ЕГЭ 2026: ФИПИ Вариант 5

Версия для печатиPDF

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

ЕГЭ: текст Гончарова И.А.

На пламенно-золотом, необозримом небесном поле лежат целые миры волшебных городов, зданий, башен, чудовищ, зверей — всё из облаков. Вот, смотрите, громада исполинской крепости рушится медленно, без шума; там опустилась, подавляя собственный фундамент, высокая башня, и опять всё тихо отливается в форму горы, островов с лесами, с куполами. Не успело воображение воспринять этот рисунок, а он уже тает и распадается, и на место его тихо воздвигся откуда-то корабль и повис на воздушной почве.

Изумлённый глаз смотрит вокруг, не видя руки, которая, играя, строит воздушные видения. Тихо, нежно и лениво ползут эти тонкие и прозрачные узоры в золотой атмосфере, как мечты тянутся в дремлющей душе, слагаясь в пленительные образы и разлагаясь опять, чтоб слиться в фантастической игре…

Пусть живописцы найдут у себя краски, пусть хоть назовут эти цвета, которыми угасающее солнце окрашивает небеса! Посмотрите: фиолетовая пелена покрыла небо и смешалась с пурпуром; прошло ещё мгновение, и сквозь неё проступает тёмно-зелёный.

А замки, башни, леса, розовые, палевые, коричневые, сквозят от последних лучей быстро исчезающего солнца, как освещённый храм… Вы недвижны, безмолвны, млеете перед радужными следами солнца: оно жарким прощальным лучом раздражает глаза, но вы не отводите взора; вам не хочется выйти из этой неги покоя.

Очнувшись, со вздохом скажешь себе: ах, если б всегда и везде такова была природа, так же горяча и так величаво и глубоко покойна! Если б <…> была и жизнь!..

(По И.А. Гончарову)

Задание 1 25953

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

Задание 2 25954

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ФУНДАМЕНТ. перен., книжн. То главное, на чём строится что-либо, что является надёжным источником для дальнейшего развития чего-либо. Надёжный фундамент. Научный фундамент. Духовный фундамент.
2) ПОЛЗТИ. 1 и 2 л. не употр. Медленно или слишком медленно передвигаться в определённом направлении (о предметах и т.д.). Занавес ползёт вверх, начинается спектакль. Стрелки на часах ползли невыносимо медленно. Из кратера ползёт раскалённая лава.
3) ОБРАЗ. Созданный художником, писателем и т.п. обобщëнный характер, тип, а также персонаж (лицо, олицетворяемое существо), являющийся носителем каких-либо характерных черт. Художественный (типический, классический, реалистический, романтический, лирический, драматический, комический, положительный, отрицательный, центральный) образ.
4) ХРАМ. Культовое здание, посвящённое какому-либо богу (каким-либо богам) и предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Буддийский храм. Храм Афины Паллады.
5) ЖИЗНЬ. Существование человека с точки зрения его стоимости, уровня его материальной обеспеченности. Нормальная жизнь. Скромная жизнь.

Задание 3 25955

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Текст написан в публицистическом стиле; для текста характерна высокая степень обобщённости, что проявляется в использовании абстрактной лексики и предельной логичности изложения.
2) Основной тип речи в тексте — повествование: автор описывает, как последовательно сменяются картины природы.
3) Для описания прекрасных картин природы автор использует контекстные синонимы (Тихо, нежно и лениво ползут эти тонкие и прозрачные узоры…), слова в переносном значении (в золотой атмосфере).
4) Чтобы показать изменчивость картин природы, наполненность её жизнью, автор широко использует глаголы и причастия.
5) В последнем абзаце текста содержится риторическое обращение.

Задание 4 25991

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) тУфля
2) опОшлить
3) газопрОвод
4) углубИть
5) прозОрлива

Задание 5 26000

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Во время наступления наших войск им удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону.
Я предлагаю вам собственный взгляд на события тех времён, который, как я надеюсь, найдёт читательский ОТКЛИК и сегодня.
Театр имел закрытую и открытую части, что добавляло ЭФФЕКТНОСТИ выступавшим.
При условии знания ИСХОДНЫХ данных можно точно определить развитие всех физических процессов.
Единственный положительный момент во всём этом УНИЗИТЕЛЬНОМ разговоре – это то, что никто другой его не слышал.

Задание 6 26010

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Ощущение одиночества, испытываемого лирическим героем, является ведущим лейтмотивом многих поэтических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, созданных в разные годы жизни.

Задание 7 26037

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ОБЕИМИ подругами
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
свыше СТА километров
несколько ПРЕТЕНЗИЙ
ПРОМОКНУЛ до нитки

Задание 8 26061

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Идея всеобщей изменчивости и движения – главные идеи теории Гераклита.
2) Выделив все грамматические основы, становится ясна структура сложного предложения.
3) Литературный дебют А.П. Чехова состоялся в 1880 году, когда в юмористическом журнале «Стрекозе» были опубликованы его первые рассказы.
4) Многие россияне одобряют не только проведение акции «Георгиевская ленточка», но и активно принимают в ней участие.
5) Вопреки прогнозов метеорологов погода в регионе установилась тёплая и комфортная.
6) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на побережье Белого моря.
7) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых красивых зрелищ.
8) Проявляя заботу о людях пожилого возраста, взрослые показывают пример своим детям.
9) На предсказания метеорологов ориентируются как хозяйственная, так и медицинская службы города.

Задание 9 26103

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) присп..собиться (к условиям), тр..стник, др..знить (собаку)
2) (резиновые) сап..ги, взб..дриться, отв..рить (окно)
3) ст..рать (с доски), объед..нение, ист..на
4) упл..тнитель, сл..гаемые (успеха), насл..ждение
5) прим..рять (одежду), в..ртуозный, разб..раться

Задание 10 26127

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..дзаказ, пр..седания (со штангой), пр..града
2) чере..полосица, ра..каяние, изра..ходовать
3) с..знова, из..мать, с..грать
4) ар..ергард, л..ющийся (свет), раз..ехаться
5) раз..брать, пр..образ (будущего), п..дкараулить

Задание 11 26135

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ма́..лся, отча..ться
2) (сделать) запрост.., накрепк..
3) продл..вать, зави́с..ть (от начальника)
4) сирен..вый, надрыв..стый
5) милост..вый, рыж..ватый

Задание 12 26140

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (журавли) курлыч..т, противореч..щий
2) (земля) выгор..т, (крестьянин) паш..т
3) обгоня..мый, неотъемл..мый
4) замеш..н (в деле), выброш..нный (на обочину дороги)
5) посе..нный, взлеле..в

Задание 13 26146

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Егор Иванович закрыл глаза и с минуту лежал неподвижно, почти (НЕ)ДЫША.
2) Молодой человек от смущения (НЕ)ЗНАЛ, куда деваться.
3) Мы видим молодого гусара, стоящего в (НЕ)ПРИНУЖДЁННОЙ позе, облокотившись на каменный парапет.
4) Я понимаю ваше (НЕ)ЖЕЛАНИЕ говорить о будущей вашей деятельности.
5) Его ответ был (НЕ)ПОЛНЫМ, но оригинальным.

Задание 14 26157

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Оценив объём работы, я понял, что сегодня мне ВРЯД(ЛИ) удастся уйти домой (ВО)ВРЕМЯ.
2) Промозглый (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер продувал (НА)СКВОЗЬ моё старое пальто, которое уже давно не грело.
3) (НА)ВСТРЕЧУ мне выскочил пёс Собóлько, он ТО(ЖЕ) узнал меня и ласково завилял хвостом.
4) ЧТО(БЫ) выйти к озеру, надо почти (В)СЛЕПУЮ пробраться сквозь заросли кустов.
5) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

Задание 15 26163

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Хотя в семье большое значение придавали изыска(1)ости блюд, он очень любил ряженку и варенец с сахаром и сухарями, а также топлё(2)ое молоко и печё(3)ый картофель, приготовле(4)ые в русской печи.

Задание 16 26169

Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Скептицизм всегда отличался как бесплодностью так и бессилием.
2) Рудин посмотрел на Пигасова усмехнулся слегка и умолк.
3) Пигасова чуть не покоробило со злости и желчное лицо его побледнело.
4) Рудин ничего не сказал и подошёл к раскрытому окну.
5) Никто его не удерживал и не заметил его отсутствия.

Задание 17 26174

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Настойчивая (1) властолюбивая (2) она и слышать не хотела о замужестве (3) думая остаться (4) на всю жизнь в девках.

Задание 18 26179

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

– Я (1) вам (2) Алёна Ивановна (3) на днях (4) может быть (5) ещё одну вещь принесу. Как только (6) от приятеля ворочу...
– Тогда (7) и будем говорить (8) батюшка.

(По Ф.М. Достоевскому)

Задание 19 26186

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вот почему Михайловское и Тригорское так же святы для каждого русского человека (1) как свято то место берега Америки (2) где (3) впервые ступила нога Колумба.

Задание 20 26203

Укажите цифру(-⁠ы), на месте которой(-⁠ых) в предложении должна(-⁠ы) стоять запятая(-⁠ые).

Пьер знал (1) что он не виноват (2) потому что ему нельзя было приехать раньше; знал (3) что этот взрыв с её стороны неприличен (4) и (5) что через две минуты это пройдёт.

(По Л.Н. Толстому)

Задание 21 26213

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Телецкое озеро – одно из главных украшений Горного Алтая, его называют Алтын-колем, Золотым озером. (2)Из Телецкого озера рождается Бия (Бий) – вторая по величине река края, которая бежит в северном направлении среди невысоких хребтов; здесь обычны обрывистые берега, скальные выходы. (3)Заселён район очень неравномерно: в верховьях Бии плотность населения составляет около одного человека на км2, а в низовьях – более десяти человек на км2. (4)По берегам Телецкого озера всего четыре небольших посёлка и нетронутые горные пространства вокруг. (5)Общаясь с местными жителями, можно заметить: в горной части рядом живут русские, алтайцы, кумандинцы и другие коренные народности; берега Бии в среднем и нижнем течении заселены в основном русскими. (6)Население занимается привычной для данного края деятельностью: пчеловодством, молочным скотоводством, сбором лекарственно-технического сырья и папоротника. (7)Главное промышленное богатство горных территорий района – ценная древесина кедровых лесов, заготавливаемая леспромхозами. (8)В период «перестройки» возникла серьёзная опасность повсеместного уничтожения кедровников: в тайге хозяйничали «чёрные лесорубы».

Задание 22 26218

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Сколько в лесу ручей
     Наговорил речей.
                                                                               (С.Г. Островой)
Б) Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес – моя колыбель, и могила – лес.
                                                                              (М.И. Цветаева)
В) Уюта – нет. Покоя – нет.
                                                                                       (А.А. Блок)
Г) Москва, Москва!.. Люблю тебя.
                                                                           (М.Ю. Лермонтов)
Д) Когда избавит нас Творец
     От шляпок их! чепцов! и шпилек! И булавок!
     И книжных и бисквитных лавок!

                                                                               (А.С. Грибоедов)

1) риторическое обращение
2) парцелляция
3) эпифора
4) эпитет
5) метафора
6) литота
7) бессоюзие
8) аллитерация
9) олицетворение

Прочитайте текст и выполните задания 23-26.

ЕГЭ: текст Бруштейн А.Я.

(1)Я смотрю на папу поражённая – я не понимаю: что он, шутит?

– (2)Укротительница зверей не герой?

– (3)Нет, Саша, не герой.

– (4)Ой, папа, что ты говоришь! (5)Ты вошёл бы в клетку со львами и с тиграми?

– (6)Нет. (7)Не вошёл бы.

(8)Я торжествую:
– Вот видишь!
(9)А говоришь: она не герой! (10)А сам не вошёл бы! (11)Значит, боишься?

– (12)Конечно, боюсь. (13)Разве я тебе сказал, что я такой же смелый человек, как эта укротительница? (14)Таких бесстрашных людей, может быть, только одного на тысячи и найдёшь. (15)Но ведь кому нужна эта смелость? (16)Зачем укротительница три раза в день входит в клетку с хищниками? (17)Если бы она, рискуя жизнью, спасла этим кого-нибудь: безоружного человека, ребёнка, ну хоть корову – это было бы геройство! (18)А так – бросать своё мужество на ветер, на потеху ротозеев… (19)Ну подумай сама: в чём тут геройство?

– (20)Знаете что, друзья мои? – вдруг сказал папа. – (21)Если уж зашёл у нас этот разговор, то давайте поговорим о геройстве. (22)Пусть каждый из нас расскажет о каком-нибудь герое, которого он сам знал. (23)Кто первый? (24)Ты, Леночка?

(25)В пылу разговора я и не заметила, как в комнату вошла мама и слушала всё, что мы говорили. (26)Она берёт со своего столика небольшую фотографию в рамочке и подаёт её мне.

– (27)Знаешь, кто это? – спрашивает мама.

– (28)Конечно! (29)Это мой дедушка.

– (30)Да. (31)И мой отец. (32)Он был военный врач. (33)И в приказе военного командования было сказано: «Наградить Семёна Михайловича Яблонкина за самоотверженную подачу помощи раненым под сильным огнём неприятеля». (34)И так четыре раза – после четырёх сражений – награждали моего папу, твоего дедушку!

– (35)«Под сильным огнём неприятеля»? – переспрашиваю я. – (36)Это что значит?

– (37)А то, – поясняет папа, – неприятель палил из пушек, раненые падали, а дедушка твой не сидел поодаль в безопасности, не ждал, пока их принесут к нему. (38)Он был хирург и знал, что важно оказать раненому помощь как можно скорее. (39)Он лез в самый огонь, выносил раненых из боя, перевязывал их тут же, на месте… (40)Смелый был человек дедушка твой Семён Михайлович и герой: сотни жизней спас! (41)Не о себе думал – о людях…

– (42)Папа, а ты когда-нибудь видел героя?

– (43)А как же! (44)Вот три дня назад к нам в госпиталь обожжённого человека привезли. (45)Пожарного. (46)Трёх человек из горящего дома вынес. (47)И тогда вдруг оказалось, что в запертой квартире осталось двое ребят. (48)Дом уже весь пламенем охватило, вот-вот рухнет! (49)Пожарный снова полез в дом, нашёл детей. (50)Выбраться с ними было трудно: внутренняя лестница уже обвалилась – пожарный выбросил детей из окна, а внизу люди их на тюфяк подхватили. (51)А вслед за детьми и пожарный выпрыгнул. (52)Очень тяжёлые ожоги у него…

– (53)Что ж? – обращается папа ко мне. – (54)Вот тебе герой, которого я видел три дня тому назад. (55)Не герой, нет?

– (56)Герой… – соглашаюсь я тихонько. – (57)Герой, да…

(По А.Я. Бруштейн*)
*Александра Яковлевна Бруштейн (1884-1968) —
русская советская писательница, драматург

Задание 23 26085

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Саша не удивилась, что её папа не считал укротителей зверей героями.
2) Сашин папа предложил присутствующим рассказать о знакомых героях.
3) Отец Саши был военным врачом и помогал раненым под сильным огнём неприятеля.
4) Сашин папа рассказал о пожарном, который получил тяжёлые ожоги, спасая людей.
5) После рассказов мамы и папы Саша поняла, кто является героем.

Задание 24 26086

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1 и 2 противопоставлены по содержанию.
2) В предложениях 12-19 представлено рассуждение.
3) В предложениях 20-24 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 25-32 представлено повествование.
5) Предложение 38 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 37.

Задание 25 26087

Из предложений 8-14 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Задание 26 26088

Среди предложений 14-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и указательного местоимений. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Источник: 
Открытый банк ФИПИ