ВПР 7 класс (задание 9)

9. Определение основной мысли текста

# 12021

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР4: текст Хелемского Я.

(1)Овстуг... (2)В юности я знал только то, что это имя принадлежит имению, в котором родился Фёдор Иванович Тютчев. (З)Знал, что будущий поэт в детстве проводил там все летние месяцы, а потом бывал в Овстуге лишь наездами, постоянно живя за границей или в Петербурге.

(4)Став фронтовым корреспондентом во время Великой Отечественной войны, я волею судьбы оказался под Брянском. (5)Мой напарник Саша, журналист местной газеты, влюблённый в свой край, готов был часами говорить со мной о Брянске и его окрестностях. (6)Вот и теперь, отвлекаясь от проблем, заговорили мы об Овстуге.

- (7)Там сохранилось что-нибудь?

- (8)Дома господского давно нет. (9)А парк оставался. (10)Вековой. (11)Дуб, липа, тополь. (12)Если только немцы не вырубили. (13)Вот возьмут наши войска Брянск - съездим, поглядим.

- (14)Тютчев-то сам в Овстуге мало бывал.

- (15)Да, но всякий раз, даже приезжая на день-другой, писал под родным кровом стихи. (16)Натоскуется в чужих краях, доберётся до старой усадьбы, и тут его обязательно осенит.

(17)Природа, окружавшая нас в эти дни на Десне, даже израненная и опалённая, была необыкновенно поэтична. (18)Пересвистывались птицы. (19)Река поблёскивала, озарённая осенним солнцем. (20)И в сознании моём начинали звучать тютчевские строки, написанные неподалёку, в Овстуге: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...»

(21)Много позднее, перечитывая стихи и письма Тютчева, я часто вспоминал свой разговор с Сашей. (22)Ведь, правда, если сложить воедино все месяцы, недели, дни, проведённые поэтом под кровлей отчего дома, составится лишь малая часть его долгой жизни. (23)Как известно, более двух десятилетий по долгу дипломатической службы провёл он в разлуке с Россией.

(24)Но тихая усадьба, где Тютчев впервые увидел деревья, небо, птиц, где приставленный к четырёхлетнему мальчику «дядька» Николай Хлопов открывал своему питомцу обаяние русской природы и щедрость родной речи, - весь этот укромный угол в дальнем уезде навсегда остался для поэта воплощением России. (25)Многоцветный поток детских впечатлений не иссякал на чужбине, а, наоборот, разрастался.

(По Я. Хелемскому)

# 11974

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст

(1)Озеро Байкал расположено на территории Бурятии и Иркутской области. (2)Это самое глубокое озеро в мире, также оно является самым большим природным хранилищем пресной воды. (З)Возраст озера Байкал точно неизвестен, учёные считают, что озеру около 35 миллионов лет. (4)Кстати, это делает Байкал по-своему уникальным, так как подавляющее большинство озёр не существует такой длительный срок.

(5)Поскольку озеро Байкал - уникальный природный объект, существует даже Федеральный закон «Об охране озера Байкал», который был принят в 1999 году. (6)Тем не менее есть факторы, которые оказывают существенное негативное влияние на экологию озера. (7)Главный фактор - река Селенга. (8)Она является самым крупным притоком, а объём её стока превышает объёмы стоков всех остальных рек и речушек вместе взятых. (9)В своём течении река Селенга загрязняется через притоки. (10)К сожалению, браконьерство также является весьма существенной проблемой. (П)Главными объектами браконьерского вылова являются байкальские нерпа и омуль. (12)Всего браконьеры вылавливают примерно половину всей рыбы, которую ловят в озере Байкал.

(13)Крайне важно не допустить загрязнения озера. (14)Этот уникальный природный объект нуждается в нашем бережном отношении и охране.

# 9995

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Мурашовой Е.

(1)На площадке перед гимназией стоял большой автобус. (2)У его дверей галдела кучка малышей-гимназистов во главе с учительницей. (3)Несколько сопровождающих родителей стояли поодаль. (4)Мы ждали, пока Юра как следует вденется в свои костыли, чтобы идти домой.

(5)В этот момент к Юре подбежал его дружок, «второклашка» Вадик.

(6)— А мы в Эрмитаж едем! (7)На экскурсию! — подпрыгивая на месте, сообщил он. (8)— Вон автобус стоит!

(9) — Здорово! — завистливо вздохнул Юрка. (10)— Везёт вам! (11)Я бы тоже хотел поехать. (12)Я в Эрмитаже всего один раз был. (13)Сам понимаешь, мне с моими костылями...

(14)Вадик о чём-то сосредоточенно думал. (15)Потом ещё раз подпрыгнул и закричал:

(16) — Юра! (17)Ты поедешь сейчас с нами. (18)Я у Марины Николаевны спрошу! — он сорвался с места и побежал к автобусу, крича на бегу:

(19)— Марина Николаевна! (20)Можно вместо Саши мой друг Юра поедет? (21)Он сам не может, а у нас — автобус! (22)Юра, иди сюда!.. (23)Он ходит, только медленно, потому что на костылях...

(24)Марина Николаевна растерянно переводила взгляд с подпрыгивающего Вадика на Юру, с малышей на родителей. (25)Лицо её медленно заливалось краской. (26)Юрка решительно заковылял к автобусу. (27)Видно было, что ему действительно хочется поехать на эту экскурсию.

(28) — Здравствуйте, Марина Николаевна! — вежливо поздоровался Юрка. (29)— Вадик говорит, что у вас есть пустые места, потому что кто-то не смог поехать. (З0)Это правда?

(31) — Э-э... Мнэ-э... — промямлила Марина Николаевна.

(32)Одна из мамаш прикрыла рот рукой в замшевой перчатке. (ЗЗ)Другая с ужасом смотрела на ребят.

(34)— Прости, мальчик, — Марина Николаевна наконец пришла в себя. — (35)Это невозможно!

(36)— Почему? — спросили Юрка и Вадик.

(37) — Экскурсия рассчитана на семи-восьмилетних детей...

(38)Но Вадик сдаваться не собирался.

(39)— Пусть он поедет, Марина Николаевна! — крикнул он. (40)— Это нечестно!

(41)— Вадик! — одна из мамаш решила вмешаться, подошла ближе и мягко обняла малыша за плечи. (42)— Успокойся! (43)Папе не понравилось бы твоё поведение. (44)Пойдём в автобус. (45)Юра посетит Эрмитаж в другой раз, со своими друзьями...

(46)И тогда я громко сказал: — Идём, Юрка. (47)Сейчас возьмём дома коляску и поедем в Эрмитаж — вот!

(48)— Юра! — крикнул Вадик, в голосе которого уже звенели близкие слёзы. (49)— Я тоже с вами поеду. (50)Я не хочу с ними! (51)Я буду твою коляску катить! — и прежде, чем учительница успела его удержать, он быстро перебежал к нам.

(52)— Безобразие! — высказалась нервная мамаша.

(53)— Вадик! (54)Я тоже с вами! — выкрикнул совсем маленький мальчишка с хулиганским личиком и вырвался из рук собственной родительницы.

(55)— Даниил! (5б)Немедленно вернись! — заголосила лишившаяся ребёнка мамаша.

(57)Родители о чём-то оживлённо совещались с учительницей. (58)Ещё один малыш под шумок перебежал к нам.

(59)Марина Николаевна приблизилась нерешительно, как через линию фронта.

(60)— Юра! (61)Есть правила...(62)Я лично совершенно не против... (63)Но родители детей...

(64)— Я без Юры никуда не поеду! — решительно пискнул Вадик.

(65)— Ладно! — решилась Марина Николаевна. (66)— Пусть Юра едет. (67)Под мою ответственность. (68)Хотя... мне это может...

(69)Вадик восторженно взвизгнул.

(70)Учительница вздохнула и неуверенно улыбнулась. (71)Мамаши за её спиной что-то глухо бормотали.

(По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции» )

# 9968

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Чуковского К.

(1)Наступил день диктовки по русскому языку.

(2)Мне особенно жалко Тимошу Макарова, моего лучшего друга. (3)Он недавно болел и сильно отстал от класса. (4)Его лопоухое, рыжее от веснушек лицо выражает смертельный испуг.

(5)- Тимоша... погоди... я придумал!

(6)В одну секунду я вытаскиваю у себя из-за пазухи верёвочный хвост от бумажного змея, привязываю к своему башмаку, а другой конец сую Тимоше:
— Привяжи к ноге... да покрепче!
(7)Дёрну раз — запятая. (8)Два — восклицательный. (9)Три — вопросительный. (10)Четыре — двоеточие. (11)Понял?

(12)Тимоша весело кивает головой.

(13)Рядом с ним сидит Муня Блохин, маленький, кучерявый и быстрый. (14)Он тотчас ныряет под парту: расширить телефонную сеть. (15)3а спиной у Тимоши сидит второгодник Бугай. (16)Нужно провести телефон и к нему.

(17)Рядом с Бугаем — Козельский, последний ученик в нашем классе, плакса, попрошайка и трус. (18)Нужно провести телефон и к нему, не то он захнычет и выдаст нас всех с головой.

(19)У самой стены сидят знаменитые на всю гимназию лодыри братья Бабенчиковы. (20)У них кулаки как гири, нужно протянуть телефонные нити и к ним.

(21)В нашем классе я считался чемпионом диктовки, чуть не с семилетнего возраста я писал без единой ошибки самые дремучие фразы. (22)В запятых не ошибался никогда.

(23)Вот распахнулась дверь. (24)В класс вошёл какой-то незнакомец и начал диктовать.

(25)Пришлось поработать моей правой ноге! (26)Всё время я дёргал, и дёргал, и дёргал ногою так, что у меня даже в глазах потемнело.

(27)Диктовка была такая (я запомнил её от слова до слова):

(28)«В тот день (дёрг!), когда доблестный Игорь (дёрг!), ведущий войска из лесов и болот (дёрг!), увидел (дёрг!), что в поле (дёрг!), где стояли враги (дёрг!), поднялось зловещее облако пыли (дёрг!), он сказал (дёрг! дёрг! дёрг! дёрг!): "Как сладко умереть за отчизну!"» (дёрг! дёрг!)

(29)Наши парты дрожали, как в судороге. (30)Я без устали передавал свои сигналы.

(31)Через неделю в класс снова вошёл незнакомец и заявил, что комиссия рассмотрела тетради с написанной нами диктовкой и отметила одну странную вещь...

(32)Незнакомец, повернувшись к доске, написал на ней мелом такое:
В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и болот увидел что в поле где? стояли, враги поднялось!? зловещее облако пыли?

(ЗЗ)Все захохотали, кто-то свистнул. (34)Незнакомец проговорил без всякой улыбки:

— А Бабенчиков Александр написал свою диктовку так:
В тот день когда доблестный Игорь веду, щий войска из лесов и болот увидел что в поле где стоя, ли враги поднялось зловещее облако пыли он сказал как сладко умереть за отчизну.

(35)Беда произошла оттого, что почерк был у меня очень медленный, детский, а у товарищей — быстрый. (Зб)Когда я с трудом выводил третье или четвёртое слово, мои товарищи уже писали седьмое, девятое. (37)Слепо понадеявшись на мой телефон, товарищи, сидевшие далеко позади, уже не шевелили мозгами и по сигналу готовы были ставить запятые внутри каждого слова, даже разрезая его пополам, чего сроду не делал самый отпетый дурак с тех пор, как на свете существует диктовка.

(По книге К. Чуковского «Серебряный герб» )

# 9939

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Пескова В.

(1)«Уж сколько раз твердили миру...» — не оставляйте письмена на деревьях, на партах, на скалах, заборах, садовых скамейках, пещерах, в храмах и в лифтах. (2)Нет. (3)Пишет мир! (4)На разных языках, с разной степенью грамотности, разными орудиями, но оставляют люди после себя скабрёзность, какое-нибудь пошловатое изречение или просто «для утверждения личности» — имя, фамилию.

(5)Всегда казалось: письмена эти, как всякое нехорошее дело, появляются в обстановке некой секретности. (б)Невозможно представить, чтобы на виду у людей человек зубилом выдалбливал свою фамилию на граните или занимался резьбой по живому стволу берёзы. (7)Я просто мечтал хоть однажды увидеть умельца. (8)И этим летом на такого прямо наткнулся.

(9)Есть в Железноводске гора Железная. (10)На макушке Железной есть выступ, откуда видны места, воспетые Лермонтовым. (11)По соседству, у Кисловодска, каждый квадратный метр каменных обнажений освоен с величайшим усердием, а на Железной почему-то девственно чисто. (12)«Стесняются — тут ведь всё время люди...» (13)Только сказаны были приятелем эти слова, как мы увидели за камнями сидящего на корточках человека лет сорока с лишним.

(14)Ведёрко с краской, в правой руке широкая кисть, увлечён делом необычайно: на обступивших мальчишек — ноль внимания. (15)Щелчок фотокамеры тоже от работы его не отвлёк. (16)Стараясь не запачкать рубаху и белый курортный картузик, человек старательно выводил большие дегтярно-чёрные буквы. (17)Мы попытались его пристыдить. (18)Никакого успеха! (19)И только дружный смех заставил наконец человека вскочить. (20)Схватив ведёрко и кисть, курортник юркнул вниз по траве. (21)Но память о нём на Железной осталась. (22)Всякий может те¬перь прочесть аршинное слово: ГАВРИЛОВ. (23)Имя и отчество гражданин Гаврилов не успел написать. (24)Представим его заботы: где-то в городе под горой надо было раздобыть краску, найти подходящую кисть, надо было со всем этим подняться на гору, на виду у всех сесть и написать. (25)Жуткая штука — тщеславие. (26)Не умеет человек утвердить себя делом, утверждает вот так, чёрной краской. (27)0 том, что страсть эта интернациональна и процветает на многих широтах, свидетельствует превеликое множество рукотворных шедевров на храмах, на скалах, на деревьях в лесу.

(28)«Если природу не беречь, она превращается в окружающую среду», — удачно сказал недавно один острослов.

(29)С понятием окружающая среда сегодня часто связано понятие загрязнение. (З0)Загрязнение среды — это не только фабричные нечистоты и химикаты. (31)Всякого рода надписи — следы нашего пребывания в природе — тоже немалое загрязнение. (32)И велика угроза подобного осквернения природы. (ЗЗ)Во что превратятся берёзовые рощи, пещеры, постройки древности? (34)А ведь, в сущности, шествие «гаврилиады» нетрудно прикончить. (35)Надо просто не писать, не долбить, не резать. (36)В жизни есть множество благородных способов утвердить своё имя. (37)А известность Гаврилова — известность стыдная.

(По очерку В. Пескова «Гаврилиада» )

# 9921

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Драгунского В.

(1)— Вот, — сказала мама, — полюбуйтесь! (2)Посуда, посуда, три раза в день посуда! (3)Утром мой чашки, а днём целая гора тарелок. (4)Просто бедствие какое-то! (5)Я даю вам обоим срок. (6)До обеда вы должны что-нибудь придумать и облегчить мне эту проклятую мойку!

(7)Я сразу сел на подоконник и начал придумывать, как быть с этим делом. (8)Я сидел, думал и искоса поглядывал на папу, как у него идут дела. (9)Но папа и не думал думать.

(10)Тогда я стал думать ещё быстрее. (11)И часа через два я вспомнил, что читал в газете про конвейер, и от этого я сразу придумал довольно интересную штуку. (12)И когда наступило время обеда, я сказал:

(13)— Ну что, папа? (14)Ты придумал? (15)Насчёт мойки посуды? (16)А я придумал! (17)Ты сколько моешь приборов после каждого обеда? (18)А мама?

(19)Она ответила:

(20)— Три.

(21)— Тогда кричи «ура», — сказал я, — теперь ты будешь мыть только один! (22)Это очень просто. (23)Смотри: вот обед готов. (24)Ты сразу ставишь один прибор, наливаешь в тарелку супу, садишься за стол, начинаешь есть и говоришь папе: «Обед готов!»

(25)Папа идёт мыть руки, и, пока он их моет, ты, мама, уже съедаешь суп и наливаешь ему нового в свою же тарелку.

(26)Вот папа возвращается в комнату и тотчас говорит мне: «Дениска, обедать! (27)Ступай руки мыть!»

(28)Я иду. (29)Ты же в это время ешь из мелкой тарелки котлеты. (30)А папа ест суп. (31)А я мою руки. (32)И когда я их вымою, я иду к вам, а у вас папа уже поел супу, а ты съела котлеты. (33)И когда я вошёл, папа наливает супу в свою свободную глубокую тарелку, а ты кладёшь папе котлеты в свою пустую мелкую. (34)Я ем суп, папа — котлеты, а ты спокойно пьёшь компот из стакана. (35)Всё очень просто! (36)И вместо трёх приборов тебе придётся мыть только один.

(37)— Уж очень хитрый способ, — сказал папа, — но, понимаешь, мне кажется, я тоже придумал один способ. (38)Правда, он не такой хитрый, но всё-таки...

(39)— Выкладывай, — сказал я.

(40)Папа поднялся, засучил рукава и собрал со стола всю посуду.

(41)— Иди за мной, — сказал он, — я сейчас покажу тебе свой нехитрый способ. (42)Он состоит в том, что теперь мы с тобой будем сами мыть всю посуду!

(43)И он пошёл.

(44)А я побежал за ним. (45)И мы вымыли всю посуду. (46)А я всё время думал, какой простой способ придумал папа.

(47)И как это я сам не догадался?..

(По рассказу В. Драгунского «Хитрый способ» )

# 9872

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР8: текст Зимина А.

(1)Утро было морозным и солнечным. (2)От станции к лесу по розовому снегу мы проложили три синих лыжных следа. (3)Зимой мы попали сюда впервые и с трудом узнавали наши места. (4)Хотелось увидеть что-нибудь живое в лесу — птицу, зверя — или хотя бы следы на снегу, но вчерашняя пурга замела все следы. (5)Птицы скорее всего перекочевали к человеческому жилью. (б)Продрогшие голые берёзы, заснеженные ели да сугробы не радовали нас. (7)Я пытался представить себе снова лето: шум листвы, кукушек, малиновок, комаров, грибы...

(8)Вот на этом пригорке в августе мы нашли сразу тридцать боровиков. (9)А вон там, в болотце, росла крупная морошка. (10)А на просеке в начале лета Андрей нашёл птичье гнездо. (11)В гнезде были желторотые неоперившиеся птенцы, которые все время разевали клювы и просили есть. (12)Сейчас они где-нибудь в тёплой Африке, на пальмах.

(13)Нам захотелось посмотреть на пустующее гнездо, но мы не нашли даже куста, в котором оно было. (14)Андрей отъехал в сторону и вдруг закричал:

(15)— Медведь!

(16)Идите сюда, я медведя нашёл!

(17)Мы с опаской подъехали к нему и шёпотом спрашиваем:

(18)- Где?

(19)— Не бойтесь, не съест, — смеётся Андрей.

(20)Вот он!

(21)И показал нам на заснеженный куст можжевельника. (22)Мы присмотрелись — и куст преобразился: перед нами стоял на задних лапах неуклюжий белый медведь. (23)А ведь мы уже проходили мимо куста. (24)Вон и лыжня наша, а медведя не видели.

(25)— Молодец! — похвалил я сына.

(26)— Да он с медвежонком, — заметила Мария.

(27)Мы с Андрюшкой думали, что рядом с медведем кочка, а Мария первой догадалась, что это маленький, пушистый снежный медвежонок.

(28)Мне тоже не терпелось что-нибудь найти. (29)Увидел в стороне торчащий из-под снега обгорелый пень и хожу вокруг. (З0)Ходил-ходил и вдруг понял: ведь это пингвин!

(31)Жена с сыном подъехали, смотрят на пингвина, но, кроме обгорелого пня, ничего не видят.

(32)— Да вы же не так смотрите, — говорю я. — (ЗЗ)Присесть надо.

(34)Они присели и ахнули. (35)Перед ними, приподняв крылышки кверху, стоял в чёрном сюртучке, совсем как живой, весёлый пингвинчик.

(36)А потом мы нашли страшного дракона, потом Снегурочку и Деда Мороза, потом каких-то диковинных безымянных животных... (37)Когда мы выехали из леса на просёлочную дорогу, Андрей нацарапал на снегу лыжной палкой: «Лесной музей. (38)Работает без выходных. (39)Вход свободный».

(По книге А. Зимина «Незнакомый знакомый лес» )

# 9813

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Козлова С.

(1)С утра падал снег. (2)Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.

(3)Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. (4)Ах как это было весело!

(5)«Седьмая», — прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос.

(6)Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.

(7)«Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними. — (8)В лесу так же безветренно? (9)Медвежонок по-прежнему сидит на пеньке? (10)Ах какой смешной Медвежонок!»

(11)Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.

(12)А снег всё падал и падал. (13)Снежинки всё чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: «Здравствуй, Медвежонок!»

(14)«Очень приятно, — говорил Медвежонок. — (15)Вы — шестьдесят восьмая».

(16)И облизывался.

(17)К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. (18)И ему приснилось, что он — пушистая, мягкая снежинка... (19)И что он опустился на нос какому-то Медвежонку и сказал: «Здравствуй, Медвежонок!» — а в ответ услышал: «Очень приятно, вы — триста двадцатая...»

(20)«Лам-па-ра-пам?» — заиграла музыка. (21)И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. (22)Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился...

(23)Всю зиму Медвежонок болел. (24)Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. (25)И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ёжика. (26)Ёжик улыбался и шевелил иголками.

(27)— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.

(28) — Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ежик.

(29)— Долго?

(30)— Всю зиму. (31)Я, как узнал, что ты объелся снегом сразу перетащил все свои припасы к тебе...

(32)— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?

(33)— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушёную травку...

(34)— Не помню, — сказал Медвежонок.

(35)— Ещё бы! — вздохнул Ёжик. (36)— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. (37)Я так боялся, что ты растаешь к весне...

(По «Зимней сказке» С. Козлова)

# 9774

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Яковлева Ю.

(1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть — другого слова тут не подберёшь! (2)При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. (3)Потом энергично тряс головой — разгонял сон — и уставлялся на доску. (4)А через несколько минут снова зевал.

(5)— Почему ты зеваешь?! — раздражённо спрашивала Женечка. (6)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (7)Маленькая, худая, слегка косящая, волосы — конским хвостиком, воротник — хомутиком, каблуки с подковками. (8)На улице её никто не принял бы за учительницу. (9)Она была уверена, что он зевает от скуки. (10)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. (11)3евал же потому, что всегда хотел спать.

(12)Он принёс в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (13)И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (14)Он отнял и снова поставил в воду.

(15)Он каждый день менял воду. (16)И Женечка посмеивалась. (17)Но однажды веник зацвёл. (18)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. (19)Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зелёные, ложечкой. (20)А за окном еще поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.

(21)Все толпились у окна. (22)Разглядывали. (23)Старались уловить тонкий сладковатый аромат. (24)И шумно дышали. (25)И спрашивали, что за растение, почему оно цветёт.

(26)— Багульник! — буркнул он и пошёл прочь.

(27)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (28)Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. (29)На всякий случай думают, что плохое. (30)Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(31)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста — молчальник. (32)Подумали, что он волшебник.

(33)И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

(По рассказу Ю. Яковлева «Багульник» )

# 9756

Определите и запишите основную мысль текста. >>>

ВПР7: текст Солоухина В.

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4)А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воcкресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (5)На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена. (7)Красная, круглая харя Мишки с маленькими глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения. (8)Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас.

(9)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (10)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель; но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(11)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (12)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям.

(13)В пути меня охватила невероятная слабость (должно быть, я начинал заболевать), и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

(14)— Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр.

— (15)Э, да что с тобой разговаривать!

(16)— Дяденька, не уезжайте!

(17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира.

(19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика.

(20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

(22)— А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели со-всем ничего не принёс?

(24)Я рассказал им, как было дело.

(25)— А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.

(26)— Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?

(28)— Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые обратились к нему с просьбой.

(30)— Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.

(32)— Ишь, какие ловкие — нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (ЗЗ)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжё¬лый замок.

(34)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне и вдруг ударило снизу в мозг тёмной волной.

(З5)Говорили мне потом, что я спокойно взял, поднял клюш¬ку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, свёрточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

(36)— Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (37)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало.

(38)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал.

(По В. Солоухину)

Страницы