ОГЭ 2020: Вариант 51

Версия для печатиPDF
Задание 2 9444

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Весенний полдень. (2)Широко разлившаяся река пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками; временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. (3)Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. (4)Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. (5)Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)  весенний полдень (предложение 1)
2)  пронесла льдины (предложение 2)
3)  природа раскинулась (предложение 3)
4)  приносят трель, шелест, всплески (предложение 4)
5)  окрик проносится (предложение 5)

Задание 3 9445

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Испокон веков наблюдая за птицами (1) люди восхищались их свободным полётом (2) а первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья (3) перелётных птиц люди с давних времён отмечали (4) как праздник (5) возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни (6) и неслучайно человек посвятил сюжетам (7) связанным с птицами (8) немалые разделы изобразительного (9) и декоративно-прикладного искусства.

Задание 4 9446

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «парта ученика», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5 9447

Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ВПОСЛЕДСТВИИ (узнали) — производный предлог, пишется слитно.
  2. НЕУВЕРЕННОСТЬ — имя существительное пишется с НЕ слитно, так как не употребляется без НЕ.
  3. ДЕВЯТЬСОТ — в сложном имени числительном после первого корня пишется разделительный Ь.
  4. ЖЕСТЯНОЙ — в имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
  5. ДИКОВИННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН.
Задание 6 9448

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Прямота, стойкость, мужество — всё это вырастало и крепло в Зое с детства.
  2. Брат Зои в семнадцать лет окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка, был награждён тремя орденами Отечественной войны.
  3. Одноклассники уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к самой себе.
  4. Зоя никогда не отказывала в помощи тем одноклассникам, которые в этом действительно нуждались.
  5. Лидия Николаевна Юрьева учила Зою и Шуру Космодемьянских в старших классах.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Как-то в перемену Лёва вошёл ко мне в класс, чем-то взволнованный.

— (2)Марина Николаевна, — быстро сказал он, — я узнал один очень важный адрес. (3)Я знаю, где живёт учительница, у которой в четвёртом классе училась Зоя Космодемьянская.

(4)Может, она согласится прийти к нам? (5)Я уверен, это будет хорошо и интересно.

(6)В тот же вечер мы с ним пошли к Лидии Николаевне Юрьевой.

(7)Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики.

(8)И тут он воскликнул
— Да вот же он, дом семь!

(9)Через две минуты мы оказались в крошечной комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей. (10)В простенке над столом я сразу заметила портрет юноши лет семнадцати с красивым, открытым лицом.

(11)Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом. (12)Выслушав до конца, она ещё немного помолчала, потом глухо, словно через силу, вымолвила:
— Мне тяжело говорить об этом.
(13)И гибель Зои и гибель моего сына — всё это так тесно связано и так больно. (14)Боюсь, ничего не выйдет.

(15)Мы молчали, как мне показалось, очень долго.

— (16)Надо пойти, — вдруг сказал её отец-старик. — (17)Расскажи про девочку и про Володю расскажи, и всё будет как надо.

(18)Лидия Николаевна встала и вышла из комнаты.

— (19)Тоскует, — сказал её отец, внимательно глядя на расстроенного Лёву. — (20)Сколько времени прошло, а не утихает — болит. (21)Внук погиб вскоре после Зои, по Зоиному призыву пошёл...

...(22)Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (23)Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила.

— (24)В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (25)Они росли, переходили из класса в класс, менялись, конечно, но что-то главное оставалось неизменным. (26)И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (27)И всё отчётливее становится в Зоином характере одно свойство... как бы вам его определить?..

(28)Лидия Николаевна задумалась.

— (29)Вот Зоя если в чём-нибудь была уверена, так уж ничего не боялась. (30)Раз был такой случай. (31)Во время диктанта одна девочка спросила у Зои, как пишется какое-то слово. (32)Зоя отказалась ответить. (33)Девочка возмутилась. (34)Поступок Зои обсудили на собрании, и многие говорили, что она вела себя не по-товарищески. (35)Но Зоя твёрдо стояла на своём: она всегда готова объяснить, растолковать непонятное, но подсказывать во время контрольной работы не станет, потому что считает это неправильным и нечестным.

(36)Чтобы так поступить и так отстаивать потом своё мнение, нужно быть, конечно, настоящим человеком. (37)Вы ведь сами знаете, ребята, как не любят плохих товарищей, как недружелюбно относятся ко всякому, кого считают плохим товарищем. (38)И не мне рассказывать вам — очень многие из вас полагают, что подсказка нужна: не подскажешь — подведёшь товарища. (39)Так ведь?

(40)3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался. (41)Но способному и вдобавок ленивому ученику она могла сказать прямо и резко: «Сам должен выучить. (42)Все одинаково могут это сделать, а ты просто не хочешь заниматься».

(43)Рисковала она из-за резкости потерять любовь товарищей? (44)Да, рисковала. (45)Но она не боялась этого. (46)Ей не нужна была любовь, купленная снисхождением, уступками. (47)Вы знаете такое слово — принципиальный? (48)Вот Зоя была принципиальным человеком, она ничего не боялась и всегда поступала так, как считала правильным и справедливым.

(49)И ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой. (50)И в малом, и в большом.

(51)Помню, в первую военную осень ученики старших классов поехали рыть картошку. (52)Работать было трудно — все дни лил дождь; туфли, калоши вязли в грязи, невозможно было ходить. (53)Как-то вечером, когда остальные ребята уже уснули, Зоя приготовила для всех длинные тесёмки, чтобы привязывать калоши к ногам. (54)Наутро все смогли выйти на работу. (55)В другой раз, в очень уж холодный и ненастный день, все остались дома. (56)Зоя вышла в поле одна и работала, несмотря на дождь и слякоть.

(57)Почему я вам это рассказываю? (58)Потому что хочу, чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства.

(59)Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (60)А если случится, что попадёшь к врагам? (61)Как же тогда? (62)Ведь там правду сказать нельзя».

(63)Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (64)Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать».

(65)А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (66)Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве...

(67)И снова Лидия Николаевна замолчала и задумалась. (68)Все сосредоточенно, не отрываясь, смотрели в лицо Зоиной учительницы и ждали следующего её слова.

— (69)Когда Зоя погибла, шесть юношей из нашей школы, моих учеников, пошли добровольцами в Красную Армию. (70)Среди них был Шура Космодемьянский. (71)Он вместе с товарищами ворвался в расположение той самой немецкой дивизии, офицеры и солдаты которой замучили Зою, и отомстил за сестру. (72)Среди них был и мой мальчик, мой сын Володя. (73)Семнадцати лет он уже окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка. (74)Он храбро бился с врагом, был награждён тремя орденами Отечественной войны и, так же как и Шура, погиб незадолго до Победы.

(75)По классу пронеслось что-то, словно внезапно все тихо вздохнули.

(76)Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (77)Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (78)Ты справедлив, честен, стоек? (79)Таким ты будешь, и став взрослым. (80)Ты соврал? (81)Ты не умеешь справиться с собой, не учишься, ленишься? (82)Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.

(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Задание 7 9449

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики.
  2. Через две минуты мы оказались в комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей.
  3. Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом.
  4. Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы.
  5. Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Как-то в перемену Лёва вошёл ко мне в класс, чем-то взволнованный.

— (2)Марина Николаевна, — быстро сказал он, — я узнал один очень важный адрес. (3)Я знаю, где живёт учительница, у которой в четвёртом классе училась Зоя Космодемьянская.

(4)Может, она согласится прийти к нам? (5)Я уверен, это будет хорошо и интересно.

(6)В тот же вечер мы с ним пошли к Лидии Николаевне Юрьевой.

(7)Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики.

(8)И тут он воскликнул
— Да вот же он, дом семь!

(9)Через две минуты мы оказались в крошечной комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей. (10)В простенке над столом я сразу заметила портрет юноши лет семнадцати с красивым, открытым лицом.

(11)Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом. (12)Выслушав до конца, она ещё немного помолчала, потом глухо, словно через силу, вымолвила:
— Мне тяжело говорить об этом.
(13)И гибель Зои и гибель моего сына — всё это так тесно связано и так больно. (14)Боюсь, ничего не выйдет.

(15)Мы молчали, как мне показалось, очень долго.

— (16)Надо пойти, — вдруг сказал её отец-старик. — (17)Расскажи про девочку и про Володю расскажи, и всё будет как надо.

(18)Лидия Николаевна встала и вышла из комнаты.

— (19)Тоскует, — сказал её отец, внимательно глядя на расстроенного Лёву. — (20)Сколько времени прошло, а не утихает — болит. (21)Внук погиб вскоре после Зои, по Зоиному призыву пошёл...

...(22)Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (23)Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила.

— (24)В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (25)Они росли, переходили из класса в класс, менялись, конечно, но что-то главное оставалось неизменным. (26)И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (27)И всё отчётливее становится в Зоином характере одно свойство... как бы вам его определить?..

(28)Лидия Николаевна задумалась.

— (29)Вот Зоя если в чём-нибудь была уверена, так уж ничего не боялась. (30)Раз был такой случай. (31)Во время диктанта одна девочка спросила у Зои, как пишется какое-то слово. (32)Зоя отказалась ответить. (33)Девочка возмутилась. (34)Поступок Зои обсудили на собрании, и многие говорили, что она вела себя не по-товарищески. (35)Но Зоя твёрдо стояла на своём: она всегда готова объяснить, растолковать непонятное, но подсказывать во время контрольной работы не станет, потому что считает это неправильным и нечестным.

(36)Чтобы так поступить и так отстаивать потом своё мнение, нужно быть, конечно, настоящим человеком. (37)Вы ведь сами знаете, ребята, как не любят плохих товарищей, как недружелюбно относятся ко всякому, кого считают плохим товарищем. (38)И не мне рассказывать вам — очень многие из вас полагают, что подсказка нужна: не подскажешь — подведёшь товарища. (39)Так ведь?

(40)3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался. (41)Но способному и вдобавок ленивому ученику она могла сказать прямо и резко: «Сам должен выучить. (42)Все одинаково могут это сделать, а ты просто не хочешь заниматься».

(43)Рисковала она из-за резкости потерять любовь товарищей? (44)Да, рисковала. (45)Но она не боялась этого. (46)Ей не нужна была любовь, купленная снисхождением, уступками. (47)Вы знаете такое слово — принципиальный? (48)Вот Зоя была принципиальным человеком, она ничего не боялась и всегда поступала так, как считала правильным и справедливым.

(49)И ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой. (50)И в малом, и в большом.

(51)Помню, в первую военную осень ученики старших классов поехали рыть картошку. (52)Работать было трудно — все дни лил дождь; туфли, калоши вязли в грязи, невозможно было ходить. (53)Как-то вечером, когда остальные ребята уже уснули, Зоя приготовила для всех длинные тесёмки, чтобы привязывать калоши к ногам. (54)Наутро все смогли выйти на работу. (55)В другой раз, в очень уж холодный и ненастный день, все остались дома. (56)Зоя вышла в поле одна и работала, несмотря на дождь и слякоть.

(57)Почему я вам это рассказываю? (58)Потому что хочу, чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства.

(59)Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (60)А если случится, что попадёшь к врагам? (61)Как же тогда? (62)Ведь там правду сказать нельзя».

(63)Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (64)Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать».

(65)А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (66)Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве...

(67)И снова Лидия Николаевна замолчала и задумалась. (68)Все сосредоточенно, не отрываясь, смотрели в лицо Зоиной учительницы и ждали следующего её слова.

— (69)Когда Зоя погибла, шесть юношей из нашей школы, моих учеников, пошли добровольцами в Красную Армию. (70)Среди них был Шура Космодемьянский. (71)Он вместе с товарищами ворвался в расположение той самой немецкой дивизии, офицеры и солдаты которой замучили Зою, и отомстил за сестру. (72)Среди них был и мой мальчик, мой сын Володя. (73)Семнадцати лет он уже окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка. (74)Он храбро бился с врагом, был награждён тремя орденами Отечественной войны и, так же как и Шура, погиб незадолго до Победы.

(75)По классу пронеслось что-то, словно внезапно все тихо вздохнули.

(76)Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (77)Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (78)Ты справедлив, честен, стоек? (79)Таким ты будешь, и став взрослым. (80)Ты соврал? (81)Ты не умеешь справиться с собой, не учишься, ленишься? (82)Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.

(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Задание 8 9450

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову ПЛОХОЙ (предложение 82). Выпишите этот синоним.

Текст Ф.А. Вигдоровой

(1)Как-то в перемену Лёва вошёл ко мне в класс, чем-то взволнованный.

— (2)Марина Николаевна, — быстро сказал он, — я узнал один очень важный адрес. (3)Я знаю, где живёт учительница, у которой в четвёртом классе училась Зоя Космодемьянская.

(4)Может, она согласится прийти к нам? (5)Я уверен, это будет хорошо и интересно.

(6)В тот же вечер мы с ним пошли к Лидии Николаевне Юрьевой.

(7)Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики.

(8)И тут он воскликнул
— Да вот же он, дом семь!

(9)Через две минуты мы оказались в крошечной комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей. (10)В простенке над столом я сразу заметила портрет юноши лет семнадцати с красивым, открытым лицом.

(11)Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом. (12)Выслушав до конца, она ещё немного помолчала, потом глухо, словно через силу, вымолвила:
— Мне тяжело говорить об этом.
(13)И гибель Зои и гибель моего сына — всё это так тесно связано и так больно. (14)Боюсь, ничего не выйдет.

(15)Мы молчали, как мне показалось, очень долго.

— (16)Надо пойти, — вдруг сказал её отец-старик. — (17)Расскажи про девочку и про Володю расскажи, и всё будет как надо.

(18)Лидия Николаевна встала и вышла из комнаты.

— (19)Тоскует, — сказал её отец, внимательно глядя на расстроенного Лёву. — (20)Сколько времени прошло, а не утихает — болит. (21)Внук погиб вскоре после Зои, по Зоиному призыву пошёл...

...(22)Лидия Николаевна пришла на сбор отряда минута в минуту — ровно в семь часов. (23)Она села за столик, спокойно положила на него руки и заговорила.

— (24)В старшей школе Зоя и Шура учились уже не у меня. (25)Они росли, переходили из класса в класс, менялись, конечно, но что-то главное оставалось неизменным. (26)И, когда я слышала, что говорят учителя о Зое в пятнадцать, в семнадцать лет, я снова узнавала маленькую Зою, — ту, которая училась у меня в четвёртом классе. (27)И всё отчётливее становится в Зоином характере одно свойство... как бы вам его определить?..

(28)Лидия Николаевна задумалась.

— (29)Вот Зоя если в чём-нибудь была уверена, так уж ничего не боялась. (30)Раз был такой случай. (31)Во время диктанта одна девочка спросила у Зои, как пишется какое-то слово. (32)Зоя отказалась ответить. (33)Девочка возмутилась. (34)Поступок Зои обсудили на собрании, и многие говорили, что она вела себя не по-товарищески. (35)Но Зоя твёрдо стояла на своём: она всегда готова объяснить, растолковать непонятное, но подсказывать во время контрольной работы не станет, потому что считает это неправильным и нечестным.

(36)Чтобы так поступить и так отстаивать потом своё мнение, нужно быть, конечно, настоящим человеком. (37)Вы ведь сами знаете, ребята, как не любят плохих товарищей, как недружелюбно относятся ко всякому, кого считают плохим товарищем. (38)И не мне рассказывать вам — очень многие из вас полагают, что подсказка нужна: не подскажешь — подведёшь товарища. (39)Так ведь?

(40)3оя никогда не отказывалась помочь тем, кто в этом действительно нуждался. (41)Но способному и вдобавок ленивому ученику она могла сказать прямо и резко: «Сам должен выучить. (42)Все одинаково могут это сделать, а ты просто не хочешь заниматься».

(43)Рисковала она из-за резкости потерять любовь товарищей? (44)Да, рисковала. (45)Но она не боялась этого. (46)Ей не нужна была любовь, купленная снисхождением, уступками. (47)Вы знаете такое слово — принципиальный? (48)Вот Зоя была принципиальным человеком, она ничего не боялась и всегда поступала так, как считала правильным и справедливым.

(49)И ребята уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к себе самой. (50)И в малом, и в большом.

(51)Помню, в первую военную осень ученики старших классов поехали рыть картошку. (52)Работать было трудно — все дни лил дождь; туфли, калоши вязли в грязи, невозможно было ходить. (53)Как-то вечером, когда остальные ребята уже уснули, Зоя приготовила для всех длинные тесёмки, чтобы привязывать калоши к ногам. (54)Наутро все смогли выйти на работу. (55)В другой раз, в очень уж холодный и ненастный день, все остались дома. (56)Зоя вышла в поле одна и работала, несмотря на дождь и слякоть.

(57)Почему я вам это рассказываю? (58)Потому что хочу, чтобы вы поняли: всё, за что мы уважаем и любим Зою: прямота, стойкость, мужество, — всё это вырастало и крепло в ней с детства.

(59)Однажды Зоя задала мне такой вопрос: «Лидия Николаевна, вот вы сказали, что позорно говорить неправду. (60)А если случится, что попадёшь к врагам? (61)Как же тогда? (62)Ведь там правду сказать нельзя».

(63)Я ответила, что скрыть правду от врагов родины — значит выполнить свой долг. (64)Зоя выслушала молча, потом сказала: «Да, можно ответить: не скажу, не могу сказать».

(65)А двадцать седьмого января сорок второго года я прочитала в «Правде» о том, как Зоя ответила на допросе у немцев: «Нет, не скажу!» (66)Она осталась верна тому, что поняла и решила в детстве...

(67)И снова Лидия Николаевна замолчала и задумалась. (68)Все сосредоточенно, не отрываясь, смотрели в лицо Зоиной учительницы и ждали следующего её слова.

— (69)Когда Зоя погибла, шесть юношей из нашей школы, моих учеников, пошли добровольцами в Красную Армию. (70)Среди них был Шура Космодемьянский. (71)Он вместе с товарищами ворвался в расположение той самой немецкой дивизии, офицеры и солдаты которой замучили Зою, и отомстил за сестру. (72)Среди них был и мой мальчик, мой сын Володя. (73)Семнадцати лет он уже окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка. (74)Он храбро бился с врагом, был награждён тремя орденами Отечественной войны и, так же как и Шура, погиб незадолго до Победы.

(75)По классу пронеслось что-то, словно внезапно все тихо вздохнули.

(76)Не знаю, как точнее выразить то чувство, которое пробудил этот разговор. (77)Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы. (78)Ты справедлив, честен, стоек? (79)Таким ты будешь, и став взрослым. (80)Ты соврал? (81)Ты не умеешь справиться с собой, не учишься, ленишься? (82)Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.

(По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965)

советская писательница, журналист и правозащитник.

Источник: 
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. И.П. Васильевых. Вариант 10
 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.