ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 4

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст В.Н. Волошинова

Всё то, о чём мы говорим, является только содержанием речи, темой наших слов. <…> темой может быть, например, «природа», «человек», «придаточное предложение». Но чужое высказывание является не только темой речи: оно может войти в речь и её синтаксическую конструкцию как особый конструктивный элемент. Более того, чужое высказывание, оставаясь только темой речи, может быть лишь поверхностно охарактеризовано. Для того чтобы проникнуть в его содержательную полноту, необходимо ввести его в конструкцию речи. При этом чужая речь сохраняет свою конструктивную и смысловую самостоятельность, не разрушая речевой ткани принявшего её контекста. В то же время, будучи конструктивным элементом авторской речи, чужое высказывание является и темой авторской речи, входит в её тематическое единство.

Чужая речь мыслится говорящим как высказывание другого субъекта, первоначально совершенно самостоятельное, конструктивно законченное и лежащее вне данного контекста. Вот из этого самостоятельного существования чужая речь переносится в авторский контекст, сохраняя при этом своё предметное содержание и хотя бы рудименты своей языковой целостности и первоначальной конструктивной независимости.

Авторское высказывание, принявшее в свой состав другое высказывание, вырабатывает синтаксические, стилистические и композиционные нормы для его частичной ассимиляции, приобщения к синтаксическому, композиционному и стилистическому единству авторского высказывания, сохраняя в то же время, хотя бы в рудиментарной форме, первичную самостоятельность чужого высказывания.

(По В.Н. Волошинову)

Задание 1 25949

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 25950

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) СОДЕРЖАНИЕ. Заработная плата, жалованье (офиц.). Отпуск с сохранением содержания.
2) ЭЛЕМЕНТ. Составная часть чего-либо, компонент. Разложить целое на элементы.
3) ВВЕСТИ. что. Положить начало чему-либо, установить. Ввести свои порядки.
4) ВЫРАБАТЫВАТЬ. Работая, изготавливать, производить. Вырабатывать продукцию сверх плана.
5) ПЕРВИЧНЫЙ. Первоначальный, исходный; образующий первый ряд, первую ступень в чём-нибудь. Первичный слой.

Задание 3 25951

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины и терминологические сочетания (придаточное предложение, синтаксическую конструкцию, контекста, рудименты, ассимиляции; синтаксические, стилистические и композиционные нормы).
2) Использование сравнений (как особый конструктивный элемент, как высказывание другого субъекта), метафор (является только содержанием речи, чужая речь сохраняет свою конструктивную и смысловую самостоятельность) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.
3) К синтаксическим особенностям текста относится использование конструкций с однородными членами, с обособленными распространёнными обстоятельствами и определениями, а также сложноподчинённых предложений.
4) Текст имеет грамматические особенности, характерные для устной речи: частое использование междометий, экспрессивных частиц и преобладание ситуативно неполных предложений.
5) Текст написан языком художественной литературы, так как цель автора — эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя с помощью создания образов, а не посредством приведения логических доводов.

Задание 4 25990

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) защЕмит
2) бухгАлтеров
3) Отзыв (о книге)
4) нажИвший
5) кремЕнь

Задание 5 25999

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1) СТЕКОЛЬНЫЙ завод освоил новый вид изготовления изделий.
2) Вам необходимо посещать дополнительные занятия, чтобы ПОПОЛНИТЬ пробелы в знаниях.
3) Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с КОСТЯНЫМ набалдашником.
4) ГУМАНИТАРНАЯ помощь была доставлена в районы стихийного бедствия.
5) Это животное ведёт СКРЫТНЫЙ образ жизни, поэтому мы очень мало знаем о нём.

Задание 6 26009

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Правильное правописание слов-исключений необходимо запомнить, поскольку они являются частью орфографического правила.

Задание 7 26035

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ребёнок ОКРЕП
2) в ОБОИХ стёклах
3) городские АДРЕСЫ
4) нет ДЫНЬ
5) дождаться ЗАМОРОЗКОВ

Задание 8 26060

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 

1) В жизни каждого человека не только бывают успехи, но и неудачи. 
2) Делегатов приветствовал министр культуры, собравшихся на Съезде работников киноискусства.  
3) Мечта живописца Н.М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сон Андерсена». 
4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценит новую коллекцию модельера. 
5) Создав математическую модель, учёные разработали компьютерную программу. 
6) В пьесе «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными. 
7) Очевидно, что любые слова, введённые автором в стихотворение, несут большу́ю смысловую нагрузку.
8) Учитель литературы спросил учеников, что какие проблемы возникли у них при написании сочинения.
9) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта. 

Задание 9 26102

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разув..рять, бюлл..тень, выч..та́ть
2) покл..ниться, ум..лять (о помощи), неосп..римый
3) (покрытый) ин..ем, л..петать, оп..раться
4) подр..сти, обог..титься, ан..лизировать
5) осн..стить, н..велла, г..ревать

Задание 10 26126

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..открыть, пр..стройка (к дому), пр..возмочь (боль)
2) ра..ширяться, ро..пись (на стене), чере..полосица
3) пост..нфарктный, вз..мать (плату), мед..нститут
4) ад..ютант, двух..язычный, дет..ясли
5) р..списание, ..моральное (поведение), экстр..класс

Задание 11 26134

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (лесной) объезд..ик, свар..ик
2) сосед..кий, тунгус..кий
3) изредк.., досух..
4) выздоравл..вать, марл..вая (повязка)
5) врач..вать, наставнич..ство

Задание 12 26139

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подслуш..нный, удерж..нный
2) (она) бор..тся, (флаг) ре..т
3) (они) шепч..тся, маш..щий (крыльями)
4) немысл..мое (дело), застел..шь (покрывалом)
5) прокашл..вшийся, ме́дл..щий (с выбором)

Задание 13 26145

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Андрей встречал на своём пути людей, вовсе (НЕ)ДУМАЮЩИХ о необходимости приносить пользу обществу.
2) В полном (НЕ)ГОДОВАНИИ от услышанного Матвей покинул зал заседаний.
3) Высокий женский голос пел какую-то (НЕ)ЗНАКОМУЮ песню.
4) Отец был (НЕ)РАД, что затеял этот разговор.
5) Максим Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЕЕ пяти-шести писем.

Задание 14 26156

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) Вокруг была потрясающая тишина и струились волны, а она пела, и, (ПО)МОЕМУ, ЧТО(ТО) грустное.
2) ИЗ(ЗА) домов были видны верхушки (ИЗЖЕЛТА)КРАСНЫХ клёнов, чуть покачивающихся от осеннего ветерка.
3) Никто не УДИВИЛСЯ(БЫ) КАКОЙ(НИБУДЬ) внезапной выходке со стороны гостя.
4) Он за (ПОЛ)ГОДА написал несколько сценариев (НАУЧНО)ПОПУЛЯРНЫХ фильмов.
5) Молодой художник (ЕЛЕ)ЕЛЕ сводил концы с концами, (ПО)ЭТОМУ ему приходилось брать дорогие, а значит, сложные заказы.

Задание 15 26162

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Некоторые учё(1)ые считают М.Н. Волконскую «утаё(2)ой любовью» А.С. Пушкина: многие произведения, написа(3)ые им на юге, связа(4)ы с ней.

Задание 16 26168

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Константин Диомидыч сел за фортепьяно и сыграл этюд весьма удовлетворительно.
2) Лакей вошёл и доложил о приезде знатной дамы и её брата.
3) Дарья Михайловна ничего не отвечала усадила Александру Павловну на кушетку и сама поместилась возле неё.
4) Пробило семь часов и все опять собрались в гостиной.
5) Он сорвал ветку и начал вертеть ей в воздухе.

Задание 17 26173

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Незнакомец (1) только что вошедший в ворота (2) посмотрел с удивлением Лемму вслед (3) и (4) вглядевшись в Лизу (5) подошёл прямо к ней.

Задание 18 26178

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мучительная искренность и недовольство собой не надуманы Л.Н. Толстым – они (1) конечно (2) часть его живой души. Важнее всего понять (3) пожалуй (4) то, как побеги внутреннего, духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

Задание 19 26185

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как только поезд тронулся (1) пассажиры повеселели и стали обсуждать (2) почему всё-таки он стоял (3) и (4) каковы причины неожиданной стоянки.

Задание 20 26202

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) это будет довольно низким поступком.

Задание 21 26212

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Село Карабиха стоит чуть в стороне от большой дороги. (2)Рядом горка, которая носит это же звучное название. (3)В горку упирается конец гряды, тянущейся от берегов Волги. (4)Дальше начинается крутой спуск к бескрайней равнине. (5)Усадьба Некрасова, как и село, возле которого она расположена, носит название Карабиха. (6)Досталась она поэту после долгих поисков места, где жилось бы вольно среди родной русской природы. (7)Газеты того времени пестрели объявлениями о продаже земель, экипажей, всякого инвентаря, оранжерей, конных заводов, псарен. (8)Купив Карабиху, Некрасов не стремился к доходам. (9)Карабиха стала только летним местом пребывания поэта.

Задание 22 26217

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Не жалею, не зову, не плачу.
                                                 (С.А. Есенин)
Б) Люблю берёзку русскую,
    То светлую, то грустную.
                                           (А.А. Прокофьев)
В) Мело, мело по всей земле
     Во все пределы.
                                             (Б.Л. Пастернак)
Г) Да, годы быстро пролетели,
    Сгорает жизнь, как в небе метеор.
                                           (М.В. Палиевский)
Д) Совсем ей неизвестного солдата
     Вся деревушка вышла хоронить.
                                            (М.В. Палиевский)

1) эпифора
2) сравнение
3) парцелляция
4) гипербола
5) литота
6) метонимия
7) риторическое обращение
8) градация
9) антитеза

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Соболева А.Н.

(1)В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение – это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)Пусть незаметная, не столь обременительная, но у человека, потратившего день на решение проблем, требующих физической или интеллектуальной и душевной отдачи, порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все.

(7)Для большей части взрослых и пожилых людей в наши дни телевидение заменяет чтение, они если и знакомятся с новинками книжного рынка, то за редким исключением в примитивном телевизионном изложении. (8)Молодёжь же всё чаще познаёт мир слова через наушники плееров и интернет-ресурсы, посредством смартфонов и планшетов, которые всегда под рукой. (9)Возможно, я сгущаю краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой взгляд, реалии времени именно таковы.

(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование – вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко.

(15)Если попытаться охарактеризовать всё отобранное и недавно прочитанное мною, то первое, что приходит на ум: это написали личности! (16)Люди, сделавшие себя сами. (17)Им веришь. (18)Сама история их жизни не позволяет усомниться в выводах и формулировках. (19)А ведь это очень важно – верить автору, что бы мы ни читали: научную литературу, роман или мемуары. (20)Знаменитое «Не верю!» Станиславского проникает сейчас во все жанры и виды искусства. (21)И если в кино динамика кадра и лихость сюжета могут отвлечь внимание зрителя от нестыковок и откровенной фальши, то печатное слово сразу выталкивает на поверхность всякое враньё, всё, что написано ради красного словца, высосано из пальца. (22)Воистину написанное пером не вырубишь топором.

(23)Проверяя читательский багаж прошлых лет, прихожу к выводу, что я всегда неосознанно тянулся к авторам, которые не только отмечены писательским талантом, но и обладают выдающейся личной историей. (24)Биографией, как тогда говорили. (25)В советское время информация о личной жизни популярных авторов была дозированной, а порой и недоступной, о пиаре тогда никто и не догадывался. (26)Но крупицы их дел и поступков были у всех на слуху, оживляли образ и увеличивали наши симпатии и степень доверия. (27)Так было с Маяковским, так было с Высоцким и Визбором, с Солженицыным и Шаламовым. (28)И многими другими, чьи тексты мы разбирали на цитаты, чьи высказывания становились самыми убедительными аргументами в спорах.

(29)Что же является критерием настоящей литературы? (30)Для меня главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.

(По А.Н. Соболеву*)
* Андрей Николаевич Соболев

член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
журналист, поэт-песенник.


Задание 23 26082

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Современный человек мало интересуется новинками литературы прежде всего потому, что у него не остаётся на это времени и сил.
2)  Современные люди читают преимущественно публицистическую и научную литературу.
3)  В наше время на смену книгам приходят телевидение, Интернет, различные технические устройства.
4)  Для современного человека чтение является лучшим отдыхом.
5)  Рассказчику интересны талантливые писатели с яркой биографией.

Задание 24 4265

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–3 представлено повествование.
2) В предложениях 4, 5 представлено описание.
3) Предложения 11–13 подтверждают содержание предложения 10.
4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.
5) В предложениях 19–22 содержится рассуждение.

Задание 25 26083

Из предложений 10-14 выпишите разговорное слово.

Задание 26 4402

Среди предложений 20–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)с предыдущим с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Источник: 
Открытый банк ФИПИ