ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 3
- ЕГЭ русский язык, 2026 (открытый банк ФИПИ)
|
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текст Л.И. ДаниловойСтандарт прочно вошёл в современную жизнь. Но если заглянуть в глубь веков, то окажется, что уже тысячу лет назад плоский кирпич из вымешенной красной глины — плинфа — выделывался определённых стандартных размеров. Типовыми были на Руси избы, хотя этих слов тогда не употребляли. Избы рубили по образцу: как у деда, как у соседа, как в ближайшей деревне. Типовое сооружение было подсказано человеку здравым смыслом. С незапамятных времён всё лучшее, рациональное, появлявшееся в технике строительства, оставалось надолго, закреплялось, проверялось и перепроверялось жизнью и передавалось из поколения в поколение. В Москве в XVII столетии существовал рынок Скородом, где продавались типовые сборно-разборные дома. Собрать их не составляло никакого труда, и местные жители охотно пользовались этой услугой. После войны с Наполеоном восстановление Москвы производилось с применением стандартных конструкций, типовых столярных и лепных деталей. Многие жилые дома были построены по одному из образцовых проектов. <…> каждый из домов имел своё лицо. Пройдитесь по Сивцеву Вражку или Замоскворечью, вы и сегодня увидите эти скромные особнячки с мезонинами. Почти всюду семь или девять окон по главному фасаду. Так повелось с давних времён, что при строительстве повторяли размеры, пропорции, композицию, а детали могли быть иными, потому и не найти двух абсолютно одинаковых зданий. (По Л.И. Даниловой) |
||||
|
Задание 1 25945
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз. |
||||
|
Задание 2 25946
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ЖИЗНЬ. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. |
||||
|
Задание 3 25947
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствует специальная лексика (конструкций, типовых столярных и лепных деталей, фасаду, пропорции, композицию), использована лексика тематической группы «Строительные материалы», обеспечивающая единство темы (кирпич, плинфа). |
||||
|
Задание 4 25989
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) прирУченный |
||||
|
Задание 5 25998
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Наибольших темпов роста добились ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ коллективы химического и нефтяного машиностроения. |
||||
|
Задание 6 26008
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Первый русский царь из династии рода Романовых дал согласие на правление, когда находился в костромском Ипатьевском монастыре. |
||||
|
Задание 7 26034
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1) ребёнок ОКРЕП |
||||
|
Задание 8 26059
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Задание 9 26101
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) разноскл..няемое, п..лисадник, п..рто́вый (город) |
||||
|
Задание 10 26125
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..дать (друга), пр..бывать (в городе), пр..пятствие |
||||
|
Задание 11 26133
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) милост..вый, толщ..на |
||||
|
Задание 12 26138
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) задерж..нный, улучш..нный |
||||
|
Задание 13 26144
Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Я же (НИ)КОГО не хочу ни обидеть, ни оскорбить. |
||||
|
Задание 14 26155
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) (В)ПОСЛЕДСТВИИ оказалось, что всё это было лишь защитной маской (В)ТАЙНЕ очень честолюбивого и легкоранимого художника. |
||||
|
Задание 15 26161
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Заключительные строки послания построе(1)ы на интонацио(2)о-мелодическом подъёме; они наполне(3)ы благородным пафосом, юношески чистой, сильной и пламе(4)ой любовью к Родине, свободе. |
||||
|
Задание 16 26167
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Полог перед дверью тихо распахнулся и вошёл дворецкий. |
||||
|
Задание 17 26172
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Паншин слегка потрепал Гедеоновского по плечу (1) и (2) повернувшись на каблуках (3) поймал Леночку за голову (4) поцеловав её в лоб. |
||||
|
Задание 18 26177
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). В этом тёмном уголке кубрика закрепилась (1) так сказать (2) взаимная дружба матроса с маленьким чужаком. Оба (3) казалось (4) были вполне довольны друг другом. (По К.М. Станюковичу) |
||||
|
Задание 19 26184
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). На огни маяков пристально смотрят только вахтенные и штурвальные (1) потому что (2) все маяки на одном и том же море горят и мигают по-разному (3) чтобы (4) по этим признакам можно было определить (5) какой это маяк (6) и узнать (7) где находится корабль. |
||||
|
Задание 20 26201
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Элдар сел (1) и (2) когда скрестил ноги (3) он молча уставился своими красивыми глазами (4) на лицо разговорившегося старика. |
||||
|
Задание 21 26211
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Озеро Колыванское – относительно небольшое озеро вытянутой формы – расположено в 4 км от села Саввушки. (2)Глубина озера – не более 3 м, на дне бьют многочисленные ключи. (3)Приносят и уносят воду две речки: Верхняя Колыванка и Нижняя Колыванка. (4)Колыванское славится чистой водой и гранитными скалами, окружающими его по берегам. (5)Средневековые замки, колонны, фигуры животных и силуэты людей – всё это причудливые формы громадных утёсов. (6)Остаётся только изумляться, как точно, словно разумный скульптор, природа создала гранитные изваяния петушка или огромного сфинкса. (7)По мнению учёных, это результат совместных усилий волн древнего моря, плескавшегося более 100 миллионов лет назад на месте Западно-Сибирской низменности, и ветра. (8)Явление это уникальное: в таких масштабах нигде более в Алтайском крае не встречается. |
||||
|
Задание 22 26216
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Орлова Д.К.(1)Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись. (2)Мы с ним уже активно общались, а я всё ещё не подозревал, с кем имею дело. (3)Мне было лет двенадцать, то есть после войны прошло около двух лет, когда маму на лето назначили директором пионерского лагеря. (6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито. (12)Глаз упал на начало, которое не было началом, а дальше я оторваться от текста не смог. (13)Я вошёл в него, как в новый дом, где почему-то всё оказалось знакомым: никогда не был, а всё узнал. (14)Поразительно! (15)Казалось, неведомый автор давно подсматривал за мной, всё обо мне узнал и теперь рассказал: откровенно и по-доброму, чуть ли не по-родственному. (16)Написано было: «По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною мыслью разговора, Катенька поняла, что мне больно её равнодушие...» (17)А ведь сколько раз и мне случалось, как и неведомой Катеньке, в разговоре инстинктивно угадывать «мысли другого»! (18)Как точно... (19)Или в другом месте: «Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня...» (20)Опять лучше не скажешь! (21)«Я понимаю, что он понимает...» (22)И так на каждой странице. (23)«В молодости все силы души направлены на будущее... (24)Одни понятные и разделённые мечты о будущем счастье составляют уже истинное счастье этого возраста». (25)Опять моё! (26)Так и есть: каждый день твоих детства-отрочества, если они нормальны, будто сплавлен с солнцем и светом ожидания, чтобы твоё предназначение состоялось. (27)Но как выразить вслух это снедающее тебя предчувствие, можно ли передать его словами? (28)Пока ты мучим неодолимой немотой, этот автор-инкогнито всё за тебя успел рассказать. (29)Но кто он был – неведомый автор? (30)Чья такая волшебная книга оказалась у меня в руках? (31)Надо ли говорить, что ни в какую библиотеку она не поехала: с обглоданными своими началом и концом она осталась у меня лично. (32)Позже я узнал её и в переплёте: «Детство», «Отрочество», «Юность» Льва Николаевича Толстого. (33)Вот так Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись. (34)Иллюзия узнавания – непременная особенность классических текстов. (35)Их авторы – классики, потому что пишут для всех. (36)Это верно. (37)Но они ещё и потому вечные классики, что пишут для каждого. (38)Это верно в не меньшей степени. (39)Юный простак, я «купился» именно на последнее. (40)Эксперимент был проведён чисто: автора скрыли. (41)Магия имени не довлела над восприятием текста. (42)Текст сам отстоял своё величие. (43)Толстовская «диалектика души», впервые отмеченная нелюбезным Владимиру Набокову Николаем Чернышевским, как шаровая молния в форточку, сияя, влетела в очередное неопознанное читательское сердце. (По Д.К. Орлову*) |
||||
|
Задание 23 5344
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчик познакомился с произведениями Льва Николаевича Толстого в послевоенное время. |
||||
|
Задание 24 4269
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 3, 4 содержат повествование. |
||||
|
Задание 25 4291
Из предложений 6-11 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
||||
|
Задание 26 4404
Среди предложений 32–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью притяжательного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). |
