ВПР 6 класс (задание 9)

9. Определение основной мысли текста

# 10906

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Дмитриева Ю.

(1)У людей, придумавших поговорку «Нем как рыба», были основания считать рыб немыми. (2)Ведь для того, чтобы услышать, как разговаривают рыбы, надо или опуститься в воду, или пользоваться какими-нибудь подсобными средствами. (3)Правда, иногда, в редких случаях, человек может слышать голос рыбы без специальных приспособлений. (4)Так, один путешественник был очень удивлён, услышав на берегах Амазонки странные и довольно громкие звуки, похожие на стоны и тяжёлые вздохи. (5)Звуки доносились из воды и оказались «пением» рыб, живущих в этой реке.

(6)Что же такое звук в воде? (7)Тот звук в воздухе, который мы слышим, - это колебания воздуха. (8)Например, если ударить палочкой по барабану, туго натянутая кожа барабана колеблется и колеблет воздух. (9)Эти колебания достигают наших ушей, колеблют барабанные перепонки, и мы слышим звук барабана. (10)Водные звуки – это тоже колебания, только не воздуха, а воды. (11)Но как же рыбы ухитряются производить эти колебания, передавать звуковые сигналы, ведь люди, звери, птицы пользуются языком, горлом, лёгкими?

(12)В этом рыбам помогает плавательный пузырь. (13)Пузырь окружён специальными мышцами, которые бьют по нему, как по барабану, причём некоторые рыбы умудряются даже выбивать специальную дробь. (14)Пузырь к тому же усиливает эти звуки, а тело рыбы не задерживает их – оно как бы прозрачно для звуков. (15)Есть рыбы, которые посылают сигналы таким способом: одна из костей, подходящая вплотную к ключице, постукивает другим своим концом по плавательному пузырю. (16)У некоторых рыб часть пузыря расположена близко к поверхности тела, и рыбы барабанят по ней плавниками.

(По Ю. Дмитриеву)

# 10888

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Камакина О.

(1)Едва сойдёт снег, как на деревьях появляются первые вестники весны – скворцы. (2)Люди всегда с нетерпением ждут их и развешивают для них деревянные домики. (3)Само слово «скворечник» означает «домик для скворцов», хотя селиться в них могут и другие мелкие птички: мухоловки, зарянки, стрижи, горехвостки. (4)Происхождение названия связано с тем, что скворец – птица достаточно распространённая, полезная и интересная. (5)Полезна она своими пищевыми пристрастиями: в основном питается мелкими насекомыми-вредителями. (6)За тёплое время года семья пернатых может уничтожить несколько тысяч мелких букашек! (7)Кроме того, скворцы красиво поют, умеют подражать песням соловья и других певчих птиц.

(8)Считается, что деревянный скворечник – русское изобретение. (9)Наши предки совместили в скворечнике две основные функции: с одной стороны, он служит убежищем для птиц, с другой стороны, является произведением искусства. (10)Русские умельцы строили скворечники в виде теремка: на отрезе бревна с полостью в центре вырезали фигуры людей и животных, раскрашивали их, из досок сооружали двускатную крышу и балкон, украшенный фигурками. (11)Когда смотришь на эти творения, поражаешься: сколько вложено в них любви, заботы и таланта наших предков!

(12)В честь птиц отмечали даже народные праздники, сочиняли приметы. (13)По народному календарю, девятое марта – «Птичье потенье, гнёзд обретенье». (14)В этот день перелётные птицы возвращаются из жарких стран на родину: «Видишь скворца – знать, весна у крыльца». (15)В марте же справляли именины жаворонка, а детям пекли сдобные хлебцы – «жаворонки», по форме напоминающие птичку, с изюминами вместо глаз. (16)Хлебцем, по обычаю, полагалось поделиться с пернатыми: поклюют – звонче запоют.

(По О. Камакину)

# 10870

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Дмитриева Ю.

(1)Язык танца, язык запахов, язык движения – это далеко не все способы общения, не все языки, на которых разговаривают животные и насекомые. (2)Когда-то учёные заспорили между собой, различают ли цвета комары? (3)Чтобы понять это, взяли куб и окрасили его в разные цвета, положили куб в комариное место и стали наблюдать. (4)И вот увидели, что на один цвет село очень много комаров, на другой – меньше, а на какой-то из цветов насекомые совсем не сели. (5)Люди сделали из этого практический вывод: одежду тех, кто работал в комариных местах, стали красить в цвет, который не привлекал комаров. (6)Однако комары ведь тоже различают цвета не просто так: цвет служит для них самым простым способом общения.

(7)Краски помогают животным узнавать друзей и врагов. (8)У трясогузки концы двух крайних перьев хвоста белые, но это можно заметить лишь тогда, когда птичка хочет что-то поведать своим собратьям. (9)Для этого она распускает хвостик веером, и пятна становятся видны. (10)Скоро около этой трясогузки появляется другая.

(11)Очень похожий сигнал и у пятнистых оленей: сзади у них есть довольно большое белое пятно – «зеркало». (12)Пятнистый олень умеет прятаться в кустах, между деревьями – это его защита, а в случае опасности он убегает. (13)Маленькому олешке трудно разглядеть маму в густом кустарнике, особенно если мама уже отбежала на несколько шагов. (14)И вот, чтобы оленёнок не потерялся, у мамы есть «зеркало». (15)«Зеркало» это хорошо видно среди зелени, и оно словно говорит оленёнку: «Я тут, беги сюда!» (16)Но если мама опустит свой короткий хвостик, покрытый изнутри белой шерстью, это означает: «Стой! Не двигайся!»

(По Ю. Дмитриеву)

# 10852

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Чебыкиной Л.

(1)Для многих животных игра – важная часть жизни, и им нравится играть. (2)Наши домашние любимцы, например, иногда затевают такие бурные игры, что у хозяев волосы встают дыбом! (3)Но это только сначала, а потом и хозяева включаются в общее веселье. (4)Игра у животных возникает, если отсутствует необходимость в других формах поведения: поисках пищи или защите от врагов. (5)Детёныши и молодняк играют чаще взрослых, обычно друг с другом, но иногда – со своими родителями. (6)Не редкость и игры взрослых, умудрённых опытом животных: они внезапно начинают бегать, резвиться и дурачиться, как малыши.

(7)Натуралисты не раз описывали игру бобров. (8)Эти звери с удовольствием съезжали в воду с крутого берега или прибрежных скал, отполированных от частого использования зверями. (9)Такую горку обнаружили даже в пещере, где отдыхала семья африканских дикобразов. (10)А один охотник рассказывал, как он наблюдал медведя, который «изобрёл» свой музыкальный инструмент: тянул на себя отщеп от пня, потом отпускал и прислушивался к гудящему звуку, заканчивающемуся громким «хлоп».

(11)Но всё-таки в игре животных чаще всего смешиваются разные формы поведения. (12)Они то нападают, то убегают от воображаемой опасности, иногда проявляют интерес к совершенно посторонним предметам. (13)Разделить игру и исследовательское поведение бывает очень трудно. (14)Щенок или котёнок, который изучает квартиру, двор, – играет он или действительно осваивает новые территории? (15)Обезьяна, в лапы которой попал посторонний предмет – расчёска, зеркальце, – играет она с ним или познаёт его свойства? (16)Значение игры огромно: животные обучаются многим навыкам – охоте, взаимоотношениям друг с другом, защите территории, получают больше информации о внешней среде.

(По Л. Чебыкиной)

# 10834

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Черныш И.

(1)Известно, что у деревьев возраст определяется по годичным кольцам, которые можно увидеть в поперечных спилах стволов. (2)Но сложности в измерении каждого годичного кольца связаны с тем, что бывают годы, когда кольца может и не быть, а в какой-то год отложится сразу два. (3)Это связано с особенностями каждого года. (4)В условиях засухи деревья прекращают расти, но в период продолжительных и обильных осадков их рост возобновляется. (5)Годичные кольца строгой концентрической формы встречаются очень редко. (6)Обычно кольцо с одной стороны шире, с другой – более узкое.

(7)Но деревья-долгожители – это ещё и уникальная летопись событий, происходивших когда-то на Земле. (8)По рисунку годовых колец можно определить, случались ли в этих местах стихийные бедствия: лавины, сели, сползания ледников, землетрясения. (9)Там, где весь лес уничтожен полностью и растут деревья одного возраста, обычный подсчёт колец укажет на год стихийного бедствия. (10)По годичным кольцам деревьев в зонах сейсмической активности можно определить дату и мощь землетрясения. (11)Ведь после такой природной катастрофы повреждаются корни, изменяется водоснабжение деревьев грунтовыми водами. (12)Всё это сказывается на росте дерева и «записывается» в его годовых кольцах. (13)Учёные установили: землетрясения отмечаются у деревьев тёмными годовыми кольцами, расширенными с одной стороны.

(14)Деревья могут рассказать и о степени загрязнения атмосферы. (15)В наше время это важно знать в связи с увеличением количества автомобильного транспорта, выбросами в атмосферу различных вредных отходов предприятий. (16)По многолетним травам можно узнать об изменениях климата и стихийных бедствиях в пределах одного столетия, а по некоторым деревьям – в пределах нескольких тысячелетий.

(По И. Черныш)

# 10736

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Соловьёва В.

(1)На Руси каждую новую срубленную избу обязательно украшали красивой резьбой. (2)Это так и называлось у плотников – наряжать избу, а делал «наряд» обычно лучший плотник – «первая рука». (3)Ему и платили особенно, по пословице «Работнику – полтина, а мастеру – рубль». (4)Ничего не скажешь, уважали рабочий талант на Руси.

(5)Искусная резьба придавала деревянному дому праздничный вид. (6)Переднюю часть, выступающую над фасадом избы, часто рубили в форме коня или оленя, «косицы» -торцы продольных толстых жердей – заплетали причудливым орнаментом, а наличники окон покрывали тончайшим кружевом. (7)И внутри дома не скупились на резьбу: полки, лавки, сундуки, шкафчики – любой предмет, кроме пользы, ещё и радовал глаз. (8)Узоры деревянные – это целый сказочный мир: среди них разглядишь и цветы необычайные, и зверей диковинных, и волшебных птиц, и русалок, и богатырей. (9)Мастера «первой руки» имели и побочный промысел, который их на весь мир прославил: это деревянные игрушки. (10)В европейских странах был на них очень большой спрос.

(11)Но интересно, что свою тонкую работу плотники делали самым немудрёным инструментом: топором, теслом, долотом, сверлом. (12)Уважающий себя мастер даже пилы не признавал. (13)И способы работы с узорами были у мастеров самые простые: о шаблонах тоже не имели понятия, всё рисовали по памяти, часто придумывали новый оригинальный узор. (14)Сначала делали на бумаге эскизный набросок, по нему чётко прорисовывали фигуру или узор, которые иглой прокалывали по контуру и переводили на доску лёгким похлопыванием по рисунку мешочком с угольной пылью. (15)Затем долбёжкой пробивали рисунок, убирали всё лишнее и отделывали «вчистую». (16)Как прост секрет красоты – а повтори, попробуй!

(По В. Соловьёву)

# 10643

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Соловьёва В.

(1)Наши далёкие предки, восточные славяне, трудно жили на своей обширной земле: не зверя из дремучих лесов боялись они – самым лютым врагом был холод. (2)В землянке, в деревянной лачуге, у огня, под медвежьей шкурой – всюду находил человека мороз-воевода, и казалось, что нет от него ни спасения, ни обороны. (3)Но всё-таки нашёлся герой, победитель мороза: это был тот мастер, который избу придумал. (4)Великое изобретение для сурового края!

(5)Постройку мастер поднял над землёй, чтоб от земли холод в жильё не шёл. (6)Но главное изобретение – сруб четырёхугольный: он состоит из «венцов» - горизонтально сложенных четырёхугольников из брёвен, связанных в углах врубками. (7)Одно бревно врубается в другое так, что концы выступают за стены сруба. (8)Стороны среза бревна промерзают вдоль волокон древесины быстро и глубоко, а поперёк ствола гораздо слабее, поэтому промерзают выпущенные наружу концы брёвен, а угол дома остаётся тёплым. (9)Избу мастер стал делать с «сенями» – помещением во всю длину её дверной стены. (10)Сени не отапливались, но благодаря им холод снаружи не проникал прямо в избу. (11)Пол сеней устраивался на том же уровне, что и пол избы, но их разделял высокий порог, который не давал волнам холодного воздуха врываться в избу. (12)По той же причине дверь из сеней в избу делалась низенькая – головой заденешь притолоку, если не наклонишься.

(13)Вот как всё устроил мастер. (14)В хорошей избе не осталось для холода никаких лазеек. (15)Пришлось отступить морозу – извечному врагу. (16)Куда как веселее зажили люди в тёплых избах!

(По В. Соловьёву)

# 10605

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Салтупа Г.

(1)Берёста – верхний слой коры берёзы - тёплая, с мягкой бархатистой поверхностью, является волшебным материалом для разных поделок и дел. (2)В старину на Руси каждый крестьянин умел плести разные предметы домашнего обихода из берёсты. (3)Это умение было так же естественно, как умения пахать землю, косить сено, рубить избу. (4)В избе русского крестьянина берёста занимала второе почётное место после дерева. (5)В туесах, лукошках, маслёнках, корзинках, солонках, ягодниках хранили молоко и квас, ягоды и муку, солили грибы и квасили капусту, берегли в них соль и приносили живую рыбу с рыбалки. (6)Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и были большие туеса, на четыре литра воды. (7)Умелые крестьянские руки делали туеса из цельных цилиндров берёсты, снятых с поваленного дерева. (8)Ягодники и лукошки выплетали из берестяных лент, иногда, для прочности, в два слоя.

(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты – «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.

(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.

(По Г. Салтупу)

# 10397

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Клиентова А.Е.

(1)Издавна на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома торговали нарядной, красочной деревянной посудой. (2)Это не обыкновенные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые, и нарисованы на них травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. (3)Такую удивительную посуду и на царский стол поставить незазорно. (4)Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. (5)Хозяйка выставляла её для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.

(6)А сделать настоящую «золотую хохлому» совсем не просто. (7)Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу, потом долго сушит её и покрывает тонким слоем глины: похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. (8)А золота для «золотой хохломы» и не требуется! (9)Этот секрет знали ещё иконописцы Древней Руси. (10)Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком, и чаша блестит, будто серебряная. (11)Художник мягкой кистью рисует на ней затейливый орнамент. (12)Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь – не кашу варить, а для просушки, для «закалки».

(13)И вот в печи происходит чудо: деревянная расписная чаша под воздействием температуры становится золотой, с красочным рисунком. (14)Лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. (15)Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев, и главное – мерцающий золотой фон. (16)Не боится хохлома ни жары, ни стужи: всё так же свежо и ярко будут сиять её краски, не потускнеет «золото», потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

(По А.Е. Клиентову)

# 10363

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

текст 2

ВПР6: текст Смолицкого В.Г.

(1)Среди разнообразных шалей и платков, выполненных отечественными мастерами, выделяются своей неповторимостью оренбургские пуховые платки. (2)Оренбургские платки вяжут вручную, вкладывая в труд всё мастерство и вдохновение. (3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается. (4)Все эти качества пряжи придают платкам удивительные свойства: они настолько легки и тонки, что их можно свободно продеть сквозь обручальное кольцо.

(5)Чтобы связать вручную пуховый платок, мастерице порой надо затратить до двухсот пятидесяти часов времени. (6)Сначала она руками перебирает пух, разрыхляя каждый клочок, очищая его от примесей и грубого волоса, после этого расчёсывает пух специальными двухрядными гребнями, а затем прядёт пуховые нити на коротких лёгких веретёшках. (7)Оренбургские мастерицы вяжут свои платки на обыкновенных стальных «чулочных» спицах и используют характерную вязку – двухизнаночную гладь. (8)Особенно высоко ценится платок, который связан одной мастерицей от начала до конца. (9)Готовый платок пушат и натягивают на специальные пяльцы для восстановления формы и размера.

(10)Ценность оренбургских платков определяется не только мастерством исполнения. (11)Мотивы узора платков необычайно разнообразны и неповторимы. (12)Невозможно найти двух одинаковых платков, поскольку это исключается самой техникой исполнения – вязанием. (13)У мастериц большое количество основных мотивов узора: «рыбка», «горошек», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки» и многие другие. (14)Умело соединяя мелкие элементы, мастерицы получают более сложные узоры: «розетки», «шашечки», «цепочки», «змейки», «бантики», «снежинки». (15)Каждый раз создаётся новая композиция, которую из-за её усложнённости очень трудно повторить. (16)Мастерицы не пользуются какими-либо готовыми рисунками и описаниями: им легче вывязать новый рисунок, не уступающий прежним по красоте, чем воссоздать раз сделанное.

(По В.Г. Смолицкому)

Страницы