ВПР 5 класс (задание 4), 2025

4. Лексический анализ

# 24853

Из второго предложения третьего абзаца текста выпишите слово со значением «склонный к испугу, боязни». Подберите и запишите синоним к нему. >>>

ВПР5: текст по Шиму Э.

По реке плывёт плотный снег. Круж..тся над омутами, нар..ста..т сугробами у камней, в к..мышах, возле б..регов. На круглых листьях кувш..нок лежат снеговые шапоч..ки.4 Странный снег – тёплый, крупный, нетающий.

Его черёмуха ра(с/сс)ыпала. Много старых черёмух1 стоит над рекой. Все они цв..ли незаметно, словно прятали белые кисти в л..стве. А едва осы́п..лись3 лепестки, стало видно их неи(з/с)числимую силу. Река поб..лела, как в янв..ре.

А у сп..койной за́води, где вода стоячая, видно много испуганных рыб. Тон..нькие, пугливые плотвички выплыли наверх. Они ход..т по тёпл..му снегу, показ..вают острые плавнич..ки, чертят узенькие доро(ш/ж)ки, даже выскак..вают в воздух. Ужас..но беспоко..т..ся, словно спраш..вают Неужели зима вернулась?

(По Э. Шиму)

# 24845

Из четвёртого предложения первого абзаца текста выпишите слово со значением «необычный, превосходный, поразительный». Подберите и запишите антоним к нему. >>>

ВПР5: текст Пескова В.

По морю шла волна. Пена облиз..вала б..рта п..рохода и тотчас таяла. Зах..дящее со..нце св..тило угрюмо низко. Соед..нение белой пены и красного солнеч..ного плам..ни – это одно из уд..вительных зрелищ.. на земле.

Последний луч со..нца показ..вает землю в ином вид.. . Она тускне..т, когда со..нце пок..да..т небосклон. Всё ст..новит..ся выпуклым краски приобр..тают густоту. Они прибл..жают всё да́льнее уводят его в бесконечность.

Прибл..жение вечера поражает густотой красок и лё..костью воздуха.4 Этот эффект последн.. солнеч..н..3 света впервые увид..ли художники и под..рили его нам. Их желание1 передать окружающим свое ви́дение мира настолько сильно, что вместе с ними мы насл..ждаемся прекрас..ным преображением природы.

(По В. Пескову)

# 24837

Из первого предложения второго абзаца текста выпишите слово со значением «высокая оценка чего-либо и кого-либо, ценность». Подберите и запишите антоним к нему. >>>

ВПР5: текст Пескова В.

Почему эта п..ляна называет..ся Ясной? С..диш.. под берёзами на х..лме, и за́л..тая со..нцем п..ляна как на ладон.. . Обр..мляет п..ляну лес, внизу по р..внин.. змеит..ся реч..ка Воронка с двумя мост(е/и)ками. Угад..ва..тся дорога, по которой лошадь лениво тян..т телегу. Опушки леса т..мны3, а п..ляна золотит..ся под со..нцем. Островок кустов и дерев..ев дразн..т глаз переливами красок.

И сколько раз (с/з)десь прох..дил человек, чьё имя являет..ся гордост..ю ро(с/сс)иян! Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда прих..дил постоять1, пос..деть, увид..ть, как за п..ляною в лес пряч..т..ся со..нце. В его дневнике читаем Счастье это быть с пр..родой говорить с ней.

(По В. Пескову)

# 24830

Из второго предложения первого абзаца текста выпишите слово со значением «скрытый от взгляда, неразличимый». Подберите и запишите антоним к нему. >>>

ВПР5: текст Пришвина М.

Перед самым во..ходом со..нца на поляну л..жит..ся первый мороз. В полумрак.. ра(с/сс)вета приходят невидимые лесные1 существа и по всей полян.. расст..лают белые х..лсты. Первые лучи со..нца уб..рают х..лсты остаётся на белом зелёное место. Только в тени дерев..ев и кочек долго ещё сохр..няют..ся бел..нькие кли́нышки. 

На голубом неб.. между золотыми дерев..ями (не)поймёшь, что творит..ся. Унос..т ветер лист..я. Стайками соб..рают..ся мелкие птич..ки и несут..ся в тёплые края.4 

Ветер заботливый3 хозяин. За лето везде побыва..т. У него даже в самых густых местах (не)остаёт..ся ни одного (не)знакомого листика. А вот осень пришла и заботливый хозяин уб..ра..т свой урожай.

(По М. Пришвину)

# 24823

Из четвёртого предложения первого абзаца текста выпишите слово со значением «неслышный, лишённый звука». Подберите и запишите антоним к нему. >>>

ВПР5: текст Пришвина М.

Что такое талант? Однажды в..сной вижу: на высок..й ёлк.., на самом верхн..м её пальчик.., с..дит мален..кая1 птич..ка. Я дог..дался, что птич..ка эта поёт, потому что её крошеч..ный клюв..к то откро..т..ся то закро..т..ся. Но такая она была мален..кая, что эта бе(с/з)звуч..ная песенка её до з..мли (не)дох..дила и ост..валась вся там, наверху. Не для того она пела, чтобы песенка слав..ла птич..ку3. Крохотная птич..ка своей пес..ней слав..ла з..рю красоту земли.4 

Так я тогда в этой птич..к.. и наш..л себе ответ на вопрос, что такое талант? Это есть сп..собность делать бол..ше, чем нужно только тебе. Это сп..собность славить з..рю но не самому славит..ся.

(По М. Пришвину)

# 24815

Из четвёртого предложения второго абзаца текста выпишите слово со значением «существо, подвергшееся нападению». Подберите и запишите антоним к нему. >>>

ВПР5: текст по М. Аспиз

Существуют уд..вительные лист..я-охотники. Например, у росянки1. Она р..стёт обычно на б..лотах. Листочки её покрыты красными вол..сками а на них капельки липк.. сока. В солнечных лучах они бл..стят, как р..са. 

Подойди к росянк.. и присм..трись. Вот сел на листоч..к жуч..к или комар. Он попал в плен. Сразу скл..няют..ся к жертв.. соседние вол..ски и капают на неё свой сок.4 Таким соком росянка перевар..ва..т свою добычу3. Пройдёт несколько дней. Что росянка (не)с(ъ/ь)ела, (з/с)дует..ся ветром. После этого вол..ски выпр..мят..ся и лист-ловушка снова готов к охот.. . Даже капельками молока кусочками сыра или колбасы росянка с удовольствием полакомит..ся. Вот такие чудо-листья!

(По М. Аспиз)

# 24807

Из первого предложения третьего абзаца текста выпишите слово со значением «набирать темп, скорость». Подберите и запишите антоним к нему. >>>

ВПР5: текст Львова В.

С виду муравейник – куча з..мли с веточ..ками и хв..инками. На самом дел.. всю эту кучу по кусоч..кам соб..рали муравьи. Они с утра до ноч.. работали над постройкой3 своего1 гн..зда. Муравьи ко(л/лл)ективные нас..комые. 

Веч..ром (не)увид..м ни одного муравья. Они скрывают..ся на ночлег в своём гн..зде и отдыхают.4 Утром, особенно в тёпл.. погоду, муравьи вып..лзают изо всех щ..лей муравейника и бегают во все стор..ны – начинает..ся рабочий день. 

В полдень жизнь уск..ряет..ся. Муравьи заняты делом суетят..ся труд..т..ся без усталости. Когда встр..чают..ся, трогают друг друга ус..ками, будто ра(с/з)говар..вают. Одни муравьи тащ..т маленькие веточ..ки, кусоч..ки листьев, которые идут на постройку муравейника; другие добывают пищу.

(По В. Львову)

# 24654

Из второго предложения второго абзаца текста выпишите слово со значением «незамутнённый, чистый». Подберите и запишите антоним к нему >>>

ВПР5: текст

Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..лотом фон.. пож..лтевшей листвы выделяют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.4 От дерева к дереву прот..нулись бл..стящие сер..бристые нити лёгкой паутины. Отцв..тают2 поз..ние цв..ты. 

Душист и чист осенний воздух. Прозрачна вода в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях1

Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит3 под ногами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах рябчик протенькает с..ница пром..лькнёт среди сосен дрозд. Легко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него. 

(По И. Соколову-Микитову)

# 24579

Из третьего предложения третьего абзаца текста выпишите слово со значением «отсутствие внешних и внутренних угроз, защищённость». Подберите и запишите антоним к нему  >>>

ВПР5: текст Яхнина Л.

Мы вид..м в метро просторные залы лес..ниц(и/ы)-эскалаторы удобные скамейки тоннели поезда́ . Благодаря чему наше метро красивое, чистое и безопас..ное?

Бе(з/с)прерывно вентиляторы заб..рают чистый воздух гон..т в залы станц..й охл..ждают или подогр..вают его.4 Поэтому в метро всегда ду..т приятный ветерок. 

За дв..жением поездов вн..мательно следит диспетчер. Вся картина дв..жения поездов на станц..ях1 ра(с/з)вёрт..вает..ся перед ним на мониторе комп..ютера. Диспетчер регулирует3 скорость поездов, чтобы они шли по ра..писанию, следит за безопас..ностью дв..жения. 

Ноч..ю работа в метро (не)прекраща..т..ся. Появляют..ся на станц..ях машины-убор..щ..ки. Идут по пустым вагонам слесари, ремонтн..ки. Надо проверить и..правность поездов. А потом поезда принимают душ.. . Утром чистые вагоны повезут па(с/сс)ажиров. 

(По Л. Яхнину)

# 24516

Из четвёртого предложения первого абзаца текста выпишите слово со значением «медленно ходить, не придерживаясь определённого направления». Подберите и запишите синоним к нему.  >>>

ВПР5: текст Сландкова Н.

(Не)перест..ёш.. уд..влят..ся природе! Всё как в сказк.. . На ра(с/сс)вете на болото приш..л Дед Мороз. Бродит по обочин.. постук..вает клюкой и в(с/з)дыхает. 

Слышно его везде. Ломит..ся по звонкому льду без опаск.. . Словно по ст..клу сапож..щами топа..т. Тян..т холодом от его дыхания. Лёд хрустит: Мороз с ноги на ногу перемина..т..ся всё холодными руками заб..рает. 

Паутиной липн..т на щ..ки на веточ..ки кустов утренний иней.4 Трава и деревья обр..стают белым ворсом. Вдыха..ш.. – в тебя будто ледяная вода вл..вает..ся3. Скорее бы солнце взошло! 

Взошло, а т..плее1 (не)стало. Белое всё, всё искрит. И это не сказка, всё так и есть. Или всё-таки сказка? 

(По Н. Сладкову)

Страницы

 
Подписка на RSS - ВПР 5 класс (задание 4), 2025