ВПР 6 класс (задание 9), 2018-2024

9. Грамматическая синонимия словосочетаний

# 20168

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1) В 1702 году, в эпоху Петра I, из Голландии в Россию впервые были завезены луковицы садовых тюльпанов. (2) Название цветка произошло от персидского слова тюрбан, так как его бутоны похожи на восточный головной убор, напоминающий чалму.

(3) О происхождении тюльпана рассказывает одна легенда. (4) Царь Фархад был влюблен в красавицу Ширин. (5) Но злые завистники пустили слух, будто Ширин убита. (6) Царь не в силах был перенести такой удар. (7) Он не знал, что ему делать. (8) И тогда, обезумев от горя, оседлал коня и ринулся к скалам. (9) Он врезался в скалы и разбился. (10) На том месте, где кровь попала на землю, выросли прекрасные цветы — красные тюльпаны.

(11) Известна также легенда о том, что однажды на лугу вырос золотистый тюльпан, в котором было заключено счастье, но бутон его не хотел раскрываться, и никакие средства не могли помочь. (12) Как-то по лугу шла женщина с маленьким ребенком. (13) Раскрыв ручки, смеясь, ребенок подбежал к гордому тюльпану. (14) И от его веселого беззаботного смеха цветок раскрылся, даря всем счастье.

# 20132

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1) У родителей рос очень эмоциональный сын. (2) Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал вбивать в изгородь гвоздь каждый раз, когда он теряет терпение или ссорится с кем-нибудь. (3) В первый день мальчик забил 37 гвоздей в забор. (4) В последующие недели он научился контролировать себя, и число забитых гвоздей в заборе уменьшалось день ото дня. (5) Он обнаружил, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди!

(6) И вот настал день, в течение которого мальчик не забил ни одного гвоздя в забор. (7) Радостный, он пошел к отцу и сказал ему, что в этот день не забил ни одного гвоздя! (8) Тогда отец велел ему доставать гвоздь из забора всякий раз, когда он не терял терпения и не ссорился с кем-либо. (9) Проходили дни, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он достал все гвозди из забора. (10) Тогда отец привел мальчика к забору и сказал:

(11) — Сын, ты вел себя хорошо, но смотри, сколько дырок теперь в заборе. (12) Изгородь теперь уже не такая, как прежде. (13) Когда ты ссоришься с кем-либо и говоришь что-нибудь плохое, ты оставляешь такую же рану, как эти. (14) Ты можешь всадить нож в человека и можешь достать его, но всегда остается рана. (15) Неважно, сколько раз ты извиняешься, рана остается. (16) Рана словесная причиняет такую же боль, как и физическая.

# 20102

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1) Язык жестов в последнее время привлекает особое внимание учёных-этнографов, лингвистов, психологов, педагогов.

(2) Жест национален. (3) По-разному здороваются, прощаются люди разных национальностей. (4) Когда встречаются мужчины-латиноамериканцы, они обнимаются. (5) Полинезийцы обнимаются и потирают друг другу спину. (6) Эскимосы слегка ударяют друг друга кулаками по голове и плечам. (7) Двое курдов хватают друг друга за правую руку, поднимают руки, не разжимая их, и попеременно целуют друг друга. (8) Лапландцы при встрече трутся носами. (9) Жители острова Самоа обнюхивают друг друга. (10) Йеменцы, египтяне здороваются, прикладывая ладонь ко лбу. (11) Некоторые африканские народы, здороваясь, передают друг другу какой-нибудь предмет, чаще всего тыкву. (12) Иногда африканцы обнимаются, касаясь друг друга щеками. (13) В прежние времена китайцы при встрече пожимали руки самим себе. (14) Этим жестом теперь современный оратор приветствует своих слушателей.

(15) Можно сказать, что тема жестов, имеющих древнюю историю, продолжает оставаться актуальной не только для учёных, но и для любознательных читателей.

# 20067

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1) Значение железа в жизнедеятельности организма чрезвычайно велико. (2) Специальные исследования ученых свидетельствуют о том, что даже незначительный дефицит железа в организме сопровождается неблагоприятными изменениями функций сердечно-сосудистой, мышечной, нервной и пищеварительной систем, приводит к снижению иммунитета. (3) Это связано с теми функциями, в которых принимает участие данный элемент, и прежде всего с обеспечением организма кислородом. (4) Железо является незаменимой составной частью гемоглобина крови (красных кровяных телец, доставляющих кислород клеткам тканей и забирающих углекислый газ от тканей к легким) и миоглобина (белка, запасающего кислород) мышц.

(5) Общее содержание железа в организме человека составляет около 4 граммов. (6) Железо способствует росту, увеличивает сопротивляемость заболеваниям, предупреждает усталость. (7) При нехватке этого микроэлемента наблюдается бледность кожных покровов, повреждаются слизистые оболочки полости рта и желудка, истончаются и деформируются ногти.

(8) Наиболее богаты железом сушеные белые грибы, печень, персики, зелень петрушки, картофель, свекла, яблоки. (9) Экспериментальным путем установлено, что железо, которое содержится в продуктах животного происхождения, гораздо лучше усваивается организмом, нежели железо, содержащееся в растительных продуктах. (10) Поэтому усвоение железа из продуктов растительного происхождения усиливается в присутствии в рационе мяса, рыбы, аскорбиновой кислоты, различных органических кислот.

# 20009

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1)Известный немецкий учёный Рентген исследовал свойства электрического тока, проходящего через различные газы.

(2)Однажды Рентген, закончивший очередной опыт, выходя из лаборатории, вспомнил, что он запамятовал выключить ток, идущий через трубку с газом. (3)Вернувшись в лабораторию, он вдруг заметил в темноте какой-то ярко светящийся предмет. (4)Заинтересованный Рентген подошёл к столу. (5)Оказалось, что этим ярко светящимся предметом был используемый учёным для опытов небольшой картонный экран, который стоял на столе. (6)Этот экран был покрыт веществом, реагирующим на свет и начинающим светиться, когда на него попадают лучи света. (7)Но в этот момент на экран, стоявший в темной лаборатории, свет ниоткуда не падал.(8) Отчего же светился экран? (9)На какие световые лучи он реагировал? (10)Рентген выключил ток, проходивший через трубку, и экран сразу перестал светиться.

(11)Учёный решил остаться в лаборатории и продолжать опыты. (12)Всю ночь он провёл в лаборатории, раздумывая над тем, почему ток, проходящий через трубку с газом, заставляет светиться экран, реагирующий только на световые лучи. (13)В результате многочисленных опытов Рентген открыл лучи, не видимые простым глазом, но обладающие удивительными свойствами. (14)Открытые Рентгеном лучи могли проходить сквозь непрозрачные тела, оказывали действие на фотопластинки, оказывали влияние на организмы. (15)Эти удивительные лучи были названы впоследствии рентгеновскими лучами. (16)Они нашли широкое применение в медицине, науке и технике.

# 19991

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1)Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. (2)Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. (3)Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать, ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. (4)Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. (5)Только тогда будет его интересно слушать.

(6)И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. (7)Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. (8)Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

(9)А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. (10)Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в выражениях спорящего с вами. (11)Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. (12)Тогда оно встретит сочувствие.

# 19972

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст по О.Д. Фёдорову

(1)Заповедник «Кивач» - один из старейших заповедников России. (2)Большую часть его территории занимают хвойные леса. (3)В заповеднике можно увидеть все формы рельефа, которые есть в Карелии. (4)Это «бараньи лбы» - округлые гранитные валуны; «курчавые скалы» - группы «бараньих лбов»; сельги - каменистые гряды, поросшие сосняком. (5)Образовались эти необычные формы рельефа несколько тысячелетий назад. (6)Тогда территорию современной Карелии покрывал огромный ледник километровой толщины. (7)Он медленно двигался с северо-запада на юго-восток. (8)По пути ледник разрушал твёрдые скальные породы. (9)А потом на Земле потеплело, ледник начал таять и отступать в обратном направлении, оставляя после себя груды камней, толщи песка. (10)Так и образовались "курчавые скалы" и сельги.

(11)В «Киваче» находится 14 озёр ледникового происхождения. (12)По территории заповедника течёт река Суна - одна из крупнейших в Карелии. (13)Падение этой реки образует водопад Кивач, который дал название заповеднику. (14)Долгое время этот водопад считался самым крупным равнинным водопадом в России и вторым по величине в Европе. (15)В настоящее время из-за построенной выше по течению реки плотины водопад потерял былую мощь, но не утратил своей неповторимой красоты.

(16)О возникновении водопада существует легенда. (17)Две реки-сестры, Суна и Шуя, протекали рядом и никогда не расставались. (18)Однажды они решили проверить, кто быстрее доберётся до Онежского озера. (19)Суна не сомневалась, что выиграет, ведь она была гораздо проворнее, чем тихоня-сестра. (20)Уверенная в своей победе, она прилегла отдохнуть. (21)После пробуждения Суна обнаружила, что Шуя уже далеко впереди. (22)Она пустилась вдогонку, снося всё на своём пути. (23)В месте, где Суна пробила скалы, возник водопад Кивач - природное чудо России.

(По О.Д. Фёдорову)

# 19944

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст по Д. Шостаковичу

(1)Умеете ли вы слушать музыку? (2)Этот вопрос очень важен. (3)Ведь только тому, кто умеет слушать музыку, станут понятными глубокое содержание музыкального произведения и художественные образы, созданные композитором. (4)Оказывается, есть определённые правила, как это надо делать. (5)Самое первое из них заключается в том, что слушать музыку можно только в тишине. (6)Это первое необходимое условие. (7)Ведь музыка - искусство, выражающееся в звуках, в их сочетании. (8)Она воспринимается через слух. (9)Слушать музыку в шуме - это то же самое, что пытаться смотреть на полотно художника через вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то. (10)Ваши глаза пробегают по строчкам, но при этом вы решительно ничего из прочитанного не поймёте. (11)Второе важное для понимания музыки условие - внимание. (12)Только в полной тишине и при полной сосредоточенности вам откроется смысл музыкального произведения.

(13)Музыка вызывает в душе слушателя, даже если он ещё ребёнок, глубокие чувства, рождает мысли. (14)Слушая классическую музыку, каждый стремится быть лучше, чище. (15)Сердце замирает, когда слушаешь вдохновенную музыку Петра Ильича Чайковского! (16)В чём же тут дело? (17)Вероятно, прежде всего в том, что композитор, создавая музыку для детей и взрослых, всегда думал о тех, кто будет её слушать. (18)Он хотел, чтобы его слушатели были сильными, гордыми, верными в дружбе, умели любить.

(19)Среди множества искусств, которые воздействуют на человеческую душу, нет силы более доброй и благородной, чем музыка. (20)Она будит фантазию и окрыляет. (21)Невольно возникают дивные и чарующие образы. (22)В этом и заключается испокон веков влияние музыки на человека, если он умеет её слушать. (23)Чем выше культура человека, тем больше он понимает и любит музыку.

(По Д. Шостаковичу)

# 17089

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст Горевой С.

(1)В жизни его было много страданий, которые невозможно забыть. (2)Он прошёл всю войну, потерял на ней отца и старшего брата. (3)Но был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. (4)Он ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе). (5)Был тёплый весенний день, он сел на последнее свободное место, отвернувшись от старика, который беспомощно облокотился о поручень у дверей. (6)Он не видел, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая поздняя боль раскаяния пронзила его душу. (7)«Почему я не уступил ему место?» – этот вопрос терзал его день изо дня. (8)Потом постепенно это постыдное воспоминание ушло на задний план, но время от времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к уважению старших и поклону их опыту и седине.

(9)Теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно, если он видел неуважительное отношение к людям пожилого возраста. (10)К ветеранам, которые потом и кровью заслужили победу и право на жизнь и свободу для своих потомков.

(11)Автобус остановился, пассажиры начали выходить, стоять стало свободнее. (12)Вдруг к нему подошёл паренёк лет десяти и сказал: «Садитесь, дедушка, на моё место, я вижу, как Вам тяжело стоять». (13)У старика навернулись слёзы на глаза. (14)Это были одновременно и горькие, и сладкие слёзы. (15)Они горчили потому, что совесть опять напомнила случай семидесятилетней давности. (16)Они радовали и согревали сердце потому, что он, глядя на этого мальчика, верил, что не всё потеряно для русского человека.

(По С. Горевой)

# 17072

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР6: текст

(1)Наименование художественной эмали «финифть» происходит от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. (2)Её научились делать ещё в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился на Руси. (3)Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесённое на основу из металла, – это финифть.

(4)Первое упоминание о художественной эмали относится к времени, когда правил суздальский князь Андрей. (5)Возведённая в Суздале церковь была украшена эмалью и золотом. (6)Эмаль в древние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями. (7)Издревле секреты производства эмали бережно сохранялись и передавались строго от мастера к ученику, поэтому её ценность была велика.

(8)Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров ценились очень высоко и попадали в Оружейную палату на хранение. (9)Мастера изготавливали в основном чаши, иконы из финифти и оклады. (10)Ростовская финифть славится своими особенностями и считается лучшей в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. (11)Миниатюра на эмали всегда воспринималась как самостоятельная единица искусства. (12)При этом у миниатюры на эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре. (13)Она долговечнее, сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеска с течением времени. (14)Дело в том, что изготовители эмали добавляли в краски оксиды металлов и обжигали изделие при температуре до 900 градусов, добиваясь сохранения блеска эмали на долгие годы. (15)Финифть не поддаётся воздействию воздуха и света. (16)Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.

(По материалам Интернета)

Страницы

 
Подписка на RSS - ВПР 6 класс (задание 9), 2018-2024