ВПР 4 класс (задание 6), 2025

6. Распознавание значения слова

# 24413

Как ты понимаешь значение слова «пастух» из 7-го предложения? Запиши своё объяснение.  >>>

ВПР4: текст Баруздина С.

(1)Много лет деревенское стадо паслось на большом лугу реки Каменки. (2)Но вот позапрошлым летом на берега Каменки пришли рабочие, и затрещали тракторы, бульдозеры, автомашины: на реке стали строить плотину и электростанцию. (3)Коровы по-прежнему паслись на лугу и не то с любопытством, не то с беспокойством прислушивались к непривычному шуму. 

(4)Но прошёл месяц, другой, и коровы привыкли, не обращали внимания на рёв моторов. (5)Вечером стихал шум моторов, работы на строительстве прекращались. (6)Коровы уже знали: пора отправляться домой. (7)Стадо само брело в деревню, а пастух просто шёл за ним. (8)Так было каждый вечер два лета подряд, пока шло строительство. 

(9)Когда строительство закончилось, наступила тишина. (10)Были готовы плотина и электростанция, проложен участок новой дороги. (11)И вдруг пастух заметил, что коровы в стаде забеспокоились, заволновались. (12)Они перестали щипать траву, повернулись в сторону реки и удивлённо прислушивались к наступившей тишине. (13)Наконец коровы медленно двинулись в сторону деревни. (14)Пастух понял: с трудом привыкали они к шуму, а теперь придётся их к тишине приучать. (15)Видно, и у коров есть сила привычки!

(По С. Баруздину)

# 24398

Как ты понимаешь значение слова «вольер» из 4-го предложения? Запиши своё объяснение.  >>>

ВПР4: текст Чарушина Е.

(1)Всем известно, что бывают говорящие попугаи. (2)Но оказывается, можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже скворца!

(3)Однажды я гулял в зоопарке, устал и сел отдохнуть на лавочку под берёзами. (4)Передо мной был вольер, в котором обитали два больших чёрных ворона - ворон и ворониха. (5)Вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом: «Дай Яше горошку!» (6)У меня никакого гороха не было, а было пирожное и блестящая копеечка. (7)Я бросил Яше копейку. (8)Он взял у меня денежку толстым клювом, ускакал с ней в угол и спрятал. (9)Я отдал ему пирожное. (10)Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом съел свою половину. (11)Какая удивительная, умная птица!

(12)В зоопарке мне рассказали, как учат говорить птиц. (13)Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть большим платком, чтобы птица не развлекалась. (14)А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу - раз двадцать, а то и тридцать. (15)После урока птицу надо угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт, - вот и вся премудрость.

(По Е. Чарушину)

# 24380

Как ты понимаешь значение слова «житель» («жителями») из 1-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст Осипова Н.

(1)Когда-то подсолнечник очень почитался жителями древней Южной Америки. (2)Его назвали «цветком солнца», отливали из чистого золота и помещали в храмах. (3)Когда в Америку нахлынули испанцы, они заинтересовались подсолнечником и увезли его семена в свою страну. (4)Испанская знать была в восторге от «солнечного цветка». (5)Знатные дамы украшали им платья, вплетали в замысловатые причёски. (6)Из Испании мода на подсолнечник перекочевала во все страны Европы; в Россию его привёз Пётр I.

(7)В России поначалу повторилась та же история: в подсолнечнике видели только красивое растение, пока кто-то не попробовал выжать из его семян масло. (8)Масло получилось отменное. (9)С тех пор в южных губерниях России многие крестьяне принялись возделывать на полях подсолнечник. (10)Но вот беда: семена были мелкими и масла давали мало. (11)Восполнять этот недостаток пришлось русским крестьянам. (12)Год за годом они отбирали для посева крупные семена, пока не создали урожайные сорта подсолнечника. (13)На это ушли десятилетия. (14)Русскими сортами подсолнечника заинтересовались во многих странах Европы и Америки и стали разводить их для получения масла.

(15)Так русский потомок «солнечного цветка» возвратился на родину своих предков – в Америку, только уже в качестве полезного пищевого продукта.

(По Н. Осипову)

# 19861

Как ты понимаешь значение слова «семена» («семян») из 3-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст для диктанта

(1) Пожалуй, нет на планете человека, который не любил бы этот напиток. (2) Но не всем известно, что какао растёт на небольшом дереве с тёмно-зелёными листьями. (3) В его плодах, похожих на ребристые огурцы жёлтого, оранжевого или красного цвета, по 25—60 семян, называемых какао-бобами (хотя это и не настоящие бобы).

(4) Сначала из этих бобов отжимают масло, которое используют в медицине и парфюмерии. (5) Оставшийся жмых превращают в муку. (6) Это и есть какао. (7) Если смешать его с маслом, сахаром и ароматной ванилью, получится вкусный шоколад.

(8) Какао любят везде, и, чтобы его могли купить все желающие, надо очень много какао-бобов. (9) «Дикого» какао из Южной Америки не хватало. (10) Поэтому в других жарких странах стали создавать плантации какао.

# 19840

Как ты понимаешь значение слова «доктор» («доктором») из 7-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст для диктанта

(1) Дятла ты, наверное, видел. (2) А если не видел, то уж слышал обязательно: стук дятла раздаётся чуть ли не в любом лесу. (3) И хоть звуки эти не такие уж красивые, каждый, кто любит природу, радуется им. (4) А как же иначе: стучит дятел, — значит, будут уничтожены вредные насекомые. (5) И дерево будет жить. (6) А если даже это дерево уже погибло, вредные насекомые не переползут на другие деревья. (7) Вот почему человек называет дятла «лесным доктором».

(8) С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как молоток, клювом. (9) А потом длинным, клейким, с зазубринами языком достаёт насекомых из выдолбленного отверстия.

(10) В наших лесах живёт несколько видов дятлов. (11) Чаще других встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный.

# 19808

Как ты понимаешь значение слова «оттепель» («оттепели») из 4-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст для диктанта

(1)Барсука увидеть трудно, потому что он любит поспать. (2)Летом спит весь день, а зимой — день и ночь. (3)Лишь изредка он просыпается и бродит по лесу. (4)Чаще всего это случается в сильные оттепели или во время большого дождя, когда вода попадает в нору и лежебоке приходится вылезать.

(5)Барсук довольно большой зверь — почти метр длиной. (6)Ноги короткие и сильные, с острыми когтями, голова маленькая, а шея длинная. (7)Барсук кажется медлительным, но, когда надо, он быстро бегает, ловко хватает добычу. (8)В поисках пищи барсук когтями легко раскапывает землю. (9)Когти служат ему и для обороны. (10)Но характер у него мирный, и в драку он вступает крайне редко.

(11)Барсучьи норы длинные и запутанные. (12)В случае опасности барсук роет новые ходы, одновременно забивая землёй ход сзади себя. (13)Это часто спасает барсуку жизнь. (14)И очень хорошо! (15)Ведь барсуки — звери полезные: они уничтожают много грызунов, ядовитых змей, слизней, вредных насекомых и их личинок.

# 19757

Как ты понимаешь значение слова «канавка» из 1-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст по В. Бианки

(1)Весной в канавках в лесу громко кричали лягушки. (2)Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. (3)А эти громко урчали: «Тур-лур-лурр!» (4)Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые! (5)Раньше он видел много лягушек, но все они были обыкновенного лягушечьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. (6)Мальчик подумал, что он первый открыл новый вид! (7)Гордый и счастливый, он живо поймал трёх лягушек и побежал домой.

(8)«Смотрите, голубые лягушки!» - закричал он и выпустил их на стол. (9)Взрослые посмотрели на животных и вдруг расхохотались. (10)Мальчик тоже взглянул на лягушек и густо покраснел: все три его лягушки были совсем не голубые, а обыкновенного лягушечьего цвета - серо-буро-коричневые.

(11)Но отец мальчика сказал: «Нечего вам смеяться: ведь он ловил лягушек тогда, когда они урчали. (12)Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. (13)Они некрасивы, но когда их освещает весеннее солнце и они поют, - они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета. (14)Только очень внимательный человек может увидеть удивительную красоту природы!»

(По В. Бианки)

# 19735

Как ты понимаешь значение слова «загон» («в загоне») из 2-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст по В. Чаплиной

(1)Как-то в зоопарк привезли диких пятнистых оленей, которые боялись людей и были очень тревожными. (2)В большом загоне для оленей росли деревья. (3)Эта маленькая рощица казалась оленям надёжным укрытием, они проводили в ней целые дни. (4)Однажды молодая олениха сильно поранилась об острую решётку загона. (5)Рану надо было срочно лечить, но олениха не давала к себе подойти, пряталась за остальными оленями. (6)Как же помочь животному?

(7)Наконец придумали такую хитрость. (8)Оленей поместили в тёмный сарай и весь день не давали им есть. (9)Вечером один из зоотехников обвесил себя со всех сторон свежими ветками так, что стал похож на куст, взял мазь и вошёл в помещение. (10)Сперва животные сбились в кучу и фыркали, но «куст» стоял спокойно. (11)Потом олени подошли ближе, и тогда один из них робко оторвал листок с ветки. (12)За ним и все животные с жадностью стали объедать листья с «куста».

(13)Забыв об осторожности, животные теснились вокруг зоотехника и не обращали внимания на то, что он гладил их спины, бока, затем незаметно нашёл раненую олениху и смазал ей рану. (14)Позже рана начала постепенно затягиваться, и олениха стала быстро поправляться. (15)Так наблюдательность и находчивость людей спасли животному жизнь.

(По В. Чаплиной)

# 19711

Как ты понимаешь значение слова «трудоёмкий» из 8-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст по Э. Емельяновой

(1)Ещё в каменном веке люди подметили, что зёрна некоторых растений очень сытные. (2)Это были семена диких злаков: ржи, пшеницы, ячменя. (3)С давних пор хлеб - это основа жизни, чудесный дар земли. (4)Но чтобы получить его, нам, людям, нужно приложить огромный труд.

(5)На Руси в начале одиннадцатого века появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. (6)Каждая семья пекла такой хлеб в домашней печи. (7)Хозяйка просыпалась пораньше, месила тесто и ставила его в не остывшую с вечера печь. (8)Процесс был трудоёмким, но уже через полчаса поспевал пышущий жаром каравай. (9)О том, как любили в России ржаной хлеб, свидетельствует письмо одного из приятелей Пушкина. (10)Он писал Александру Сергеевичу из Франции: «Худо жить в Париже: чёрного хлеба не допросишься».

(11)Белый пшеничный хлеб часто выпекался в виде пышных калачей. (12)Калачи по форме похожи на замок с круглой дужкой. (13)Горожане могли купить калач на улице и там же съесть, держа за эту дужку-ручку. (14)Руки перед едой на улице не помоешь, поэтому ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим или крошили птичкам. (15)О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошёл до ручки.

(По Э. Емельяновой)

# 19681

Как ты понимаешь значение слова «потеха» из 8-го предложения? Запиши своё объяснение. >>>

ВПР4: текст по Л. Феоктистову

(1)Плещеево озеро находится в старинном городе Переславле-Залесском. (2)Оно глубокое и широкое, с одного берега едва виден другой. (3)Плещеево озеро называют «колыбелью русского флота». (4)В конце XVII века царь Пётр Первый приказал заложить здесь корабельные верфи. (5)Он с увлечением работал на них с раннего утра до поздней ночи. (6)В новой, только что срубленной избе, пахнущей смолой, молодой царь разрабатывал чертежи судов разного типа. (7)Работа кипела, по чертежам были построены корабли.

(8)В 1692 году первые из построенных кораблей были торжественно спущены на воду и готовы для «водяной потехи». (9)На самом крупном из них – «Марсе» – было установлено до тридцати пушек. (10)Во время спуска кораблей в озеро «потешное войско» молодого царя палило из пушек, приветствуя рождение русского флота. (11)На мачтах взвились вымпелы, поднялись паруса, и новая флотилия отправилась в поход вокруг берегов огромного озера. (12)В мечтах Пётр Первый видел первые настоящие морские победы.

(13)Став императором, Пётр Первый часто вспоминал о своём первом флоте и издал указ о его сохранении. (14)Прошли годы. (15)Флотилия была уничтожена пожаром. (16)До наших дней уцелел лишь один такой корабль – «Фортуна».

(По Л. Феоктистову)

Страницы

 
Подписка на RSS - ВПР 4 класс (задание 6), 2025