ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 5
- ЕГЭ русский язык, 2026 (открытый банк ФИПИ)
|
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ЕГЭ: текст Гончарова И.А.На пламенно-золотом, необозримом небесном поле лежат целые миры волшебных городов, зданий, башен, чудовищ, зверей — всё из облаков. Вот, смотрите, громада исполинской крепости рушится медленно, без шума; там опустилась, подавляя собственный фундамент, высокая башня, и опять всё тихо отливается в форму горы, островов с лесами, с куполами. Не успело воображение воспринять этот рисунок, а он уже тает и распадается, и на место его тихо воздвигся откуда-то корабль и повис на воздушной почве. Изумлённый глаз смотрит вокруг, не видя руки, которая, играя, строит воздушные видения. Тихо, нежно и лениво ползут эти тонкие и прозрачные узоры в золотой атмосфере, как мечты тянутся в дремлющей душе, слагаясь в пленительные образы и разлагаясь опять, чтоб слиться в фантастической игре… Пусть живописцы найдут у себя краски, пусть хоть назовут эти цвета, которыми угасающее солнце окрашивает небеса! Посмотрите: фиолетовая пелена покрыла небо и смешалась с пурпуром; прошло ещё мгновение, и сквозь неё проступает тёмно-зелёный. А замки, башни, леса, розовые, палевые, коричневые, сквозят от последних лучей быстро исчезающего солнца, как освещённый храм… Вы недвижны, безмолвны, млеете перед радужными следами солнца: оно жарким прощальным лучом раздражает глаза, но вы не отводите взора; вам не хочется выйти из этой неги покоя. Очнувшись, со вздохом скажешь себе: ах, если б всегда и везде такова была природа, так же горяча и так величаво и глубоко покойна! Если б <…> была и жизнь!.. (По И.А. Гончарову) |
||||
|
Задание 1 25953
Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение. |
||||
|
Задание 2 25954
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ФУНДАМЕНТ. перен., книжн. То главное, на чём строится что-либо, что является надёжным источником для дальнейшего развития чего-либо. Надёжный фундамент. Научный фундамент. Духовный фундамент. |
||||
|
Задание 3 25955
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов. 1) Текст написан в публицистическом стиле; для текста характерна высокая степень обобщённости, что проявляется в использовании абстрактной лексики и предельной логичности изложения. |
||||
|
Задание 4 25991
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) тУфля |
||||
|
Задание 5 26000
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Во время наступления наших войск им удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону. |
||||
|
Задание 6 26010
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Ощущение одиночества, испытываемого лирическим героем, является ведущим лейтмотивом многих поэтических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, созданных в разные годы жизни. |
||||
|
Задание 7 26037
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. с ОБЕИМИ подругами |
||||
|
Задание 8 26061
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Задание 9 26103
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) присп..собиться (к условиям), тр..стник, др..знить (собаку) |
||||
|
Задание 10 26127
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..дзаказ, пр..седания (со штангой), пр..града |
||||
|
Задание 11 26135
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) ма́..лся, отча..ться |
||||
|
Задание 12 26140
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (журавли) курлыч..т, противореч..щий |
||||
|
Задание 13 26146
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Егор Иванович закрыл глаза и с минуту лежал неподвижно, почти (НЕ)ДЫША. |
||||
|
Задание 14 26157
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 1) Оценив объём работы, я понял, что сегодня мне ВРЯД(ЛИ) удастся уйти домой (ВО)ВРЕМЯ. |
||||
|
Задание 15 26163
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Хотя в семье большое значение придавали изыска(1)ости блюд, он очень любил ряженку и варенец с сахаром и сухарями, а также топлё(2)ое молоко и печё(3)ый картофель, приготовле(4)ые в русской печи. |
||||
|
Задание 16 26169
Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Скептицизм всегда отличался как бесплодностью так и бессилием. |
||||
|
Задание 17 26174
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Настойчивая (1) властолюбивая (2) она и слышать не хотела о замужестве (3) думая остаться (4) на всю жизнь в девках. |
||||
|
Задание 18 26179
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). – Я (1) вам (2) Алёна Ивановна (3) на днях (4) может быть (5) ещё одну вещь принесу. Как только (6) от приятеля ворочу... (По Ф.М. Достоевскому) |
||||
|
Задание 19 26186
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вот почему Михайловское и Тригорское так же святы для каждого русского человека (1) как свято то место берега Америки (2) где (3) впервые ступила нога Колумба. |
||||
|
Задание 20 26203
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пьер знал (1) что он не виноват (2) потому что ему нельзя было приехать раньше; знал (3) что этот взрыв с её стороны неприличен (4) и (5) что через две минуты это пройдёт. (По Л.Н. Толстому) |
||||
|
Задание 21 26213
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Телецкое озеро – одно из главных украшений Горного Алтая, его называют Алтын-колем, Золотым озером. (2)Из Телецкого озера рождается Бия (Бий) – вторая по величине река края, которая бежит в северном направлении среди невысоких хребтов; здесь обычны обрывистые берега, скальные выходы. (3)Заселён район очень неравномерно: в верховьях Бии плотность населения составляет около одного человека на км2, а в низовьях – более десяти человек на км2. (4)По берегам Телецкого озера всего четыре небольших посёлка и нетронутые горные пространства вокруг. (5)Общаясь с местными жителями, можно заметить: в горной части рядом живут русские, алтайцы, кумандинцы и другие коренные народности; берега Бии в среднем и нижнем течении заселены в основном русскими. (6)Население занимается привычной для данного края деятельностью: пчеловодством, молочным скотоводством, сбором лекарственно-технического сырья и папоротника. (7)Главное промышленное богатство горных территорий района – ценная древесина кедровых лесов, заготавливаемая леспромхозами. (8)В период «перестройки» возникла серьёзная опасность повсеместного уничтожения кедровников: в тайге хозяйничали «чёрные лесорубы». |
||||
|
Задание 22 26218
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
||||
|
Прочитайте текст и выполните задания 23-26.
ЕГЭ: текст Бруштейн А.Я.(1)Я смотрю на папу поражённая – я не понимаю: что он, шутит? – (2)Укротительница зверей не герой? – (3)Нет, Саша, не герой. – (4)Ой, папа, что ты говоришь! (5)Ты вошёл бы в клетку со львами и с тиграми? – (6)Нет. (7)Не вошёл бы. (8)Я торжествую: – (12)Конечно, боюсь. (13)Разве я тебе сказал, что я такой же смелый человек, как эта укротительница? (14)Таких бесстрашных людей, может быть, только одного на тысячи и найдёшь. (15)Но ведь кому нужна эта смелость? (16)Зачем укротительница три раза в день входит в клетку с хищниками? (17)Если бы она, рискуя жизнью, спасла этим кого-нибудь: безоружного человека, ребёнка, ну хоть корову – это было бы геройство! (18)А так – бросать своё мужество на ветер, на потеху ротозеев… (19)Ну подумай сама: в чём тут геройство? – (20)Знаете что, друзья мои? – вдруг сказал папа. – (21)Если уж зашёл у нас этот разговор, то давайте поговорим о геройстве. (22)Пусть каждый из нас расскажет о каком-нибудь герое, которого он сам знал. (23)Кто первый? (24)Ты, Леночка? (25)В пылу разговора я и не заметила, как в комнату вошла мама и слушала всё, что мы говорили. (26)Она берёт со своего столика небольшую фотографию в рамочке и подаёт её мне. – (27)Знаешь, кто это? – спрашивает мама. – (28)Конечно! (29)Это мой дедушка. – (30)Да. (31)И мой отец. (32)Он был военный врач. (33)И в приказе военного командования было сказано: «Наградить Семёна Михайловича Яблонкина за самоотверженную подачу помощи раненым под сильным огнём неприятеля». (34)И так четыре раза – после четырёх сражений – награждали моего папу, твоего дедушку! – (35)«Под сильным огнём неприятеля»? – переспрашиваю я. – (36)Это что значит? – (37)А то, – поясняет папа, – неприятель палил из пушек, раненые падали, а дедушка твой не сидел поодаль в безопасности, не ждал, пока их принесут к нему. (38)Он был хирург и знал, что важно оказать раненому помощь как можно скорее. (39)Он лез в самый огонь, выносил раненых из боя, перевязывал их тут же, на месте… (40)Смелый был человек дедушка твой Семён Михайлович и герой: сотни жизней спас! (41)Не о себе думал – о людях… – (42)Папа, а ты когда-нибудь видел героя? – (43)А как же! (44)Вот три дня назад к нам в госпиталь обожжённого человека привезли. (45)Пожарного. (46)Трёх человек из горящего дома вынес. (47)И тогда вдруг оказалось, что в запертой квартире осталось двое ребят. (48)Дом уже весь пламенем охватило, вот-вот рухнет! (49)Пожарный снова полез в дом, нашёл детей. (50)Выбраться с ними было трудно: внутренняя лестница уже обвалилась – пожарный выбросил детей из окна, а внизу люди их на тюфяк подхватили. (51)А вслед за детьми и пожарный выпрыгнул. (52)Очень тяжёлые ожоги у него… – (53)Что ж? – обращается папа ко мне. – (54)Вот тебе герой, которого я видел три дня тому назад. (55)Не герой, нет? – (56)Герой… – соглашаюсь я тихонько. – (57)Герой, да… (По А.Я. Бруштейн*) |
||||
|
Задание 23 26085
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Саша не удивилась, что её папа не считал укротителей зверей героями. |
||||
|
Задание 24 26086
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 1 и 2 противопоставлены по содержанию. |
||||
|
Задание 25 26087
Из предложений 8-14 выпишите синонимы (синонимическую пару). |
||||
|
Задание 26 26088
Среди предложений 14-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). |
