ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 2

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст А.Б. Есина

Важным языковым средством художественной литературы является синтаксическая выразительность. Почему же так важен для художественного произведения его поэтический синтаксис, вплоть до длины фразы и расположения слов в ней? Дело в том, что первоначально искусство слова существовало не в печатном тексте, а в виде устного рассказа, повествования, песни и т.д. Литература очень хорошо помнит о своём происхождении из звучащего слова и никогда не порывает с ним.

В отличие от других видов письменной речи (научной, деловой и т.п.), литературная речь есть речь потенциально звучащая. Поэтому художественный текст нельзя просто пробегать глазами, фиксируя смысл; его надо хотя бы мысленно слышать — без этого теряется очень многое: утрачивается какая-то сторона смысла (чаще всего в <…> случаях ускользает эмоциональная тональность), обедняется представление о художественном своеобразии, да и удовольствие от чтения многих художественных произведений при чтении только глазами во многом уменьшается, а то и вовсе пропадает. Вот поэтому в художественном произведении так важен синтаксис: в нём воплощаются, опредмечиваются живые интонации звучащего слова. Недаром многие писатели стремились к музыкальности своей фразы, а А.П. Чехов писал, что запятые служат «нотами при чтении».

(По А.Б. Есину)

Задание 1 25941

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 25942

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ДЛИНА. Протяжённость чего-либо; расстояние между кем-, чем-либо. Меры длины. Измерить длину и ширину. Длина отрезка прямой. Длина пути.
2) РАСПОЛОЖЕНИЕ. Хорошее, благоприятное отношение к кому-либо; симпатия. Проявлять особенное расположение к кому-либо. Сердечное, искреннее расположение.
3) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Воспроизводящий действительность в эстетических образах, содержащий элементы эстетики, артистизма. Художественная резьба, вышивка. Художественное творчество. Художественная и публицистическая литература.
4) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Спектакль, театрализованное или увеселительное зрелище. Театральное представление. Дневное представление. Во время представления. Давать по два представления в день.
5) ЖИВОЙ. Такой, который живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив.

Задание 3 25943

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора — передача объективной информации о синтаксическом строе художественного произведения.
2) Анализируя особенности синтаксиса в художественном произведении, А.Б. Есин размышляет о важности умения не только прочитать, но и мысленно услышать литературный текст.
3) Текст содержит слова одной тематической группы (синтаксическая выразительность, поэтический синтаксис, письменной речи и др.), отвлечённые имена существительные (выразительность, происхождении, своеобразии и др.).
4) В тексте используются простые осложнённые предложения, а также предложения с разными видами связи между частями.
5) С помощью эпитетов («языковым средством», «устного рассказа») автор подчёркивает важность синтаксиса в художественном произведении.

Задание 4 25988

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) вОвремя
2) лгАла
3) пломбировАть
4) позвАла
5) укрепИт

Задание 5 25997

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЦЕЛЫЙ год готовился научный эксперимент.
За долгие годы жизни в тайге у меня выработалось ЗВЕРИНОЕ чутьё: я нутром чувствовал опасность.
Изящное деревянное изделие покрыто ЛАКИРОВАННЫМ раствором.
В условиях ВЕЧНОЙ мерзлоты строительство жилых домов ведётся по специальным технологиям.
Константин – человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

Задание 6 26007

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

К словарным относятся те слова, правильное правописание которых нужно запомнить, потому что оно не определяется правилами.

Задание 7 26033

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

отдыхал в СОЧИ
ПОПРОБОВАЕМ решить
разговор ОТКРОВЕНЕН
СЖЁГШИЙ рукопись
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

Задание 8 26058

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Рыбаки, вовремя предупреждённые об опасности, вернулись в порт.
2) А.С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.
3) В письме к Полине Виардо И.С. Тургенев писал, что «я без волнения не могу видеть, как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе».
4) По собственным подсчётам В.И. Даля, в его труде «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено около восьмидесяти тысяч слов, которые не были включены в предшествующие словарные издания.
5) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана помощь.
6) Литература не только развивает в человеке чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей.
7) Отношение народа к различным оттенкам цвета определяется историей его культуры, жизни и быта.
8) Слушая эту тихую мелодию, вспомнилась наша встреча.
9) Главным украшением сборника рассказов «Прогулки по небу» являются старинные карты звёздного неба.

Задание 9 26100

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ц..тата, ц..ничный (человек), ц..ркачи
2) л..рический, воскл..цание, инж..нер
3) с..нкционировать, пощ..дить, ак..демия
4) гориз..нтальный, фи..летовый, прир..щение
5) осл..плённый, сув..ренитет, в..щественные (доказательства)

Задание 10 26124

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) н..бросок, с..трудник, з..байкальский
2) ра..ширить, не..держанность, и..черпать
3) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
4) об..ём, в..ётся, под..ехать
5) пред..дущий, от..граться, из..скания

Задание 11 26136

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нов..нький, пу́гов..чка
2) ноч..вка, сгущ..нное (молоко)
3) издавн.., избирательн..
4) кре́сл..це, обессил..ть (от усталости)
5) берест..но́й, серебр..ный

Задание 12 26137

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задремл..шь, ознаком..вшийся
2) осмотр..шь, брош..нный
3) останов..шься, высуш..нный
4) (он) затихн..т, ожида..мый
5) выгляд..шь (хорошо), завис..мый

Задание 13 26143

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) На асфальте были видны ещё (НЕ)СМЫТЫЕ дождём следы сапог.
2) Чёрный дым, (НЕ)ПОДНИМАЯСЬ над трубой, стлался за пароходом.
3) В кустах трудились (НЕ)ПОВОРОТЛИВЫЕ дикие пчёлы.
4) Никакой запах (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
5) Учитесь преодолевать чувство (НЕ)УВЕРЕННОСТИ.

Задание 14 26154

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Соседская кошка запрыгнула на забор, и в ТОТ(ЖЕ) миг стая голубей бросилась (В)РАССЫПНУЮ.
2) В наши дни (ПО)ЭТОМУ адресу находится высотное здание, (В)НИЗУ которого располагается уютный итальянский ресторан.
3) Официант поставил на стол приборы, (ЗА)ТЕМ принёс (ПОЛ)ЛИМОНА на блюдце и чайник с ароматным чаем.
4) Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.
5) Признаюсь: сколько я ни старался различить (В)ДАЛЕКЕ что-нибудь (НА)ПОДОБИЕ лодки, но безуспешно.

Задание 15 26160

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Хотя в семье большое значение придавали изыска(1)ости блюд, он очень любил ряженку и варенец с сахаром и сухарями, а также топлё(2)ое молоко и печё(3)ый картофель, приготовле(4)ые в русской печи.

Задание 16 26166

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Эти слёзы безотрадны и не приносят облегчения.
2) Наталья собралась с духом встала отёрла глаза.
3) Потом она раскрыла наудачу томик Пушкина и прочла первые попавшиеся строки.
4) Внезапный не совсем понятный отъезд Рудина снял большую тяжесть с её сердца.
5) Наталья поднесла руку Дарьи Михайловны к своим губам и Дарья Михайловна поцеловала наклонённую голову.

Задание 17 26171

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Как раз под ёлкой (1) спит (2) спрятавшись под её широкими ветками (3) заяц (4) укутавшийся (5) в снежное одеяло.

Задание 18 26176

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

– Молодой человек (1) в лице вашем я читаю (2) как бы (3) некую скорбь. А потому (4) тотчас же (5) и обратился к вам.

(По Ф.М. Достоевскому)

Задание 19 26183

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прежде чем (1) непринуждённо и решительно войти во двор и начать действовать (2) я (3) чтобы (4) ознакомиться с обстановкой (5) стал незаметно у калитки за деревом.

Задание 20 26200

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Видно было (1) что весь кустик был переехан колесом (2) и (3) что он уже после поднялся (4) и потому стоял боком (5) но всё-таки стоял.

Задание 21 26210

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Зинаида Евгеньевна Серебрякова – выдающаяся русская художница – уже к 25 годам стала всемирно известной. (2)Современники называли её «принцессой русского модерна» – направления, популярного на рубеже XIX–XX веков в искусстве. (3)Серебрякова рисовала с раннего детства, однако не получила академического художественного образования. (4)Любовь к живописи была во многом обусловлена семейной традицией: её отец был скульптором; дед – академиком архитектуры; дядя – знаменитым русским художником. (5)«Дети у нас рождаются с карандашом в руке», – говорили родственники Зинаиды Евгеньевны. (6)Известность пришла к художнице после написания автопортрета. (7)Однажды зимним утром 25-летняя Зина подошла к зеркалу, чтобы привести в порядок волосы, да так и застыла с расчёской в руке. (8)Улыбка, сияние глаз, поза художницы – всё это подчёркивает веру девушки в долгую и радостную жизнь.

Задание 22 26215

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Какое лето, что за лето!
                                             (Ф.И. Тютчев)
Б) И этот мальчонка, ровесник столетья,
    С прекрасной и светлой душой.
                                               (Н. Исаенко)
B) И целому миру затронули душу
    Созвучия, ритмы, слова.
                                               (Н. Исаенко)
Г) Книга – учебник жизни.
Д) А снежинки лезут целоваться…
    Сверху вниз летят и веселятся.
                                                  (Т. Лапина)

1) анафора
2) метафора
3) аллитерация
4) бессоюзие
5) риторическое обращение
6) многосоюзие
7) эпифора
8) олицетворение
9) эпитет

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Эмден Э.М.

(1)Коля простоял у двери с дощечкой «Детская музыкальная школа» несколько минут. (2)Интересно всё-таки, почему Лёнин учитель позвал его!

(3)Учитель, объявляющий, кто сейчас будет играть, назвал Лёнину фамилию, и Коля встрепенулся. (4)Ему вдруг стало очень страшно за друга: что, если тот опозорится, забудет? (5)Может, не выучил?

(6)И тут впервые Коля подумал с сожалением: не надо было вчера звать Лёню гулять.

(7)А Лёня уже вышел к роялю и через головы всех посмотрел в конец зала, на Колю…

(8)Коля никогда не думал, что у его друга такие ловкие руки. (9)И как здорово он играет! (10)Дома Коля никогда не слушал его. (11)Если он заставал Лёню играющим, то обычно говорил что-нибудь ядовитое, вроде: «Эх ты, пиликалка!» – и Лёня сейчас же бросал скрипку и уходил с ним по их настоящим, важным мальчишеским делам. (12)А сейчас эти дела уже не кажутся Коле единственно важными на свете. (13)Сейчас он с удивлением и тревогой слушает друга и следит за его ловкими руками…

(14)Но вот Лёня сыграл что-то решительное и громкое и остановился. (15)Закончил? (16)Нет, пианистка заиграла одна, а Лёня стоит, опустив скрипку. (17)Он смотрит в конец зала, но Коля понимает, что сейчас Лёня не видит его. (18)Лёнино лицо строже и спокойнее, чем всегда. (19)Глаза блестят, губы плотно сжаты. (20)Но вот он снова поднял смычок.

(21)Ух, как хорошо он заиграл! (22)Даже мурашки забегали по Колиному телу. (23)И вдруг… что же это, неужели сбился?

(24)Да, Лёня вдруг как-то сбился, оглянулся на пианистку…

– (25)Начни с аккорда, – негромко и спокойно сказал чей-то мужской голос.

(26)«Учитель, наверное», – мелькает у Коли в голове. (27)Он крепко сжал руки, даже зубы стиснул. (28)Как хотелось бы ему сейчас помочь другу выпутаться из беды!

(29)Кажется, всё обошлось. (30)Лёня заиграл снова, пальцы его снова бегают по струнам, только лицо у него уже не такое спокойное.

(31)Но вот он закончил играть, положил скрипку на рояль и сел на своё место, опустив голову.

(32)После концерта к мальчикам неожиданно подошёл высокий загорелый человек, держащийся очень прямо, по-военному, и протянул Коле руку:
– Коля Гриненко?

– (33)Да, – удивлённо ответил Коля, пожимая протянутую ему руку.

(34)Коля увидел, что друг его смутился, но он уже и сам догадался: Лёнин учитель.

– (35)Понравился концерт? – спросил Лёнин учитель.

– (36)Да… – ответил Коля неуверенно.

– (37)А Лёня как играл?

– (38)Хорошо играл! – решительно ответил Коля.

(39)Он подумал: надо защитить Лёню. (40)Может быть, для учителей имеет значение, когда другим нравится?

– (41)Да, неплохо играл, – сказал Лёнин учитель, – но и не совсем хорошо. (42)Работал мало!

(43)Учитель серьёзно посмотрел сначала на Лёню, потом на Колю и вдруг улыбнулся им по-мальчишески, кивнул и отошёл.

(44)Мальчики спустились в раздевалку.

– (45)А учитель у тебя хороший, – вдруг неожиданно для себя сказал Коля.

– (46)Ещё бы! – гордо отозвался Лёня. – (47)Фронтовик!..

(48)Мальчики вышли на улицу. (49)Какой дождь! (50)Льёт прямо как из ведра!

– (51)Подождём здесь, – сказал Лёня и стал под навес.

– (52)Стой-ка, – сказал Коля; он распахнул пальтишко и сунул под него скрипку.

– (53)Да, она дождя не любит, – сказал Лёня.

(54)Он почему-то совсем не удивился поступку друга.

(По Э.М. Эмден*)
*Эсфирь Моисеевна Эмден (1905-1961) —
русская советская писательница, автор книг
для детей, литературный редактор.

Задание 23 26078

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Коле было всё равно, как выступит на школьном концерте его друг Лёня.
2) Лёня бросал занятия музыкой, потому что Коля смеялся над ним.
3) Лёня сбился во время выступления, потому что увидел, что Коля на него смотрит.
4) Коля подтвердил слова учителя о том, что Лёня выступил не очень хорошо, так как мало работал.
5) Коля спрятал Лёнину скрипку под пальто, чтобы уберечь её от дождя.

Задание 24 26079

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1 и 2 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 4 и 5 указана причина того, о чём говорится в предложении 6.
3) В предложениях 14-17 представлено повествование.
4) В предложении 32 содержатся элементы описания.
5) В предложениях 33-38 представлено рассуждение.

Задание 25 26080

Из предложений 24-28 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Задание 26 26081

Среди предложений 8-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
Открытый банк ФИПИ