ВПР 6 класс (задание 4), 2025

4. Определение лексического значения многозначного слова

# 22733

Из третьего предложения третьего абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «приспособление для защиты от дождя и солнца». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Е. Ожич

Бал — это званый вечер с танцами по т..ржестве(н,нн)ому случаю.

Первые балы в России по..вились по указу Петра Первого и н..зывались они ассамблеями. Пр..дворные по очереди должны были проводить ассамблеи в св..их домах.

Все знатные дамы одевал..сь на бал в об..ёмные плат..я с дли(н,нн)ыми ю..ками. Т..кой н..ряд иногда был т..желее (средне)вековых рыцарск..х(3) д..спехов. Плат..е с обручами для по..держания об..ёма юбки, парик шляпа накидка и зонтик(2) весили около восемна..цати ки(л,лл)ограммов. И всё это нужно было н..сить на себе. Под плат..ем был тугой к..рсет, который (не)давал даме в..зможн..сти в..дохнуть и накл..нит..ся. Поэтому первые бальные танцы с..стояли из поклон..в и плавных пер..ступаний, которым учились (не)сколько мес..цев.

(По Е. Ожич)

# 22720

Из первого предложения первого абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «средство для общения, выражения своих мыслей и чувств». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Е. Ожич

Танцы — это еще один язык, на к..тором общают..ся люди. С помощ..ю танца человек выр..жает свои эмоц..и и чу..ства.

К сож..лению, н..кто(3) точно (не)знает, где и когда во..ник этот вид иску(с,сс)тва. Но в том, что очень-очень д..вно — тут уж друзья (не)сомневайтесь! Например, в Древней Греции в ш..стом веке до нашей эры люди уже пр..красно танцевали. У них многое п..реняли танцовщ..ки п..следующих ст..летий.

Но древн..е люди танцевали не ради ра..влечения. Человек таким образом обр..щался к силам пр..роды. Он и..давал (не)хитрые(2) звуки и п..вт..рял (не)сложные движения. Например, к..пир..вал пение птиц и пова..ки животных. И верил, что танец перед охотой пр..несёт удачу.

(По Е. Ожич)

# 22707

Из второго предложения второго абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «маленький зверёк отряда грызунов». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Д. Арсеньевой

В Эрмитаже р..ботают не только люди, но и коты. Да-да д..рогие читат..ли самые обыч..ные коты служ..т там уже два с п..ловиной века.

Первый усатый(2) кр..савец по..вился здесь ещё при Петре Первом. Коты и..бавляли дворец от мышей, которые повр..ждали п..ркет, це(н,нн)ые вещи и картины. А царица Екатерина Вторая даже придумала(3) котам должность — «охранн..ки карти(н,нн)ых га(л,лл)ерей».

Котов в Эрмитаже и се..одня очень любят. Н..зывают ласково — «Эрмики». Каждую весну пр..водит..ся праз..ник — День эрмитажного кота. П..сетителей пр..пускают в подвалы, где обитают Эрмики, устра..вают выставки рисунков конкурсы. Обычно в музее живёт сем..десят котов. Когда зверьков станов..тся больше, их о..дают в добрые руки. Тот, кто заб..рает домой Эрмика, п..лучает право пр..ходить в Эрмитаж бе..платно.

(По Д. Арсеньевой)

# 22700

Из последнего предложения первого абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «отрезок времени, равный ста годам». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Д. Арсеньевой

Эрмитаж, который находит..ся в Зимнем дворце, хр..нит не только историю и(с,сс)ку(с,сс)тва, но и историю техники. О ней ра..сказывают орудия труда древн..го ч..ловека ст..ри(н,нн)ые(2) кареты мал..извес..ные присп..собления. Да и само (з,с)дание всегда было местом, где т..хнические н..винки по..влялись в первую очередь. Например, под..ёмное кресло для Екатерины Второй. Сидя в нём, императрица п..падала с этажа на этаж. А в первой п..ловине дев..тнадцатого века во дв..рце уст..новили настоящие лифты.

Здесь впервые по..вился вод..провод и новое от..пление, которое называл..сь «огневоздушным». А до этого в ..громных з..лах(3)  стояла такая стужа, что отм..нялись балы.

В Зимнем дворце и..польз..вались все самые с..време(н,нн)ые техническ..е новинки. Конечно, многое уже (не)во..становить, но старые рисунки и ч..ртежи до сих пор хр..нят эту часть истории Эрмитажа.

(По Д. Арсеньевой)

# 22693

Из первого предложения первого абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «прибор для точного определения времени суток». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Д. Арсеньевой

В музее Эрмитаж нево..можно пр..йти мимо часов «Павлин». Они были (з,с)деланы в в..семна..цатом веке но пр..крас..но работают и сейчас.

Каждый час под звон к..л..кольчиков серебря(н,нн)ая сова, с..дящая в клетке, враща..т глазами верт..т головой и маш..т лапкой. Потом пр..сыпает..ся павлин кланяет..ся открывает клюв ра..пускает хвост и делает п..ворот. Затем громко кр..чит петух. Кажется, что его крик записан на м..гнитофон(3), но это не так. Внутри птич..ки спрятана трубоч..ка(2), которая под действием воздуха изд..ёт звук, похожий на петуши(н,нн)ый крик. Кстати, сл..жнее всего на этих часах найти ц..ферблат: мастера спрятали его в шляпке больш..го гриба.

Часы «Павлин» — наст..ящее чудо техники и и(с,сс)ку(с,сс)тва, поэтому уже (не)сколько ст..летий подряд п..сетители Эрмитажа восторженно аплодируют птич..ему спектаклю.

(По Д. Арсеньевой)

# 22686

Из первого предложения третьего абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «факты и события из прошлого, относящиеся к какому-то предмету». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Д. Арсеньевой

Есть в Петербурге место, которое пр..тягивает всех, кто туда пр..езжа..т и хочет увидеть всё самое инт..рес..ное. Это Эрмитаж — один из самых извес..ных музеев в мире.

Здесь столько всего уд..вительного! Если ра(с,сс)матривать каждый предмет хотя бы по одной минуте, придёт..ся потратить(2) чуть ли не дес..ть лет. А чтобы обойти все залы комн..ты к..ридоры музея, нужно пр..делать путь дли(н,нн)ой в два..цать ки(л,лл)ометров. По стари(н,нн)ым полам музея каждый день пр..ходит дес..ть тысяч(3) человек.

Три ми(л,лл)иона предметов хр..нится в Эрмитаже, и у каждого своя инт..ресная история. Сверкающие драгоце(н,нн)ости хрупкие сервизы древние книги и картины ра(с,сс)казывают нам о разных эпохах. И это далеко не всё! В Эрмитаже столько чудес, что глаза ра..бегают..ся.

(По Д. Арсеньевой)

# 22679

Из первого предложения первого абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «очень жаркий». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значений. >>>

ВПР6: текст по И. Соколову-Микитову

Кто из вас (не)побывал знойн..м лет..м в прохладном лесу? Примолкли самые г…лосистые птицы(3) (не)поют звонкоголосые соловьи. Идёш.. по лесу, х..р..шенько приглядыва..ш..ся ищеш…, где р…стёт гриб. Вот под деревьями краснеет шля…ка подосиновика попадают…ся крепкие боровики подберёзовики.

На п..счаных пригорк..х(2) на крутых б..р..гах рек и руч..ёв р…стёт скромный цв…ток. Все называют его к…шач…и лапки за мохнатые лепестки.

В де..стве мы с..б..рали к..шач..и лапки в..зали из них маленькие букеты. Эти букеты (не)вянут а ж..сткие л..пестки цв..тов (не)осыпают..ся. Поэтому к..шач..и лапки справедливо н..зывают бе..смертник..ми.

(По И. Соколову-Микитову)

# 22590

Из пятого предложения третьего абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «произведение живописи, рисунок». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значений. >>>

ВПР6: текст по Казиевой М.

Давным-давно, в тыс..ча восемь(сот) восем..десят шестом году, жил один б..гатый р..стовщик. Кажд..му(3) драг..це(н,нн)ому предмету кажд..му пр..изведению и(с,сс)ку(с,сс)тва он знал исти(н,нн)ую(2) цену.

Однажды к нему в лавку пр..шёл м..лодой человек, одетый в деш..вый, но очень а(к,кк)уратный костюм. Он ра(с,сс)матр..вал ж..мчужные ожерелья бл..стящие кольца разн..цветные камни. Со стороны к..залось, что юноша ра..говарива..т с укр..шениями, знает какие(то) их тайны.

Р..стовщик вн..мательно посм..трел на посетителя и спросил его Вы художник? И ок..зался прав. Это был художник Михаил Врубель. Он обладал н..стоящим даром — видеть в окружающем мире что(то) особенное, уд..вительное. Поэтому необычны и его картины. В них оживают сказочные герои а ф..нт..стические цветы ра..цветают и благоухают.

(По М. Казиевой)

# 22583

Из второго предложения первого абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «действующее лицо литературного произведения». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Каменевой Е.

Когда мы открыва..м книгу с рисунками, то словно п..падаем в разн..цветный мир. На рисунках ож..вают герои, города и страны, где прои..ходят описанные с..бытия. Всё, о чём ра(с,сс)каз..вает автор книги, как бы делает..ся понятнее, ближе нам.

Такие рисунки н..зывают..ся иллюстрациями а с.здают их художники-иллюстраторы. Как это обычно прои..ходит?

Сначала художник изуча..т рук..пись будущей книги, иногда (не)сколько раз. Так он знаком..т..ся с героями сказки ра(с,сс)каза(2) пов..сти или романа. Ему важно п..нять их х..рактеры, пре..пол..жить, как они выгл..дят, пр..думать, как будут распол..гат..ся на иллюстрациях. Каждый художник вид..т что(то) своё в героях и с..бытиях книги, и этот(3) в..гляд отр..жается в его рисунках. Вот почему к одному пр..изведению разные художники с..здают абсолютно разные иллюстрации.

(По Е. Каменевой)

# 22576

Из первого предложения первого абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «картина, рисунок». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. >>>

ВПР6: текст по Улыбышевой М.

В Третьяковской га(л,лл)ерее в Москве есть извес.ное живописное полотно. На нём художник изобразил трёх(3) были(н,нн)ых богатырей. Смотр..шь на эту картину и вид..шь предгр..зовое небо, чувствуешь зап..х ст..пного ковыля, ощущаешь несгибаемую силу и мужество героев. Картина пр..тягива..т чем(то) р..дным близким необъяснимым. Это извес..ная всем работа художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

А знаете ли вы, сколько лет с..здавал её художник? Не год и не два, а почти двадцать! За это время Виктор Васнецов (з,с)делал тыс..чи набросков. Нужно было продумать(2) и замысел в целом, и точные детали. Почему же так долго? Художник ст..рался в образе каждого богатыря запечатлеть черты многих поколений защитников Руси.

(По М. Улыбышевой)

Страницы

 
Подписка на RSS - ВПР 6 класс (задание 4), 2025