ОГЭ 2020: Вариант 54

Версия для печатиPDF
Задание 2 9490

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)В конце 1926 года Соболевский, близкий друг Пушкина, обратился к Тропинину с предложением написать портрет поэта: он просил изобразить поэта «в домашнем халате, растрёпанного, с заветным перстнем на пальце». (2)Таким образом, задача художника заключалась в изображении повседневного внешнего облика поэта без стремления раскрыть его внутренний образ. (3)Работая над портретом, художник, в сущности, далеко отошёл от первоначального замысла. (4)Остались лишь внешние атрибуты повседневности: просторный шёлковый халат, небрежно распахнутый ворот белой сорочки, артистично перекинутый вокруг ворота чёрный шейный платок, растрёпанные волосы. (5)Но всем этим подробностям придан новый смысл: они воспринимаются как символ того поэтического беспорядка, с которым романтическое искусство так часто связывало представление о вдохновении.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)  он просил (предложение 1)
2)  раскрыть образ (предложение 2)
3)  художник далеко отошёл (предложение 3)
4)  остались халат, ворот, платок, волосы (предложение 4)
5)   придан смысл (предложение 5)

Задание 3 9491

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов-текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

Задание 4 9492

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «смотрел с улыбкой», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 5 9493

Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

  1. ПРИДВИНУТЬ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.
  2. ВВИДУ (обстоятельств) — производный предлог, близкий но значению предлогу ИЗ-ЗА, пишется слитно.
  3. НЕ ВТОРОЙ — частица НЕ с количественным числительным пишется раздельно.
  4. ЮНЫЙ — непроизводное имя прилагательное, которое пишется с одной буквой Н.
  5. НАКЛОНИТЬСЯ — безударная гласная О в корне слова, проверочное слово — поклон.
Задание 6 9494

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Когда рассказчику было десять лет, он плавал на катере «Норд» по тем же северным рекам и озёрам, по которым проплыл спустя двадцать семь лет.
  2. Во время путешествия на теплоходе происходили разные события: преодоление рискованного пути ночью по тёмному фарватеру, сильная качка на Белом озере, знакомство с островом Спас-Каменный.
  3. Рассказчик узнал, что до революции на берегу Кубенского озера сваливали отходы стекольного завода.
  4. Капитан причалил к острову Спас-Каменный, когда погода была ненастная: надвигалась гроза, сильный ветер дул прямо в лицо людям, стоящим на палубе.
  5. Осенью дочка рассказчика с удовольствием вспоминала об увлекательных приключениях во время летнего путешествия на теплоходе.

Текст Д.Г. Шеварова

(1)Вот и выпал снег. (2)Чистая страница под окном. (3)Я долго ждал снега, чтобы вспомнить лето. (4)Тянул всю осень и половину зимы, прятал сам от себя летнюю тетрадь, чтобы не сорваться вдруг. (5)Мне нужен был вот такой снег. (6)Под него лучше всего пишется про лето.

(7)Осенью дочка сказала:
— Нам задали написать сочинение про приключение.
(8)Я задумался.

— (9)Только чтобы приключение было на самом деле. (10)По правде, — добавила она.

— (11)Вспомни лето, — посоветовал я, — как мы плыли по рекам и озёрам...

— (12)A разве это были приключения? — удивилась дочка.

— (13)Ну вот! — обиделся я. — (14)Стараешься, устраиваешь вам приключения, а вы... (15)Вспомни, как мы отплывали хмурым вечером и ветер дул нам в лицо! (16)Мы пробирались ночью по тёмному фарватеру, каждую секунду рискуя сесть на мель! (17)Нас качало на Белом озере, и брызги влетали в каюту! (18)А остров, наш остров?.. (19)Разве это не приключения?

(20)Дочка пожала плечами:
— Но с нами же ничего не случилось...

— (21)Слава богу, — сказал я.

(22)Дочка взяла тетрадку, наши летние фотографии и ушла к себе. (23)А я почувствовал, что не убедил её. (24)3аглянул в словарь. (25)Старик Даль уклончив и немногословен. (26)«Приключение — случай, прилучье, сталое дело, происшествие, нечаянное событие...»

(27)Что же такое приключение? (28)Разве это не счастливое избавление от опасностей? (29)Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Тур Хейердал... (30)Конечно, наше путешествие на маленьком теплоходе — это не полёт на Луну и не плавание на плоту, но вокруг нас тоже была стихия.

(31)Для меня эти дни на теплоходе были особенными. (32)Ведь когда мне было десять лет, я плавал по тем же северным рекам и озёрам на катере с мужественным названием «Норд», и вот судьба через двадцать семь лет подарила мне второе путешествие на Север.

(33)Когда-нибудь она обязательно поймёт, что мы пережили настоящее приключение. (34)В этом есть какая-то загадка: жизнь становится приключением, когда на неё смотрят в бинокль или подзорную трубу через много лет. (35)И, когда просят нас рассказать ещё одну историю из нашего детства, мы радостно обнаруживаем, что этих историй в памяти не убавляется. (36)И мы рассказываем почти восторженно, увлекая и себя, и других в то счастливое пространство, где каждая минута наполнена весёлыми победами над злодеями, стихиями или просто темным чуланом.

...(37)Спас-Каменный не значился в расписании нашего теплохода, но однажды утром капитан сказал, что хочет сделать подарок туристам — причалить к острову. (38)Благо, погода стоит тихая.

(39)По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь. (40)Оказалось, что на острове, кроме двух взрослых и собаки Пасика, живёт летом вологодский третьеклассник Виталик. (41)Пока мы праздно шатались по острову, он успел переделать сотню дел: таскал воду, поливал укроп и капусту, помогал заводить вездеход, возился с насосом...

(42)Я спросил Виталика, не попадались ли ему хрустальные шары. (43)Он пожал плечами: пару раз попадались, ничего особенного, никакие они не хрустальные. (44)Взрослые островитяне рассказали мне, что до революции на берегу Кувенского озера сваливали отходы стекольного завода. (45)Пузырьки, банки и бутылки так обкатывались в озере, что приобретали форму шаров.

«(46)Ну вот, — подумал я, — ещё одна моя детская тайна нашла своё невзрачное объяснение».

(47)Вдруг наш теплоход нервно загудел. (48)Встревоженный капитан сообщил, что идёт волна и надо срочно отчаливать, иначе теплоход разобьёт о камни. (49)Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое». (50)Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.

(51)Я подумал, что было бы неплохо, если бы когда-нибудь дочка привезла сюда своих детей. (52)Я не сказал об этом вслух. (53)Жизнь мудрее нас, и она сама всё как-нибудь устроит с Божьей помощью. (54)Но так хочется иногда подсказать ей шёпотом или запиской с последней парты...

(По Д.Г. Шеварову*)
* Дмитрий Геннадьевич Шеваров (род. в 1962 г.
) —
российский журналист, прозаик, литературный критик.

Задание 7 9495

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь.
  2. Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.
  3. Вдруг наш теплоход нервно загудел.
  4. Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое».
  5. Только чтобы приключение было на самом деле.

Текст Д.Г. Шеварова

(1)Вот и выпал снег. (2)Чистая страница под окном. (3)Я долго ждал снега, чтобы вспомнить лето. (4)Тянул всю осень и половину зимы, прятал сам от себя летнюю тетрадь, чтобы не сорваться вдруг. (5)Мне нужен был вот такой снег. (6)Под него лучше всего пишется про лето.

(7)Осенью дочка сказала:
— Нам задали написать сочинение про приключение.
(8)Я задумался.

— (9)Только чтобы приключение было на самом деле. (10)По правде, — добавила она.

— (11)Вспомни лето, — посоветовал я, — как мы плыли по рекам и озёрам...

— (12)A разве это были приключения? — удивилась дочка.

— (13)Ну вот! — обиделся я. — (14)Стараешься, устраиваешь вам приключения, а вы... (15)Вспомни, как мы отплывали хмурым вечером и ветер дул нам в лицо! (16)Мы пробирались ночью по тёмному фарватеру, каждую секунду рискуя сесть на мель! (17)Нас качало на Белом озере, и брызги влетали в каюту! (18)А остров, наш остров?.. (19)Разве это не приключения?

(20)Дочка пожала плечами:
— Но с нами же ничего не случилось...

— (21)Слава богу, — сказал я.

(22)Дочка взяла тетрадку, наши летние фотографии и ушла к себе. (23)А я почувствовал, что не убедил её. (24)3аглянул в словарь. (25)Старик Даль уклончив и немногословен. (26)«Приключение — случай, прилучье, сталое дело, происшествие, нечаянное событие...»

(27)Что же такое приключение? (28)Разве это не счастливое избавление от опасностей? (29)Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Тур Хейердал... (30)Конечно, наше путешествие на маленьком теплоходе — это не полёт на Луну и не плавание на плоту, но вокруг нас тоже была стихия.

(31)Для меня эти дни на теплоходе были особенными. (32)Ведь когда мне было десять лет, я плавал по тем же северным рекам и озёрам на катере с мужественным названием «Норд», и вот судьба через двадцать семь лет подарила мне второе путешествие на Север.

(33)Когда-нибудь она обязательно поймёт, что мы пережили настоящее приключение. (34)В этом есть какая-то загадка: жизнь становится приключением, когда на неё смотрят в бинокль или подзорную трубу через много лет. (35)И, когда просят нас рассказать ещё одну историю из нашего детства, мы радостно обнаруживаем, что этих историй в памяти не убавляется. (36)И мы рассказываем почти восторженно, увлекая и себя, и других в то счастливое пространство, где каждая минута наполнена весёлыми победами над злодеями, стихиями или просто темным чуланом.

...(37)Спас-Каменный не значился в расписании нашего теплохода, но однажды утром капитан сказал, что хочет сделать подарок туристам — причалить к острову. (38)Благо, погода стоит тихая.

(39)По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь. (40)Оказалось, что на острове, кроме двух взрослых и собаки Пасика, живёт летом вологодский третьеклассник Виталик. (41)Пока мы праздно шатались по острову, он успел переделать сотню дел: таскал воду, поливал укроп и капусту, помогал заводить вездеход, возился с насосом...

(42)Я спросил Виталика, не попадались ли ему хрустальные шары. (43)Он пожал плечами: пару раз попадались, ничего особенного, никакие они не хрустальные. (44)Взрослые островитяне рассказали мне, что до революции на берегу Кувенского озера сваливали отходы стекольного завода. (45)Пузырьки, банки и бутылки так обкатывались в озере, что приобретали форму шаров.

«(46)Ну вот, — подумал я, — ещё одна моя детская тайна нашла своё невзрачное объяснение».

(47)Вдруг наш теплоход нервно загудел. (48)Встревоженный капитан сообщил, что идёт волна и надо срочно отчаливать, иначе теплоход разобьёт о камни. (49)Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое». (50)Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.

(51)Я подумал, что было бы неплохо, если бы когда-нибудь дочка привезла сюда своих детей. (52)Я не сказал об этом вслух. (53)Жизнь мудрее нас, и она сама всё как-нибудь устроит с Божьей помощью. (54)Но так хочется иногда подсказать ей шёпотом или запиской с последней парты...

(По Д.Г. Шеварову*)
* Дмитрий Геннадьевич Шеваров (род. в 1962 г.
) —
российский журналист, прозаик, литературный критик.

Задание 8 9496

Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте синоним к слову РАДОСТНО (предложение 35). Выпишите этот синоним.

Текст Д.Г. Шеварова

(1)Вот и выпал снег. (2)Чистая страница под окном. (3)Я долго ждал снега, чтобы вспомнить лето. (4)Тянул всю осень и половину зимы, прятал сам от себя летнюю тетрадь, чтобы не сорваться вдруг. (5)Мне нужен был вот такой снег. (6)Под него лучше всего пишется про лето.

(7)Осенью дочка сказала:
— Нам задали написать сочинение про приключение.
(8)Я задумался.

— (9)Только чтобы приключение было на самом деле. (10)По правде, — добавила она.

— (11)Вспомни лето, — посоветовал я, — как мы плыли по рекам и озёрам...

— (12)A разве это были приключения? — удивилась дочка.

— (13)Ну вот! — обиделся я. — (14)Стараешься, устраиваешь вам приключения, а вы... (15)Вспомни, как мы отплывали хмурым вечером и ветер дул нам в лицо! (16)Мы пробирались ночью по тёмному фарватеру, каждую секунду рискуя сесть на мель! (17)Нас качало на Белом озере, и брызги влетали в каюту! (18)А остров, наш остров?.. (19)Разве это не приключения?

(20)Дочка пожала плечами:
— Но с нами же ничего не случилось...

— (21)Слава богу, — сказал я.

(22)Дочка взяла тетрадку, наши летние фотографии и ушла к себе. (23)А я почувствовал, что не убедил её. (24)3аглянул в словарь. (25)Старик Даль уклончив и немногословен. (26)«Приключение — случай, прилучье, сталое дело, происшествие, нечаянное событие...»

(27)Что же такое приключение? (28)Разве это не счастливое избавление от опасностей? (29)Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Тур Хейердал... (30)Конечно, наше путешествие на маленьком теплоходе — это не полёт на Луну и не плавание на плоту, но вокруг нас тоже была стихия.

(31)Для меня эти дни на теплоходе были особенными. (32)Ведь когда мне было десять лет, я плавал по тем же северным рекам и озёрам на катере с мужественным названием «Норд», и вот судьба через двадцать семь лет подарила мне второе путешествие на Север.

(33)Когда-нибудь она обязательно поймёт, что мы пережили настоящее приключение. (34)В этом есть какая-то загадка: жизнь становится приключением, когда на неё смотрят в бинокль или подзорную трубу через много лет. (35)И, когда просят нас рассказать ещё одну историю из нашего детства, мы радостно обнаруживаем, что этих историй в памяти не убавляется. (36)И мы рассказываем почти восторженно, увлекая и себя, и других в то счастливое пространство, где каждая минута наполнена весёлыми победами над злодеями, стихиями или просто темным чуланом.

...(37)Спас-Каменный не значился в расписании нашего теплохода, но однажды утром капитан сказал, что хочет сделать подарок туристам — причалить к острову. (38)Благо, погода стоит тихая.

(39)По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь. (40)Оказалось, что на острове, кроме двух взрослых и собаки Пасика, живёт летом вологодский третьеклассник Виталик. (41)Пока мы праздно шатались по острову, он успел переделать сотню дел: таскал воду, поливал укроп и капусту, помогал заводить вездеход, возился с насосом...

(42)Я спросил Виталика, не попадались ли ему хрустальные шары. (43)Он пожал плечами: пару раз попадались, ничего особенного, никакие они не хрустальные. (44)Взрослые островитяне рассказали мне, что до революции на берегу Кувенского озера сваливали отходы стекольного завода. (45)Пузырьки, банки и бутылки так обкатывались в озере, что приобретали форму шаров.

«(46)Ну вот, — подумал я, — ещё одна моя детская тайна нашла своё невзрачное объяснение».

(47)Вдруг наш теплоход нервно загудел. (48)Встревоженный капитан сообщил, что идёт волна и надо срочно отчаливать, иначе теплоход разобьёт о камни. (49)Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое». (50)Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.

(51)Я подумал, что было бы неплохо, если бы когда-нибудь дочка привезла сюда своих детей. (52)Я не сказал об этом вслух. (53)Жизнь мудрее нас, и она сама всё как-нибудь устроит с Божьей помощью. (54)Но так хочется иногда подсказать ей шёпотом или запиской с последней парты...

(По Д.Г. Шеварову*)
* Дмитрий Геннадьевич Шеваров (род. в 1962 г.
) —
российский журналист, прозаик, литературный критик.

Источник: 
Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020. И.П. Васильевых. Вариант 13
 

Комментарии

Аватар пользователя Ренат
Пробный ОГЭ
автор: Ренат

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.