ВПР 5 класс (задание 11)

11. Лексический анализ

# 17461

В предложениях 1–3 найдите слово со значением «место, где стаял снег и открылась земля». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Сладкова Н.И.

(1)На всех снежных полях рыжие пятна появились – проталины. (2)Это апрельские веснушки, яркая примета наступающей весны.

(3)День ото дня их всё больше и больше. (4)Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

(5)Всю долгую зиму в лесу и полях пахло снегом. (6)Сейчас оттаяли новые запахи. (7)Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

(8)Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. (9)В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

(10)Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. (11)Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.

(12)По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. (13)Зайчишки так и шмыгают носами – чуют зелёную травку!

(14)Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель – и понесли по земле.

(15)Запахов всё больше и больше; они всё гуще и слаще. (16)И даже первая зелёная дымка над берёзами кажется не цветом, а запахом.

(17)Веснушки-проталинки слились в весну. (18)Весна набрала силу и торжественно шествует по земле.

(По Н. Сладкову)

# 17449

В предложениях 1–3 найдите слово со значением «нечто небывалое, поразительное, удивляющее своей необычайностью». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Орлова-Корфу В.

(1)У литературных сказок есть авторы. (2)Вот некоторые из них.

(3)Александр Сергеевич Пушкин открыл для литературы поэзию сказочных чудес, ввёл сказку в литературу на правах полноправной хозяйки. (4)Его лучшие сказки – «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

(5)Пётр Павлович Ершов в сказке «Конёк-Горбунок» подражал великому Пушкину. (6)При этом остался самим собой – мастером, передавшим крестьянский склад сказки.

(7)Сергей Тимофеевич Аксаков в сказке «Аленький цветочек» соприкасается со сказками Пушкина в мысли о силе духовной стойкости человека перед лицом испытаний.

(8)Писатель Владимир Фёдорович Одоевский в сказке «Городок в табакерке» изобразил жизненный быт, близкий для понимания детей. (9)Сказка о Морозе Ивановиче и девочках Рукодельнице и Ленивице вышла из народной русской сказки.

(10)Лев Николаевич Толстой не раз обращался к написанию сказок. (11)Он помещал их в «Азбуке» и «Русских книгах для чтения».

(12)Алексей Максимович Горький хотел, чтобы сказочная выдумка будила в человеке желание самому творить чудеса.

(13)Самуил Яковлевич Маршак в сказке «Двенадцать месяцев» следовал канону народных сказок.

(14)Проследив очень кратко путь литературной сказки, мы видим, что она продолжает традиции сказок народных. (15)Литературная сказка, напоённая народной мудростью, пленяет читателя.

(По В. Орлову-Корфу)

# 17431

В предложениях 7–8 найдите слово со значением «плотная шёлковая ткань с мягким, гладким и густым ворсом». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст

(1)Весной неистово пылает золотистая смородина, стоит неумолчный гул пчёл над ликующими вишнями. (2)Начинает раскрывать бутоны ароматная черёмуха, трепещет белое пламя на нетерпеливых грушах.

(3)Войдёшь в лес летним солнечным утром – на траве, на цветах видны алмазы. (4)Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. (5)Подойдешь ближе – разглядишь, что это капли росы собрались на изумрудной траве и листьях и сверкают. (6)От этого поляны будто горят. (7)Листочки мать-и-мачехи внутри мохнаты и пушисты, как бархат. (8)Ослепительные капли катаются по нему и радуют взгляд.

(9)Осень не любит кричащих красок бурной весны, дерзкого летнего солнца. (10)Осень вся в неуловимых тонах – мягких, нежных, чарующих. (11)Она с тихой печалью прислушивается к шороху опадающих листьев, тишине уходящего на покой леса, к прощальным крикам журавлей в высоком небе.

(12)А зимой! (13)Выпадет снег, и за окном неожиданно возникает сказочно-чудесный мир! (14)Проснёшься утром и увидишь особенный свет. (15)Выглянешь в окно – и ахнешь: плавно спускаются с неба пушистые хлопья, вся земля покрыта чистейшей белизны снегом. (16)У зимы нет другой кисти, кроме белой. (17)Но присмотритесь, с каким неподражаемым искусством она владеет этой кистью!

(18)Как много красок у каждого времени года! (19)И каждое из них прекрасно по-своему!

# 17417

В предложениях 1-4 найдите слово со значением «быстро устремиться, броситься». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Шер Н.С.

(1)В одном из классов верхнего этажа, в углу, за мольбертом, сидел мальчик. (2)Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда школьный сторож закончит свой обход. (3)Открылась дверь, в глаза метнулся огонёк жестяного фонарика. (4)По стенам, по потолку скользнули тени... (5)Дверь закрылась, человек ушёл, и мальчик в углу остался один.

(6)Оставаться в здании училища после занятий строго воспрещалось, но уже не первый раз ученик Исаак Левитан (будущий всемирно известный художник) прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. (7)Ему некуда было идти. (8)Родители его умерли, сестры жили у чужих людей, а старший брат Адольф, который тоже учился в училище, часто и сам не знал, где найдёт ночлег. (9)Тревожно и тоскливо было Исааку Левитану одному в огромном старинном здании. (10)Каждое утро невыспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбуждать ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. (11)Учился он всегда блестяще. (12)Но как часто во время занятий Левитан вдруг со страхом вспоминал, что ему нечем платить за учение.

(13)Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Исаака Левитана, как «показавшего большие успехи в искусстве», освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию.

(По Н.С.Шер)

# 17378

В предложениях 7–9 найдите слово со значением «сообразительный, понятливый». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст

(1)Жил в Петербурге один художник. (2)Звали его Алексей Гаврилович Венецианов. (3)Нрава он был доброго, глаза умные да острые — все примечают! (4)И хотелось ему создать что-то своё, особенное, и чтобы дышало оно русским духом. (5)Но не знал он, с чего начать. (6)В Петербурге тогда в моде всё итальянское было: кругом статуи, картины заморские.

(7)И решил художник уехать в свою деревню Сафонково. (8)Ведь родная землица и во сне снится, а от чужой – душа кривится. (9)И приметил Венецианов в деревне смышлёного паренька Антипку Захарова. (10)Умел Антипка в природе увидеть то, чего другие не замечали. (11)Попросил Венецианов и его научить этому. (12)А Антипка и рад открыть барину самую что ни на есть русскую красоту! (13)Вот жаворонок в голубом небе вьётся. (14)Вот девушки крестьянские за работой – одна другой краше. (15)А там поле пшеничное золотом переливается. (16)А здесь речка серебрится.

(17)И вдруг словно прозрел художник: (18)«Вот оно своё, настоящее! (19)Красотища какая! (20)Хоть не яркая, заморская, да ничем не хуже! (21)Неужто ж она искусства недостойна!»

(22)И стал он картины писать. (23)На выставках в Петербурге их показывали. (24)Дышали эти картины любовью к русской природе, неброской, но такой одухотворённой! (25)Сумел Венецианов русскую дорожку в искусстве проложить, воспеть родную землю, отразить её дух.

(По материалам серии «Сказки о художниках»)

# 17342

В предложениях 21–23 найдите слово со значением «глуповатый, малосообразительный человек, разиня». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Воронковой Л.

(1)Пошли мальчишки на луг. (2)Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве.

(3)Вдруг Гриша закричал:

– (4)Эй, ребята, поворачивай обратно! (5)Мы на пасеку забрели.

(6)Ребятишки осторожно пошли прочь от пчельника. (7)И совсем было ушли, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (8)Это был маленький Васятка – сын пчеловода.

– (9)Ребята! – крикнул Ваня. – (10)Васятку пчёлы закусали!

(11)Но ребята не захотели возвращаться, боялись, что и их пчёлы покусают.

(12)А Ваня вернулся. (13)Он подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пасеки домой. (14)Пока Ваня шёл домой, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

– (15)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (16)Это кто же тебя так разукрасил?

– (17)Пчёлы,– ответил Ваня.

– (18)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

– (19)Они убежали, а я Васятку вёл,– сказал Ваня.

(20)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (21)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (22)Вот бы мама сейчас его увидела. (23)Что бы она сказала?

(24)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал, что он скажет.

(25)А тот улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– (26)Она бы сказала, что ты молодец. (27)Всегда нужно помогать тем, кто в помощи нуждается.

(По Л. Воронковой)

# 17308

В предложениях 8–10 найдите слово со значением «машина, механизм, используемые в промышленности, производстве». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Ильина М.

(1)В одном из музеев Санкт-Петербурга сохранилась большая книга в кожаном переплёте. (2)Посреди переплёта вытиснен золотом рисунок, изображающий солнце и двуглавого орла. (3)А на первой странице наверху можно заметить две выцветшие от времени буквы «П.П.». (4)Буквы эти означают «Пётр Первый» и написаны, вероятно, им самим. (5)Называется эта книга «Художество токарное в совершенстве», а написал её француз Плюмьер. (6)В книге много рисунков, изображающих токарные станки. (7)Царь Пётр, изучая эти рисунки, мечтал о развитии токарного дела в России.

(8)Такая мечта Петра Первого неудивительна. (9)Он сам многое умел делать руками: был и столяром, и плотником, в свободное время работал на токарном станке. (10)Однажды он выточил из слоновой кости и чёрного дерева сложнейшую вещь – люстру с двадцатью семью подсвечниками. (11)А в том музее, где хранится книга Плюмьера, есть такие петровские станки, о которых Плюмьер даже не имел представления. (12)В их создании принимал участие замечательный русский мастер Андрей Нартов, который ведал царской токарней.

(13)На петровском копировально-токарном станке можно было воспроизвести с точностью картину, изображающую сражение: солдат, лошадей, пушки. (14)И станок делал это автоматически. (15)Не человек держал тут резец, а станок. (16)Это было великое открытие. (17)Пётр Первый и Андрей Нартов, сумев создать механическую руку станка, суппорт, освободили руки мастера от необходимости держать и передвигать резец и положили начало не только развитию токарного дела в России, но и расширению его в других странах.

(По М. Ильину)

# 17179

В предложениях 13-15 найдите слово со значением «ловкий, хитрый прием». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Митыпова В.

(1)Сразу после рождения маленький Гай остался без матери. (2)Весёлый оленёнок Гай вырос сиротой, потому что его мать случайно подстрелили охотники. (3)Пока он не мог заботиться о себе сам, его кормили все проходившие мимо оленихи. (4)Потом он подрос, научился есть траву, бегать и прятаться от врагов.

(5)Гаю был год, и на голове у него ветвились небольшие рога. (6)За время скитаний он многому научился. (7)Он знал, что на равнинах надо остерегаться волков, особенно зимой, а в лесу – росомахи или рыси, которые подкарауливают у водопоя. (8)Знал он также и то, что ни бизоны, ни лошади, ни даже свиньи не причинят ему вреда.

(9)Как-то зимой за ним гнались волки. (10)Спасся Гай тем, что успел забежать в самую середину бизоньего стада. (11)Когда над окрестными сугробами появились волки, могучие быки окружили кольцом коров и телят и выставили наружу свои грозные рога. (12)Вожак с глухим рёвом бросился вперед. (13)Волки отлично знали, что такое бизон в бою, и отстали. (14)Стадо не прогнало Гая, и с ним он проходил в полной безопасности до самой весны.

(15)Знал Гай множество других уловок, спасавших ему жизнь. (16)Это был сообразительный и, несмотря на молодость, уже бывалый житель дикого и буйного мира природы.

(По В. Митыпову)

# 17166

В предложениях 7–9 найдите слово со значением «уважение, проявляемое обществом по отношению к кому-либо». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Ильина М.

(1)В старину, когда стеклянных зеркал ещё не было, их заменяли выпуклые металлические пластинки из серебра. (2)Но металлические зеркала на воздухе быстро темнели и портились. (3)Тогда догадались защитить металлический слой от воздуха стеклом, как мы сейчас защищаем фотографии. (4)Так появились стеклянные зеркала.

(5)Четыреста лет тому назад стеклянные зеркала умели делать только в одном городе – Венеции. (6)Способ изготовления зеркал венецианцы держали в тайне. (7)По приказу венецианского правительства все стекольные заводы были переведены на уединённый остров Мурано. (8)Иностранцев туда не пускали. (9)Стекольщики пользовались большим почётом, но в одном они были ограничены: им запрещалось выезжать в другие страны. (10)Смертная казнь грозила всякому, кто выдал бы иностранцу секрет зеркального производства.

(11)Однажды французский посол в Венеции получил из Парижа секретное письмо. (12)Посла просили найти рабочих для королевской зеркальной мануфактуры. (13)Он подкупил нескольких мастеров и уговорил их бежать. (14)Когда в Венеции узнали о побеге стекольщиков, те уже были в Париже и работали над изготовлением зеркал. (15)Им платили огромные деньги, их семьям помогли тайно покинуть Венецию. (16)Но страшный закон всё-таки вступил в силу. (17)Когда в Париже внезапно тяжело заболели несколько лучших мастеров-перебежчиков, врачи установили, что это произошло неслучайно. (18)Оставшиеся мастера испугались и стали проситься домой. (19)Французы не стали их удерживать: ведь теперь способ изготовления зеркал перестал быть секретом.

(По М. Ильину)

# 17151

В предложениях 4–5 найдите слово со значением «некрасивый, невзрачный». Выпишите это слово. >>>

ВПР5: текст Сладкова Н.И.

(1)Выхожу я на поляну – вся поляна забросана одуванчиками! (2)Кто-то наткнулся на эти золотые россыпи, глаза у них разбежались – давай рвать. (3)А нарвали – куда девать эти охапки? (4)Не те это цветы, чтобы их в вазы ставить: пахнут травой, на вид неказистые. (5)И очень обыкновенные! (6)Растут где угодно, везде их много, всем они примелькались. (7)Собрали венки и букеты и выбросили. (8)Подумаешь, одуванчики! (9)Это не орхидеи. (10)Кажется, даже числятся сорняками. (11)Может, и в самом деле ничего в них особенного и интересного? (12)Правда, радовали же они кого-то. (13)А теперь…

(14)Всегда как-то не по себе, когда видишь такое вот разорение. (15)Перья ли растерзанной птицы, ободранные ли берёзы, раскиданные муравейники. (16)Или брошенные цветы. (17)Зачем? (18)Птицы песнями радовали, берёзы – белизной, цветы – красотой. (19)И вот всё разорено и погублено.

(20)Сорвали зачем-то цветок белой кувшинки, бросили в таз, и он аккуратно, как в озере, каждый вечер складывал лепестки и окунался под воду, а утром выныривал и раскрывался! (21)Кувшинка и сорванная «видела», отличала день от ночи. (22)Не за это ли назвали кувшинки «глазами озёр»? (23)Может, они и нас с вами видят?

(24)Лес смотрит на нас разноцветными глазами цветов. (25)Стыдно уронить себя в этих глазах.

(По Н.И. Сладкову)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 5 класс (задание 11)