ВПР 4 класс (задание 11), 2018-2024

Часть 2 задание 8. Разбор слова по составу

# 19863

В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст для диктанта

(1) Пожалуй, нет на планете человека, который не любил бы этот напиток. (2) Но не всем известно, что какао растёт на небольшом дереве с тёмно-зелёными листьями. (3) В его плодах, похожих на ребристые огурцы жёлтого, оранжевого или красного цвета, по 25—60 семян, называемых какао-бобами (хотя это и не настоящие бобы).

(4) Сначала из этих бобов отжимают масло, которое используют в медицине и парфюмерии. (5) Оставшийся жмых превращают в муку. (6) Это и есть какао. (7) Если смешать его с маслом, сахаром и ароматной ванилью, получится вкусный шоколад.

(8) Какао любят везде, и, чтобы его могли купить все желающие, надо очень много какао-бобов. (9) «Дикого» какао из Южной Америки не хватало. (10) Поэтому в других жарких странах стали создавать плантации какао.

# 19842

В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст для диктанта

(1) Дятла ты, наверное, видел. (2) А если не видел, то уж слышал обязательно: стук дятла раздаётся чуть ли не в любом лесу. (3) И хоть звуки эти не такие уж красивые, каждый, кто любит природу, радуется им. (4) А как же иначе: стучит дятел, — значит, будут уничтожены вредные насекомые. (5) И дерево будет жить. (6) А если даже это дерево уже погибло, вредные насекомые не переползут на другие деревья. (7) Вот почему человек называет дятла «лесным доктором».

(8) С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как молоток, клювом. (9) А потом длинным, клейким, с зазубринами языком достаёт насекомых из выдолбленного отверстия.

(10) В наших лесах живёт несколько видов дятлов. (11) Чаще других встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный.

# 19812

В 10-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст для диктанта

(1)Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. (2)Летом спит весь день, а зимой — день и ночь. (3)Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу. (4)Чаще всего это случается в сильные оттепели или во время большого дождя, когда вода попадает в нору и лежебоке приходится вылезать.

(5)Барсук довольно большой зверь — почти метр длиной. (6)Ноги короткие и сильные, с острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. (7)Барсук кажется медлительным, но, когда надо, он быстро бегает, ловко хватает добычу. (8)В поисках пищи барсук когтями легко раскапывает землю. (9)Когти служат ему и для обороны. (10)Но характер у него мирный, и в драку он вступает крайне редко.

(11)Барсучьи норы длинные и запутанные. (12)В случае опасности барсук роет новые ходы, одновременно забивая землёй ход сзади себя. (13)Это часто спасает барсуку жизнь. (14)И очень хорошо! (15)Ведь барсуки — звери полезные: они уничтожают много грызунов, ядовитых змей, слизней, вредных насекомых и их личинок.

# 19759

В 6-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по В. Бианки

(1)Весной в канавках в лесу громко кричали лягушки. (2)Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. (3)А эти громко урчали: «Тур-лур-лурр!» (4)Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые! (5)Раньше он видел много лягушек, но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. (6)Мальчик подумал, что он первый открыл новый вид! (7)Гордый и счастливый, он живо поймал трёх лягушек и побежал домой.

(8)«Смотрите, голубые лягушки!» - закричал он и выпустил их на стол. (9)Взрослые посмотрели на животных и вдруг расхохотались. (10)Мальчик тоже взглянул на лягушек и густо покраснел: все три его лягушки были совсем не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета - серо-буро-коричневые.

(11)Но отец мальчика сказал: «Нечего вам смеяться: ведь он ловил лягушек тогда, когда они урчали. (12)Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. (13)Они некрасивы, но когда их освещает весеннее солнце и они поют, - они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета. (14)Только очень внимательный человек может увидеть удивительную красоту природы!»

(По В. Бианки)

# 19737

В 7-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по В. Чаплиной

(1)Как-то в зоопарк привезли диких пятнистых оленей, которые боялись людей и были очень тревожными. (2)В большом загоне для оленей росли деревья. (3)Эта маленькая рощица казалась оленям надёжным укрытием, они проводили в ней целые дни. (4)Однажды молодая олениха сильно поранилась об острую решётку загона. (5)Рану надо было срочно лечить, но олениха не давала к себе подойти, пряталась за остальными оленями. (6)Как же помочь животному?

(7)Наконец придумали такую хитрость. (8)Оленей поместили в тёмный сарай и весь день не давали им есть. (9)Вечером один из зоотехников обвесил себя со всех сторон свежими ветками так, что стал похож на куст, взял мазь и вошёл в помещение. (10)Сперва животные сбились в кучу и фыркали, но «куст» стоял спокойно. (11)Потом олени подошли ближе, и тогда один из них робко оторвал листок с ветки. (12)За ним и все животные с жадностью стали объедать листья с «куста».

(13)Забыв об осторожности, животные теснились вокруг зоотехника и не обращали внимания на то, что он гладил их спины, бока, затем незаметно нашёл раненую олениху и смазал ей рану. (14)Позже рана начала постепенно затягиваться, и олениха стала быстро поправляться. (15)Так наблюдательность и находчивость людей спасли животному жизнь.

(По В. Чаплиной)

# 19713

В 15-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по Э. Емельяновой

(1)Ещё в каменном веке люди подметили, что зёрна некоторых растений очень сытные. (2)Это были семена диких злаков: ржи, пшеницы, ячменя. (3)С давних пор хлеб - это основа жизни, чудесный дар земли. (4)Но чтобы получить его, нам, людям, нужно приложить огромный труд.

(5)На Руси в начале одиннадцатого века появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. (6)Каждая семья пекла такой хлеб в домашней печи. (7)Хозяйка просыпалась пораньше, месила тесто и ставила его в не остывшую с вечера печь. (8)Процесс был трудоёмким, но уже через полчаса поспевал пышущий жаром каравай. (9)О том, как любили в России ржаной хлеб, свидетельствует письмо одного из приятелей Пушкина. (10)Он писал Александру Сергеевичу из Франции: «Худо жить в Париже: чёрного хлеба не допросишься».

(11)Белый пшеничный хлеб часто выпекался в виде пышных калачей. (12)Калачи по форме похожи на замок с круглой дужкой. (13)Горожане могли купить калач на улице и там же съесть, держа за эту дужку-ручку. (14)Руки перед едой на улице не помоешь, поэтому ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим или крошили птичкам. (15)О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошёл до ручки.

(По Э. Емельяновой)

# 19683

В 12-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по Л. Феоктистову

(1)Плещеево озеро находится в старинном городе Переславле-Залесском. (2)Оно глубокое и широкое, с одного берега едва виден другой. (3)Плещеево озеро называют «колыбелью русского флота». (4)В конце XVII века царь Пётр Первый приказал заложить здесь корабельные верфи. (5)Он с увлечением работал на них с раннего утра до поздней ночи. (6)В новой, только что срубленной избе, пахнущей смолой, молодой царь разрабатывал чертежи судов разного типа. (7)Работа кипела, по чертежам были построены корабли.

(8)В 1692 году первые из построенных кораблей были торжественно спущены на воду и готовы для «водяной потехи». (9)На самом крупном из них – «Марсе» – было установлено до тридцати пушек. (10)Во время спуска кораблей в озеро «потешное войско» молодого царя палило из пушек, приветствуя рождение русского флота. (11)На мачтах взвились вымпелы, поднялись паруса, и новая флотилия отправилась в поход вокруг берегов огромного озера. (12)В мечтах Пётр Первый видел первые настоящие морские победы.

(13)Став императором, Пётр Первый часто вспоминал о своём первом флоте и издал указ о его сохранении. (14)Прошли годы. (15)Флотилия была уничтожена пожаром. (16)До наших дней уцелел лишь один такой корабль – «Фортуна».

(По Л. Феоктистову)

# 19664

В 12-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по М. Ильину

(1)Великую работу делают картографы – учёные, составляющие карты. (2)Карты морей и океанов рассказывают о многом: о холодных и тёплых течениях, о глубинах и мелях, о заливах, проливах, островах. (3)Но даже на самых подробных картах не отмечено множество островов, которые на самом деле видели пассажиры и команды проходящих кораблей.

(4)Эти безымянные острова могут достигать 170 километров в длину и образовывать целые архипелаги. (5)Обычно они гористые или холмистые с отдельными вершинами, с ручьями и озёрами пресной воды. (6)Эти таинственные земли необитаемы, там ничего не растёт, лишь иногда тюлени или морские птицы останавливаются на отдых. (7)На земном шаре известны места природных «фабрик», «производящих» более тысячи островов в год, но карты об этом молчат. (8)Кораблям приходится с большим риском пробираться по таким опасным районам.

(9)Почему же так упорствуют составители карт? (10)Дело в том, что у всех этих островов есть одна особенность: они недолговечны. (11)Постепенно земля разрушается, её размывают ручьи, и остров уменьшается. (12)А затем и вовсе растворяется в глубине вод. (13)Именно поэтому картографы просто отмечают цветной прерывистой линией те места, где много таких островов.

(По М. Ильину)

# 19634

В 3-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по А. Владимирову

(1)У каждого цвета спектра свои особенности. (2)Красный самый заметный, виден даже сквозь туман, дождь и снег. (3)Это цвет сигнальных огней, светофоров, креста на «скорой помощи». (4)Голубой способен отпугивать мух, моль и других насекомых, поэтому им красят стены магазинов мяса и шерстяных тканей. (5)Но самый работящий цвет – зелёный.

(6)Цвет лесов и полей один из самых любимых человеком. (7)Недаром в часы отдыха жители севера и юга одинаково стремятся быть поближе к зелени. (8)Но не только красотой привлекает человека зелёный цвет. (9)Учёные выяснили, что зелёный цвет способен успокоить, избавить от усталости. (10)Стоит перевести взгляд на зелёный цвет, и утомлённые глаза чувствуют облегчение, успокаиваются и нервы. (11)При зелёном цвете даже слух становится более тонким! (12)Как же не воспользоваться таким чудодейственным цветом там, где человек учится или работает? (13)Поэтому и стены различных учреждений, школ, поликлиник и абажуры ламп в библиотеке окрашены зелёной краской.

(14)Зелёная самая главная из красок труда, ей отводится самое почётное место. (15)Ведь она оберегает тех, кто работает или учится, от сильного переутомления, заботится об их крепком здоровье!

(По А. Владимирову)

# 19617

В 13-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:             

Выпиши это слово, обозначь его части. >>>

ВПР4: текст по Г. Громану

(1)Липа - верный спутник и друг человека. (2)О многом могло бы рассказать это дерево, потому что доживает оно до глубокой старости. (3)Липовый лист имеет форму человеческого сердца. (4)Издревле он считался символом свободного человека. (5)Наши предки были уверены, что липа способна навевать им хорошие мысли. (6)Они считали её священным деревом и поэтому обязательно сажали в тех местах, где было необходимо проявлять особую мудрость. (7)Например, там, где проходили народные собрания.

(8)В липе не содержится никаких горьких, смолистых или ядовитых веществ. (9)Цветущая липа источает сладость, и великолепный запах распространяется во все стороны. (10)Пчёлы трудятся неутомимо над липовым цветом. (11)Низкий жужжащий звук заполняет всё дерево, и обильно течёт в цветах нектар. (12)Липовый мёд считается особенно ценным и полезным. (13)Люди собирают и сушат липовый цвет. (14)Из него хорош чай, который согревает и очищает кровь.

(15)Древесина липы – мягкая и белая – особенно хороша для резьбы по дереву. (16)Из неё сделано много великолепных произведений искусства. (17)А из коры липы получают лыко, из которого издавна плели лапти, корзины, вили верёвки.

(По Г. Громану)

Страницы

 
Подписка на RSS - ВПР 4 класс (задание 11), 2018-2024