ВПР 2019: вариант 48

Версия для печатиPDF
ВПР 2019 русский язык, 5 класс
Задание 1 6633

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В (А/а)зи.. обита..т птица-портниха. Но эта мал..нькая швея (не)..ш..ёт плат..я и ю(б/п)ки.

Когда приход..т п..ра размн..жения, она сш..ва..т два листа. Тонкий клю(в/ф) зам..ня..т(2) ей иголку. (З/С)делав клювом дыроч..ку в листе, портниха прод(и/е)ва..т заранее скрученную из хлопка или паутины ниточ..ку. Таких сте(ж/ш)ков она дела..т иной раз около д..сятка, проч..но сшивая два листоч..ка. Внутри з..лёной к..лыбельки птич..ка в..ёт гн..здо из хлопка.. пуха и ш..рстинок.

Птица-портниха живёт(1) вбл..зи от нас..лённых мест, в садах.. на плантациях. Иногда даже пос..ляет..ся на веранд.. дома и в..ёт гн..здо в ветвях комнатных(3) р..стений. Пита..т..ся птица мурав..ями.. но подб..ра..т и разные зёрнышки.(4)


Задание 2 6634

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор (звуко-буквенный);
(2) – морфемный разбор (по составу);
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи);
(4) – синтаксический разбор предложения.

Задание 3 6635

Поставьте знак ударения в следующих словах.

дала, звонишь, каучук, повторит

Задание 4 6636

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

При порыве ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.

Задание 5 6637

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. По словам Коли всё свободное время он готовится к лыжным гонкам
  2. Коля сказал что надеется опередить соперника на финальной части дистанции
  3. Под каким номером ты будешь участвовать в соревнованиях Коля
  4. Коля будет участвовать в лыжных гонках объявил тренер Юрий Петрович
Задание 6 6638

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. Для нового выпуска школьной газеты мы берём интервью у учителей старшеклассников.
  2. Таня помогает редактировать заметку о победителях конкурса.
  3. Этот выпуск газеты дорогие ребята посвящается юбилею нашей школы.
  4. Помоги-ка выбрать цвет и размер шрифта для первой полосы газеты.
Задание 7 6639

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

  1. На весеннем пригреве зацветают и ковром разрастаются подснежники.
  2. Поют голосистые дрозды и с дерева на дерево перелетают шустрые синички.
  3. Медленно кружатся в воздухе и падают на землю золотые листья берёз.
  4. Ястребы селятся и строят свои гнёзда на высоких соснах.
Задание 8 6640

Определите и запишите основную мысль текста 2.

Текст 2

ВПР5: текст Сергеева Б.

(1)Человеческий глаз приспособлен для видения на свету. (2)Чем меньше света, тем труднее глазу видеть. (3)Но человеческий разум создал электрическое освещение, изобрёл приборы, позволяющие видеть в темноте. (4)А как же видят те животные, жизнь которых проходит в норах или на дне океана, куда не проникают солнечные лучи? (5)Многие животные приспособились к жизни в темноте: зрение им заменили другие органы чувств.

(6)Животные, живущие в норах, научились обходиться вовсе без зрения. (7)У обычного крота, например, такие маленькие, как бисеринки, глазки, что и на свету он вряд ли что-то может увидеть. (8)Некоторые норные животные вообще не имеют глаз, вернее, глаза у них есть, но они плотно закрыты веками. (9)В южных степях водятся животные-слепыши. (10)Зрение этим животным заменяют сильно развитые обоняние и осязание, которые помогают им двигаться и находить пищу.

(11)Многие насекомые, рыбы и другие животные могут слышать и издавать ультразвуки - очень высокие звуки (45 тысяч колебаний в одну секунду!). (12)С их помощью они находят друг друга. (13)Это особенно важно для рыб: ведь в воде, да ещё на глубине, далеко видеть нельзя, а звуки в воде распространяются очень хорошо. (14)Стаи многих пород рыб словно играют целые концерты, и, хотя слышать эти концерты мы не можем, приходится признать, что поговорка «нем как рыба» оказывается неверной.

(По Б. Сергееву)

Задание 9 6641

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что рыбы могут найти друг друга на большой глубине? Запишите ответ.

Задание 10 6642

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.

(1)Человеческий глаз приспособлен для видения на свету. (2)Чем меньше света, тем труднее глазу видеть. (3)Но человеческий разум создал электрическое освещение, изобрёл приборы, позволяющие видеть в темноте. (4)А как же видят те животные, жизнь которых проходит в норах или на дне океана, куда не проникают солнечные лучи?

Задание 11 6643

В предложениях 7−9 найдите слово со значением «подвижная складка кожи, прикрывающая глазное яблоко». Выпишите это слово.

(7)У обычного крота, например, такие маленькие, как бисеринки, глазки, что и на свету он вряд ли что-то может увидеть. (8)Некоторые норные животные вообще не имеют глаз, вернее, глаза у них есть, но они плотно закрыты веками. (9)В южных степях водятся животные-слепыши.

Задание 12 6644

В предложениях 9−11 найдите антоним к слову «низкие» и выпишите его.

(9)В южных степях водятся животные-слепыши. (10)Зрение этим животным заменяют сильно развитые обоняние и осязание, которые помогают им двигаться и находить пищу.
(11)Многие насекомые, рыбы и другие животные могут слышать и издавать ультразвуки - очень высокие звуки (45 тысяч колебаний в одну секунду!).

Источник: 
Русский язык. Всероссийская проверочная работа 2018 год, 5 класс. Вариант 13
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.