ВПР 6 класс (задание 13)

13. Определение стилистической принадлежности слова

# 8198

Определите стилистическую окраску слова  «трудиться» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст

(1)Жили рядом два соседа: один – весёлый, общительный, открытый, а другой – хмурый, всегда чем-то недовольный. (2)Однажды зимним вечером выпало в их краях много снега, и второй сосед вышел расчистить дорожку перед своим домом. (3)Долго трудился, махая лопатой, а когда дошёл до забора, увидел, что на ближнем участке дорожка уже протоптана. (4)И когда успели? (5)Сосед-то вроде из дома носа не показывал…

(6)Снег шёл всю ночь. (7)Спозаранку выглянул хмурый из окна и увидел, что на участке сугробы поднялись уже по пояс. (8)Как тут не поворчать! (9)Но – нечего делать, надо идти чистить. (10)Толкнул он дверь – а та не поддаётся: снегом крыльцо засыпало. (11)Но всё же кое-как удалось ему выбраться из дома. (12)Взялся хозяин за лопату и начал трудиться. (13)Под ноги смотрит, зиму ругает, весь вспотел, устал… (14)Глядит – а через соседний участок вновь дорожка к дому тянется. (15)Откуда она взялась? (16)Вроде никто рядом лопатой не работал…

(17)В тот же день соседи случайно столкнулись на улице. (18)Первый радостно поприветствовал знакомца и поздравил его с настоящей зимой – морозной, обильной снегом, сказочно красивой! (19)Второй в ответ уныло посетовал на холод и постоянную необходимость расчищать участок, а заодно и поинтересовался: «И когда ты только успеваешь снег перед домом убирать?» «(20)Да я его и не убираю вовсе, – рассмеялся сосед. – (21)Это ко мне родные и друзья приходят – вот дорожка и протаптывается. (22)Хорошо, когда в доме гости, правда?»

(По сборнику «Не хлебом единым»)

# 8180

Определите стилистическую окраску слова  «роскошные» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Артёмовой А.

(1)На протяжении многих веков скромное растение с нежно-голубыми цветами – лён – одевало и питало людей. (2)И если говорят, что хлеб – всему голова, то синеокий лён на Руси был всему душа: он кормил и лечил, согревал и украшал. (3)У древних славян лён и изготовленная из него ткань выполняли даже роль денег: именно от слова «полотно» произошло всем известное слово «платить»!

(4)Льняное полотно имеет древнюю историю. (5)Уже десять тысяч лет люди прядут внутренние волокна стебля льна, делая из них ткань. (6)Льняное полотно устойчиво к повреждению микроорганизмами. (7)Оно более прочное, чем хлопчатобумажные ткани, быстрее сохнет и дольше выцветает, потому что на него медленнее воздействует солнечный свет. (8)Кроме того, ткань из льна ценится за хорошую способность впитывать влагу и является прекрасным проводником тепла. (9)Благодаря этому льняная одежда имеет охлаждающий эффект: в ней человек чувствует себя удобнее и комфортнее, чем в нарядах из других видов ткани, ощущает прохладу даже при очень высоких температурах и тепло – при низких.

(10)Льняные нити отличаются красивым ровным блеском. (11)В старинном русском городе Вологде издавна выделывают тончайшие льняные нити, из которых плетут невесомые роскошные кружева. (12)Интересно, что заниматься этой работой можно только в помещениях с высокой влажностью воздуха, иначе от сухости тонкая льняная нить рвётся. (13)И хотя сегодня в производстве нитей и тканей повсюду используются современные станки, вологодское кружево по-прежнему плетут только вручную. (14)Говорят, что лён раскрывает свою красоту лишь в тёплых человеческих руках.

(По А. Артёмовой)

# 8155

Определите стилистическую окраску слова  «сжульничать» из предложения 15, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Юрмина Г.

(1)Крестьянский сын Иван Поддубный работал грузчиком в Феодосии. (2)С юношеских лет он начал заниматься гимнастикой с гантелями. (3)Со временем Поддубный стал одним из самых сильных грузчиков всего Черноморского побережья, а потом увлёкся классической борьбой. (4)Ещё её называют греко-римской, потому что она напоминает борьбу у древних греков и римлян. (5)Между прочим, уже в те далёкие времена борьба входила в программу Олимпийских игр. (6)Цель у каждого борца одна – бросить противника на лопатки и одержать, как говорят спортсмены, «чистую» победу. (7)Причём захватывать в классической борьбе можно только выше пояса и только руками, всякие подножки строго запрещаются.

(8)Могучего телосложения (вес 120 килограммов, рост 183,5 сантиметра), богатырь Иван Поддубный - самый знаменитый русский борец. (9)Шутка ли, целых шесть раз он становился чемпионом мира! (10)Не нашлось такого силача, который бы положил его на лопатки. (11)Зато сам Поддубный многие поединки заканчивал «чистой» победой. (12)В то время (а дело было в начале ХХ века) особенно славились французские борцы. (13)С одним из них и пришлось встретиться Поддубному. (14)Рауль Буше, которому предстояло помериться силами с Поддубным в Париже, много слышал о своём сопернике и, хотя был намного моложе и выше его ростом, боялся силача. (15)Француз решил сжульничать: перед встречей смазал тело жиром и стал скользким, как рыба. (16) Но это не помогло – всё равно проиграл.

(17)Ещё раз Поддубный одолел Буше через два года. (18)Победителем в честных соревнованиях всегда становится сильнейший. (19)Таков главный закон спорта.

(По Г. Юрмину)

# 8137

Определите стилистическую окраску слова  «рассудили» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Сахарнова С.

(1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоукладчики, закипала работа. (3)Как-то раз около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые крики рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя работать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, растаскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что было сделано за предыдущий день.

(6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны протестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные столбы, где-то разобрали по брёвнышку только что построенный мост. (8)Строители считали, что пользоваться им будут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все перемены для них к худшему…

(11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно укладывали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, привычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.

(По С. Сахарнову)

# 8119

Определите стилистическую окраску слова  «особые» («особыми») из предложения 14, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Сладкова Н.

(1)Каждый знает воробья, ворону, голубя, но для опознания многих птиц подробно знать их окраску не обязательно: серенький, у ног прыгает – это и есть воробей. (2)Часто птиц узнают не по окраске, даже не по внешнему виду – облику. (3)Опытному охотнику стоит лишь мельком, издали увидеть пролетающую птицу – он безошибочно определит: рябчик, бекас, журавль, гагара. (4)Окраску он не успел разглядеть, да и не нужна она ему. (5)А что же нужно? (6)Образ! (7)Образ вместил в себя всё: и облик птицы, и её поведение. (8)Силуэт, размеры, голос – даже место и время встречи!

(9)Охотники и писатели чаще всего в рассказах передают образ птицы: то главное и всеобъемлющее, что присуще каждой из них. (10)Вот как писатель М.М. Пришвин описал трясогузку: «С чёрным галстучком, в светло-сером отлично натянутом платьице, живая, насмешливая, раскачивалась на своих тоненьких пружинистых ножках». (11)А другой писатель, В.В. Бианки, добавил: «Трясогузка в полёте моргает крылышками». (12)Всё вместе это настолько точно, что и без упоминания имени все бы узнали эту птичку.

(13)Так же обстоит дело и с передачей голосов птиц. (14)Можно попытаться записать голоса с помощью нотных знаков, передать буквами или особыми условными значками. (15)А можно и по-другому, как это часто делают те же писатели и охотники: «переводят» с птичьего языка на человеческий. (16)Вот как переводил птичьи голоса В.В. Бианки: снегирь – «жуть-жуть!», чечевица – «Тришку видел?», перепел – «спать пора, спать пора!», пеночка-теньковка – «тё-тень-ка, тё-тень-ка!», чиж – «чулки, чулки, варежки!».

(По Н. Сладкову)

# 8101

Определите стилистическую окраску слова «уникальная» («уникальную») из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Базекина Г.

(1)Вековые, старовозрастные деревья относятся к памятникам живой природы. (2)Среди них есть и такие, которые имеют уникальную историю и представляют собой особенную культурную ценность. (3)А памятные деревья в садах, старинных парках, рощах иногда оказываются связанными с именами выдающихся людей. (4)Когда и кем посажены эти деревья, в честь какого события?

(5)Жители посёлка Языково Ульяновской области бережно хранят ель, посаженную А.С. Пушкиным. (6)Когда-то здесь жил друг Пушкина – поэт Н.М. Языков. (7)Собирая материалы о восстании Емельяна Пугачёва, Александр Сергеевич в 1833 году заехал сюда по пути из Оренбурга. (8)Согласно преданию, в память об этой встрече он посадил ёлочку. (9)Эта ёлочка по сей день растёт в усадебном парке, недалеко от вязовой аллеи и пруда.

(10)Ещё об одном дереве, живом свидетеле истории. (11)Красавец и великан дуб стоит в Спасском-Лутовинове, что на Орловщине, в середине парка, окружённый невысокой металлической оградой. (12)Его посадил И.С. Тургенев и бережно ухаживал за ним. (13)В одном из последних писем своему другу, поэту Я.П. Полонскому, Иван Сергеевич вспоминал дуб, так естественно ставший для него образом далёкой родины: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, уже никогда не увижу». (14)Сейчас дуб достигает почти тридцатиметровой высоты. (15)Окружность его ствола – пять метров. (16)Осенённый величием человека, он будет ещё долго стоять, словно воскрешая в памяти страницы жизни И.С. Тургенева.

(По Г. Базекину)

# 8065

Определите стилистическую окраску слова «вырабатываться» из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Суханова Я.

(1)«Ему только птичьего молока не хватает», – говорится с иронией о человеке, у которого есть всё, что можно пожелать. (2)«Может, тебе, привереда, птичьего молока подать?..» (3)Птичье молоко издавна стало символом чего-то необыкновенного, даже невозможного, чего на свете не бывает. (4)Но, оказывается, подобие загадочного птичьего молока существует, и не в каких-то неведомых далях, а по соседству с нами.

(5)Как подмечено учёными, изучающими птиц, таким «птичьим молоком» «выпаивают» своё потомство голуби. (6)Незадолго до появления птенцов в зобу обоих родителей начинает вырабатываться жидкая кашица, похожая на белую молочно-творожистую массу. (7)Это птичье молоко – основное, очень полезное питание для малышей в первые дни их жизни. (8)Оно мало похоже на молоко животных, но так же богато жиром, белками, в нём целый набор витаминов, микроэлементов. (9)Новорождённые птенцы запускают свои клювы в зоб мамы или папы и получают порцию «молока». (10)Полторы-две недели продолжается эта детская молочная диета. (11)Потом у голубей-родителей выработка «молока» прекращается, они приучают малышей к кашице из размягчённых в зобу зёрен и семян диких трав, хлебных крошек.

(12)Кроме голубей, подобием птичьего молока выкармливают своих птенцов, например, буревестники и пингвины. (13)У буревестников образуется так называемый желудочный жир – ворвань. (14)Полупереварившимися остатками рыб, сдобренными ворванью, и выкармливают буревестники своих птенцов. (15)У пингвинов, обитающих в Антарктиде, царстве вечных льдов, вырабатывается специальный желудочный секрет, который и является пищей для малышей. (16)Пингвинята кормятся им, пока не окрепнут и смогут питаться рыбным фаршем, приготовленным для них родителями.

(По Я. Суханову)

# 8047

Определите стилистическую окраску слова  «использовали» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Федотова Г.

(1)Учёные считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. (2)Из длинных гибких ветвей различной толщины плёл он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, которые имеют самое разнообразное назначение. (3)Без корзин трудно себе представить быт русского крестьянина. (4)Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. (5)В корзинах, сплетённых из белого прута, женщины носили на речку полоскать бельё. (6)Были и такие корзины, с которыми, как с чемоданами, отправлялись в дальнюю дорогу.

(7)В течение многих веков мастера-корзинщики разработали несколько видов плетения, которые применяли в зависимости от назначения корзины и декоративных задач. (8)Чаще всего использовали так называемое простое плетение: хотя оно и не обладает особой прочностью, но ему можно легко и быстро научиться. (9)Разновидностью простого плетения является плетение наклонными рядами, или косое плетение. (10)Если плетению необходимо придать повышенную прочность, применяют плетение верёвочкой. (11)Плетение названо так потому, что мастер поочерёдно перевивает два тонких прута наподобие того, как вьют верёвку.

(12)Наиболее распространёнными являются корзины с круглым дном. (13)Они предназначены для сбора и хранения фруктов и овощей, с ними ходят по грибы и ягоды. (14)Их плетение начинают с дна: подбирают восемь прутьев средней толщины, а в середине четырёх из них прорезают ножом щели и вставляют четыре остальных прута. (15)Такую крестовину начинают оплетать двумя тонкими прутьями. (16)Почти каждый сельский житель мог раньше при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приёмы.

(По Г. Федотову)

# 8029

Определите стилистическую окраску слова «сохранились» из предложения 18, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст

(1)Всего 150 лет назад фамилию имели очень немногие люди. (2)К ним относились дворяне, купцы, священники и некоторые почётные граждане. (3)У крестьян, которых тогда в России было большинство, фамилий не было, пока не отменили крепостное право. (4)До этого простых людей звали по прозвищу, отчеству или по профессии. (5)В старинных документах можно встретить, например, такое имя: Пушкарь Иван Максимов Беляков. (6)Среди этих четырёх слов нет ни одной фамилии! (7)На первом месте – занятие человека, для господ это было важнее имени. (8)Далее – само имя, Иван, потом – имя его отца, которого звали Максимом. (9)А Беляков? (10)Это семейное прозвание, которое означало, что дед или прадед Ивана почему-то получил от односельчан прозвище Беляк.

(11)Фамилией крепостным крестьянам могло служить указание на их хозяина. (12)Так появлялись целые деревни однофамильцев – Воронцовых, Гагариных, Львовкиных. (13)Иногда новый помещик давал крестьянам немного изменённую фамилию их бывшего владельца, а иногда величал по названию деревни, где они жили. (14)Поэтому и сейчас по фамилии зачастую можно определить, чем занимался твой предок, где жил, какой у него был характер. (15)Если ты носишь фамилию Попов, то в твоей семье был священнослужитель; если Кузнецов или Ковалёв, значит, твой прапрадед был сыном кузнеца (в южнорусских районах кузнецов называли «ковали»).

(16)Дворяне чаще всего получали фамилии от названия того места, которым владели. (17)Князья Трубецкие в стародавние времена владели городом Трубеч, Волконские – землёй по берегам реки Волхонки, Оболенским принадлежал древнерусский городок Оболенск. (18)Многих городов давно нет, а фамилии сохранились.

(По книге «Моя семья»)

# 8011

Определите стилистическую окраску слова «возникает» из предложения 13, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

ВПР6: текст Поликарпова Г.

(1)Богат и разнообразен окружающий человека мир живых существ: здесь и таинственные невидимки – микробы, и животные – гиганты океанов, малютки водоросли и великаны деревья. (2)Издавна интересовался человек сроками жизни различных животных и растений. (3)Но многие ли знают, сколько может прожить, например, лось или тополь?

(4)Могучую голову лося украшают, как корона, широкие рога. (5)На рогах старого сохатого иногда насчитывается до тридцати двух отростков. (6)Каждую зиму лось сбрасывает рога, и к осени они отрастают заново, но более крупные, чем прежде. (7)С каждым годом на его рогах прибавляется новый отросток; по количеству отростков и определяется возраст животного. (8)По количеству колец на распиле рога подсчитываются годы жизни коров и буйволов. (9)Возраст овец, лошадей и грызунов определяется по рисунку стирающихся поверхностей коренных зубов.

(10)Возраст деревьев довольно просто определяется по годовым кольцам. (11)Эти кольца особенно хорошо видны на свежих пнях. (12)Летом к зелёной кроне поступает много воды, и просветы трубок, по которым она проходит в древесине, широкие; в целом они составляют светлое кольцо древесины. (13)К осени, когда корни подают гораздо меньше воды листьям, трубки нарастающего слоя древесины становятся тоньше – так возникает тёмное кольцо. (14)О возрасте деревьев можно судить не только по годовым кольцам. (15)У ёлочки количество лет совпадает с количеством групп ветвей на одном уровне ствола: каждый год вырастает по одной группе. (16)Однако с ростом дерева нижние сучья отсыхают, и со временем следы их стираются.

(По Г. Поликарпову)

Страницы