ВПР 5 класс (задание 12), 2017-2024

12. Лексический анализ слова

# 19923

В предложениях 18−20 найдите антоним к слову «бесстрашно» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст по В.Осеевой

(1)Катя ахнула: ящик её стола выдвинут, краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе растеклись лужицы бурой воды.

— (2)Алёшка! — закричала Катя и, закрыв лицо руками, громко заплакала.

(3)Алёша просунул в дверь голову. (4)Лицо его были перепачкано красками. (5)Катя бросилась на него с кулаками, но братишка через раскрытое окно прыгнул в сад.

— (6) Я тебе отомщу! — плакала Катя.

(7)Алёша вскарабкался на дерево и свесился с ветки.

— (8)Из-за каких-то красок заплакала!

— (9)Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя.

— (10)А ты сначала поймай меня!

(11)Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. (12)Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. (13)Ветка хрустнула и обломилась.(14) Алёша упал. (15)Катя бегом бросилась в сад. (16)Она сразу забыла испорченные краски и ссору с братом.

— (17)Алёша!

(18)Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

— (19)Вставай!

(20)Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.

— (21)Больно тебе? – кричала Катя, ощупывая Алёшины коленки. (22)Она обняла братишку за плечи. (23)Алёша вдруг заплакал.

— (24)Не можешь стоять?

(25)Алёша ещё громче заплакал и крепко прижался к сестре.

— (26)Я никогда больше не буду трогать твои краски… никогда… никогда… не буду!

(27)Отвечать злом на зло плохо, а в семье главное – умение прощать друг друга.

(По В.Осеевой)

# 19912

В предложениях 13−14 найдите антоним к слову «начало» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст по Л. Фёдорову

(1)Одно время я увлекался живописью. (2)Художника из меня не получилось, но это увлеченье помогло мне наблюдать чудесную по колориту картину природы. (3)Я видел, как одна за другой проходят по земле полосы красок разных времён года.

(4)Весна. (5)Становится солнечно. (6)Но ещё прохладно в чистом воздухе. (7)Сошёл снег. (8)На какой-то период земля остаётся бурой и неприветливой. (9)Но вот начинается её пробуждение. (10)Пробиваются первые изумрудные былинки, зацветают травы. (11)Первые цветы, почти все, за редким исключением, золотистые: мать-и-мачеха, калужница, стародубки, купавка. (12)Золотятся серёжки ольхи и вербы. (13)Только волчье лыко да медуница выделяются из этого буйства золота. (14)В конце весны на смену жёлтым приходят белые соцветия: груша, черёмуха, яблоня, вишня.

(15)А с наступлением лета на земле – настоящее столпотворение красок. (16)Жёлтые, синие и фиолетовые, розовые и багровые лепестки делают землю похожей на ковёр. (17)На каждом зелёном листочке, травинке, веточке, на розовеющих яблоках поблёскивают, искрятся, сверкают синими, красными, жёлтыми огнями дождевые капли. (18)Впервые небо не туманится испарениями, бездонно голубея над мокрой землёй.

(19)И только с приходом осени снова начинает преобладать жёлтый цвет с оттенком бронзы и меди. (20)И всё это венчается снежной белизной, синими тенями и холодной голубизной неба.(21)Нельзя не любоваться этой сменой красок, не ценить красоту каждого времени года!

(По Л. Фёдорову)

# 19891

В предложениях 20−22 найдите антоним к слову «радостно» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст по Н. Абрамцевой

(1)На подоконнике в красивом горшке жил кактус. (2)Раз в год кактус расцветал.

(3)Котёнок осторожно прыгнул на подоконник, подошёл к цветущему кактусу, восхищённо захлопал глазами, потянулся к цветку и... (4)Неожиданно он отпрыгнул в самый угол подоконника.

- (5)Ой, нос уколол! (6)Вы что же когти не убираете?

- (7)Это не когти, это иглы, - важно сказал кактус. (8)Иглы - вещь нужная. (9)Тебе же иногда тоже нужны твои когти?

- (10)Когти мне нужны для того, чтобы лазить по деревьям, - ответил котёнок. - (11)Я могу выпустить когти и царапаться, если, например, придёт волк. (12)А вы просто царапаетесь.

- (13)Я не злой, - сказал кактус. - (14)Я просто привык быть колючим. (15)Понимаешь? (16)Ну, что ты молчишь? (17)Подойди поближе. (18)Посмотри на мой цветок. (19)Может, и не уколешься.

- (20)Спасибо, - грустно ответил котёнок, - я отсюда хорошо вижу. (21)У вас очень красивый цветок. (22)Но я лучше пойду. (23)С вами как-то не так...

(24)Котёнок мягко спрыгнул с подоконника. (25)Посидел, погрустил о чём-то. (26)Посмотрел на свою лапку со спрятанными коготками. (27)И решил, что ни за что не согласился бы быть таким колючим-царапучим, как этот кактус. (28)Царапучим просто так. (29)Колючим по привычке. (30)Ни за что бы не согласился! (31)Даже за самый красивый цветок. (32)Нельзя по привычке обижать других, нельзя просто так царапаться и колоться.

(По Н. Абрамцевой)

# 19879

В предложениях 1−2 найдите антоним к слову «всегда» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст по К. Паустовскому

(1)Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но мне это долго не удавалось. (2)Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. (3)Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. (4)Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

(5)Я был, конечно, неправ. (6)Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

(7)Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

(8)Была такая ночь. (9)Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

(10)Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. (11)Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот. (12)Удивительное рядом, стоит лишь прислушаться, и тогда природа приоткроет свои секреты.

(По К. Паустовскому)

# 17462

В предложениях 7–9 найдите антоним к слову «белые» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст Сладкова Н.И.

(1)На всех снежных полях рыжие пятна появились – проталины. (2)Это апрельские веснушки, яркая примета наступающей весны.

(3)День ото дня их всё больше и больше. (4)Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

(5)Всю долгую зиму в лесу и полях пахло снегом. (6)Сейчас оттаяли новые запахи. (7)Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

(8)Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. (9)В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

(10)Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. (11)Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.

(12)По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. (13)Зайчишки так и шмыгают носами – чуют зелёную травку!

(14)Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель – и понесли по земле.

(15)Запахов всё больше и больше; они всё гуще и слаще. (16)И даже первая зелёная дымка над берёзами кажется не цветом, а запахом.

(17)Веснушки-проталинки слились в весну. (18)Весна набрала силу и торжественно шествует по земле.

(По Н. Сладкову)

# 17450

В предложениях 11-13 найдите антоним к слову «правда» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст Орлова-Корфу В.

(1)У литературных сказок есть авторы. (2)Вот некоторые из них.

(3)Александр Сергеевич Пушкин открыл для литературы поэзию сказочных чудес, ввёл сказку в литературу на правах полноправной хозяйки. (4)Его лучшие сказки – «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

(5)Пётр Павлович Ершов в сказке «Конёк-Горбунок» подражал великому Пушкину. (6)При этом остался самим собой – мастером, передавшим крестьянский склад сказки.

(7)Сергей Тимофеевич Аксаков в сказке «Аленький цветочек» соприкасается со сказками Пушкина в мысли о силе духовной стойкости человека перед лицом испытаний.

(8)Писатель Владимир Фёдорович Одоевский в сказке «Городок в табакерке» изобразил жизненный быт, близкий для понимания детей. (9)Сказка о Морозе Ивановиче и девочках Рукодельнице и Ленивице вышла из народной русской сказки.

(10)Лев Николаевич Толстой не раз обращался к написанию сказок. (11)Он помещал их в «Азбуке» и «Русских книгах для чтения».

(12)Алексей Максимович Горький хотел, чтобы сказочная выдумка будила в человеке желание самому творить чудеса.

(13)Самуил Яковлевич Маршак в сказке «Двенадцать месяцев» следовал канону народных сказок.

(14)Проследив очень кратко путь литературной сказки, мы видим, что она продолжает традиции сказок народных. (15)Литературная сказка, напоённая народной мудростью, пленяет читателя.

(По В. Орлову-Корфу)

# 17432

В предложениях 10-11 найдите антоним к слову «низкий» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст

(1)Весной неистово пылает золотистая смородина, стоит неумолчный гул пчёл над ликующими вишнями. (2)Начинает раскрывать бутоны ароматная черёмуха, трепещет белое пламя на нетерпеливых грушах.

(3)Войдёшь в лес летним солнечным утром – на траве, на цветах видны алмазы. (4)Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. (5)Подойдешь ближе – разглядишь, что это капли росы собрались на изумрудной траве и листьях и сверкают. (6)От этого поляны будто горят. (7)Листочки мать-и-мачехи внутри мохнаты и пушисты, как бархат. (8)Ослепительные капли катаются по нему и радуют взгляд.

(9)Осень не любит кричащих красок бурной весны, дерзкого летнего солнца. (10)Осень вся в неуловимых тонах – мягких, нежных, чарующих. (11)Она с тихой печалью прислушивается к шороху опадающих листьев, тишине уходящего на покой леса, к прощальным крикам журавлей в высоком небе.

(12)А зимой! (13)Выпадет снег, и за окном неожиданно возникает сказочно-чудесный мир! (14)Проснёшься утром и увидишь особенный свет. (15)Выглянешь в окно – и ахнешь: плавно спускаются с неба пушистые хлопья, вся земля покрыта чистейшей белизны снегом. (16)У зимы нет другой кисти, кроме белой. (17)Но присмотритесь, с каким неподражаемым искусством она владеет этой кистью!

(18)Как много красок у каждого времени года! (19)И каждое из них прекрасно по-своему!

# 17418

В предложениях 5-6 найдите антоним к слову «разрешалось» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст Шер Н.С.

(1)В одном из классов верхнего этажа, в углу, за мольбертом, сидел мальчик. (2)Прислушиваясь к тишине, он ждал, когда школьный сторож закончит свой обход. (3)Открылась дверь, в глаза метнулся огонёк жестяного фонарика. (4)По стенам, по потолку скользнули тени... (5)Дверь закрылась, человек ушёл, и мальчик в углу остался один.

(6)Оставаться в здании училища после занятий строго воспрещалось, но уже не первый раз ученик Исаак Левитан (будущий всемирно известный художник) прятался от сторожа и ночевал в пустых холодных классах. (7)Ему некуда было идти. (8)Родители его умерли, сестры жили у чужих людей, а старший брат Адольф, который тоже учился в училище, часто и сам не знал, где найдёт ночлег. (9)Тревожно и тоскливо было Исааку Левитану одному в огромном старинном здании. (10)Каждое утро невыспавшийся и голодный, осторожно, чтобы не возбуждать ничьих подозрений, пробирался он в свой класс и садился за мольберт. (11)Учился он всегда блестяще. (12)Но как часто во время занятий Левитан вдруг со страхом вспоминал, что ему нечем платить за учение.

(13)Вскоре совет преподавателей училища постановил воспитанника Исаака Левитана, как «показавшего большие успехи в искусстве», освободить от платы за учение и назначить ему небольшую стипендию.

(По Н.С.Шер)

# 17379

В предложениях 4–5 найдите антоним к слову «кончить» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст

(1)Жил в Петербурге один художник. (2)Звали его Алексей Гаврилович Венецианов. (3)Нрава он был доброго, глаза умные да острые — все примечают! (4)И хотелось ему создать что-то своё, особенное, и чтобы дышало оно русским духом. (5)Но не знал он, с чего начать. (6)В Петербурге тогда в моде всё итальянское было: кругом статуи, картины заморские.

(7)И решил художник уехать в свою деревню Сафонково. (8)Ведь родная землица и во сне снится, а от чужой – душа кривится. (9)И приметил Венецианов в деревне смышлёного паренька Антипку Захарова. (10)Умел Антипка в природе увидеть то, чего другие не замечали. (11)Попросил Венецианов и его научить этому. (12)А Антипка и рад открыть барину самую что ни на есть русскую красоту! (13)Вот жаворонок в голубом небе вьётся. (14)Вот девушки крестьянские за работой – одна другой краше. (15)А там поле пшеничное золотом переливается. (16)А здесь речка серебрится.

(17)И вдруг словно прозрел художник: (18)«Вот оно своё, настоящее! (19)Красотища какая! (20)Хоть не яркая, заморская, да ничем не хуже! (21)Неужто ж она искусства недостойна!»

(22)И стал он картины писать. (23)На выставках в Петербурге их показывали. (24)Дышали эти картины любовью к русской природе, неброской, но такой одухотворённой! (25)Сумел Венецианов русскую дорожку в искусстве проложить, воспеть родную землю, отразить её дух.

(По материалам серии «Сказки о художниках»)

# 17343

В предложениях 25-27 найдите антоним к слову «никогда» и выпишите его. >>>

ВПР5: текст Воронковой Л.

(1)Пошли мальчишки на луг. (2)Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве.

(3)Вдруг Гриша закричал:

– (4)Эй, ребята, поворачивай обратно! (5)Мы на пасеку забрели.

(6)Ребятишки осторожно пошли прочь от пчельника. (7)И совсем было ушли, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (8)Это был маленький Васятка – сын пчеловода.

– (9)Ребята! – крикнул Ваня. – (10)Васятку пчёлы закусали!

(11)Но ребята не захотели возвращаться, боялись, что и их пчёлы покусают.

(12)А Ваня вернулся. (13)Он подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пасеки домой. (14)Пока Ваня шёл домой, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

– (15)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (16)Это кто же тебя так разукрасил?

– (17)Пчёлы,– ответил Ваня.

– (18)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

– (19)Они убежали, а я Васятку вёл,– сказал Ваня.

(20)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (21)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (22)Вот бы мама сейчас его увидела. (23)Что бы она сказала?

(24)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал, что он скажет.

(25)А тот улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– (26)Она бы сказала, что ты молодец. (27)Всегда нужно помогать тем, кто в помощи нуждается.

(По Л. Воронковой)

Страницы

 
Подписка на RSS - ВПР 5 класс (задание 12), 2017-2024