ЕГЭ 2018: вариант 6

Версия для печатиPDF

ЕГЭ: текст В6

(1)Носовые гласные, свойственные фонетической системе старославянского языка, где они обозначались специальными буквами — юсами Ѫ (о носовое) и Ѧ (э носовое), и сохранившиеся до настоящего времени в польском и кашубском языках, некогда были присущи всем славянским языкам. (2)Образовавшисъ ещё в праславянский период, впоследствии они во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, в разное время подверглись утрате, переходу в неносовые чистые. (3)<...> изменение носовых гласных в неносовые не было одинаковым в славянских языках, а это говорит о том, что произношение их в разных славянских языках было неодинаково.


Задания:

Задание 1 5465

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте . Запишите номера этих предложений.

  1. Фонетической системе старославянского языка были свойственны носовые гласные, которые обозначались специальными буквами — юсами Ѫ (о носовое) и Ѧ (э носовое).
  2. Изменение носовых гласных в неносовые в славянских языках происходило примерно одинаково, что лишний раз подтверждает идею существования праславянского языка — предка всех славянских языков.
  3. Процесс перехода носовых гласных, существовавших во всех славянских языках и сохранившихся лишь в польском и кашубском, в неносовые гласные не был одинаковым, что свидетельствует о различном произношении носовых гласных в разных славянских языках.
  4. Носовые гласные сохранились до настоящего времени лишь в двух славянских языках: в польском и кашубском, унаследовавших фонетическую систему старославянского языка.
  5. Произношение носовых гласных, утраченных во всех славянских языках, кроме польского и кашубского, было неодинаково, о чём свидетельствует различие в изменении носовых гласных в неносовые в славянских языках.
Задание 2 5466

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Лишь
И если
Именно
Например,
Причём

Задание 3 5468

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИСТЕМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИСТЕМА, -ы, ж.

  1. Общественный строй, форма общественного устройства.
    Социальная с. Капиталистическая с.
  2. Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединённых в одно целое.
    Работать в системе Академии наук.
  3. Техническое устройство, конструкция.
    Самолёт новой системы.
  4. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
    Периодическая с. элементов. С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.
  5. То, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.).
    Зарядка по утрам превратилась в систему (вошла в систему, стала системой).
Задание 4 5469

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дОсуха
бралА
мозАичный
исчЕрпать
приручЁнный

Задание 5 5470

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экскурсионный тур по Кругобайкальской железной дороге проводится на КОМФОРТАБЕЛЬНОМ поезде.
Олимпийская золотая медаль — это, пожалуй, самый ЖЕЛАННЫЙ спортивный приз.
ЛИЧНОСТНЫЙ рост — это максимальное развитие способностей, талантов человека, реализация потенциала, заложенного с момента появления на свет.
Для работы лазерных принтеров необходим специальный КРАШЕНЫЙ порошок.
ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к обязанностям не приносит общественно значимой пользы и заслуживает осуждения.

Задание 6 5471

 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пачка МАКАРОНОВ
ПОЛОЩЕТ бельё
ПЯТЬЮСТАМИ книгами
ИСПЕКИ пирог
более ВСПЫЛЬЧИВ

Задание 7 5472

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (Цифры запишите в соответствии с порядком следования букв АБВГД)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Б) ошибка в построении сложного предложения

B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с несогласованным приложением

1) В древности человек, с трудом преодолевавший большие расстояния, постепенно узнавал о существовании народов, живших в далёких землях.
2) В картине легко различается композиционный центр, к которому сходились основные линии пейзажа: очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу.
3) Приехавшая к нам бабушка рассказывала, что запах белой гвоздики, нагретой солнцем, распространился по всему вагону.
4) Стремясь отобразить на полотне игру света, Моне наносит мелкие стремительные мазки, напоминающие сверкающие пятнышки.
5) В древнегреческих школах встречались ученики, гордившиеся тем, что они выучили наизусть поэму Гомера «Илиаду».
6) Как только взошло солнце, заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то дождя.
7) Те, кто побывал на выставке художников в Париже, помнит скандал, который вызвала картина Моне «Впечатление. Восход солнца».
8) В ночной тишине слышался глухой стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.
9) Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях, сформировавших нас как народ, как нацию.

Задание 8 5473

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п..лисадник
заб..раться
пок..сить (траву)
изм..рение
мет..орология

Задание 9 5474

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..гон, и..печь
пр..рвать, пр..людно
роз..ск, с..змала
пр..дедушка, д..бавил
вз..скать, по..грать

Задание 10 5475

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

ножн..чки
находч..вость
расчётл..вый
продл..вать
удоста..вавший

Задание 11 5476

ыпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

организу..мый
стро..мый (город)
(полезные) ископа..мые
удво..нный
колебл..шься

Задание 12 5477

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)ЗНАЯ ничего о микробиологии, древние люди заботились о том, чтобы земля была плодородной.
Вследствие (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИХСЯ в течение нескольких дней дождей возникла угроза наводнения.
Я предпочитаю не отрицать ничего того, что (НЕ)ПРОВЕРЕНО на собственном опыте.
Представители конкурентной стороны (НЕ)ГОДОВАЛИ: был упущен выгодный долгосрочный контракт.
Очередной ответ студента на дополнительный вопрос экзаменатора был далеко (НЕ)ТОЧЕН.

Задание 13 5478

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ЗЛО иногда и добром отвечают, а (НА)ВСТРЕЧУ добру и другое добро родится.
(С)ЛЕВА, за барьером, (КАК)БУДТО в гигантском провале, пустынный зал, где происходят все почтовые операции, а над ним возносится стеклянный купол.
Лейтенант, построив весь взвод (ПО)ДВОЕ, повёл нас через лес, (НЕ)СМОТРЯ на наступавшие сумерки.
Я думал, ЧТО(БЫ) мне сказать отцу (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нашего вчерашнего разговора.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда мне привелось (С)НОВА побывать в тургеневском парке, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев.

Задание 14 5479

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна Н.

По городу расположе(1)ы на каналах дровя(2)ые биржи. Привезё(3)ые по воде дрова лежат сложе(4)ыми на набережных, откуда их грузят на телеги и развозят по домам.

Задание 15 5480

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Холод либо тормозит жизненные функции организма либо вынуждает его к защите.
  2. Ветер закручивал листья в осеннюю карусель да закидывал их в окна домов.
  3. Агентство проводит исследования во всех областях электронной передачи данных и управляет постами прослушивания и перехвата сигналов во всём мире.
  4. На сайте пользователи могут получить ответ на заданный вопрос или же ознакомиться с ранее заданными вопросами и ответами на них.
  5. Императора отличала широта интересов и кругозора и философия была его основным увлечением.
Задание 16 5481

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Любовь аборигенов к раскрашиванию тела и надеванию (1) искусно сделанных (2) масок (3) используемых во время церемоний и празднеств (4) свидетельствует об особой роли орнамента.

Задание 17 5482

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Цифры расположите в порядке возрастания)

Двенадцать... Сейчас (1) наверно (2)
Прошёл он через посты.
Час... Сейчас он добрался
К подножию высоты.

Два... Он теперь (3) должно быть (4)
Ползёт на самый хребет.
Три... Поскорей бы, чтобы
Его не застал (5) рассвет.

(К. М. Симонов)

Задание 18 5483

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первая экскурсия по городу (1) с достопримечательностями (2) которого (3) вы давно знакомы по открыткам и альбомам (4) всё равно оставляет незабываемые впечатления.

Задание 19 5484

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Накануне планируемого отъезда я всё-таки решил (1) что (2) пока я не заработаю достаточно денег на проезд до Батума (3) и хозяин не выдаст мне вольную (4) буду работать и ждать.

Задание 20 5485

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения.

Задание 21 5486

Какой информации нет в тексте? Укажите номера ответов.


  1. Переписывание истории, в частности искажение фактов о Великой Отечественной войне, недопустимо.
  2. Задача тех, кто связан с литературой, с искусством, — помочь людям, пережившим войну, поведать о ней другим.
  3. Воспоминания Ивана Григорьевича Ущаповского о том, что он видел и пережил на войне, составляют более тысячи пока ещё не опубликованных страниц.
  4. Точных данных о количестве погибших в годы Великой Отечественной войны нет, однако в документах говорится о десятках миллионов советских граждан.
  5. Безвестная женщина, воспитавшая в годы Великой Отечественной войны шестерых сирот, не жалеет о своей трудной судьбе.
Задание 22 4100

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры расположите в порядке возрастания.

  1. В предложениях 4—6 представлено описание.
  2. В предложениях 9—10 представлено повествование.
  3. Предложения 12—13 поясняют содержание предложения 11.
  4. Предложение 18 противопоставлено по содержанию предложению 17.
  5. В предложениях 20—22 содержится рассуждение.

Показать текст (В.В. Быков)

Задание 23 4193

Из предложений 14-16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Показать текст (В.В. Быков)

(14)Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, прошедшего всю войну от первого её дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. (15)Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц. (16)Это искренний и правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайшей из войн, увиденной глазами её рядового участника, но пока ещё не нашедший своего издателя.

Задание 24 4356

Среди предложений 7-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Показать текст (В.В. Быков)

Задание 25 4435

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Показать текст (В.В. Быков)

«Говоря о Великой Отечественной войне, В. В. Быков использует лексические средства: (А)______ («беспримерный» в предложении 9, «годину» в предложении 19) и (Б)_____ («преподала... ряд уроков» в предложении 10, «врезались в... память» в предложении 12), (В)______ («нелёгкой», «трудный» в предложении 6). Особую эмоциональность создают использованные в тексте тропы, в частности (Г)______ («шрамы от её страшных когтей» в предложении 7, «затягивается туманной дымкой забвения» в предложении 12)».

Список терминов:
1) противопоставление
2) метафора
3) ряды однородных членов предложения
4) фразеологизмы
5) сравнительный оборот
6) слова высокого стиля
7) синонимы
8) индивидуально-авторские слова
9) просторечная лексика

Источник: 
ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 2.
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.