ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 3

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст Л.И. Даниловой

Стандарт прочно вошёл в современную жизнь. Но если заглянуть в глубь веков, то окажется, что уже тысячу лет назад плоский кирпич из вымешенной красной глины — плинфа — выделывался определённых стандартных размеров. Типовыми были на Руси избы, хотя этих слов тогда не употребляли. Избы рубили по образцу: как у деда, как у соседа, как в ближайшей деревне. Типовое сооружение было подсказано человеку здравым смыслом. С незапамятных времён всё лучшее, рациональное, появлявшееся в технике строительства, оставалось надолго, закреплялось, проверялось и перепроверялось жизнью и передавалось из поколения в поколение.

В Москве в XVII столетии существовал рынок Скородом, где продавались типовые сборно-разборные дома. Собрать их не составляло никакого труда, и местные жители охотно пользовались этой услугой.

После войны с Наполеоном восстановление Москвы производилось с применением стандартных конструкций, типовых столярных и лепных деталей. Многие жилые дома были построены по одному из образцовых проектов. <…> каждый из домов имел своё лицо. Пройдитесь по Сивцеву Вражку или Замоскворечью, вы и сегодня увидите эти скромные особнячки с мезонинами. Почти всюду семь или девять окон по главному фасаду. Так повелось с давних времён, что при строительстве повторяли размеры, пропорции, композицию, а детали могли быть иными, потому и не найти двух абсолютно одинаковых зданий.

(По Л.И. Даниловой)

Задание 1 25945

Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.

Задание 2 25946

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЖИЗНЬ. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле.
2) ТИПОВОЙ. Соответствующий определённому образцу, стандартный. Типовое изделие.
3) ПРОЕКТ. Предварительный текст какого-нибудь документа. Проект резолюции.
4) СКРОМНЫЙ. Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг; не хвастливый. Учёный скромен.
5) ПОВТОРЯТЬ. Являться копией чего-либо, дублировать. Повторять вологодский узор.

Задание 3 25947

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствует специальная лексика (конструкций, типовых столярных и лепных деталей, фасаду, пропорции, композицию), использована лексика тематической группы «Строительные материалы», обеспечивающая единство темы (кирпич, плинфа).
2) Эпитеты («современную жизнь», «красной глины», «определённых стандартных размеров», «ближайшей деревне», «местные жители», «одинаковых зданий»), метафоры (рубили по образцу, здравым смыслом, технике строительства) способствуют созданию эмоциональности, выразительности текста.
3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (применением, восстановление, сооружение), полные и краткие страдательные причастия (вымешенной, построены, подсказано), возвратные глаголы (повелось, производилось).
4) К синтаксическим особенностям текста относится использование рядов однородных членов предложения, сложных предложений.
5) Текст написан языком художественной литературы, так как цель автора — эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя с помощью создания образов, а не посредством приведения логических доводов.

Задание 4 25989

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) прирУченный
2) повторИт
3) нажИвший
4) дешевизнА
5) прозорлИва

Задание 5 25998

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Наибольших темпов роста добились ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ коллективы химического и нефтяного машиностроения.
Взаимодействие общества и природы с течением времени ПРЕТЕРПЕЛО серьёзные изменения.
Он дарил ей свои стихи, написанные на каких-то газетных ОТРЫВКАХ.
Для АВТОРИТАРНОЙ личности характерно стремление чувствовать свою принадлежность к какой-либо мощной и непреодолимой силе, полностью подавляющей волю.
Если люди видят, что мы искренние и позитивные, это производит на них положительное впечатление и помогает выстраивать ПРОДУКТИВНЫЕ отношения.

Задание 6 26008

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первый русский царь из династии рода Романовых дал согласие на правление, когда находился в костромском Ипатьевском монастыре.

Задание 7 26034

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ребёнок ОКРЕП
2) в ОБЕИХ стёклах
3) городские АДРЕСА
4) нет ДЫНЬ
5) дождаться ЗАМОРОЗКОВ

Задание 8 26059

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение видо-временнoй соотнесённости глагольных форм
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) На общем собрании группы студенты не только обсуждали вопросы дисциплины, но и возможность досрочно сдать зачёты.
2) Герой романа, как только знакомится с известным режиссёром, получил роль в его новом спектакле.
3) Обращаясь к молодёжи, академик Д.С.Лихачёв говорил, что «учитесь всегда».
4) Всем по окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку.
5) Инженер приступил к работе над чертежами сразу после того, как создал техническую инструкцию.
6) В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными. 
7) Русские поэты XIX и XX веков знали и использовали народную символику.
8) По завершении рабочего дня многие служащие добираются до дома на метро. 
9) Один из персонажей пьесы М. Горького «На дне» говорит, что человек за всё в своей жизни платит сам.

Задание 9 26101

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разноскл..няемое, п..лисадник, п..рто́вый (город)
2) г..роический, сл..паются (глаза), ори..нтир
3) словосоч..тание, инт..ллект, зам..рять (длину)
4) посв..щать (в тайну), потр..сение, разр..дить (ружьё)
5) г..ревать, к..сички, пл..вцы

Задание 10 26125

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..дать (друга), пр..бывать (в городе), пр..пятствие
2) (дать) ..дачу, не..гораемый, не..дешний
3) пред..стория, меж..гровой, раз..скать
4) двух..ярусный, трёх..язычный, супер..ядро
5) пр..язык, пр..родина, пр..дедушка

Задание 11 26133

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) милост..вый, толщ..на
2) ткан..вый, переменч..вый
3) дружоч..к, щавел..вый
4) проста..вая, гру́ш..вый
5) парч..вый, нож..вка

Задание 12 26138

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задерж..нный, улучш..нный
2) выбер..шь, (мастер) замаж..т
3) (он) постро..т, покле..нный
4) (они) обид..тся, пове..вший
5) опаса..шься, потрат..вший

Задание 13 26144

Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Я же (НИ)КОГО не хочу ни обидеть, ни оскорбить.
2) Поначалу Женя корил себя за (НЕ)РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, думал, что Сергей Аркадьевич этого бы не одобрил.
3) Мы ещё (НЕ)РАЗ будем возвращаться к этому вопросу.
4) Мир, где все говорят на одном языке, представился ему похожим на огромный дом, (НЕ)РАЗДЕЛЁННЫЙ на квартиры и комнаты.
5) Говоря «бром», «железо», врачи имеют в виду (НЕ)ПРОСТЫЕ вещества, а соединения этих элементов.

Задание 14 26155

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (В)ПОСЛЕДСТВИИ оказалось, что всё это было лишь защитной маской (В)ТАЙНЕ очень честолюбивого и легкоранимого художника.
2) (НА)ВСТРЕЧУ ей вышла сероглазая старая женщина в серебряных очках и ТАК(ЖЕ), как вчера, спросила: «Кого вам угодно?»
3) Онежское озеро ‒ северный водоём, раскинувшийся на карте (В)ВИДЕ громадного речного рака с заливами (НА)ПОДОБИЕ большой правой клешни и маленькой левой.
4) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
5) Белые берёзы, (С)НАЧАЛА редкие, отделённые друг от друга, (В)ДАЛИ сливаются в пёструю массу.

Задание 15 26161

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Заключительные строки послания построе(1)ы на интонацио(2)о-мелодическом подъёме; они наполне(3)ы благородным пафосом, юношески чистой, сильной и пламе(4)ой любовью к Родине, свободе.

Задание 16 26167

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Полог перед дверью тихо распахнулся и вошёл дворецкий.
2) На Михаиле Михайловиче было то же серое пальто и в загорелых руках он держал ту же старую фуражку.
3) Он спокойно поклонился Дарье Михайловне и подошёл к чайному столу.
4) Лежнев взглянул на Рудина и как-то странно улыбнулся.
5) Дарья Михайловна посмотрела с некоторым изумлением на обоих и попросила Лежнева сесть.

Задание 17 26172

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Паншин слегка потрепал Гедеоновского по плечу (1) и (2) повернувшись на каблуках (3) поймал Леночку за голову (4) поцеловав её в лоб.

Задание 18 26177

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В этом тёмном уголке кубрика закрепилась (1) так сказать (2) взаимная дружба матроса с маленьким чужаком. Оба (3) казалось (4) были вполне довольны друг другом.
– Беспременно надо выучить тебя (5) Максимка (6) говорить (7) по-нашему, а то и не разобрать, что ты лопочешь. Однако (8) идём наверх! Сейчас ученье будет. Поглядишь!

(По К.М. Станюковичу)

Задание 19 26184

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На огни маяков пристально смотрят только вахтенные и штурвальные (1) потому что (2) все маяки на одном и том же море горят и мигают по-разному (3) чтобы (4) по этим признакам можно было определить (5) какой это маяк (6) и узнать (7) где находится корабль.

Задание 20 26201

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Элдар сел (1) и (2) когда скрестил ноги (3) он молча уставился своими красивыми глазами (4) на лицо разговорившегося старика.

Задание 21 26211

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Озеро Колыванское – относительно небольшое озеро вытянутой формы – расположено в 4 км от села Саввушки. (2)Глубина озера – не более 3 м, на дне бьют многочисленные ключи. (3)Приносят и уносят воду две речки: Верхняя Колыванка и Нижняя Колыванка. (4)Колыванское славится чистой водой и гранитными скалами, окружающими его по берегам. (5)Средневековые замки, колонны, фигуры животных и силуэты людей – всё это причудливые формы громадных утёсов. (6)Остаётся только изумляться, как точно, словно разумный скульптор, природа создала гранитные изваяния петушка или огромного сфинкса. (7)По мнению учёных, это результат совместных усилий волн древнего моря, плескавшегося более 100 миллионов лет назад на месте Западно-Сибирской низменности, и ветра. (8)Явление это уникальное: в таких масштабах нигде более в Алтайском крае не встречается.

Задание 22 26216

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Вторая неделя двадцатого века,
     Морозов трескучих разгар.
                                                       (Н. Исаенко)
Б) Простые сюжеты и искренность слова
     Бессмертны, как память о нём.
                                                        (Н. Исаенко)
В) Убран хлеб, зазеленела озимь.
    Скошен клевер. Обмолочен лён.
                                                        (А.А. Жаров)
Г) Ни ждать, ни ехать, ни переживать не хватает сил!
Д) Они сошлись. Волна и камень,
     Стихи и проза, лёд и пламень.

                                                        (А.С. Пушкин)

1) многосоюзие
2) эпифора
3) эпитет
4) антитеза
5) ассонанс
6) метонимия
7) риторическое обращение
8) риторическое восклицание
9) сравнение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Орлова Д.К.

(1)Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись. (2)Мы с ним уже активно общались, а я всё ещё не подозревал, с кем имею дело.

(3)Мне было лет двенадцать, то есть после войны прошло около двух лет, когда маму на лето назначили директором пионерского лагеря.
(4)И однажды к нашему дому подвезли на грузовичке и горой вывалили в комнате прямо на пол книги – основательно бывшие в употреблении, но весьма разнообразные по тематике. (5)Кто-то заранее побеспокоился, не без маминого, думаю, участия, чтобы для детей была создана библиотека.

(6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито.

(12)Глаз упал на начало, которое не было началом, а дальше я оторваться от текста не смог. (13)Я вошёл в него, как в новый дом, где почему-то всё оказалось знакомым: никогда не был, а всё узнал. (14)Поразительно! (15)Казалось, неведомый автор давно подсматривал за мной, всё обо мне узнал и теперь рассказал: откровенно и по-доброму, чуть ли не по-родственному.

(16)Написано было: «По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною мыслью разговора, Катенька поняла, что мне больно её равнодушие...» (17)А ведь сколько раз и мне случалось, как и неведомой Катеньке, в разговоре инстинктивно угадывать «мысли другого»! (18)Как точно...

(19)Или в другом месте: «Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня...» (20)Опять лучше не скажешь! (21)«Я понимаю, что он понимает...»

(22)И так на каждой странице. (23)«В молодости все силы души направлены на будущее... (24)Одни понятные и разделённые мечты о будущем счастье составляют уже истинное счастье этого возраста». (25)Опять моё! (26)Так и есть: каждый день твоих детства-отрочества, если они нормальны, будто сплавлен с солнцем и светом ожидания, чтобы твоё предназначение состоялось. (27)Но как выразить вслух это снедающее тебя предчувствие, можно ли передать его словами? (28)Пока ты мучим неодолимой немотой, этот автор-инкогнито всё за тебя успел рассказать.

(29)Но кто он был – неведомый автор? (30)Чья такая волшебная книга оказалась у меня в руках?

(31)Надо ли говорить, что ни в какую библиотеку она не поехала: с обглоданными своими началом и концом она осталась у меня лично.

(32)Позже я узнал её и в переплёте: «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Николаевича Толстого. (33)Вот так Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись.

(34)Иллюзия узнавания – непременная особенность классических текстов. (35)Их авторы – классики, потому что пишут для всех. (36)Это верно. (37)Но они ещё и потому вечные классики, что пишут для каждого. (38)Это верно в не меньшей степени.

(39)Юный простак, я «купился» именно на последнее. (40)Эксперимент был проведён чисто: автора скрыли. (41)Магия имени не довлела над восприятием текста. (42)Текст сам отстоял своё величие.

(43)Толстовская «диалектика души», впервые отмеченная нелюбезным Владимиру Набокову Николаем Чернышевским, как шаровая молния в форточку, сияя, влетела в очередное неопознанное читательское сердце.

(По Д.К. Орлову*)
* Даль Константинович Орлов
(род. в 1935 г.) –
критик, драматург, сценарист, публицист.


Задание 23 5344

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик познакомился с произведениями Льва Николаевича Толстого в послевоенное время.
2) Рассказчик с самого начала знал, что книга без первых и последних страниц написана Львом Николаевичем Толстым, именно поэтому он был так увлечён её содержанием.
3) Книга Льва Николаевича Толстого случайно оказалась в руках рассказчика: он не искал произведения этого писателя целенаправленно.
4) Рассказчик почувствовал доброе отношение к себе со стороны автора книги.
5) Впервые на толстовскую «диалектику души» указал Владимир Набоков.

Задание 24 4269

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3, 4 содержат повествование.
2) Предложение 5 объясняет содержание предложения 4.
3) Предложение 10 содержит элементы описания.
4) Предложение 16 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 17.
5) Предложение 31 содержит ответ на вопросы, поставленные в предложениях 29, 30.

Задание 25 4291

Из предложений 6-11 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Задание 26 4404

Среди предложений 32–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью притяжательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
Открытый банк ФИПИ