ВПР 5 класс (задание 9)

9. Анализ текста

# 17306

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что книга Плюмьера, хранящаяся в музее, принадлежала царю Петру? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Ильина М.

(1)В одном из музеев Санкт-Петербурга сохранилась большая книга в кожаном переплёте. (2)Посреди переплёта вытиснен золотом рисунок, изображающий солнце и двуглавого орла. (3)А на первой странице наверху можно заметить две выцветшие от времени буквы «П.П.». (4)Буквы эти означают «Пётр Первый» и написаны, вероятно, им самим. (5)Называется эта книга «Художество токарное в совершенстве», а написал её француз Плюмьер. (6)В книге много рисунков, изображающих токарные станки. (7)Царь Пётр, изучая эти рисунки, мечтал о развитии токарного дела в России.

(8)Такая мечта Петра Первого неудивительна. (9)Он сам многое умел делать руками: был и столяром, и плотником, в свободное время работал на токарном станке. (10)Однажды он выточил из слоновой кости и чёрного дерева сложнейшую вещь – люстру с двадцатью семью подсвечниками. (11)А в том музее, где хранится книга Плюмьера, есть такие петровские станки, о которых Плюмьер даже не имел представления. (12)В их создании принимал участие замечательный русский мастер Андрей Нартов, который ведал царской токарней.

(13)На петровском копировально-токарном станке можно было воспроизвести с точностью картину, изображающую сражение: солдат, лошадей, пушки. (14)И станок делал это автоматически. (15)Не человек держал тут резец, а станок. (16)Это было великое открытие. (17)Пётр Первый и Андрей Нартов, сумев создать механическую руку станка, суппорт, освободили руки мастера от необходимости держать и передвигать резец и положили начало не только развитию токарного дела в России, но и расширению его в других странах.

(По М. Ильину)

# 17177

Какой факт свидетельствует о том, что оленёнок Гай вырос сиротой? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Митыпова В.

(1)Сразу после рождения маленький Гай остался без матери. (2)Весёлый оленёнок Гай вырос сиротой, потому что его мать случайно подстрелили охотники. (3)Пока он не мог заботиться о себе сам, его кормили все проходившие мимо оленихи. (4)Потом он подрос, научился есть траву, бегать и прятаться от врагов.

(5)Гаю был год, и на голове у него ветвились небольшие рога. (6)За время скитаний он многому научился. (7)Он знал, что на равнинах надо остерегаться волков, особенно зимой, а в лесу – росомахи или рыси, которые подкарауливают у водопоя. (8)Знал он также и то, что ни бизоны, ни лошади, ни даже свиньи не причинят ему вреда.

(9)Как-то зимой за ним гнались волки. (10)Спасся Гай тем, что успел забежать в самую середину бизоньего стада. (11)Когда над окрестными сугробами появились волки, могучие быки окружили кольцом коров и телят и выставили наружу свои грозные рога. (12)Вожак с глухим рёвом бросился вперед. (13)Волки отлично знали, что такое бизон в бою, и отстали. (14)Стадо не прогнало Гая, и с ним он проходил в полной безопасности до самой весны.

(15)Знал Гай множество других уловок, спасавших ему жизнь. (16)Это был сообразительный и, несмотря на молодость, уже бывалый житель дикого и буйного мира природы.

(По В. Митыпову)

# 17164

Какой факт свидетельствует о том, что металлические зеркала плохо отражали изображение? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Ильина М.

(1)В старину, когда стеклянных зеркал ещё не было, их заменяли выпуклые металлические пластинки из серебра. (2)Но металлические зеркала на воздухе быстро темнели и портились. (3)Тогда догадались защитить металлический слой от воздуха стеклом, как мы сейчас защищаем фотографии. (4)Так появились стеклянные зеркала.

(5)Четыреста лет тому назад стеклянные зеркала умели делать только в одном городе – Венеции. (6)Способ изготовления зеркал венецианцы держали в тайне. (7)По приказу венецианского правительства все стекольные заводы были переведены на уединённый остров Мурано. (8)Иностранцев туда не пускали. (9)Стекольщики пользовались большим почётом, но в одном они были ограничены: им запрещалось выезжать в другие страны. (10)Смертная казнь грозила всякому, кто выдал бы иностранцу секрет зеркального производства.

(11)Однажды французский посол в Венеции получил из Парижа секретное письмо. (12)Посла просили найти рабочих для королевской зеркальной мануфактуры. (13)Он подкупил нескольких мастеров и уговорил их бежать. (14)Когда в Венеции узнали о побеге стекольщиков, те уже были в Париже и работали над изготовлением зеркал. (15)Им платили огромные деньги, их семьям помогли тайно покинуть Венецию. (16)Но страшный закон всё-таки вступил в силу. (17)Когда в Париже внезапно тяжело заболели несколько лучших мастеров-перебежчиков, врачи установили, что это произошло неслучайно. (18)Оставшиеся мастера испугались и стали проситься домой. (19)Французы не стали их удерживать: ведь теперь способ изготовления зеркал перестал быть секретом.

(По М. Ильину)

# 17149

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что и сорванная кувшинка «отличала» день от ночи? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Сладкова Н.И.

(1)Выхожу я на поляну – вся поляна забросана одуванчиками! (2)Кто-то наткнулся на эти золотые россыпи, глаза у них разбежались – давай рвать. (3)А нарвали – куда девать эти охапки? (4)Не те это цветы, чтобы их в вазы ставить: пахнут травой, на вид неказистые. (5)И очень обыкновенные! (6)Растут где угодно, везде их много, всем они примелькались. (7)Собрали венки и букеты и выбросили. (8)Подумаешь, одуванчики! (9)Это не орхидеи. (10)Кажется, даже числятся сорняками. (11)Может, и в самом деле ничего в них особенного и интересного? (12)Правда, радовали же они кого-то. (13)А теперь…

(14)Всегда как-то не по себе, когда видишь такое вот разорение. (15)Перья ли растерзанной птицы, ободранные ли берёзы, раскиданные муравейники. (16)Или брошенные цветы. (17)Зачем? (18)Птицы песнями радовали, берёзы – белизной, цветы – красотой. (19)И вот всё разорено и погублено.

(20)Сорвали зачем-то цветок белой кувшинки, бросили в таз, и он аккуратно, как в озере, каждый вечер складывал лепестки и окунался под воду, а утром выныривал и раскрывался! (21)Кувшинка и сорванная «видела», отличала день от ночи. (22)Не за это ли назвали кувшинки «глазами озёр»? (23)Может, они и нас с вами видят?

(24)Лес смотрит на нас разноцветными глазами цветов. (25)Стыдно уронить себя в этих глазах.

(По Н.И. Сладкову)

# 17137

Какой факт свидетельствует о том, что кипрей считали сорной травой? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Паустовского К.

(1)В этот вечер я застал Михаила Михайловича на скамейке на берегу реки. (2)На её крутом берегу островами разросся кипрей.

– (3)Кипрей – наш помощник, – заметил Михаил Михайлович.

– (4)А кипрей чем вам помогает?

(5)Михаил Михайлович начал рассказывать.

(6)Кипрей разрастается на лесных пожарищах и порубках. (7)Недавно ещё кипрей считали сорной травой. (8)Лесники безжалостно его вырывали, потому что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

(9)Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых утренних морозов начисто погибают.

(10)Учёные начали искать причину этого и нашли.

– (11)Что же оказалось? – спросил Михаил Михайлович и сам ответил: – Оказалось, что кипрей – очень тёплый цветок. (12)Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. (13)Этот цветок выделяет из себя теплоту. (14)И в теплоте растут без страха все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. (15)Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. (16)Это их сторож, их защитник. (17)Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. (18)Самоотверженный цветок! (19)Нет у молодых сосен лучшего друга, чем кипрей.

(По К. Паустовскому)

# 15400

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что воробьи кормили попавшего в плен сородича? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Карабуты Н.

(1)Воробьи – самые многочисленные представители птичьего племени, самые привязанные к человеческому жилью. (2)Собравшись в огромные стаи, крылатые сорванцы носятся по улицам и домам. (3)Как-то, проходя мимо хлебного амбара, я заметил стайку чем-то встревоженных воробьёв, которые с кузнечиками в клювах всё время вертелись возле небольшого отверстия под крышей. (4)Я заинтересовался и осторожно, крадучись за деревьями, подошёл поближе.

(5)Отверстие, вокруг которого летали воробьи, было чуть наклонно, и мне всё стало ясно. (6)Виновником всей этой суматохи оказался воробей, который, наверное, запутался в волосинках и соломинках своего гнезда. (7)Он сильно испугался и очень хотел выбраться на волю, но конский волос цепко держал его. (8)Воробьи очень переживали, они совали пленному кузнечиков и спрашивали: «Джив-джив?» (9)В ответ неслось жалобное «кгу-и-и» – спасите! (10)Воробьи убедились, что пленник сыт, и принялись за вторую часть своей задачи. (11)По одному проникали в отверстие, и на землю, как снежные хлопья, полетели перья, медленно кувыркаясь, опускались волос и солома.

(12)Потом всё стихло, и из отверстия вылетел один воробей, за ним второй – пленник, а затем поднялась вся стайка. (13)Сделав прощальный круг над нашим домом, воробьи улетели на другую улицу. (14)Воробьи всегда вместе, в стае, и если кто попадёт в беду – всей стаей полетят на выручку.

(По Н. Карабуте)

# 15388

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что незнакомый зверёк оказался европейской норкой? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Шатрова Д.

(1)Однажды зимним утром решил я сходить на мою любимую речку Щуровку. (2)Давно обрушился бревенчатый мост, некогда соединявший два противоположных берега. (3)В десятке метров по руслу я приметил лёгкие волны. (4)«Бобр», - подумал я и стал пристально всматриваться в то место, где должен был появиться лесной зверёк. (5)И вот из омута, который был скрыт от моих глаз, показался зверёк, похожий на лесную куницу, только немного мельче. (6)Нырнув в воду, он поплыл по руслу в мою сторону.

(7)Тут-то я и распознал незнакомца – им оказалась европейская норка: яркое белоснежное пятно на губах при тёмном окрасе шкурки выдавало породу. (8)Увидеть такого зверька в дикой природе – большая удача! (9)Норка, заметив меня, замерла; неподвижно стоял и я, боясь неосторожным движением спугнуть зверька. (10)Норка с явным любопытством разглядывала меня, я её тоже. (11)Пробежав немного вперёд, норка скрылась в сугробе, дав мне возможность перевести дух. (12)Но только я хотел шагнуть, как норка вновь выглянула и стала с любопытством меня разглядывать.

(13)Свидание моё с норкой на берегу речки Щуровки длилось минут пятнадцать, и, сколько бы мы ещё изучали друг друга, сказать трудно, если бы не вспугнул нас речной бобр. (14)А я успел подумать: велика сила любопытства в дикой природе!

(По Д. Шатрову)

# 15376

Почему Антарктида изображается на карте сплошным белым цветом? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Конюхова Ф.

(1)Есть на нашей планете удивительное место. (2)И не просто место, а целый материк – Антарктида. (3)Чем же оно так необычно?

(4)Антарктида – это, по сути, огромная ледяная гора толщиной в три километра. (5)Она возвышается от берега до самого Южного полюса. (6)И хотя он так тепло называется – «Южный», на самом деле там холоднее, чем на Северном полюсе. (7)Даже летом температура в глубине материка не поднимается выше тридцати градусов мороза. (8)А зимой (страшно подумать!) она колеблется в пределах от минус шестидесяти до минус девяноста градусов. (9)Помимо этого, в Антарктиде всё время дуют ураганные ветра. (10)Под ногами тут и там встречаются трещины в ледяном панцире, глубина которых достигает трёх километров.

(11)А ещё Антарктида – единственный материк на нашей планете, где нет государственных границ. (12)Это достояние всего мира, и на карте она изображается сплошным белым цветом. (13)Городов в Антарктиде тоже нет, а есть только полярные станции разных стран.

(14)А самое главное, что Антарктида оказалась последним неизвестным материком на Земле и больше подобных открытий сделать не удастся никому.

(15)Честь открытия на планете этого материка принадлежит не испанцам, не англичанам, не американцам, а нашим соотечественникам - отважным русским мореходам Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. (16)Отправляясь в опасное путешествие, они думали не о своей личной славе, а о величии России.

(По Ф. Конюхову)

# 15358

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о сообразительности воронёнка Карлухи? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Сладкова Н.

(1)Карлуха – воронёнок. (2)Живёт он во дворе и делает тут всё, что хочет, а больше всего он хочет прятать. (3)Прячет всё, что только в клюв попадёт: корку, кожуру от колбасы, камешек. (4)Прячет он так: шагает и по сторонам смотрит, а как высмотрит местечко укромное – тык в него носом! (5)Положит и сверху травой прикроет, оглядится: никто не видел?

(6)Раз он пуговицу прятал, сунул её в самую густую траву и стал травой же прикрывать. (7)Пригнул колосок, а колосок распрямился. (8)Ромашку наклонил – и ромашка поднялась. (9)Колокольчик согнул – и колокольчик поднялся! (10)Старался-старался, прятал-прятал, а пуговица сверху лежит, у всех на виду. (11)Вот она. (12)Любая сорока украдёт. (13)Сороки уже близко в кустах тарахтят, вот-вот пуговицу увидят. (14)Растерялся Карлуха, даже каркнул от удивления, забрал свою пуговицу и на новое место пошагал прятать. (15)Скорей запихнул воронёнок её под кирпич, побежал, щепочку принёс, заткнул дырочку, моха нащипал, камешек сбоку привалил и для верности сам сверху сел.

(16)Сороки нахальные тарахтят, замышляют что-то, а Карлуха сердится. (17)Ромашку сорвал, лапой прижал, клювом лепестки ощипывает, а со стороны мне кажется, что он на ромашке гадает: украдут – не украдут, украдут – не украдут. (18)Какой же удивительной сообразительностью отличаются некоторые птицы!

(По Н. Сладкову)

# 15347

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что во время путешествия по Италии Томасу Кориоту очень понравилась вилка? Запишите ответ. >>>

ВПР5: текст Ильина М.

(1)В 1608 году англичанин Томас Кориот побывал в Италии. (2)Во время путешествия он вёл дневник, в который записывал самые яркие впечатления от увиденного. (3)Есть в его дневнике и такая запись: «Когда итальянцы едят мясо, они пользуются небольшими вилами из железа и стали, а иногда из серебра. (4)Они считают, что есть руками нехорошо». (5)Прежде чем отправиться домой, Кориот приобрёл себе такие «вилы».

(6)Приехав в Англию, путешественник решил похвастаться перед друзьями. (7)На званом обеде он вытащил из кармана вилку и стал есть по итальянскому способу. (8)Все взоры устремились на него. (9)Вилочка обошла весь стол. (10)Дамы восторгались изящной отделкой, мужчины удивлялись изобретательности итальянцев. (11)Но все единодушно решили, что итальянцы – большие чудаки и есть вилкой очень неудобно. (12)А на слова Томаса о том, что не у всех руки чистые, его друзья и знакомые даже обиделись. (13)Пришлось ему спрятать вилку обратно в карман. (14)Так что в моду этот предмет вошёл в Англии только лет через пятьдесят.

(15)Есть предание о том, почему стали употреблять вилки. (16)Говорят, что их изобрели, когда появились большие кружевные воротники. (17)Эти воротники мешали есть: они подпирали подбородок и не давали наклонять голову, поэтому удобнее было в таком наряде есть вилкой, чем руками. (18)Но, скорее всего, появление вилок объясняется гораздо проще: они появились тогда же, когда люди стали чистоплотнее.

(По М. Ильину)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 5 класс (задание 9)