ВПР 7 класс (задание 11)

11. Поиск в тексте ответа на вопрос

# 16031

Почему Женя был счастливым, несмотря на свою болезнь? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст

(1)Мы с Вовкой дружили со школьной скамьи, были неразлучны. (2)А на лето расставались: мама отправляла меня в деревню к бабушке.

(3)Однажды, проезжая на велосипеде мимо одного из дворов, я заметил мальчика в инвалидной коляске. (4)Он сидел с ноутбуком на коленях и выглядел счастливым.

(5)Вечером я спросил о нём у бабушки. (6)Она сказала, что у мальчика тяжёлая болезнь и он не может ходить. (7)Но как при такой болезни он может быть счастливым? (8)Я никак не мог это понять.

(9)Иногда я заходил к нему. (10)У Жени был свой сайт помощи больным детям, он писал статьи в местную газету. (11)Жизнь этого парня просто кипела. (12)Но я продолжал содрогаться при мысли о его участи и радовался своей здоровой жизни.

(13)Каникулы кончились, я уехал из деревни, обещал Жене звонить. (14)Но не позвонил ни разу. (15)С головой окунулся в наши с Вовкой проделки.

(16)В результате одной из таких «проделок» я оказался прикован к постели. (17)Врачи твердили: «Если и встанешь, останешься инвалидом».

(18)Вовка навестил меня раза три, а потом сказал: «Извини, я не могу жертвовать своим свободным временем ради тебя». (19)Я всё понимал, но душа разрывалась.

(20)Потом меня отправили в деревню, на свежий воздух. (21)Ходил я на костылях, мучился от боли.

(22)В один из дней калитка нашего двора распахнулась и в неё вкатился Женя. (23)Сначала я нехотя с ним общался, а он не обращал на это внимания. (24)Нашёл мне «друга по несчастью» на своем сайте, отыскал информацию о лечении. (25)И моя жизнь потихоньку стала налаживаться. (26)Вскоре я смог бросить костыли. (27)Женька радовался вместе со мной. (28)Теперь уже я помогал ему катить коляску. (29)Мы вместе ездили на рыбалку, фотографировались на фоне летней природы.

(30)Так я обрёл своего настоящего друга.

(По материалам Интернета)

# 16015

Для кого строят зимовьюшку лётчик и Олешка? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Цюрупы Э.

– (1)Пора нам с тобой по домам, звонок! (2)Приходи сюда завтра. (3)Кончим дорожку и построим с тобой зимовьюшку.

– (4)Какую зимовьюшку?

– (5)Домушку-зимовьюшку. (6)Из снежных кирпичей.

(7)Олешек подпрыгнул от радости.

(8)И наутро они стали строить домушку-зимовьюшку.

(9)Олешек и не знал, что его знакомый лётчик такой мастер. (10)Всякая работа у него ладилась, и весело было за ним поспевать.

(11)Осенью в берёзовой роще каменщики выкладывали кирпич за кирпичом красные стены детского сада. (12)А лётчик с Олешком строили свою зимовьюшку из белых кирпичей. (13)Лётчик нарезал их из слежавшегося снега. (14)Вдвоём они подвозили кирпичи на листе фанеры – она теперь называлась волокушей. (15)Складывали рядами, друг на дружку. (16)Стенка росла, Олешек уже не доставал до края. (17)А кирпичи надо было поднимать всё выше. (18)Иногда лётчик опускал руки и тяжело переводил дыхание.

(19)Четыре дня подряд они строили свой дом. (20) Раздобыли два ящика – побольше и поменьше. (21)Получились в домушке стол и стул. (22)Сложили посреди домушки очаг, подальше от стенок, чтоб не растаяли.

– (23)Завтра наготовим щепы для растопки, – сказал лётчик. – (24)Да чистую жестянку, чтоб чай кипятить, да сухарей насушим.

– (25)Для кого сухарей? – удивился Олешек.

– (26)Для неизвестного друга, – сказал лётчик. – (27)Пойдёт человек по лесу в буран, промёрзнет – зуб на зуб не попадёт. (28)И вдруг – вот она, зимовьюшка наша! (29)Входи, друг, грейся чайком, зимуй хоть целую зиму.

(30)Вечером дома на кухне Олешек выбрал самое сухое, самое прямое – без сучков – полено и спрятал его к себе под кровать.

– (31)Что за полено в комнате? – удивилась мама

(32)Олешек всё рассказал про зимовьюшку.

(33)Тогда папа раскрыл свой складной нож и нащепал из полена целую стопку щепок, а мама достала начатую пачку чая.

– (34)А хорошо придумали люди,– сказал папа. – (35)Стоит в тайге избушка. (36)Привелось тебе в ней заночевать, что нужно, всё для тебя припасено заботливыми руками. (37)А будешь уходить, сам позаботишься о людях, что придут после тебя.

(По Э. Цюрупе)

# 14232

Зачем рассказчик с детства пытался всё выше взобраться на тополь? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Носова Е.

(1)Я подолгу разговариваю с тополем. (2)У меня с ним давний молчаливый разговор.

(3)Когда я был меньше, я спрашивал его о простом – что он такое? (4)Живой он или мёртвый? (5)В нём всегда я находил непонятное и удивительное. (6)Потом я спрашивал его не о том, что он, а зачем он. (7)Зачем вырос такой огромный? (8)Для чего ему нужна такая высота? (9)Для чего он изо всех сил тянется к небу? (10)Просто греется на солнце? (11)Зачем ему надо каждую весну разворачивать шатёр листьев, чтобы потом сбросить их под ноги прохожим? (12)Для чего жизнь ему дала такую судьбу? (13)Доволен ли он тем, что он тополь? (14)Всю жизнь ему стоять на месте. (15)Он даже не сможет отойти в сторону, если загорится дом. (16)Не сможет пожаловаться, если в него вобьют гвоздь.

(17)Я спросил однажды у дворника Никифора, когда он был в хорошем настроении:

– Дядя Никифор, зачем растёт дерево?

(18)Никифор долго глядел на тополь из-под лохматой шапки.

– (19)Это? (20)Пустое дерево. (21)Будь бы яблоня или груша, компоту наварить можно. (22)Дуб – на постройку. (23)А это – сплошная морока. (24)Мести не успеваешь. (25)По мне – хоть сейчас его на дрова.

(26)А для меня оно не было пустым. (27)Я излазил его до последнего сучка. (28)Знаю на ощупь каждый сантиметр его могучего ствола, морщинистого, в глубоких складках, как кожа старого слона.

(29)Я истратил на восхождение на него многие годы. (30)Когда-то только глядел от подножия, потом удался подъём на нижний сук. (31)Каждая взятая высота приносила мне бесконечную радость. (32)Сначала я поднялся над забором, потом над домом. (33)И вот уже рядом со мной кружили птицы. (34)Я теперь думаю: наверное, так вот, с дерева, начинал подниматься над землёю человек. (35)Дерево первым подарило ему ощущение высоты. (36)Оно было его первыми крыльями, которые подняли его над миром.

(По Е. Носову)

# 14189

Почему после посещения оранжереи бразильянец вернулся на родину? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Гаршина В.

(1)В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. (2)Она была очень красива. (3)Стройные витые колонны поддерживали всё здание. (4)На них опирались лёгкие узорчатые арки, в которые были вставлены стёкла.

(5)Сквозь толстые прозрачные стёкла виднелись заключённые растения. (6)Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. (7)Корни переплелись между собой и отнимали друг у друга влагу и пищу. (8)Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их. (9)Садовники постоянно обрезали ветви, но это плохо помогало. (10)Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. (11)Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания. (12)Они помнили свою родину и тосковали о ней. (13)Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо.

(14)Зимой стёкла обмерзали, тогда в оранжерее становилось совсем темно. (15)Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. (16)Крыша покрывалась наметённым снегом. (17)Растения слушали вой ветра и вспоминали иной ветер – тёплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. (18)Им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветви, поиграл их листьями.

(19)Однажды в оранжерею зашёл приезжий из жаркой страны Бразилии, где выросли эти растения. (20)Он долго стоял и смотрел на высокую красивую пальму. (21)Точно такие росли в его стране. (22)Бразильянцу становилось всё грустнее и грустнее. (23)Вспомнил он родину, её солнце и небо, роскошные леса с чудными зверями и птицами, пустыни, чудесные южные ночи. (24)И вспомнил ещё чужеземец, что нигде не бывал он счастлив, кроме родного края, а он объехал весь свет. (25)Иностранец коснулся рукою пальмы, как будто бы прощаясь с нею, и ушёл из сада, а на другой день уже ехал на пароходе домой.

(26)А пальма осталась. (27)Ей теперь стало ещё тяжелее, хотя и до этого случая было очень тяжело. (28)Она была совсем одна.

(По В. Гаршину)

# 14140

Почему герой текста решил стать похожим на рыцарей? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Голицына С.М.

(1)В 9-летнем возрасте я упивался одной книгой, о которой впоследствии на вопрос некоей анкеты: «Какая книга в вашем детстве произвела на вас наибольшее впечатление?» – я не колеблясь ответил: «Рыцари Круглого стола». (2)Это переведённое с английского популярное изложение народных сказаний, связанных с именем легендарного короля Артура и его рыцарей.

(3)В детстве я редко перечитывал книги, прочитав один раз, откладывал, принимался за другую. (4)Но эту, хоть и толстую, я перечитывал много раз, раскрывал посредине и опять читал о короле Артуре и его оруженосце Кее, о волшебнике Мерлине и о рыцаре Ланселоте и о его любви к королеве Джиневре.

(5)Книга «Рыцари Круглого стола» заставила меня о многом задуматься, под её влиянием я решил совершенствоваться, чтобы стать похожим на рыцаря. (6)Рыцари храбры, а я боялся темноты, боялся мальчишек с соседнего двора и чужих собак, поэтому я по вечерам нарочно забирался в тёмную комнату и там сидел и думал о подвигах Ланселота. (7)Позднее я приучил себя не бояться гусей, собак, и даже быков. (8)Рыцари терпеливы, и я стоически переносил голод. (9)А когда я ушибался, или у меня текла кровь из пальца, или рассаживалась коленка, я никогда не плакал, старался не капризничать.

(10)Рыцари никогда не врут. (11)А я врать привык, и исправить этот недостаток мне было очень трудно. (12)Время от времени я забывался и нарушал своё обещание, однако утешал себя, что делаю это «во спасение», чтобы не ябедничать, а рыцари не ябеды.

(13)Книга «Рыцари Круглого стола» оказала на меня благотворное влияние. (14)Несколько лет я жил её героями. (15)Существовал целый сказочный мир, куда я уходил в своих мечтах, перебирая в памяти различные эпизоды из этой книги.

(По С.М. Голицыну)

# 14119

Какие особенности описания мебели говорят о том, что маленькому рассказчику окружающие предметы кажутся живыми? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Носова Н.

(1)Взрослые часто не понимают детей, потому что видят мир не таким, каким его видят дети. (2)В окружающих предметах взрослые видят их назначение, то, чем эти предметы полезны для них. (3)Дети же видят лицо вещей. (4)Они не знают, откуда эти вещи явились, кто их сделал и сделал ли кто. (5)Дети знают, что вещи существуют, живут, и относятся к вещам, как к живым существам.

(6)Помню себя маленьким – четырёхлетним, может быть, трёхлетним. (7)Вижу себя в окружении вещей, которые не только будят во мне какие-то мысли, но и действуют на мои чувства. (8)Вот сутулый шкаф стоит, подпирая своей широкой спиной стену, погрузившись в бесконечную думу. (9)От него не добьёшься слов. (10)Если он и произнесёт что-нибудь на своём скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтоб достать что-нибудь из одежды.

(11)По сравнению со шкафом буфет – легкомысленное существо. (12)У него и цвет не такой серо-бурый, а с красноватым отливом. (13)Верхние дверцы на его груди украшены деревянной резьбой. (14)По бокам торчат выточенные из дерева шпилеобразные фигуры, напоминающие шахматных ферзей. (15)Этот чудак буфет, наверно, воображает, что очень красиво, когда на плечах такие нелепые штуковины. (16)На его полках хранятся сахар, печенье, варенье, иногда даже конфеты. (17)И кофейная мельница – её можно вертеть сколько угодно, когда никто не видит.

(18)Словом, буфет – существо нелепое, но компанейское, чего не скажешь о креслах. (19)В белых чехлах, из-под которых, точно из-под платьев, торчат только кончики ножек, они похожи на чопорных дам. (20)Они чинно сидят по углам комнаты и молчат. (21)Чувствуется, что им до зарезу хочется поговорить. (22)Хочется посудачить о разном, да не хочется показывать, что их могут интересовать пустые разговоры. (23)В их обществе я чувствую себя лишним, чем-то вроде гвоздя в сапоге.

(По Н. Носову)

# 14084

Почему ребята понимают, что им нужно было оборонять учителя? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Астафьева В.П.

(1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал:

– Ой, змея, змея!..

(3)И все увидели змею. (4)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела.

(5)Ещё и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте.

– (8)Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! – кричали ребята, но учитель ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах.

(14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.

– (15)Пойдёмте, ребята, отсюда.

(16)Мы посыпались с горы, учитель шёл за нами следом, и всё оглядывался, готовый защищать нас снова, если змея оживёт. (17)Под горою учитель забрёл в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утёрся платком и спросил:

– Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо?

– (18)Закинуть же на себя змею можно. (19)Она, зараза, обовьётся вокруг палки!.. – объясняли ребята учителю. – (20)Да вы раньше-то хоть видели змей? – догадался кто-то спросить учителя.

– (21)Нет, – виновато улыбнулся учитель. – (22)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (23)Я же с Кубани. (24)Там нет таких гор, и тайги нет.

(25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!

(По В.П. Астафьеву)

# 14065

О какой «битве за душу» говорит бабушка и от чего зависит, каким станет человек? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Горевой С.

(1)Наташа с бабушкой очень часто ходили в церковь. (2)Храм завораживал девочку, она могла часами молча стоять возле какой-нибудь иконки или смотреть на пламя свечи. (3)Наташины родители погибли в автокатастрофе, когда девочке было пять лет. (4)Она смутно помнила их лица, их голоса, но точно знала, что они её очень любили и верили в то, что их дочка будет самой счастливой на свете. (5)Сейчас Наташе уже двенадцать. (6)Она живёт с бабушкой, учится в самой обычной школе.

(7)По вечерам Наташа любит посидеть на бабушкиной кровати и послушать рассказы о жизни. (8)Наташа засыпает бабушку вопросами, перебивает, начинает сама рассуждать вслух, но в итоге каждый вечер приходит к одному и тому же: она ещё не такая мудрая, как бабушка, и не может дать ответ на многие вопросы.

(9)Вот и на этот раз девочка сидит и ждёт, когда бабушка расскажет ей что-нибудь интересное. (10)Бабушка смотрит на неё своими лучистыми глазами и ласково спрашивает: «Наташа, а ты знаешь, что такое душа?» (11)«Ну… это что-то такое неопределённое, что живёт внутри каждого человека…», – бубнит Ната. (12)«Душа – это поле битвы», – говорит бабушка. (13)«Как это?» – удивлённо взмахивает ресницами девочка. (14)«А так, – продолжает бабушка. – (15)У каждого человека внутри как бы живут два разных человека. (16)Один хороший, добрый. (17)Он никогда не сердится, никогда не пройдёт мимо того, кому нужна помощь, никогда не обидит и не скажет плохого слова. (18)Он любит не только себя, но всех людей вокруг. (19)Другой не любит никого. (20)Он толкает человека на плохие поступки, на плохие мысли. (21)Он злорадствует по любому поводу, завидует всегда и всем по поводу и без, он злой, и поэтому ранит душу. (22)Вот эти два человека и борются внутри каждого из нас». (23)«А какой же побеждает?» – поинтересовалась Наташа. (24)«А тот, которого ты кормишь», – пожала плечами бабушка.

(По С. Горевой)

# 14046

Почему сохранился спичечный коробок? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Пескова В.М.

(1)Обычный коробок спичек. (2)Я нашёл его неожиданно, отодвинув ящик стола, когда перебирал вещи в столе отца. (3)Я обнаружил жестянку патефонных иголок, значок «Ворошиловский стрелок»… (4)И этот коробок спичек.

(5)Обычный коробок. (6)Обычный, да не совсем! (7)На жёлтой морщинистой этикетке, в том месте, где бывает рисунок, наискосок стояли три строчки, очень знакомые строчки: Наше дело правое!

(8)Враг будет разбит!

(9)Победа будет за нами!

(10)Спички 41-го года! (11)Я достал одну из коробки. (12)Зажжётся? (13)Зажглась.

(14)Вот уже все в доме разглядывают находку, но только мама может припомнить…

– (15)Вспомнила, это с той осени…

(16)Той осенью по дороге из Воронежа через наше село двигалась пехотная часть.

(17)Не помню, сколько дней двигалось войско, но только слякоть сменилась вдруг зимним морозом. (18)Помню стук в окна: «Хозяйка, пустите хоть в сенцы». (19)И вот в избе и в сенцах на соломе, уморённые войной, один к одному лежали люди...

(20)Утром мать намыла чугун картошки и чугун свёклы – покормить постояльцев – и послала меня добыть огня. (21)Это было простое дело: выходишь на улицу, смотришь, из чьей трубы идёт дым, – туда и бежишь за углями.

– (22)Ты это куда? – спросил лейтенант. (23)Я объяснил. (24)Лейтенант полез в сумку и достал спички.

– (25)На, отдай матери. (26)(До сих пор сохранился на коричневом рёбрышке коробка след от спички, которой в то утро была растоплена печь.)

(27)Коробок спичек с той осени сохранился. (28)Его положили в укромное место как некую непозволительную роскошь, как драгоценный запас огня на какой-нибудь случай.

(29)И вот мы держим его в руках через тридцать четыре года… (30)С удивлением и большой радостью наблюдаю, как много может всколыхнуть в памяти маленькая реликвия.

(По В.М. Пескову)

# 14030

Какие чувства испытал автор, впервые увидев весь Крым? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ. >>>

ВПР7: текст Паустовского К.

(1)Несколько лет назад мне пришлось плыть зимой на теплоходе из Батуми на север. (2)После Туапсе теплоход ушёл в открытое море, чтобы обойти ледяной шторм, бушевавший у берегов Новороссийска.

(3)Всё же шторм захватил нас крылом. (4)Волчьим воем пели снасти. (5)Лицо резала колючая снежная крупа. (6)Ветер стремительно проносил над мачтами чёрные тучи, казавшиеся обрывками тьмы.

(7)На рассвете я проснулся от тишины. (8)Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали из моря очертания жёлтых гор, освещённых низкими, но яркими лучами. (9)Это был Крым. (10)Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве.

(11)Впервые я увидел из морской дали весь Крым, торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. (12)Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара. (13)И может быть, то чувство, которое испытали в это утро и я, и мои спутники, глядя на выступавшие из шумящих волн берега, было сродни ощущению людей, впервые открывших новые страны. (14)Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры.

(15)Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. (16)Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатыр-Дага и Ай-Петри, и над ними, как дым, струились к зениту и таяли облака. (17)А море несло к подножью каменных мысов розоватую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно – так же, как и сотни и тысячи лет.

(18)Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание.

(19)Таков Крым. (20)Поэтому он стал, как говорили в старину, «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов.

(21)Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. (22)Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Горького, Толстого, Сергеева-Ценского, Вересаева, Куприна, Грина, Волошина, Малышкина, художников Богаевского, Кончаловского, Дейнеки.

(По К. Паустовскому)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 7 класс (задание 11)