ОГЭ 2020: Вариант 23

Версия для печатиPDF
Задание 2 9021

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Планета, носящая имя бога времени Сатурна, не способна утонуть даже в керосине. (2)3емля в 7,5 раза плотнее, но по объёму в 760 раз меньше этого водородно-аммиачно-метанового шара. (3)В полутора миллиардах километров от Солнца не приходится рассчитывать больше чем на 1 процент того тепла, что перепадает землянам. (4)Мы бы сказали, что на сатурновой поверхности не меньше минус 150 градусов, но поверхность эта, как и у соседнего гиганта, Юпитера, — лишь начало непрозрачного атмосферного океана. (5)Мы ещё гадаем, почему природа наградила шестую планету фантастическим ожерельем почти в миллион километров длины и не больше 10—12 километров ширины.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) планета не способна (предложение 1)
2) Земля плотнее (предложение 2)
3) что перепадает (предложение 3)
4) поверхность — начало океана (предложение 4)
5) природа наградила (предложение 5)

Задание 3 9022

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

В храме Покрова на Нерли барельефы (1) выполненные в виде птиц (2) грифонов (3) львов (4) которые венчают на трёх фасадах изображения (5) сидящего на троне (6) царя Давида (7) рельефны (8) но вместе с тем необыкновенно пластичны.

Задание 4 9023

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «осторожно открывать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5 9024

Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. КАЧЕСТВЕННАЯ (работа) — НН пишется в именах прилагательных, образованных от существительных с основой, оканчивающейся на -Н.
  2. ПРИШИТЬ (пуговицу) — с приставкой ПРИ- пишутся слова, которые имеют значение присоединения.
  3. КАСАТЬСЯ (ладонью) — в безударной позиции в корне с чередованием пишется буква А.
  4. ШОССЕЙНАЯ (дорога) — в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О.
  5. (портрет) НЕ ЗАКОНЧЕН — НЕ пишется раздельно с краткими причастиями.
Задание 6 9025

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Учась в аспирантуре, герой поехал работать в пионерский лагерь и там заболел.
  2. Мать рассказала, что из сна узнала о болезни своего сына.
  3. Рассказчик никогда не спрашивал мать о методах и принципах, которыми она руководствовалась, воспитывая своих детей.
  4. Спустя десятилетия герой после посещения библиотек и профессиональных лекций открыл для себя тайну воспитания.
  5. Смысл педагогики состоит в заботе взрослого о ребёнке.

Текст Ш.А. Амонашвили

(1)Кто видел своего живого Ангела-Хранителя?

(2)Для меня им была Ты, Мама. (3)Ты вела меня к успехам и спасала от падений. (4)Сердце твоё всегда чувствовало меня независимо от расстояний.

(5)Будучи аспирантом, поехал я работать в пионерский лагерь и там заболел. (6)Два дня мучили меня непонятные и невыносимые боли, а на третий — приехала Ты и немедленно забрала. (7)Месяц боролась Ты против смерти и победила. (8)«Откуда узнала, Мама, что я болен?» — спрашивал я потом. (9)«Сынок, видела сон, как ты мучаешься».

(10)В детстве Ты была для меня надеждой и оберегала от дурного глаза. (11)В юношеские годы Ты стала стержнем для моей нравственности. (12)И позже охраняла мою духовность и звала на подвиг. (13)Но теперь, в моём преклонном возрасте, Ты, ушедшая из жизни, укрепляешь во мне веру.

(14)Увлёкшись педагогикой и штудируя горы книг, я то и дело приставал к тебе с вопросом и задавал его на «языке науки», вроде:

— Мама, скажи, как Ты воспитывала нас с сестрой? (15)Какие были у Тебя цели, методы, принципы?

(16)Ты всегда уходила от ответа, но однажды не выдержала.

(17) —Как я воспитывала? (18)Никак не воспитывала. (19)Жизнь воспитала вас... (20)Не было у меня ни цели, ни твоих принципов... (21)Была жизнь... (22)Не спрашивай об этом больше...

(23)На этом закончилось «обобщение опыта».

(24)Но спустя десятилетия я осознал, что имею свой первоисточник о тайне воспитания. (25)Он не в библиотеках, не в профессиональных лекциях, а во мне, он мой внутренний классик педагогики. (26)Теперь я знаю, где гнездится Истина воспитания: она в Сердце Матери. (27)Может быть, пригодится мой совет кому-либо из молодых искателей педагогических ценностей: милые мои, поспешите познать Сердце ваших матерей, там вам откроется тайна, которая сообщается только «на ухо», она и есть настоящая наука о воспитании.

(28)Вернулся я однажды домой к утру. (29)Был студентом, работал в школе. (30)Загулял молодой человек и забыл о времени, забыл о маме и сестре. (31)Они, наверное, спят. (32)Осторожно открываю дверь, чтобы не разбудить вас. (33)Но Ты, Мама, сидишь на стульчике у двери и штопаешь мои носки. (34)Увидев меня, ты облегчённо вздыхаешь.

(35)— Мама, почему Ты тут сидишь?

(36) — Жду тебя... — сказала Ты безо всякого укора.

(37) — Почему ждала, мама, я же не маленький? (38)Почему не легла?

(39)И Ты преподала мне урок жизни, урок классической педагогической мудрости. (40)Урок этот я осваиваю до сих пор.

(41) — Ты не поймёшь, сынок, почему я жду тебя, пока не будет у тебя своих детей...

(42)Так и случилось. (43)Родились у меня дети, и я понял суть, смысл, «предмет» педагогики: это есть забота взрослого о Ребёнке, о раскрытии в нём того Образа, который дан ему от Бога и который может возвести его до божественного благородства. (44)Мамы, многие мамы чувствуют этот великолепный путь своих дочерей и сыновей и потому всем своим существом — мыслями, волнениями, тревогами и надеждами — охраняют каждый шаг своих Порой непутёвых детей. (45)Вот в чём тайна Материнского Сердца, тайна Божественной Педагогики.

(46)Мама!

(47)Ты ушла из жизни так, что я, будучи вдали от Тебя, не смог ещё раз вглядеться в Твои мудрые и усталые глаза. (48)Ты ждала меня, но я опоздал.

(49)Сегодня, когда я пишу эти строки, Прощёное воскресенье. (50)В семье мы все простили друг другу всякие обиды, и миру прибавился мир. (51)Мне нечего прощать Тебе, святому для меня Человеку. (52)В Твоём прощении я сам нуждаюсь. (53)«Мама, Свет Ты мой, прости меня, пожалуйста, прости мои прегрешения перед Тобой, прости за боль, которую причинял я Твоему Божественному Сердцу, ибо не знал, что творил...»

(54)Ты слышишь мой голос, Мама?

(По Ш. Амонашвщш*)
*
Шалва Александрович Амонашвили (род. в 1931 г.)
известный советский, российский педагог и психолог,
исследователь и новатор в области педагогической психологии.
Фрагмент взят из сборника «Педагогические притчи».

Задание 7 9026

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Будучи аспирантом, поехал я работать в пионерский лагерь и там заболел.
  2. Теперь я знаю, где гнездится Истина воспитания: она в Сердце Матери.
  3. В юношеские годы Ты стала стержнем для моей нравственности.
  4. Загулял молодой человек и забыл о времени, забыл о маме и сестре.
  5. Сегодня, когда я пишу эти строки, Прощёное воскресенье.

Текст Ш.А. Амонашвили

(1)Кто видел своего живого Ангела-Хранителя?

(2)Для меня им была Ты, Мама. (3)Ты вела меня к успехам и спасала от падений. (4)Сердце твоё всегда чувствовало меня независимо от расстояний.

(5)Будучи аспирантом, поехал я работать в пионерский лагерь и там заболел. (6)Два дня мучили меня непонятные и невыносимые боли, а на третий — приехала Ты и немедленно забрала. (7)Месяц боролась Ты против смерти и победила. (8)«Откуда узнала, Мама, что я болен?» — спрашивал я потом. (9)«Сынок, видела сон, как ты мучаешься».

(10)В детстве Ты была для меня надеждой и оберегала от дурного глаза. (11)В юношеские годы Ты стала стержнем для моей нравственности. (12)И позже охраняла мою духовность и звала на подвиг. (13)Но теперь, в моём преклонном возрасте, Ты, ушедшая из жизни, укрепляешь во мне веру.

(14)Увлёкшись педагогикой и штудируя горы книг, я то и дело приставал к тебе с вопросом и задавал его на «языке науки», вроде:

— Мама, скажи, как Ты воспитывала нас с сестрой? (15)Какие были у Тебя цели, методы, принципы?

(16)Ты всегда уходила от ответа, но однажды не выдержала.

(17) —Как я воспитывала? (18)Никак не воспитывала. (19)Жизнь воспитала вас... (20)Не было у меня ни цели, ни твоих принципов... (21)Была жизнь... (22)Не спрашивай об этом больше...

(23)На этом закончилось «обобщение опыта».

(24)Но спустя десятилетия я осознал, что имею свой первоисточник о тайне воспитания. (25)Он не в библиотеках, не в профессиональных лекциях, а во мне, он мой внутренний классик педагогики. (26)Теперь я знаю, где гнездится Истина воспитания: она в Сердце Матери. (27)Может быть, пригодится мой совет кому-либо из молодых искателей педагогических ценностей: милые мои, поспешите познать Сердце ваших матерей, там вам откроется тайна, которая сообщается только «на ухо», она и есть настоящая наука о воспитании.

(28)Вернулся я однажды домой к утру. (29)Был студентом, работал в школе. (30)Загулял молодой человек и забыл о времени, забыл о маме и сестре. (31)Они, наверное, спят. (32)Осторожно открываю дверь, чтобы не разбудить вас. (33)Но Ты, Мама, сидишь на стульчике у двери и штопаешь мои носки. (34)Увидев меня, ты облегчённо вздыхаешь.

(35)— Мама, почему Ты тут сидишь?

(36) — Жду тебя... — сказала Ты безо всякого укора.

(37) — Почему ждала, мама, я же не маленький? (38)Почему не легла?

(39)И Ты преподала мне урок жизни, урок классической педагогической мудрости. (40)Урок этот я осваиваю до сих пор.

(41) — Ты не поймёшь, сынок, почему я жду тебя, пока не будет у тебя своих детей...

(42)Так и случилось. (43)Родились у меня дети, и я понял суть, смысл, «предмет» педагогики: это есть забота взрослого о Ребёнке, о раскрытии в нём того Образа, который дан ему от Бога и который может возвести его до божественного благородства. (44)Мамы, многие мамы чувствуют этот великолепный путь своих дочерей и сыновей и потому всем своим существом — мыслями, волнениями, тревогами и надеждами — охраняют каждый шаг своих Порой непутёвых детей. (45)Вот в чём тайна Материнского Сердца, тайна Божественной Педагогики.

(46)Мама!

(47)Ты ушла из жизни так, что я, будучи вдали от Тебя, не смог ещё раз вглядеться в Твои мудрые и усталые глаза. (48)Ты ждала меня, но я опоздал.

(49)Сегодня, когда я пишу эти строки, Прощёное воскресенье. (50)В семье мы все простили друг другу всякие обиды, и миру прибавился мир. (51)Мне нечего прощать Тебе, святому для меня Человеку. (52)В Твоём прощении я сам нуждаюсь. (53)«Мама, Свет Ты мой, прости меня, пожалуйста, прости мои прегрешения перед Тобой, прости за боль, которую причинял я Твоему Божественному Сердцу, ибо не знал, что творил...»

(54)Ты слышишь мой голос, Мама?

(По Ш. Амонашвщш*)
*
Шалва Александрович Амонашвили (род. в 1931 г.)
известный советский, российский педагог и психолог,
исследователь и новатор в области педагогической психологии.
Фрагмент взят из сборника «Педагогические притчи».

Задание 8 9027

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте среди предложений 1—13 контекстные антонимы. Выпишите эти антонимы (одну антонимическую пару).

Текст Ш.А. Амонашвили

(1)Кто видел своего живого Ангела-Хранителя?

(2)Для меня им была Ты, Мама. (3)Ты вела меня к успехам и спасала от падений. (4)Сердце твоё всегда чувствовало меня независимо от расстояний.

(5)Будучи аспирантом, поехал я работать в пионерский лагерь и там заболел. (6)Два дня мучили меня непонятные и невыносимые боли, а на третий — приехала Ты и немедленно забрала. (7)Месяц боролась Ты против смерти и победила. (8)«Откуда узнала, Мама, что я болен?» — спрашивал я потом. (9)«Сынок, видела сон, как ты мучаешься».

(10)В детстве Ты была для меня надеждой и оберегала от дурного глаза. (11)В юношеские годы Ты стала стержнем для моей нравственности. (12)И позже охраняла мою духовность и звала на подвиг. (13)Но теперь, в моём преклонном возрасте, Ты, ушедшая из жизни, укрепляешь во мне веру.

(14)Увлёкшись педагогикой и штудируя горы книг, я то и дело приставал к тебе с вопросом и задавал его на «языке науки», вроде:

— Мама, скажи, как Ты воспитывала нас с сестрой? (15)Какие были у Тебя цели, методы, принципы?

(16)Ты всегда уходила от ответа, но однажды не выдержала.

(17) —Как я воспитывала? (18)Никак не воспитывала. (19)Жизнь воспитала вас... (20)Не было у меня ни цели, ни твоих принципов... (21)Была жизнь... (22)Не спрашивай об этом больше...

(23)На этом закончилось «обобщение опыта».

(24)Но спустя десятилетия я осознал, что имею свой первоисточник о тайне воспитания. (25)Он не в библиотеках, не в профессиональных лекциях, а во мне, он мой внутренний классик педагогики. (26)Теперь я знаю, где гнездится Истина воспитания: она в Сердце Матери. (27)Может быть, пригодится мой совет кому-либо из молодых искателей педагогических ценностей: милые мои, поспешите познать Сердце ваших матерей, там вам откроется тайна, которая сообщается только «на ухо», она и есть настоящая наука о воспитании.

(28)Вернулся я однажды домой к утру. (29)Был студентом, работал в школе. (30)Загулял молодой человек и забыл о времени, забыл о маме и сестре. (31)Они, наверное, спят. (32)Осторожно открываю дверь, чтобы не разбудить вас. (33)Но Ты, Мама, сидишь на стульчике у двери и штопаешь мои носки. (34)Увидев меня, ты облегчённо вздыхаешь.

(35)— Мама, почему Ты тут сидишь?

(36) — Жду тебя... — сказала Ты безо всякого укора.

(37) — Почему ждала, мама, я же не маленький? (38)Почему не легла?

(39)И Ты преподала мне урок жизни, урок классической педагогической мудрости. (40)Урок этот я осваиваю до сих пор.

(41) — Ты не поймёшь, сынок, почему я жду тебя, пока не будет у тебя своих детей...

(42)Так и случилось. (43)Родились у меня дети, и я понял суть, смысл, «предмет» педагогики: это есть забота взрослого о Ребёнке, о раскрытии в нём того Образа, который дан ему от Бога и который может возвести его до божественного благородства. (44)Мамы, многие мамы чувствуют этот великолепный путь своих дочерей и сыновей и потому всем своим существом — мыслями, волнениями, тревогами и надеждами — охраняют каждый шаг своих Порой непутёвых детей. (45)Вот в чём тайна Материнского Сердца, тайна Божественной Педагогики.

(46)Мама!

(47)Ты ушла из жизни так, что я, будучи вдали от Тебя, не смог ещё раз вглядеться в Твои мудрые и усталые глаза. (48)Ты ждала меня, но я опоздал.

(49)Сегодня, когда я пишу эти строки, Прощёное воскресенье. (50)В семье мы все простили друг другу всякие обиды, и миру прибавился мир. (51)Мне нечего прощать Тебе, святому для меня Человеку. (52)В Твоём прощении я сам нуждаюсь. (53)«Мама, Свет Ты мой, прости меня, пожалуйста, прости мои прегрешения перед Тобой, прости за боль, которую причинял я Твоему Божественному Сердцу, ибо не знал, что творил...»

(54)Ты слышишь мой голос, Мама?

(По Ш. Амонашвщш*)
*
Шалва Александрович Амонашвили (род. в 1931 г.)
известный советский, российский педагог и психолог,
исследователь и новатор в области педагогической психологии.
Фрагмент взят из сборника «Педагогические притчи».

Источник: 
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. Н.А. Сенина. Вариант 12
 

Комментарии

Аватар пользователя Гость
полезно
автор: Гость
Аватар пользователя Гость
Отличный сайт
автор: Гость

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.