ВПР 7 класс (задание 12)

12. Определение лексического значения многозначного слова

# 16958

Определите и запишите лексическое значение слова «слагаться» («слагается») из предложения 4. >>>

ВПР7: текст Лихачёва Д.

(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. (3)А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нельзя ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом – любовь к своей стране; во втором – ненависть ко всем другим.

(15)Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. (16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся слабенькими. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, – мудрее.

(По Д. Лихачёву)

# 16946

Определите и запишите лексическое значение слова «метаться» («металась») из предложения 33. >>>

ВПР7: текст Марысаева Е.

(1)Вертолёт перебрасывал отряд поисковиков на новую точку работ. (2)Перевалив горный хребет, Ми-4 полетел над быстрой рекою, рывками снижаясь.

(3)Глядевший в иллюминатор Борис, начальник отряда, резко поднялся, пробрался к пилотской кабине. (4)Прокричал:
– Командир!
(5)Развернись! (6)В реке какая-то зверюшка тонет!..

(7)Вскоре среди белых бурунов и торчавших из воды острых камней я увидел серебристо-рыжее туловище с чёрными пятнами на шкуре. (8)Это была рысь. (9)Быстрое течение тащило зверя, цеплявшегося за проплывавшие мимо камни.

(10)Борис выставил жердь. (11)Поймёт ли зверь? (12)Доверится ли человеку?

(13)Хищник ближе, ближе... (14)Рысь ухватилась за конец передними лапами и зубами. (15)Начальник отряда протащил зверя по воде и направился к берегу. (16)Рысь тяжело запрыгала и растянулась на камнях. (17)Силы оставили её.

(18)Зверь крепко-накрепко привязался к своему спасителю. (19)Стоило тому крикнуть: «Киса, к ноге», – рысь, забыв древние инстинкты, с собачьей покорностью пулей выбегала из чащобы и ложилась подле Бориса. (20)Она отлично запомнила голос того, кто однажды спас ей жизнь. (21)И тотчас откликалась на него.

(22)Наступила осень. (23)Работа выполнена, все маршруты пройдены.

(24)На каменистом пятачке приземлился вертолёт. (25)Рысь неотрывно следила, как люди затаскивали вещи, а потом исчезли в машине. (26)Начальник отряда присел на корточки, потрепал зверя по загривку и зашагал к вертолёту.

(27)Но не тут-то было! (28)Киса в два прыжка догнала Бориса и вцепилась зубами в его сапог, упершись задними ногами в землю, потянула на себя.

– (29)Дайте-ка карабин,– попросил он.

(30)Гулкий выстрел ненадолго напугал зверя. (31)Борис поспешно забрался в вертолёт. (32)Мы прильнули к иллюминаторам.

(33)Киса металась по покинутой стоянке, высоко подпрыгивала, как бы пытаясь взлететь за вертолётом. (34)Пасть была раскрыта, но её крик тонул в грохоте двигателя. (35)Потом она перестала метаться и длинными скорыми прыжками побежала в том направлении, куда полетела «вертушка».

(По Е. Марысаеву)

# 16933

Определите и запишите лексическое значение слова «заметить» («заметили») из предложения 18. >>>

ВПР7: текст Носова Н.

(1)Обычно, возвратившись из гимназии, мы с братом обедали, потом садились делать уроки, после чего отправлялись гулять. (2)Но однажды после обеда брат сказал:
–Пойдём гулять.

– (3) А уроки делать когда? – спросил я.

– (4) А уроки сегодня не будем делать, – с невозмутимым видом ответил брат.

– (5) А вдруг завтра спросят? – высказал опасение я.

– (6) Может быть, и не спросят.

(7)В этом ответе чувствовалось разумное основание. (8)В классе было сорок учеников. (9)Учитель при всём желании не мог на каждом уроке опросить всех. (10)Это мы заметили, и мой сообразительный брат пришёл к логическому умозаключению, что если учитель не каждый день спрашивает уроки, то можно их учить не каждый день.

(11)Мы прогуляли до вечера. (12)На следующий день, к счастью (вернее, к несчастью), никто из учителей не спросил нас. (13)Опыт удался, и мы стали его повторять.

(14)Результаты такого отношения к учёбе не замедлили сказаться на успеваемости. (15)В тетрадях у нас и в дневниках запестрели двойки. (16)Я научился молча стоять на виду у всего класса, когда учитель вызывал к доске. (17)В такие моменты мне было стыдно, но я полагал, что это от непривычки, а когда я попривыкну, то перестану стыдиться своей нерадивости, лени или неспособности к учению (не знаю, какое слово тут лучше употребить), и тогда всё будет хорошо.

(18)В конце концов родители заметили, что учёба наша идёт далеко не блестяще. (19)Теперь отец время от времени учинял нам проверки. (20)Он устраивал их неожиданно. (21)Обнаруживалось, что задачки решены неправильно или вовсе не сделаны. (22)Приходилось отцу объяснять нам. (23)Но было поздно. (24)Мы уже очень отстали. (25)Класс за это время ушёл вперёд. (26)Не понимая, о чём на уроке ведётся речь, я вообще переставал слушать объяснения. (27)Мысли мои витали далеко. (28)Кризис усугублялся. (29)Развязка приближалась.

(По Н. Носову)

# 16908

Определите и запишите лексическое значение слова «крепко» из предложения 43. >>>

ВПР7: текст Бианки В.

(1)Преудивительная у нас водится птичка. (2)Называется – плавунчик.

(3)Сынишка мой, когда в первый раз их увидел, очень удивился:

– Что за птиц я видел!
(4)Идёшь – все птицы от тебя удирают. (5)А эти и не думают, плавают у самого берега. (6)Подхожу – даже отплыть подальше не хотят, кувыркаются.

(7)Домик наш стоял на берегу реки Камы. (8)Всё лето стайки плавунчиков прямо из окошек видно.

(9)Сынишка говорит:

– Это какие-то птички шиворот-навыворот!
(10)Я их шибко залюбил. (11)Потому что они меня не боятся. (12)Будто знают, что их не трону, плохого им не сделаю. (13)Хорошие они.

(14)Однажды прибегает сын домой с Камы. (15)Лезет за пазуху и пускает на пол живого плавунчика.

– (16)Я, – говорит, – сидел на берегу с удочкой. (17)Вдруг две вороны летят. (18)Кричат, каркают. (19)А впереди них птичка мчится. (20)Вороны её схватить хотят. (21)Она из стороны в сторону бросается, кричит. (22)Увидела меня – и прямо ко мне в ноги. (23)И сидит. (24)Я сразу понял: защиты просит. (25)На ворон замахал, закричал, чтобы улетели. (26)Они и удрали. (27)Взял плавунчика в руки. (28)Он и не думает улетать. (29)Я удочку смотал – и домой с ним.

(30)Плавунчик ходит по избе, нас не боится. (31)Но что с ним делать? (32)Чем кормить? (33)И ему плавать надо. (34)Решили выпустить.

(35)Знал я в лесу большую яму с водой. (36)Корма там всякого птичьего много было. (37)Пошли и выпустили плавунчика. (38)Прожила птичка на яме всё лето.

(39)Осенью улетел наш плавунчик на зимовку в жаркие страны.

(40)Но весной он опять прилетит.

(41)Пожалуйста, ребята, если встретите его или других плавунчиков, – не трогайте их, не пугайте! (42)Они совсем беззащитные и очень уж верят людям.

(43)А ведь так приятно, так хорошо на душе становится, когда в тебя крепко верят и ждут от тебя хорошего. (44)Особенно, когда так в тебя верит беззащитное маленькое существо.

(45)Пусть хоть птичка.

(По В. Бианки)

# 16896

Определите и запишите лексическое значение слова «догадается» из предложения 26. >>>

ВПР7: текст Крапивина В.

(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный, есть, где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними.

(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.

(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. (13)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (14)Они здорово летали, плавными широкими кругами.

(15)Ребята толпой гонялись за каждым голубком. (16)Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю.

(17)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (18)На одном рисовал всякие узоры; на другом – кораблики среди моря; на третьем – сказочные города; на четвёртом – цветы и бабочек. (19)И всякие космические картинки.

(20)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (21)И вдруг я расхотел пускать с балкона голубков, я сделал последнего и нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

(22)Я знал, почему нарисовал такое. (23)Хотелось, чтобы появился друг. (24)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать музыку, а настоящий...

(25)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (26)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

(По В. Крапивину)

# 16516

Определите и запишите лексическое значение слова «подёрнуться» («подёрнулись») из предложения 3. >>>

ВПР7: текст Качаева Ю.

(1)Ночь над горным пастбищем стояла звёздная и тихая. (2)Слышно было только, как шумит ручей-попрыгун да вздыхают сонные овцы.

(3)Костёр прогорел, и угли подёрнулись лёгким пеплом, похожим на иней. (4)Не мешало бы подбросить в костёр сучьев, но двигаться было лень. (5)И мальчик лишь поплотнее запахнулся в толстый шерстяной плащ-чапан.

(6)Мимо костра бесшумно, как тень, прошёл сторожевой пёс Алмас. (7)Следом за ним поспешил щенок-ученик. (8)От усердия он даже язык высунул. (9)Откуда-то издалека долетел слабый пароходный гудок. (10)И словно в ответ ему зарычал Алмас.

(11)«На кого это он?!» – удивился Акмат. (12)Он нащупал холодный ствол ружья и поднялся. (13)Алмас снова подал голос. (14)На этот раз он залаял, значит, звал на помощь человека. (15)Акмат осторожными шагами пошёл к отаре. (16)Овцы испуганно жались друг к дружке, и каждая норовила пробиться в середину стада.

(17)У ручья послышалось хриплое звериное дыхание, возня и клацанье зубов. (18)Акмат бросился на звуки борьбы, споткнулся и упал, больно стукнувшись коленом о камень. (19)Впереди промелькнули две тени, потом жалобно взвыла собака, и всё стихло. (20)Акмат поднял ружьё и выстрелил вверх.

– (21)Что там стряслось? – услышал Акмат голос старшего брата Рамиса.

– (22)Волки, – ответил Акмат. – Алмас, сюда!

(23)Пёс подошёл и ткнулся мордой ему в грудь. (24)Мальчик погладил овчарку и сразу отдёрнул руку: ладонь стала мокрая и липкая.

– (25)Как же это ты оплошал? – сказал Акмат.

(26)Рамис уже успел подбросить в костёр сушняку, и при свете они увидели на плече Алмаса глубокую косую рану.

– (27)Ого, будто бритвой полоснул, – покачал головой Рамис, – живо тащи аптечку.

(28)Пока промывали рану, пёс стоял смирно и только потихоньку скулил. (29)Он понимал, что его лечат.

– (30)Ничего, Алмас, поймаем этого волка, – сказал Акмат.

(По Ю. Качаеву)

# 16503

Определите и запишите лексическое значение слова «гастролировал» из предложения 1. >>>

ВПР7: текст Лесса А.

(1)У Фёдора Шаляпина, великого русского певца, был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством пестрых ярлыков, памятных знаков туристических фирм, отелей, пароходных компаний, стран и городов, в которых гастролировал артист. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.

(3)В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. (5)Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.

(6)Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. (7)Когда однажды в каком-то городке администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин разозлился и тут же поставил его на прежнее место.

(8)После смерти артиста его вдова Мария Валентиновна Шаляпина вскрыла ящик, который был наглухо заколочен.

(9)И тайное стало явным.

(10)В 1909 году великий артист приехал с концертами в Самару. (11)Встретили его ещё на пароходе и очень радушно. (12)Но никто не смог ему сказать, где похоронена его мать. (13)Никто не имел представления, где хоронили бедняков в год смерти его матери. (14)Только какой-то священник увёл Фёдора Ивановича в заросший сорными травами угол кладбища и сказал, глядя в сторону: «Кажись, здесь». (15)Сын поднял с могилы комок земли, поплакал о матери, отслужил панихиду.

(16)Евдокия Михайловна была самым дорогим человеком для Фёдора Ивановича Шаляпина. (17)На закате своей жизни он, увенчанный мировой славой и материально обеспеченный, часто вспоминал её и говорил с горечью: «У меня мать умерла от голода...»

(18)В ящичке, который так бережно хранил Фёдор Шаляпин, была горсть земли, взятой им перед отъездом за границу с могилы своей матери, – горсть русской земли.

(По А. Лессу)

# 16490

Определите и запишите лексическое значение слова «улучив» из предложения 8. >>>

ВПР7: текст Носова Е.

(1)Ночью на деревья упал снег и держался на ветках крепко. (2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но не вышло. (3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждые два сантиметра расставил зерна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате. (5)Синичка всё видела, но не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зёрнышко и унесла его на ветку. (7)Всё обошлось благополучно. (8)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два... (9)Я сидел за столом, работал и иногда поглядывал на синицу. (10)А она, робея, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке. (11)Но вот осталось последнее зерно. (12)Оно лежало на самом кончике линейки. (13)Синичка, испуганная, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (14)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир.

– (15)Ты здесь живёшь?

– (16)Да.

– (17)А почему здесь нет снега?

(18)Вместо ответа я повернул выключатель. (19)Под потолком ярко вспыхнул матовый шар плафона.

– (20)Солнце! – изумилась синичка. – (21)А что это?

– (22)Это всё книги.

– (23)Что такое «книги»?

– (24)Они научили зажигать это солнце, растить эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и ещё многому другому научим, а ещё научили насыпать тебе зернышек.

– (25)Кто ты?

– (26)Я человек. (27)Будешь навещать меня? (28)Я же буду работать. (29)Согласна?

– (30)Согласна. (31)А что такое «работать»?

– (32)Это такая обязанность человека, без которой нельзя обойтись. (33)Все люди должны что-нибудь делать, так они помогают друг другу.

– (34)А чем ты помогаешь людям?

– (35)Я хочу написать такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать зёрен...

(36)Но, кажется, синичка уже не слушает меня. (37)Обхватив лапками семечко, она доверчиво расклёвывает его на кончике линейки.

(По Е. Носову)

# 16464

Определите и запишите лексическое значение слова «раздаться» («раздался») из предложения 13. >>>

ВПР7: текст Куприна А.

(1)Не переставая играть, Юрий увидел, как в зал вошёл пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. (2)Вошедший держался с изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой. (3)Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. (4)Всего замечательнее было его лицо. (5)Это был один из тех ликов, которые остаются в памяти на всю жизнь с первого взгляда. (6)Большой четырёхугольный лоб был покрыт суровыми, почти гневными морщинами. (7)Глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно. (8)Узкие губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца. (9)Нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. (10)Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную...

(11)В это время Юрия попросили играть вальс, и он не услышал, что сказал этот удивительный человек, которого называли Антоном Григорьевичем. (12)Юрий играл поочерёдно вальсы, польки и кадрили, но из его головы не выходило царственное лицо необыкновенного гостя. (13)И тем более он был изумлён, почти испуган, когда над его ухом раздался равнодушно повелительный голос Антона Григорьевича: «Сыграйте, пожалуйста, ещё раз».

(14)Юрий заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем он играл в первый раз, но понемногу к нему вернулись смелость и вдохновение. (15)Присутствие этого властного и необыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим волнением и придало его пальцам исключительную гибкость и послушность. (16)Он сам чувствовал, что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз, и, должно быть, не скоро будет ещё так хорошо играть.

(По А. Куприну)

# 16443

Определите и запишите лексическое значение слова «утварь» («утвари») из предложения 10. >>>

ВПР7: текст Рябенко В.

(1)Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. (2)Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий дома.

(3)Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. (4)Прежде всего это было связано с тем, что с XVI–XVII вв. начинается активное освоение восточной части России. (5)Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но и деревянную посуду и металлические орудия труда. (6)Но самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. (7)Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

(8)Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных построек. (9)Потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров.

(10)В это время складываются два направления расписной утвари – роспись металлических и деревянных изделий.

(11)Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. (12)Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определённые типы композиций прялочного декора, всегда связанные с определённым назначением прялки.

(13)Наиболее самобытной разновидностью сельских росписей Урала являлась обвинская. (14)Для неё был характерен яркий контраст цветного фона с растительным орнаментом. (15)В центре композиции располагались цветы, а травка заполняла свободное пространство.

(16)Наряду с утварью на Урале было принято расписывать жилища. (17)Именно здесь были найдены росписи, характеризующие это искусство на протяжении 80–100 лет.

(По В. Рябенко)

Страницы

Подписка на RSS - ВПР 7 класс (задание 12)