
||||
|
Задание 19 26183
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Прежде чем (1) непринуждённо и решительно войти во двор и начать действовать (2) я (3) чтобы (4) ознакомиться с обстановкой (5) стал незаметно у калитки за деревом. |
||||
|
Задание 20 26200
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Видно было (1) что весь кустик был переехан колесом (2) и (3) что он уже после поднялся (4) и потому стоял боком (5) но всё-таки стоял. |
||||
|
Задание 21 26210
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Зинаида Евгеньевна Серебрякова – выдающаяся русская художница – уже к 25 годам стала всемирно известной. (2)Современники называли её «принцессой русского модерна» – направления, популярного на рубеже XIX–XX веков в искусстве. (3)Серебрякова рисовала с раннего детства, однако не получила академического художественного образования. (4)Любовь к живописи была во многом обусловлена семейной традицией: её отец был скульптором; дед – академиком архитектуры; дядя – знаменитым русским художником. (5)«Дети у нас рождаются с карандашом в руке», – говорили родственники Зинаиды Евгеньевны. (6)Известность пришла к художнице после написания автопортрета. (7)Однажды зимним утром 25-летняя Зина подошла к зеркалу, чтобы привести в порядок волосы, да так и застыла с расчёской в руке. (8)Улыбка, сияние глаз, поза художницы – всё это подчёркивает веру девушки в долгую и радостную жизнь. |
||||
|
Задание 22 26215
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Эмден Э.М.(1)Коля простоял у двери с дощечкой «Детская музыкальная школа» несколько минут. (2)Интересно всё-таки, почему Лёнин учитель позвал его! (3)Учитель, объявляющий, кто сейчас будет играть, назвал Лёнину фамилию, и Коля встрепенулся. (4)Ему вдруг стало очень страшно за друга: что, если тот опозорится, забудет? (5)Может, не выучил? (6)И тут впервые Коля подумал с сожалением: не надо было вчера звать Лёню гулять. (7)А Лёня уже вышел к роялю и через головы всех посмотрел в конец зала, на Колю… (8)Коля никогда не думал, что у его друга такие ловкие руки. (9)И как здорово он играет! (10)Дома Коля никогда не слушал его. (11)Если он заставал Лёню играющим, то обычно говорил что-нибудь ядовитое, вроде: «Эх ты, пиликалка!» – и Лёня сейчас же бросал скрипку и уходил с ним по их настоящим, важным мальчишеским делам. (12)А сейчас эти дела уже не кажутся Коле единственно важными на свете. (13)Сейчас он с удивлением и тревогой слушает друга и следит за его ловкими руками… (14)Но вот Лёня сыграл что-то решительное и громкое и остановился. (15)Закончил? (16)Нет, пианистка заиграла одна, а Лёня стоит, опустив скрипку. (17)Он смотрит в конец зала, но Коля понимает, что сейчас Лёня не видит его. (18)Лёнино лицо строже и спокойнее, чем всегда. (19)Глаза блестят, губы плотно сжаты. (20)Но вот он снова поднял смычок. (21)Ух, как хорошо он заиграл! (22)Даже мурашки забегали по Колиному телу. (23)И вдруг… что же это, неужели сбился? (24)Да, Лёня вдруг как-то сбился, оглянулся на пианистку… – (25)Начни с аккорда, – негромко и спокойно сказал чей-то мужской голос. (26)«Учитель, наверное», – мелькает у Коли в голове. (27)Он крепко сжал руки, даже зубы стиснул. (28)Как хотелось бы ему сейчас помочь другу выпутаться из беды! (29)Кажется, всё обошлось. (30)Лёня заиграл снова, пальцы его снова бегают по струнам, только лицо у него уже не такое спокойное. (31)Но вот он закончил играть, положил скрипку на рояль и сел на своё место, опустив голову. (32)После концерта к мальчикам неожиданно подошёл высокий загорелый человек, держащийся очень прямо, по-военному, и протянул Коле руку: – (33)Да, – удивлённо ответил Коля, пожимая протянутую ему руку. (34)Коля увидел, что друг его смутился, но он уже и сам догадался: Лёнин учитель. – (35)Понравился концерт? – спросил Лёнин учитель. – (36)Да… – ответил Коля неуверенно. – (37)А Лёня как играл? – (38)Хорошо играл! – решительно ответил Коля. (39)Он подумал: надо защитить Лёню. (40)Может быть, для учителей имеет значение, когда другим нравится? – (41)Да, неплохо играл, – сказал Лёнин учитель, – но и не совсем хорошо. (42)Работал мало! (43)Учитель серьёзно посмотрел сначала на Лёню, потом на Колю и вдруг улыбнулся им по-мальчишески, кивнул и отошёл. (44)Мальчики спустились в раздевалку. – (45)А учитель у тебя хороший, – вдруг неожиданно для себя сказал Коля. – (46)Ещё бы! – гордо отозвался Лёня. – (47)Фронтовик!.. (48)Мальчики вышли на улицу. (49)Какой дождь! (50)Льёт прямо как из ведра! – (51)Подождём здесь, – сказал Лёня и стал под навес. – (52)Стой-ка, – сказал Коля; он распахнул пальтишко и сунул под него скрипку. – (53)Да, она дождя не любит, – сказал Лёня. (54)Он почему-то совсем не удивился поступку друга. (По Э.М. Эмден*) |
||||
|
Задание 23 26078
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Коле было всё равно, как выступит на школьном концерте его друг Лёня. |
||||
|
Задание 24 26079
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 1 и 2 противопоставлены по содержанию. |
||||
|
Задание 25 26080
Из предложений 24-28 выпишите синонимы (синонимическую пару). |
||||
|
Задание 26 26081
Среди предложений 8-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
