ЕГЭ 2019: вариант 12

Версия для печатиPDF

ЕГЭ: текст В12

(1)Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, его монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. (2)Этот стиль речи имеет черты, проявляющиеся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. (3)Вместе с тем вполне естественно, что, <...>, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.


Задания:

Задание 1 7305

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Научный стиль речи имеет черты, которые проявляются независимо от характера самих наук и различий между жанрами высказывания.
  2. Наряду с общими чертами, определяемыми спецификой научного стиля, тексты из разных научных областей имеют различия в характере изложения.
  3. Тексты точных и естественных наук существенно отличаются от текстов из гуманитарных наук прежде всего характером изложения.
  4. Тексты научного стиля имеют как общие черты, определяемые спецификой научного стиля, так и особенности, связанные с конкретной научной областью.
  5. Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, что определяет ряд общих условий его функционирования и языковых особенностей.
Задание 2 7306

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот слово.

Задание 3 7307

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЯД. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЯД, -а (-у), м.

  1. Линия ровно расположенных однородных предметов.
    Р. домов. Первый р. партера.
  2. Некоторое количество чего-н.
    Р. случаев. Есть р. исключений. По целому ряду причин.
  3. мн. Состав, совокупность лиц, принадлежащих к какой-л. организации, группе, среде и т.п.
    В рядах борцов. Пополнить ряды безработных.
  4. Ларьки, магазины, лотки, рыночные прилавки, расположенные в одну линию.
    Овощной р. Торговые ряды.
  5. Полоса шириной в один взмах косы, в один захват косилки; прокос.
    Прокосить один р.
Задание 4 7308

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дешевИзна
закУпорив
мусоропрОвод
укрепИт
назвалАсь

Задание 5 7309

 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.
К предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.
В стране проводятся ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ выборы.

Задание 6 7310

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

Задание 7 7311

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

известные ПРОФЕССОРА
шкафы для КУХОНЬ
самый КРАТЧАЙШИЙ путь
ИХ дети
ИДЯ по шоссе

Задание 8 7312

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. (Цифры запишите в соответствии с порядком следования букв АБВГД)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Второе, и наиболее важное, кругосветное плавание адмирала Μ. П. Лазарева, в результате которого была подготовлена целая плеяда блестящих моряков, состоялось в 1819-1821 годах согласно заранее намеченных планов экспедиции.
2) По завершении спектакля зрители долго не могли прийти в себя от увиденного.
3) Приходит осень и раскрасила все листья в жёлто-красные цвета.
4) Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт.
5) Те, кто побывал в Риме, с упоением вспоминал об этом романтическом городе.
6) Сразу по приезде в Юрьевец туристы обратят внимание на колокольню Георгия Победоносца.
7) Прочитав роман известного писателя, нас вдруг осенила мысль о подлинном источнике этой книги.
8) В отделе критики и библиографии журнала систематически публикуются обзоры выходящих новинок художественной литературы.
9) Не смотря на берег, манящий своей красотой и тенистой прохладой, члены экипажа парусника по приходе в бухту занялись подготовкой к предстоящему этапу регаты.

Задание 9 7313

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1)  солдат, голова, поклониться
2)  сочетание, вымокший, упираться
3)  передвижение, касание, прилагательное
4)  склонился, выращу, излагать
5)  блистать, занимать, заря

Задание 10 7314

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  пр..крыл, пр..интересный, пр..следовать
2)  о..дать, по..ставка, о..ставить
3)  сверх..дея, вы..скать, пост..мпрессионизм
4)  з..брать, п..резать, р..ссказ
5)  (работа) бе..аварийна, ра..дача, бе..законный

Задание 11 7315

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. (Цифры расположите в порядке возрастания)

1) разборч..во, завистл..вый
2) издавн.., бревенч..тый
3) оспар..вать, танц..вать
4) налаж..вать, син..ватый
5) перебеж..ик, кровель..ик

Задание 12 7316

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. (Цифры расположите в порядке возрастания)

1) засе..л, обид..вший
2) разве..нный, бор..щийся
3) алч..щий, (они) хлопоч..т
4) дыш..щий, слыш..вший
5) люб..щая, пиш..щий

 

Задание 13 7317

Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Анна, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на время, пыталась доказать свою правоту.
Эту отнюдь (НЕ)ПРИЯТНУЮ историю следовало немедленно забыть.
Как (НИ)БЫЛ яростен ураган, он ослабевал.
Солнце, пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает город удивительно ярким светом.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья и тишина наполнялась дивными звуками.

Задание 14 7318

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВИДИМОМУ, нам придётся оставить квартиру, а ТАК(ЖЕ) все вещи в ней.
Адвокат (НА)ВСТРЕЧУ не явился, (ЗА)ТО приехал его помощник.
(B)ТЕЧЕНИЕ всей жизни писатель боролся за правду и (НА)КОНЕЦ добился своего.
(C)ПРАВА от дороги странники увидели дом с большой трубой, (ОТ)КУДА шёл дым.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего года она не вставала, но (ЗА)ТЕМ выздоровела.

Задание 15 7319

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Рядом чернело кострище, оно было аккуратно обустрое(1)о и обложе(2)о камнями, с подготовле(3)ым таганком и свисающими с него закопчё(4)ыми берёзовыми рогульками для котлов.

Задание 16 7320

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В чаще всю ночь кричали коростели или какие-то другие птицы.
  2. Мой юный спутник был в обыкновенном костюме стареньком шерстяном свитере полотняной рубашке.
  3. Я бы давно сделал ей подарок да всё не решаюсь.
  4. Вдали перед нами пестрели и цвели луга и поля.
  5. В XVI веке в Венеции запретили весь колёсный транспорт и с тех пор лодки стали единственным доступным средством передвижения горожан.
Задание 17 7321

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Цифры расположите в порядке возрастания)

В Нижнем Новгороде (1) городе на берегу Волги (2) возвышается (3) поражая наше воображение (4) один из самых больших трамплинов для прыжков на лыжах.

Задание 18 7322

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). (Цифры расположите в порядке возрастания)

Танцуй (1) Равель (2) свой исполинский (3) танец,
Танцуй (4) Равель! Не унывай (5) испанец!
Вращай (6) История (7) литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро (8) священный танец боя!

(Н. А. Заболоцкий)

Задание 19 7323

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

Задание 20 3864

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.

Задание 21 7324

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Поедете в Ульяновск — загляните в сквер Н.М. Карамзина. (2)В центре сквера установлен памятник Николаю Михайловичу Карамзину — писателю и историку. (З)Памятник создан в стиле классицизма: на пьедестале находится величественная муза истории Клио, которая правой рукой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» — главного труда Карамзина, а в левой руке держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России. (4)В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст великого деятеля России. (5)Два горельефа: Карамзин, читающий отрывок из своей «Истории» Александру I, и Николай Михайлович, запёчатлённый на смертном одре в окружении своего семейства —- украшают пьедестал. (6)Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра.

Задание 22 7325

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

ЕГЭ: текст Андреева Л.Н.

(1)Из самовара пар валил, как из паровоза, — даже стекло в лампе немного затуманилось: так сильно шёл пар. (2)И чашечки были те же, синие снаружи и белые внутри, очень красивые чашечки, которые подарили нам ещё на свадьбе. (3)Сестра жены подарила — она очень славная и добрая женщина.

— (4)Неужели все уцелели? — недоверчиво спросил я, мешая сахар в стакане серебряной чистой ложечкой.

— (5)Одна разбилась, — ответила жена рассеянно: она в это время держала отвёрнутым кран, и оттуда красиво и легко бежала горячая вода.

(6)Я засмеялся.

— (7)Чего ты? — спросил брат.

— (8)Так. (9)Ну, отвезите-ка меня ещё разок в кабинетик. (10)Потрудитесь для героя! (11)Побездельничали без меня, теперь баста, я вас подтяну, — и я в шутку, конечно, запел: «Мы храбро на врагов, на бой, друзья, спешим...»

(12)Они поняли шутку и тоже улыбнулись, только жена не подняла лица: она перетирала чашечки чистым вышитым полотенцем. (13)В кабинете я снова увидел голубенькие обои, лампу с зелёным колпаком и столик, на котором стоял графин с водою. (14)И он был немного запылён.

— (15)Налейте-ка мне водицы отсюда, — весело приказал я.

— (16)Ты же сейчас пил чай.

— (17)Ничего, ничего, налейте. (18)А ты, — сказал я жене, — возьми сынишку и посиди немножко в той комнате. (19)Пожалуйста.

(20)И маленькими глотками, наслаждаясь, я пил воду, а в соседней комнате сидели жена и сын, и я их не видел.

— (21)Так, хорошо. (22)Теперь идите сюда. (23)Но отчего он так поздно не ложится спать?

— (24)Он рад, что ты вернулся. (25)Милый, пойди к отцу.

(26)Но ребёнок заплакал и спрятался у матери в ногах.

— (27)Отчего он плачет? — с недоумением спросил я и оглянулся кругом. —

(28)Отчего вы все так бледны, и молчите, и ходите за мною, как тени?

(29) Брат громко засмеялся и сказал:
— Мы не молчим.

(30) И сестра повторила:

— (31)Мы всё время разговариваем.

— (32)Я похлопочу об ужине, — сказала мать и торопливо вышла.

— (33)Да, вы молчите, — с неожиданной уверенностью повторил я. — (34)С самого утра я не слышу от вас слова, я только один болтаю, смеюсь, радуюсь. (35)Разве вы не рады мне? (36)И почему вы все избегаете смотреть на меня, разве я так переменился? (37)Да, так переменился. (38)Я и зеркал не вижу. (39)Вы их убрали? (40)Дайте сюда зеркало.

— (41)Сейчас я принесу, — ответила жена и долго не возвращалась, и зеркальце принесла горничная. (42)Я посмотрел в него, и — я уже видел себя в вагоне, на вокзале — это было то же лицо, немного постаревшее, но самое обыкновенное. (43)И они, кажется, ожидали почему-то, что я вскрикну и упаду в обморок, — так обрадовались они, когда я спокойно спросил:
— Что же тут необыкновенного?

(44)Всё громче смеясь, сестра поспешно вышла, а брат сказал уверенно и спокойно:
— Да.
(45)Ты мало изменился. (46)Полысел немного.

— (47)Поблагодари и за то, что голова осталась, — равнодушно ответил я. — (48)Но куда они все убегают: то одна, то другая. (49)Повози-ка меня ещё по комнатам. (50)Какое удобное кресло, совершенно бесшумное. (51)Сколько заплатили? (52)А я уж не пожалею денег: куплю себе такие ноги, лучше... (53)Велосипед!

(54)Он висел на стене, совсем ещё новый, только с опавшими без воздуха шинами. (55)На шине заднего колеса присох кусочек грязи — от последнего раза, когда я катался. (56)Брат молчал и не двигал кресла, и я понял это молчание и эту нерешительность.

— (57)В нашем полку только четыре офицера осталось в живых, — угрюмо сказал я. — (58)Я очень счастлив... (59)А его возьми себе, завтра возьми.

— (60)Хорошо, я возьму, — покорно согласился брат. — (61)Да, ты счастлив. (62)У нас полгорода в трауре. (63)А ноги — это, право...

— (64)Конечно. (65)Я не почтальон.

(66)Брат внезапно остановился и спросил:
— А отчего у тебя трясётся голова?

— (67)Пустяки. (68)Это пройдёт, доктор сказал!

— (69)И руки тоже?

— (70)Да, да. (71)И руки. (72)Всё пройдет. (73)Вези, пожалуйста, мне надоело стоять.

(74)Они расстроили меня, эти недовольные люди, но радость снова вернулась ко мне, когда мне стали приготовлять постель — настоящую постель, на красивой кровати, на кровати, которую я купил перед свадьбой, четыре года тому назад. (75)Постлали чистую простыню, потом взбили подушки, завернули одеяло — а я смотрел на эту торжественную церемонию, и в глазах у меня стояли слёзы от смеха.

— (76)А теперь раздень-ка меня и положи, — сказал я жене. — (77)Как хорошо!

— (78)Сейчас, милый.

— (79)Поскорее!

— (80)Сейчас, милый.

— (81)Да что же ты?

— (82)Сейчас, милый.

(83)Она стояла за моею спиною, и я тщетно поворачивал голову, чтобы увидеть её. (84)И вдруг она закричала, так закричала, как кричат только на войне: — Что же это! — (85)И бросилась ко мне, обняла, упала около меня, пряча голову у отрезанных ног, с ужасом отстраняясь от них и снова припадая, целуя эти обрезки и плача.

— (86)Какой ты был! (87)Ведь тебе только тридцать лет. (88)Молодой, красивый был. (89)Что же это! (90)Как жестоки люди. (91)3ачем это? (92)Кому это нужно было? (93)Ты, мой кроткий, мой жалкий, мой милый, милый...

(94)И тут на крик прибежали все они, и мать, и сестра, и нянька, и все они плакали, говорили что-то, валялись у моих ног и так плакали. (95)А на пороге стоял брат, бледный, совсем белый, с трясущейся челюстью, и визгливо кричал: — Я тут с вами с ума сойду. (96)С ума сойду!

(97)А мать ползала у кресла и уже не кричала, а хрипела только и билась головой о колёса. (98)И чистенькая, со взбитыми подушками, с завёрнутым одеялом, стояла кровать, та самая, которую я купил четыре года назад — перед свадьбой...

(По Л. Н. Андрееву)*
*Леонид Николаевич Андреев
(1871-1919) -
русский писатель, представитель Серебряного века русской литературы.



  1. В полку, в котором служил рассказчик, выжили только четыре офицера.
  2. Лишившегося ног рассказчика его брат возит по дому на бесшумном кресле.
  3. Даже кровать, которую застилают рассказчику и которую он купил четыре года назад, перед свадьбой, не доставляет ему радости.
  4. В доме рассказчика убрали зеркала, поскольку весь город был в трауре.
  5. Как только рассказчик подозвал к себе сына, тот с радостью подбежал к отцу.
Задание 23 4306

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. Цифры расположите в порядке возрастания.

  1. Предложения 2-3 содержат элементы описания.
  2. В предложениях 12—14 представлено рассуждение.
  3. Предложение 52 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 51.
  4. В предложениях 54—55 содержится описание.
  5. В предложениях 83—85 содержится повествование.
Задание 24 4335

Из предложений 94-95 выпишите один фразеологизм.

(94)И тут на крик прибежали все они, и мать, и сестра, и нянька, и все они плакали, говорили что-то, валялись у моих ног и так плакали. (95)А на пороге стоял брат, бледный, совсем белый, с трясущейся челюстью, и визгливо кричал: — Я тут с вами с ума сойду.

Задание 25 4414

Среди предложений 1-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных антонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26 4493

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в том порядке, в котором  они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Отрывок из рассказа «Красный смех», написанного в разгар Русско-японской войны, передаёт дух того времени. При описании быта, такого родного для героя текста участника войны, автор особое внимание уделяет деталям. Чувство наслаждения видом знакомых вещей передаётся благодаря использованию различных средств выразительности, среди которых троп — (А)______ («как из паровоза» в предложении 1), лексическое средство — (Б)______ («чашечки» в предложении 2, «голубенькие» в предложении 13). Чувства родственников героя выражены прежде всего через их реплики: так, в словах жены встречаются синтаксические средства — (В)______ (в предложениях 78, 80, 82, 93), (Г)______ (предложения 91, 92)».

Список терминов:
1) обращения
2) олицетворение
3) метонимия
4) просторечная лексика
5) антитеза
6) сравнение
7) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
8) градация
9) вопросительные предложения

 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.