ЕГЭ: задание 26 (тест 5)

Версия для печатиPDF
Задание 1 4479

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (А. Грин)

«В основе рассказа А. Грина лежит история любви двух героев. Выразить сложность и глубину чувств Дэзи и Рабида автору помогают тропы: (А)__________ («движения сердца» в предложении 7, «в свете любви» в предложении 25), (Б)__________ («нескрываемую, полную радость» в предложении 23, «тяжёлые минуты» в предложении 5),(В)__________ («как тёплое утро» в предложении 9), а также приём – (Г)__________ («не словами, …а отношением» в предложении 13)».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнение
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) ирония
7) противопоставление
8) парцелляция
9) контекстные синонимы

Задание 2 4480

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (К.Г. Паустовский)

«К.Г. Паустовский –мастер художественного пейзажа. Передать красоту родной природы автору помогают тропы: (А)__________ («тени ветвей дрожали», «разлилась… синева» в предложении 37) и (Б)__________ (торжественный край» в предложении 24, «необыкновенной осени» в предложении 28). Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует синтаксическое средство – (В)__________ (предложения 42, 52) и приём – (Г)__________ (предложения 55–56)».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) парцелляция
8) ирония
9) ряды однородных членов предложения

Задание 3 4481

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (А.Н. Соболев)

«А.Н. Соболев стремится поделиться своими размышлениями с читателями, привлекая их внимание к поднятой проблеме. С этой целью автором использованы разнообразные средства выразительности, в том числе приём –(А)__________ (предложения 29, 30). Авторская речь образна и эмоциональна, характеризуется использованием такого лексического средства выразительности, как (Б)__________ («под рукой» в предложении 8, «сгущаю краски» в предложении 9). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 15) и (Г)__________ (в предложениях 6, 9) – обнаруживают неравнодушие писателя к поставленной проблеме и в то же время готовность понять другую точку зрения».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) диалектизм
3) восклицательное предложение
4) книжная лексика
5) фразеологизмы
6) вводные слова
7) противопоставление
8) диалог
9) вопросно-ответная форма изложения

Задание 4 4482

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Ф.К. Сологуб)

«Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности –(А)__________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)__________ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)__________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)__________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:
1) ряд однородных членов предложения
2) метафора
3) односоставные неопределённо-личные предложения
4) гипербола
5) фразеологизм
6) сравнение
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) эпитет

Задание 5 4483

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Д.К. Орлов)

«Даль Константинович Орлов предельно искренен в своих размышлениях. Троп –(А)__________ («Толстой вошёл в мою жизнь…»в предложении 1), а также синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 14, 20, 25) – помогают автору выразить свою оценку появления в его жизни произведений Л.Н. Толстого. Стремясь познакомить читателя с теми фрагментами произведений Л.Н. Толстого, которые произвели на него особое впечатление, автор использует приём – (В)__________ (в предложениях 16, 19, 23–24). Яркость впечатлений автору помогает передать троп – (Г)__________ («как в новый дом» в предложении 13, «как шаровая молния в форточку» в предложении 43)».

Список терминов:
1) метонимия
2) парцелляция
3) сравнение
4) книжная лексика
5) фразеологизм
6) вводные слова
7) восклицательные предложения
8) диалог
9) цитирование

Задание 6 4484

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (С.Л. Соловейчик)

«С.Л. Соловейчик относится к числу создателей педагогики сотрудничества, цель которой – воспитать свободного, нравственного, гордого, а главное, счастливого человека. Автор стремится разобраться в сложных философских понятиях. Эмоциональность и убедительность размышлениям педагога придают такие художественные средства, как троп – (А)__________ («неукротимое, неудержимое, жгучее желание» в предложении 31), приём – (Б)__________ (предложения 14, 20, 32) и синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 24, 25). Синтаксическое средство – (Г)__________ (предложения 9, 10, 41) – вовлекает читателей в диалог с автором».

Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) вопросительные предложения
4) вводные слова
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) ирония

Задание 7 4485

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (К.М. Симонов)

«Константин Симонов рассказывает о жизни солдата на войне так, что читатель становится сопричастным судьбе героя. Читатель видит картину военных событий, понимает состояние людей. Всё это показать писателю помогают лексическое средство – (А)__________ («швырнул» в предложении 11) и троп – (Б)__________ («горькое выражение» в предложении 41). Синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 11, 20) и приём – (Г)__________ («мгновенно» в предложении 26, «кругом» в предложении 44) помогают понять мысли автора».

Список терминов:
1) анафора
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) олицетворение
5) разговорное слово
6) эпитет
7) индивидуально-авторское слово
8) вводные слова
9) ряды однородных членов предложения

Задание 8 4486

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Б.Л. Васильев)

«Борис Львович Васильев рассуждает о различиях между довоенным и послевоенным поколениями, поэтому ведущим становится приём –(А)__________ (предложения 28, 29, 50). Светлой грустью пронизаны его воспоминания о довоенной юности, описать которую помогает такое синтаксическое средство, как (Б)__________ (предложения 2, 38). Выразить своё отношение к ровесникам, не вернувшимся с войны, помогает лексическое средство – (В)__________ («отошли в вечность» в предложении 3, «до седых волос» в предложении 4), а подчёркивает боль утраты троп – (Г)__________ (предложения 16, 22)».

Список терминов:
1) цитирование
2) фразеологизмы
3) эпитеты
4) ряды однородных членов предложения
5) противопоставление
6) олицетворение
7) парцелляция
8) сравнение
9) синонимы

Задание 9 4487

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (Л.Н. Толстой)

 «Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)__________ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)__________ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)__________ («Николенька» в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)__________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям».

Список терминов:
1) эпитет
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) вопросительные предложения
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) обращение

Задание 10 4488

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (В.П. Ерашов)

 «Стиль Валентина Ерашова в представленном фрагменте текста предельно лаконичен и строг. И это вполне закономерно, ведь речь идёт о войне. Одним из ведущих приёмов в смысловом построении текста является (А)________ («хрупкая и маленькая девушка» – «огромная машина» в предложении 16, а также предложение 31), что помогает автору выразить своё отношение к проблеме. В синтаксисе текста, изобилующем однородными членами, можно выделить также (Б)________ («напоминали, твердили, требовали» в предложении 22) и (В)________ (предложения 30 – 31). В лексике особенности стиля проявились прежде всего в употреблении (Г)________ («ухнулся» в предложении 21, «лупили» в предложении 14, «несусветная» в предложении 11)».

Список терминов:
1) метафора
2) метонимия
3) антитеза
4) контекстные синонимы
5) олицетворение
6) разговорные слова
7) эпифора
8) градация
9) гипербола

Задание 11 4489

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (И.А. Бунин)

«Читая описание ночи, невозможно не восхититься красотой природы, красотой открывшейся взору писателя ночи. Автор очень точен в использовании тропов, в частности (А) ________ («молчаливой тайны», «гробовой тишины» в предложении 4) и (Б)________ («как живой, глядел» в предложении 3; «словно там появлялись и исчезали золотые змейки» в предложении 11). Кроме того, звучит и особая эмоциональность - об этом можно судить по тому, как часто используется приём - (В)________ (в предложениях 13,18,23). Повествуя о том, какие чувства вызывает у героя восприятие ночи, подчёркивая детали ночи, автор использует синтаксическое средство (Г)________ (предложения 8,11,15,16)».

Список терминов:
1) метафора
2) эпитет
3) разговорная лексика
4) лексический повтор
5) восклицательные предложения
6) противопоставление
7) ряд однородных членов предложения
8) сравнение
9) цитирование